Анализ спроса и предложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 12:40, курсовая работа

Описание работы

Рынок, сфера товарного обмена. С точки зрения территориальных границ рынка и его масштабов различают местный рынок, национальный (внутренний) и мировой (внешний). Рынок выступает господствующей и определяющей формой связи товаропроизводителей на основе общественного разделения труда.

Содержание

o Введение……………………………………………………………..2 Глава 1. Спрос и предложение. Их взаимодействие………………………………………………………….3
o 1.1. Спрос и изменение кривой спроса………………………..3
+ 1.2. Предложение. Особенности рыночного предложения………………………………………………………………6

# 1.3. Рыночное равновесие цен спроса и предложения……8
* 1.4. Пример расчета равновесной цены на автомобильном рынке……………………………………………………………………….11
o Глава 2. Взаимосвязи и взаимодействие конкуренции и ценообразования………………………………………………………..11
+ 2.1. Экономическая категория конкуренции…………………11
# 2.2. Экономическая категория цены…………………………..14
* 2.3. Взаимосвязь конкуренции и ценообразования………19
o 2.4 Антимонопольная политика государства ( Отчет МЭРТ РФ в 2006 Г.)………………………………………………………………24
+ Заключение………………………………………………………......25
# Список используемой литературы………………

Работа содержит 1 файл

содержание.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

     Содержание:

        •   Введение……………………………………………………………..2 Глава 1.   Спрос и предложение. Их     взаимодействие………………………………………………………….3

        • 1.1. Спрос и изменение кривой спроса………………………..3

          • 1.2. Предложение. Особенности рыночного              предложения………………………………………………………………6

                

            • 1.3. Рыночное равновесие цен спроса и предложения……8

              • 1.4. Пример расчета равновесной цены на автомобильном рынке……………………………………………………………………….11

                • Глава 2.   Взаимосвязи и взаимодействие конкуренции и ценообразования………………………………………………………..11

                  •   2.1. Экономическая категория конкуренции…………………11

                    •   2.2. Экономическая категория цены…………………………..14

                      •   2.3. Взаимосвязь конкуренции  и ценообразования………19

                        •   2.4  Антимонопольная  политика государства  ( Отчет МЭРТ РФ  в 2006 Г.)………………………………………………………………24

                          •   Заключение………………………………………………………......25

                            •   Список используемой  литературы…………………………….27
                          •  
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                            • ВВЕДЕНИЕ  1        

                                Рынок, сфера  товарного обмена. С точки зрения  территориальных границ рынка  и его масштабов различают  местный рынок, национальный (внутренний) и мировой (внешний). Рынок выступает господствующей и определяющей формой связи товаропроизводителей на основе общественного разделения труда.

                              Основные элементы рыночного механизма – спрос, предложение, цена и конкуренция. Величина спроса, отражающая уровень общественных потребностей, ограничена размерами доходов покупателей, т.е. покупательной способностью населения. Предложение характеризует динамику общественного производства  и представляет собой совокупность товаров, поступающих для окончательной реализации на рынке (рыночные фонды). Соотношение спроса и предложения оказывает непосредственное воздействие на формирование определенного уровня цен. Движение цен на рынке в конечном счете отражает изменения в производительности труда, объеме и пропорциях общественного производства, динамику денежных доходов.

                              Формирование  рынка – длительный исторический процесс, органически связанный  с развитием и углублением  общественного разделения труда  и хозяйственной обособленности производителей. В.И. Ленин2 отмечал, что « внутренний рынок  появляется, когда появляется товарное хозяйство; он создается с развитием этого товарного хозяйства, и степень дробности общественного разделения труда определяет высоту его развития  ».

                              Давайте теперь отдельно рассмотрим каждый из основных элементов рыночного механизма, а так же их взаимодействие на рынке. Разберемся как же они функционируют в реальных условиях. 
                             
                             

                                   Глава 1. Спрос и предложение. Их взаимодействие. 

                            1.1. Спрос и изменение кривой спроса. 

                                   Спрос3 – это одна из сторон многомерного процесса рыночного ценообразования. Характерные для него причинно-следственные зависимости имеют вид устойчиво действующих экономических законов. В частности, закон спроса выражает:

                            • обратную зависимость между ценой и покупаемым количеством товаров;
                            • постепенное убывание спроса на данный товар или услугу.

                            Согласно закону спроса, при прочих равных условиях количество покупаемых товаров или услуг  зависит от уровня их цен. При этом, чем выше цена и отчетливей тенденция  к ее росту, тем меньшее количество товаров или услуг будет куплено потребителями. Если цена товара возрастает, то объем продаж товара, в соответствии с падением спроса, снижается. И наоборот, если цена снижается, то падение объем продаж данного товара или услуги возрастает. Зависимости подобного характера возникают, например, в следующих ситуациях: когда рынки дефицитны, т.е. очевидна нехватка каких-либо товаров и услуг, то цены на эти товары и услуги неизбежно будут расти. Напротив, когда на рынок поступает больше товаров и услуг данного вида, то их реализация, т.е. продажа, возможна лишь при условии снижения цен.

                            Закон спроса отражает и другой важный процесс: постепенное  убывание спроса. Снижение количества продаж данного товара или услуги происходит не только вследствие роста  цены, но и вследствие насыщения потребительского спроса. Убывание спроса происходит потому, что каждая последующая покупка одного и того же товара или услуги приносит потребителю сравнительно меньшую пользу, выгоду, удовлетворение. 

                            Изменение кривой спроса.

                                   В данном случае закон сопряжен с действием закона убывающей предельной полезности экономических благ. На рынках это проявляется в том, что продажа каждой дополнительной единицы товара становится возможной лишь при снижающейся цене. Потребители осуществят дополнительную покупку данного товара или услуги лишь при условии, что цены на них снизятся.

                            Особый характер зависимости  между ценой товара и количеством  его продаж, а также постепенное  убывание спроса показаны на рис. 1.   
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             

                                 Р   D 

                                                   A

                                

                                        B

                                                                  D 
                             

                                

                                O        Q

                                  

                                Рис. 1. Кривая спроса 

                                   Полого  опускающаяся кривая спроса имеет отрицательный  наклон, так как описывает обратную линейную зависимость между двумя  переменными – ценой и количеством  продаж товара, а также снижающуюся  предельную полезность каждой дополнительной покупки одноименного товара, что объясняется падением его цены.

                            Если цена товара возрастает от точки В до точки А, то объем продаж снижается. Это показано стрелками на осях графика. Направление стрелок на осях графика изменяется на противоположное, если цена снизится в направлении от точки А к точке В. Любой точке – А, В и т.д. -  на кривой спроса DD соответствует определенное значение двух переменных – цены и объема продаж. Движение по кривой спроса из одной точки в любую другую показывает, как изменение одной переменной, т.е. цены, вызывает обратное движение другой, т.е. объема продаж. Кривая спроса DD не изменилась, ее смещения в ту или иную сторону не произошло. Это означает, что спрос не изменился, он остался прежним: изменение цен меняет лишь объем продаж товара, но не спрос.

                            Рассмотрим другой случай. Изменяются не соотношения  цен и объемы продаж, а так называемые неценовые факторы: доходы покупателей, их субъективные вкусы, мода, потребительские  характеристики товаров и т.п. Что происходит в подобных случаях с кривой спроса? Ответ однозначен: изменение неценовых факторов спроса вызывает перемещение и изменение конфигурации, наклона кривой спроса, выражая изменение количества проданных товаров по той же, не изменяющейся, цене. Спрос не бывает, статичен, он постоянно меняется под воздействием неценовых факторов, о чем свидетельствует то или иное смещение кривой спроса. Еще раз подчеркнем, что к числу таких неценовых факторов, меняющих спрос покупателей, относятся следующие:

                              • уровень доходов в обществе;
                              • размеры рынка данного товара и наличие на потребительских рынках взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров;
                              • субъективное отношение покупателей к товарам;
                              • гарантийный и постгарантийный сервис продаваемых товаров и т.п.

                                 P   D       D1      P   D1       D

                                  

                                                   A         A1            A         A1

                                  

                                                                   D1              D1

                                                              D              D

                                

                                 O    Q   O            Q

                                                  Q        Q1            Q        Q1

                             

                            Рис. 2а. Рост спроса под влиянием   Рис. 2б. Уменьшение

                            Неценовых факторов    Под влиянием неценовых                

                             

                                   На  рис. 2а пунктирной кривой спроса показано его увеличение под воздействием неценовых факторов. Рост спроса - это  смещение всей кривой вправо и вверх, что означает увеличение объема продаж товара по той же, не изменившейся, цене.

                                   На  рис. 2б показано уменьшение спроса: пунктирная кривая спроса сместилась влево и вниз. Это уменьшение спроса также вызвано неценовыми факторами  и выражается в снижении объема продаж при не изменяющейся цене за единицу товара. 
                             

                              1.2. Предложение. Особенности рыночного предложения. 

                            Изменение спроса на товары вызывает адекватную реакцию  со стороны рыночного предложения  этих товаров.

                            Предложение товаров на рынке – это другая, не менее существенная, сторона предпринимательства, выражающая прямую зависимость между ценой и количеством товаров, производимых и предлагаемых к продаже. Цены и объем продаж товаров изменяются однонаправлено: если цена повышается, то на рынок будет поступать к продаже больше товаров. И наоборот, если цены на данный товар снижаются, его производство и предложение на рынках будут также сокращаться.

                                   Основным, ведущим фактором здесь выступает  цена. По каждому из великого множества  товаров цена свидетельствует о  необходимости либо сокращения его выпуска, если спрос снизился, либо наращивания его производства, если спрос стабилен или повышается. От уровня цен предлагаемых товаров зависит выручка, доход, прибыль. Чем они выше, тем оперативнее растет рыночное предложение товаров, и наоборот. В этом смысле предложение товаров на рынке – это сложный процесс, требующий соответствующего вознаграждения организации, собственно выпуска или, при необходимости, переориентации производства товаров в соответствии с потребностями. Рыночное предложение товаров имеет смысл только тогда, когда это подтверждают удовлетворяющие его цены. При неудовлетворительных ценах или тенденции к их снижению потребуется сложная предпринимательская деятельность по переориентации ресурсов, изменению технологий, объемов выпуска и продаж товаров.

                            Точка А на кривой предложения SS показывает более высокий уровень цены Р1 и возросший объем товаров Q1, предлагаемых к продаже на рынке; точка В на кривой предложения показывает изменившуюся ситуацию: снижение цены до уровня Р2, которому соответствует сокращение предлагаемых к продаже товаров Q2.

                            Как видно из рис. 3, предложение товаров имеет вид  кривой с положительным наклоном, отражающей прямую зависимость между  двумя переменными – ценой  товара и его количеством, или  объемом для продажи на рынке.

                            Общий вид кривой предложения  не содержит ничего случайного: она  представляет собой моментальную «фотографию», иллюстрацию закона предложения, т.е. движения производства в строгом  соответствии с экономической целесообразностью, подтверждающейся или опровергающейся рыночной ценой. Закон предложения (см. рис. 3) гласит, что, при прочих равных условиях, чем выше цена товаров, тем больше их количество может быть произведено и представлено к продаже на рынках. 
                             
                             

                                 Р    S 

                                P1                  A

                                

                                                         B

                                 P2 

                                            S        D 

                                O       Q2    Q1     Q

                                  

                                Рис. 3. Кривая предложения 

                            Двигаясь по кривой предложения (см. рис. 3) от точки В к точке А, мы отмечаем рост объема (количества) товаров под влиянием возросших цен на них; движение вниз по кривой от точки А к точке В означает снижение товарного объема на рынках под влиянием снижающихся цен на эти товары. 
                             

                            Особенности рыночного предложения4.

                            Рыночному предложению  товаров свойственны, по меньшей  мере, две важные особенности. Во-первых, прямую зависимость между ценой  товаров и количеством их продаж на рынке, описываемую кривой предложения, можно представить, как своеобразную альтернативу ресурсовложения для предпринимателя. Площадь выше кривой предложения – это область альтернатив со знаком «плюс», а площадь под этой кривой – альтернативы со знаком «минус». Наилучшая альтернатива – это такое ресурсовложение в производство товаров, которое возмещает затраченные ресурсы денежной ценой товаров, пользующихся спросом и проданных на рынке. Во-вторых, понятие «объем товаров, их количество» не тождественно понятию «предложение товаров». Количество и объем товаров изменяются в соответствии с изменением их цены, не смещая кривую предложения товаров. Понятие «изменяющееся предложение товаров» подразумевает смещение всей кривой предложения в ту или иную сторону (рис. 4). 
                             
                             
                             
                             

                                 Р  S1 S S2 

                                P1                  A

                                      B       A        C

                                         

                                P2

                                      

                                           S1   S       S2 

                                 O Q1      Q     Q2     Q

                                  

                                Рис. 4. Изменения предложения товаров при неизменной цене:

                                       S1S1 – снижение предложения товаров,

                                       S2S2 – рост предложения товаров 

                            При таких условиях возможно изменение в ту или иную сторону предложения товаров  на рынках, если цена товара остается неизменной? Смещение кривых, означающее изменение  предложения товаров на рынках, происходит под воздействием следующих условий:

                              • наличие взаимозамещаемых и взаимодополняемых товаров производственного назначения и движение их цен;
                              • уровень технологий, применяемых при производстве одноименных товаров;
                              • налоги и субсидии;
                              • качество ресурсов и факторов производства;
                              • конкуренция на рынках одноименных товаров, условия продажи, такие, как реклама, маркетинг и т.п.

                                   Все перечисленные факторы влияют на издержки производства данного товара, что оказывает решающее влияние  на изменения в предложении этого  товара на рынке. 

                            1.3. Рыночное равновесие цен спроса и предложения. 

                                   Рыночным  процессом ценообразования управляют  законы спроса и предложения. Установление равновесной цены происходит на рынке  под влиянием тенденций и специфических  особенностей, как спроса, так и  предложения. Они проиллюстрированы выше с помощью кривых на соответствующих графиках. Однако рыночные силы намного богаче тех моделей, которые были представлены. 

                              Равновесная цена.

                                   На  рис. 5 показаны в наиболее общем  виде те многообразные и динамичные процессы, которые происходят реальной действительности в сфере движения товаров и цен. Равновесная рыночная цена – это цена, при которой по каждому данному товару на рынке нет ни излишка, ни дефицита. Она устанавливается в результате уравновешивания спроса и предложения как денежный эквивалент строго определенного количества товара.

                                 Р     D     S

                                

                                

                                                   E

                                 PE

                                

                                

                                       S                                  D 

                                O  QE      Q

                                  

                                Рис. 5. Рыночное равновесие цен спроса и предложения 

                                   Спрос и предложение уравновешиваются под влиянием конкурентной среды рынка, вследствие чего о цене говорят как о конкурентном рыночном равновесии. В любом случае на конкурентном рынке равновесная цена и соответствующее ей количество  товара определяются рыночным спросом и предложением.

                                   При прочих равных условиях равновесная рыночная цена устанавливается при таком соотношении спроса и предложения, когда количество товаров, которое покупатели хотят приобрести, соответствует тому их количеству, которое производители предлагают на рынке. При этом на рынке отсутствуют тенденции изменения цен и количества товаров.

                                   Точка пересечения кривых спроса и предложения  Е соответствует определенному уровню цены РЕ, отмеченной на оси ординат, и количеству, или объему товара QЕ, продаваемому по этой равновесной цене (отмечено на оси абсцисс).

                                   Как показано на рис. 5, любой избыток  товара, т.е. товарный излишек, толкает  цену товаров вниз, к точке равновесия Е. Любой товарный дефицит, нехватка товаров на рынке будет толкать  цену товаров вверх, к точке равновесия спроса и предложения Е. В конечном итоге установится равновесная цена РЕ, по которой будет продаваться QE товаров на рынке. 

                                   Установление  равновесной цены

                                   Рыночное  равновесие можно рассматривать  лишь относительно фиксированной единицы  времени. В каждый последующий момент времени рыночное равновесие может установиться как некоторое новое значение рыночной равновесной цены и количества продаж товара по этой цене, складывающихся в течение месяца, сезона, года, ряда лет и т.д. но рыночное равновесие – это всегда такое состояние рынка, при котором QD = QS. Любое отклонение от такого состояния приводит в движение силы, способные вернуть рынок в состояние равновесия: устранить дефицит (QD > QS) или излишек товаров на рынке (QD < QS).

                                   Уравновешивающую  функцию выполняет цена, которая стимулирует рост предложения при дефиците товаров и разгружает рынок от излишков, сдерживая предложение. Если спрос растет, т.е. при неизменном предложении товаров происходит смещение всей кривой спроса вправо вверх, то устанавливается новый, более высокий уровень равновесной цены и новый, больший объем количества продаж товаров. И наоборот, снижение спроса, когда вся кривая спроса смещается влево вниз  при неизменном предложении, ведет к установлению более низкого уровня равновесной цены и меньшего объема товарных продаж (рис. 6а).

                                   При изменяющемся предложении и неизменном спросе  также будет устанавливаться  иной уровень рыночного равновесия. Так, рост предложения, означающий смещение всей его кривой вправо, даст новую  точку более низкой равновесной  цены при возрастающем количестве продаж товара. Снижение предложения, т.е. смещение всей кривой влево, установит более высокую равновесную цену и меньшее количество продаж товара (рис. 6б).

                                 P     D1   D       D2             S     P       D           S2         S       S1

                                  

                                P2          E2          P2        E2           

                                 PE                     E     P          E

                                 P1       P1       E1

                                       E1        D2                   

                                           S  D1 D          S2        S            S1           D        

                                

                                O      Q1 QE  Q2  Q   O   Q2   QE    Q1       Q

                                               
                             

                            Рис. 6а. Уровень равновесия при   Рис. 6б. Уровень равновесия при

                                          изменяющемся  спросе и    изменяющемся предложении

                                          неизменном  предложении    товаров и неизменном спросе товаров 
                             

                                   На  конкурентном рынке любого товара равновесие спроса и предложения устанавливается именно по этой схеме. Равновесие – закон для каждого конкурентного рынка. Благодаря равновесию на каждом товарном рынке, поддерживается равновесие экономической системы в целом. 

                                   1.4. Пример расчета равновесной цены

                                   на  автомобильном рынке. 

                                   В начале 1993 года на автомобильном рынке предложение этого дефицитного товара имело вид:

                                                QS = 15000 + 2,4 P,

                                   где Р – цена (измеряется в млн. руб. за 1 автомобиль), QS – объем предложения (штук за год).

                                   В том же 1993 г. спрос на автомобили выглядел следующим образом:

                                                QD = 35000 - 2,9 P.

                                   Равновесную рыночную цену автомобилей можно  установить, если уравновесить предложение  и спрос по этому товару в 1993 г. (QS = QD):

                                                15000 + 2,4 Р = 35000 – 2,9 Р,  или 5,3 Р = 20000.

                                   Равновесная рыночная цена за 1 автомобиль составляет, таким образом , 2,65 млн. руб. 
                             
                             
                             
                             

                            Глава 2. Взаимосвязи и взаимодействия конкуренции и ценообразования. 
                             

                            2.1. Экономическая категория конкуренции. 

                                Рыночный характер экономических отношений означает свободу выбора для покупателя и продавца. Механизм рынка действует через соотношение спроса и предложения, что предполагает необходимую подвижность цен, конкуренцию товаров и, значит, товаропроизводителей.

                                 Под конкуренцией понимается постоянно действующий механизм свободной состязательности, соперничества товаропроизводителей, фирм в целях достижения лучших результатов своей предпринимательской деятельности. В процессе конкуренции ведется борьба за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, сферы приложения капитала, за превосходство в решающих областях НТП. В рыночной системе основное содержание конкуренции - борьба за потребителя, более полное удовлетворение его потребностей. Это борьба за долю на рынке, успех которой  зависит от дешевизны и качества товара. Конкуренция в современной цивилизованной рыночной экономике вовсе не есть состязание по олимпийскому принципу: важна не победа, а участие. Конкуренция превращает потребителя в мерило предпринимательской деятельности.

                                 5В зависимости от соотношения между количеством производителей и количеством потребителей различают следующие виды конкурентных структур.

                              I. Большое число  самостоятельных производителей  некоторого однородного товара, c одной стороны, и масса обособленных  потребителей данного товара - с  другой. Структура связей такова, что каждый потребитель в принципе может приобрести товар у любого производителя, сообразуясь с собственной оценкой полезности товара и его ценой. Каждый производитель может продать товар любому покупателю, cообразуясь только с собственной выгодой. Ни один из потребителей не приобретает сколь-либо существенную долю общего объема предложения и ни один из производителей не может удовлетворить сколько-либо существенную долю общего спроса. Данная структура рынка порождает, так называемую, совершенную конкуренцию.

                                 II. Своеобразным  и широко распрорстраннённым  типом несовершенной конкуренции,  наблюдающейся практически во  всех развитых странах, является  монополистическая конкуренция. В известной мере она напоминает совершенную конкуренцию. Монополистическая конкуренция характеризуется сравнительно большим числом продавцом, которые производят дифференцированные продукты (женскую одежду, мебель, книги). Дифференциация является основой для создания благоприятных условий для продаж и обновления продукции.

                                III. Огромное число обособленных потребителей и малое количество производителей, каждый из которых может удовлетворить значительную долю общего спроса. Такая структура рынка порождает так называемую, несовершенную конкуренцию - олигополию.

                                 IY. Предельным случаем данной структуры, когда массе потребителей противостоит единственный производитель, способный удовлетворить общий спрос всех потребителей, является монополия.

                              

                                 Существуют  две основные группы методов  конкуренции: ценовые и неценовые.  Ценовая конкуренция представляет собой соперничество предпринимателей за извлечение дополнительной прибыли на основе уменьшения издержек производства и реализации определенной продукции, снижения цен на эту продукцию без изменения ее ассортимента и качества.

                            Неценовая конкуренция включает: а) изменение свойств продукции, б) придание продукции качественно новых свойств, в) создание новой продукции для удовлетворения тех же потребностей, не существовавших раньше, д) обновление свойств товара, являющихся символом моды, престижа (изменения квазикачества товара), е) совершенствование услуг, сопутствующих товару (демонстрация, установка, гарантийный ремонт, др.). 

                            Давайте теперь рассмотрим основные качественные характеристики 4 видов конкуренции, о которых говорилось выше.  
                             
                             
                             

                            Тип конку-

                            рентной

                            структуры

                            Кол-во про-

                            изводителей

                            и степень

                            разнообраз.

                            продукции

                            Сфера экономики,

                            где главным

                            образом,

                            встречается

                            Степень контроля за ценами со стороны

                            фирмы

                            Методы 

                            маркетинга

                            Совершен-

                            ная

                            конкуренция

                            Много про-изводителей

                            однородной

                            продукции

                            Сельское хозяйство:

                            произ-во пшеницы,

                            кукурузы и т.п.

                            Отсутст-вует Продажа

                            через то-варные

                            биржи или

                            аукционы

                            Несовершенная конку-ренция: 

                            1.Монополистическая

                            конкуренц. 
                             
                             
                             

                            2.Олигополия 
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             

                             
                             
                             
                             
                            Много произво- дителей, каждый свой продукт в одной товарной группе 

                            а)несколько

                            производителей одного

                            продукта 

                            б)несколько

                            производителей различных  моделей одного вида продукта

                             
                             
                             
                             
                            Розничная торговля: продукты питания, бензин

                            и т.п. 
                             

                            Промышленность: сталелитейная,

                            химическая 

                            Автомобили,

                            компьютеры

                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                              Средняя 
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             

                                  

                             
                             
                             
                             
                            Реклама,

                            соперничество в

                            качестве,управ-ляемые цены

                            Монополия Один произво-

                            дитель однород-ного продукта,

                            не имеющего

                            близких за-

                            менителей

                            Местная  телефонная сеть, электроснабжения,газоснабжение и  прочие системы

                            общественн.услуг

                            В принципе

                            значительная,  контролируется

                            государством

                            Реклама и

                            совершенствование

                            обслужива ния

                             
                             

                            2.2. Экономическая категория цены.

                                

                                 Определение цены6 - дело важное. Предприятие должно не только произвести, но и сбыть товар с выгодой для себя, возместить расходы и получить прибыль. Цена служит исходным моментом в планировании финансовой деятельности предприятия. Завышение цены приводит к тому, что фирма может оказаться за бортом рынка, занижение же неизбежно приведет к банкротству. Бизнесмены, не владеющие логикой и диалектикой ценообразования, оказываются несостоятельными конкурентами. Ценообразование - один из важнейших элементов программы маркетинга. Цена в конечном счете отражает, насколько правильно была разработана и успешно была реализована эта программа. Если товар реализуется по намеченной цене, это свидетельствует об успехе, если же потребитель оказывается приобретать продукцию по этой цене, это неудача. Через цену реализуются основные результаты деятельности фирмы и, следовательно, она определяет эффективность этой деятельности. Цена - фактор, непосредственно влияющий на прибыльность, поскольку: во-первых, прибыль есть разница между суммарной выручкой от продаж и суммарными затратами, во-вторых, от уровня цены зависят объемы продаж.

                                 Ценообразование  - достаточно сложный процесс,  ввиду того, что цена - многофакторное  явление. Она может совершать  движение в определенных границах. Минимальный уровень цены определяется  издержками на производство и  реализацию продукции.

                                 Издержки  производства подразделяются на  постоянные, переменные и валовые.  Постоянные издержки - та часть затрат, которая остается неизменной по величине независимо от размеров производства (плата за аренду помещения, амортизация, теплоснабжение и т.п.). Переменные издержки - та часть затрат, которая меняется по величине в зависимости от масштаба производства. Валовые издержки - сумма постоянных и переменных издержек.

                                 Цена  должна возместить валовые издержки  производства и издержки обращения и обеспечить некоторую прибыль. Максимальная граница цены задается спросом.

                                 Общество  имеет множество потребностей, но  каждая потребность в отдельности  имеет свой предел. Спрос есть  зависимость между количеством  товара, которой массовый потребитель добровольно покупает в течение некоторого периода, и ценой данного товара. Многочисленные факты свидетельствуют, что при прочих равных условиях чем выше цена товара, тем меньше его покупают, и чем ниже цена, тем больше его покупают. В этот и заключается рациональное поведение массового потребителя: при фиксированном потребительском бюджете объем потребления данного товара тем ниже, чем выше цена товара и наоборот.   

                              Таким образом,  для большинства товаров показатели  спроса при увеличении спроса стремятся вниз по прямой или изогнутой линии (рис.1.).  Эта кривая выражает цену спроса - максимальную цену, которую согласен заплатить покупатель при покупке данного количества товара.  

                                                   

                                 Цена  создает определенный "образ"  товара в глазах потребителей. Последние часто уверены, что цена напрямую связана с качеством. Как следствие - снижение цены может привести не к увеличению, а к уменьшению числа покупок, так как покупатели могут счесть это снижение результатом ухудшения качества продукции.

                                 Покупка  товаров особого рода по особым  престижным ценам,  как часто считают потребители, свидетельствует о высоком положении, статусе покупателя. Престижная цена - цена на изделия очень высокого качества, обладающие какими-то особыми, непревзойденными свойствами или признаками, это цена уникальных товаров

                                 Назначая  цену на престижные товары, нужно  учитывать, что спрос на них  определяется как факторами экономического характера (платежеспособность покупателей, взаимозаменяемость товаров и т.п.), так и чисто психологическими моментами. 

                                 Чувствительность  покупателей к изменению цен  с точки зрения объема покупок  определяется ценовой эластичность. Ценовая эластичность - степень изменения спроса в зависимости от изменения цены. Она рассчитывается как отношение изменения спроса (в процентах) к изменению цены (в процентах) по формуле:

                                                      С1-С2

                                        Ценовая       С1+С2 _ ,

                                                  =   Ц1+Ц2

                                     эластичность     Ц1-Ц2

                             

                            где С1 - величина первоначального  спроса,

                                С2 - величина  изменившегося спроса,

                                Ц1 - уровень  первоначальной цены,

                                Ц2 - уровень  изменившейся цены.

                                 Как  правило, эластичность выражается отрицательными величина. Спрос эластичен в том случае, если показатель эластичности больше единицы, то есть небольшое изменение цены влечет за собой существенное изменение спроса. Неэластичный спрос имеет место, если изменение цены не сказывается заметно на спросе (эластичность меньше единицы). Унитарный спрос наблюдается тогда, когда степень его изменения соответствует степени изменения цены (эластичность равна единице).

                                 На эластичность  спроса влияют взаимозаменяемость  товаров и важность потребности. Так, если заметно подорожает говядина, покупатели предпочтут свинину или баранину. Если возможность замены отсутствует, то покупатель вынужден мириться с новой ценой. Но это, в свою очередь, связано с важностью его потребности, так как в случае товара не первой необходимости покупка может быть отложена. Эластичность спроса может меняться для одного итого же изделия в зависимости от масштаба изменения цены.

                                 Цена  спроса является только одной  из составляющих, формирующих   реальную цену товара. Второй  составляющей является цена предложения. Цена предложения образуется на основе затрат производителя. При этом она не равна индивидуальным затратам труда, а складывается под воздействием ряда факторов: многообразия условий различных групп производителей, при который создается данный товар; степени взаимозависимости товаров, интернациональных затрат, определяющих цены мирового рынка. Цена предложения - это минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара. Кривая предложения строится по закону предложения: объем предложения товара увеличивается при увеличении цены и уменьшается при ее снижении.    ( рис.3)

                                 Важно  подчеркнуть, что при цене равновесия  устанавливается равенство не  покупок и продаж - такое равенство  существует при любой цене. При цене равновесия количество продукции, в пределах которой потребители намерены продолжать делать закупки, будет соответствовать тому количеству продукции, которое производители намерены продолжать поставлять на рынок. Только при такой цене будет отсутствовать тенденция к повышению или понижению цены. Но это лишь частичное равновесие на единичном рынке. Надо учитывать, что цены на рынке находятся в постоянном движении вследствие изменений в предложении и спросе товаров. 

                                 Т.о. рыночная цена - это цена товара, которая складывается под действием спроса и предложения, по которой осуществляется купля-продажа товаров.

                              

                                

                                 Рассмотрим  основные типы цен:

                            Производственная  цена = сумма всех производственных издержек фирмы +

                            ожидаемая прибыль.

                            Оптовая цена - это цена, по которой продают товар крупными оптовыми партиями компаниям, которые занимаются розничной торговлей. Складываются она из цены производителя плюс производственные и маркетинговые расходы оптовика и его прибыль.

                            Розничная цена - это цена по которой, продажа ведется отдельными, небольшими партиями в розницу. Состоит она из оптовой цены плюс управленческие, маркетинговые и производственные расходы фирмы и ее прибыль.

                            Базисную  цену используют для определения сорта или качества товара. Ее согласуют на переговорах между продавцом и покупателем, и она служит основой для определения цены фактически поставленного товара, когда свойства последнего отличаются от оговоренных в контракте.

                            В тех случаях, когда  товары изготавливают с учетом специфики покупателя, практикуют договорные цены.

                            Мировая цена определяется в зависимости от вида товара: по одним  (обычно сырьевым) - уровнем цен стран-экспортеров или стран-импортеров, по другим - ценами бирж, аукционов, а по готовым изделиям - ценами товаров ведущих в мире фирм, специализирующихся на производстве и экспорте продукции данного вида.

                            Номинальная цена публикуется в прейскурантах, справочниках, биржевых котировках.

                            Скользящая  цена устанавливается договором в зависимости от некоторых условий (биржевой котировки, инфляции и т.д.) на определенную дату (например, поставки товаров покупателю, фактического получения товара и т.д.); нередко она является рыночной на данную дату.

                            Справочная  цена (особые виды - номинальная, прейскурантная) обычно отражает уровень фактически заключенных сделок за некоторый прошлый период (неделю, месяц) и используется в переговорах для установления исходной цены; чаще всего применяют при срочной продаже небольших партий товаров, при больших партиях к ней применяют те или иные скидки. Справочные цены регулярно публикуют специализированные издания ООН.

                                 В мире  бизнеса большое значение имеет  ценовая стратегия, заключающаяся  в установлении цены, отвечающей  интересам и производителя и  потребителя.

                            Политика  низких цен состоит в использовании минимальных цен для достижения некоторых тактических и стратегических целей фирмы: проникновение на рынок, увеличения доли в сбыте товаров на нем, вытеснение конкурентов, получение высокой прибыли за счет роста объема реализации, сбыта устарелой и залежалой продукции, а так же решения финансовых вопросов в определенных ситуациях.

                                 Политика высоких цен заключается в установлении максимально возможных цен или использовании для повышения цен различного рода надбавок и премий с целью получения  быстрого и значительного эффекта от продажи товаров или указания услуг.

                                 Осуществляется  лишь при благоприятных для  продавца условиях, к которым,  в частности относятся: 

                              -высокое качество  и новизна продукции, слабая  дифференциация товаров, отсутствие аналогов и заменителей;

                              -монополистическая  или близкая к ней структура  рынка, слабая эластичность спроса  по цене, незначительная рыночная  дифференциация;

                              -малая осведомленность  покупателей о товаре и других  условиях рынка, наличие особого круга потребителей престижных товаров и др.

                                 Политика  высоких цен проводится лишь  в течении ограниченного периода  времени, пока на рынке не  возникает конкурентная ситуация, которая приводит к снижению  цены или уходу поставщика  с высокой ценой с рынка.

                                 Политика гибких цен состоит в маневрировании ценами и в проведении ценовой стратегии в зависимости от изменения производственных и рыночных условий. Она используется чаще всего при реализации индивидуальных (внесерийных) товаров и услуг. 

                                 Таким образом, цена имеет свои особенности, определяется ценовой политикой, учитывающей издержки производства, уровень цен конкурентов, конъюнктуру рынка, надбавки и скидки в пользу своих посредников,                

                            расходами на рекламу  и стимулирование сбыта и т.д. 

                            Цена - важнейший хозяйственный  параметр, которому принадлежит стимулирующая  и регулирующая роль. Она выражает условия хозяйствования, обеспечивая  не только товарообмен, но и воспроизводство  основных средств, служит ориентиром хозяйствования, синтезируя условия производства, спрос, предложения, требования потребителей рынка.

                                  

                                  

                            2.3. Взаимосвязь конкуренции и

                                      ценообразования. 

                                  Выше мы рассмотрели экономические особенности конкуренции и ценообразования. Какое же влияние они оказывают друг на друга? На этот вопрос я и попробовала ответить в этом параграфе.

                                Рассмотрим, как устанавливает цену фирма  в условиях различных форм  конкуренции. 
                             

                                 В условиях  совершенной конкуренции для продавца (производителя) центральное место занимают издержки производства. Поскольку в условиях чистой конкуренции производитель практически не может воздействовать на уровень рыночной цены, то именно уровень издержек производства оказывает определяющее воздействие и на размер прибыли, и на возможности расширения производства, и на то, останется ли фирма вообще на данном рынке или вынуждена будет его покинуть.

                                 На рынке  совершенной конкуренции фирма  не может влиять на цену, и,  следовательно, продает любое  количество своей продукции по одной и той же цене. Это значит, что дополнительный доход от продажи дополнительной единицы продукции будет при любом объеме одинаков, т.е. предельный доход будет равен цене.

                                 Особая  роль совершенной конкуренции  заключается в поддержании на  рынке равновесной цены: если цена поднимается, то предложение превысит спрос и усилится соперничество продавцов, стремящихся сбить цены. В итоге начинается движение цены к точке равновесия, т.е. к величине стоимости. В большинстве промышленных отраслей конкуренция при вложениях капитала приводит к тенденции снижения удельных средних издержек производства. В этих условиях одна или несколько фирм расширяют выпуск продукции до пределов завоевания существенной части рынки. Как следствие, разрушается совершенная конкуренция и мы имеем другой ее вид: несовершенная конкуренция

                                 Рассмотрим  теперь, как устанавливается цена  в условиях чистой монополии. Используем для этого уже знакомый аппарат кривых издержек, цен и дохода.   

                                Отметим, что кривая спроса монополиста совпадает с кривой отраслевого спроса и поэтому является убывающей: монополисты, начиная с максимальной цены за первую проданную единицу товара, понижают цену для продажи каждой последующей единицы. Отсюда следует, что предельный доход становится меньше, чем цена (средний доход) для каждого уровня выпуска кроме первого. Очень важно отметить: для того, чтобы реализовать предельный продукт, монополист вынужден снижать цену не только на него, но и на все предыдущие единицы товара. Нисходящая кривая монополистического спроса означает, что высокие цены связаны с низкими объемами продаж и, наоборот, низкие цены - с большими объемами производства. И еще одно важное замечание: поскольку из предыдущего следует, что кривая предельного дохода проходит ниже кривой спроса (валового дохода), предельный доход раньше достигает нулевой отметки; в этом случае валовый доход перестает максимизироваться и спрос становится неэластичным, т.е. дальнейшее снижение цены не приводит к росту валового дохода.

                                 Если  монополист стремиться к прибыли он будет производить каждую последующую единицу продукции до тех пор, пока ее реализация обеспечивает больший прирост валового дохода, чем увеличение валовых издержек. Т.е., фирма будет наращивать производство продукции до такого объема, при котором предельный доход равен предельным издержкам.

                                 Если  фирма в условиях совершенной  конкуренция, когда свободное  вступление и массовый выход  заставили бы ее работать при  оптимальной норме выработке,  производила бы до той точки,  в которой цена была бы равна предельным издержкам.    

                                         Поскольку монопольная власть  над рынком губительна для  потребителей, государство обычно  стремиться регулировать чистые  монополии. Делает оно это в  разных формах. Одна из них  - контроль над ценами.  Монополист может увеличить свои прибыли, занимаясь ценовой дискриминацией, при условии, если ему удастся выделить покупателей на основе различной эластичности спроса и продукт или услуга не могут легко перемещены между изолированными рынками. При всех прочих равных условиях занимающийся дискриминацией монополист будет производить больший объем продукции, чем не занимающийяся дискриминацией монополист.

                                 Рассмотрим  ценообразование на рынке монополистической конкуренции

                                В краткосрочном периоде фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции, может либо получить экономическую прибыль, либо столкнуться с убытками. В долгосрочном  же плане эти колебания выравниваются и устанавливается равновесие в том случае, когда кривая спроса является касательной к кривой средних издержек. В случае равновесия в долгосрочном периоде рынок монополистической конкуренции будет в наибольшей степени напоминать рынок совершенной конкуренции, отличие состоит лишь в не абсолютно эластичной кривой спроса в первом случае.

                                На этом  примере очень хорошо проявляется правило входа новых фирм на рынок и выхода из него. Появление фирм в отрасли, как и выход из нее, регулируется величиной прибыли, на получение которой можно рассчитывать. Если прибыль выше достигнутой фирмами при наилучшем альтернативном использовании их капитала, произойдет приток фирм в отрасль, если ниже - отток. Соответственно отрасль будет находиться в равновесии лишь тогда, когда новым фирмам будет невыгодно в ней появляться, а старым - из нее выходить. Следовательно, принцип максимизации прибыли регулирует распределение капиталов по сферам приложения точно так же, как он регулирует решения в области производства и ценообразования. Так макроэкономика смыкается с микроэкономикой, так работает рыночный механизм.

                                  Остается  еще рассмотреть модель рынка  олигополии. До сих пор нет единой теории олигополии, а существуют несколько ее моделей. Это связано с тем, что олигополия занимает как бы промежуточное положение между моделями чистой монополии и монополистической конкуренции.Существует, например, и "жесткая" олигополия, при которой две или три фирмы делят весь рынок , и "расплывчатая", когда, скажем, шесть-семь фирм делят 70% рынка, в то время как на множество мелких фирм приходится всего 30%. Олигополия включает и дифференциацию продукта, и стандартизацию. Она охватывает как случаи, когда фирма действуют в тайном сговоре, так и те, в которых они выступают независимо. Барьеры для входа могут быть разными по прочности. Т.е. единого механизма поведения олигополистических фирм не существует. Всеобщая зависимость и немногочисленность, неспособность фирм предсказать с уверенность ответные действия ее конкурентов делает фактически невозможным оценить спрос и предельный доход, с которым сталкивается олигополист.

                                Мы рассмотрим две модели олигополии: ценообразование, обусловленное тайным соглашением, и модель контроля цен и издержек. Первая модель довольно просто,  потому что практически совпадает с моделью чистой монополии. Если, допустим, три фирмы А,Б,В являются полными хозяевами отрасли и производят однородную продукцию, то каждая из них после заключенного тайного соглашения будет стремиться удерживать свою кривую спроса как чистый монополист. Конечно какая-то фирма может поддаться искушению снизить цену, в этом случае соперники потеряют долю рынка и их кривые спроса пойдут левее; но тогда и они сами через некоторое время станут снижать цены, чтобы удержаться на рынке. Препятствиями для основанной на тайном сговоре олигополии являются различия в спросе и издержках, наличие большого числа фирм, мошенничество посредством ценовых скидок, экономические спады и антитрестовские законы.

                                 Вторая  модель более интересна. Пусть  отрасль также состоит из 3-х  фирм А,Б,В. Существует два возможных  варианта реагирования конкурентов одной из этих фирм при изменении ее цены. Одна из возможностей сводится к тому, что если фирма А понизит цену, то Б и В последуют ее примеру и поэтому возросший вследствие понижения цены спрос распределится между всеми фирмами, и фирме, которая первой понизила цену, достанется лишь часть возросшего спроса. А если эта же фирма повысит цену, другие фирмы могут и не последовать за ней, поэтому спрос на ее продукцию сократится более резко, чем это произошло бы в случае общего повышения цены.

                                 Средством,  с помощью которого олигополисты могут координировать свое поведение в области цен, не вступая в прямой тайный сговор, является лидерство в ценах, при котором крупнейшая или наиболее эффективная фирма в отрасли предпринимает изменение цен, а другие фирмы следуют за ней.

                                 При  ценообразовании по принципу "издержки  плюс", или накидки, олигополисты  для того, чтобы определить цену, оценивают свои издержки на  единицу продукции при некотором  плановом уровне производства  и добавляют "накидку" в  размере определенного процента.

                                

                                 Рассмотрим  как же теория проявляется  на практике:

                                 Уровень  цен, как видно, является надежным  индикатором функционирования конкуренции,  по крайней мере законодательные  положения, касающиеся конкуренции,  базируются на этой точке зрения. Однако предприятия во многих  случаях избегают агрессивной  ценовой политики. Причина заключается в том, что они боятся своей уязвимости как раз в этой сфере, поскольку конкуренты могут ответить жестко и быстро. Ценовая конкуренция может в любой момент стать разрушительной со всех сторон. Кроме того, понижение цен после их повышения обратимо лишь с большим трудом. Скорость реакции конкурентов на изменение цен возрастает с улучшением сетей коммуникации. Предприятия пытаются избежать ценовой конкуренции с помощью договоров, прежде всего путем заключения ценовых картелей, среди которых особенно действенными являются синдикаты. Их члены отказываются от собственной работы на рынках сбыта и продают товар (однородные продукты типа угля, удобрений) через центральную организацию. Подобно картельным договорам действуют тайный соглашения, параллельное (единообразное) поведение конкурентов, а также признание ведущей роли крупнейшего конкурента.

                                 Долгое  время существовало мнение, что  ценовая конкуренция гарантирована  в тех отраслях, где имеется  много одинаковых крупных предприятий.  В действительности как раз предприятия этих отраслей склоняются к неценовой конкуренции.

                                 В олигополистических  условиях ценовая конкуренция  выражается с разной интенсивностью. Эта структура рынка мало, что  говорит о силе конкуренции.  Характерны время от времени происходящие ценовые войны, которые, как правило, кончаются через короткое время. В промежутке между ними могут происходить столкновения другого рода, например рекламные баталии.

                                  Немаловажную  роль играет ценовая конкуренция  между производителями и торговлей. Производитель хотел бы контролировать две цены: оптовую и розничную цену. Выручка его зависит от первой цены. Розничная цена влияет на позицирование товара. Законодательство многих государств закрепляет право формирования розничной цены за предприятиями розничной торговли. Это ограничивает возможности производителя. Он может предположить, какую цену назначит торговля при обычной торговой наценке и его оптовой цене. Однако он не может исключить, что некоторые предприятия торговли используют его товар в качестве приманки, чтобы продемонстрировать выгодность покупок у них. Другие предприятия могут последовать их примеру. Таким образом, цена товара опустится до такого уровня, который не соответствует концепции маркетинга производителя. Цена, рекомендуемая предприятием, может быть использована торговлей для показа выгодности торговых цен (через понижение цен по сравнению с рекомендуемыми).

                                 Ценовая  конкуренция происходит на стагнирующих  рынках, участники которого заинтересованы  в сохранении своих долей рынка. Примером тому являются крупные предприятия розничной торговли (потребительские рынки). С помощью разнообразных форм кооперации малые предприятия торговли пытаются достичь таких преимуществ в рационализации снабжения, которые позволили бы им достойно встретить стратегии крупных предприятий.  
                             
                             
                             
                             
                             

                            3.4 Антимонопольная  политика государства  (Отчет МЭРТ РФ  в 2006 г.)

                             

                            В целях повышения  результативности мер антимонопольной  политики в июле 2006 г. был принят Федеральный закон « О защите конкуренции » от 26 июля 2006г. № 135-ФЗ, вводящий ограничения на противоконкурентные действия органов власти, детально регламентирующий порядок рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства и обеспечивающий снижение административного бремени на хозяйствующие субъекты. Также он вводит институт коллективного доминирования. Низкий уровень конкуренции и высокая доля нерыночного сектора являются основной проблемой реформирования. Остается достаточно высокой доля нерыночного сектора, который вносит серьезные искажения в мотивацию деятельности хозяйствующих субъектов. До сих пор некоторые отрасли характеризуются низким уровнем конкуренции, крайне непрозрачной остается деятельность субъектов естественных монополий. Другой крупный элемент нерыночного сектора- государственные предприятия, которые действуют в рыночной среде, но зачастую получают явные или скрытые привилегии.

                             Развитие конкуренции  и сокращение нерыночного сектора.  В рамках реализации этой программы  планируется создание и совершенствование рыночных институтов, обеспечивающих гибкость и стабильность экономики через рост финансовых рынков, развитие несырьевых секторов, малого бизнеса, поддержание конкурентных условий на рынках. При общем улучшении предпринимательского климата и создании экономических стимулов для межотраслевого перетока капитала будут созданы условия для повышения привлекательности перерабатывающих секторов и сферы услуг. 
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             

                             

                            Заключение. 

                                  Любой рынок состоит из покупателей, желающих приобрести товары, и поставщиков, желающих товары продать. Каждая из этих сторон стремится максимально полно удовлетворить собственные потребности при любой установленной на товар цене, однако каждая из них находится во власти своего сдерживающего фактора: покупатели сдерживаются ограниченностью своего бюджета, а поставщики – ограниченностью своих технологических возможностей. Наличие этих сдерживающих факторов приводит к тому, что при неизменности всех прочих условий, но изменении цены на товар, спрос и предложение будут изменяться. Характерная кривая спроса, отражающая зависимость количества товара, которое покупатели готовы купить, от цены на данный товар, является убывающей. Характерная кривая предложения, отражающая зависимость количества товара, которое поставщики готовы продать, от цены на данный товар, является возрастающей. Конкретное положение кривой спроса и кривой предложения в осях {цена, количество} определяется рядом неценовых параметров спроса и неценовых параметров предложения. Степень чувствительности изменений спроса и предложения к изменениям цены на товар или любого неценового параметра принято описывать коэффициентом эластичности. Если существующая на рынке цена на данный товар ниже или выше цены, для которой объем спроса совпадает с объемом предложения, то образуется соответственно дефицит или профицит товара на рынке, при существовании которых отслеживание покупателями и поставщиками своих интересов по максимально полному удовлетворению своих потребностей приводит к изменению существующей цены в направлении к равновесной цене, что не исключает варианта колебаний цены на товар вокруг равновесного значения при слишком больших корректировках первоначальной цены

                                 К сожалению лишь недавно мы  осознали необходимость экономического  соревнования производителей, их  конкуренции для успешного развития народного хозяйства. Такая необходимость объясняется прежде всего невозможностью бездейственной системы материальных стимулов. В недавнем прошлом доминировало стремление сделать стержнем этой системы стимулы, устанавливаемые "сверху", в директивном порядке. Но  эффективность такой системы была весьма ограничена.

                                 Именно принудительная сила конкуренции  побуждает фирмы предпринимать  энергичные усилия, чтобы снизить  свои издержки производства и  сбыта до минимального уровня. Иными словами, угроза огромных материальных потерь во многих случаях заставляет предпринимателя "добиться невозможного" и "подогнать" свои  издержки к низким рыночным цена.

                                 Таким образом, рассмотрев спрос,  предложение, цену и конкуренцию  мы можем сделать вывод, что эти компоненты рыночного механизма находятся в постоянном взаимодействии и только в своей совокупности обеспечивают успешное функционирование экономики.

                             

                                     Список используемой  литературы. 

                            1. Большая Советская  Энциклопедия. (В 30 томах). Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. М., «Советская энциклопедия».1975,с.628
                             
                             
                            1. Ленин В.И., Полн.собр. сочн., 5 изд., т.3, с.60
                             
                             
                            1. О. Мамедов. Современная  экономика. Общедоступный курс. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996 год.
                             
                             
                            1. А. Шишкин. Экономическая  теория, учебник для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. М. Гуманитарный издательский цент «Владос» 1996 г.
                             
                             
                            1. А. Шишкин. Экономическая  теория, учебник для студентов  экономических специальностей высших учебных заведений. М. Гуманитарный издательский цент «Владос» 1996 г.
                             
                             
                             
                            1. Курс экономической  теории /Под общей ред. проф. Чепурина М.Н.:Киров,1994.

Информация о работе Анализ спроса и предложения