Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 09:21, курсовая работа
Цель данной курсовой работы является изучение равновесия спроса и предложения.
Для осуществления данной цели в работе будут выполнены следующие задачи:
1. Изучить взаимосвязь спроса и предложения, а также механизм образования равновесной цены;
2. Рассмотреть влияние изменения в спросе и предложении на цену равновесия;
3. Проанализировать рыночное равновесие;
4. Провести анализ устойчивости рыночного равновесия, используя паутинообразную модель.
5. Рассмотреть эластичность спроса и предложения
В данной работе рассмотрены и два основных подхода к анализу установления равновесной цены: Л.Вальраса и А.Маршалла.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Введение
Тема данной курсовой работы является раскрытием равновесии спроса и предложения, равновесной цены. Предметом курсовой работы является спрос и предложение.
Спрос
и предложение —
Достижение рыночного равновесия на основе взаимодействия спроса и предложения свидетельствует о совпадении экономических интересов основной массы покупателей и продавцов.
В
условиях равновесия на рынке продукта
остается лишь то количество покупателей
и продавцов, для которых рыночная
цена оказывается приемлемой с точки
зрения экономической эффективности.
Остальные хозяйствующие
В данной курсовой работе рассматриваются основы функционирования рынка и взаимосвязь спроса и предложения.
Цель данной курсовой работы является изучение равновесия спроса и предложения.
Для
осуществления данной цели в работе
будут выполнены следующие
1. Изучить взаимосвязь спроса и предложения, а также механизм образования равновесной цены;
2. Рассмотреть влияние изменения в спросе и предложении на цену равновесия;
3.
Проанализировать рыночное
4. Провести анализ устойчивости рыночного равновесия, используя паутинообразную модель.
5.
Рассмотреть эластичность
В данной работе рассмотрены и два основных подхода к анализу установления равновесной цены: Л.Вальраса и А.Маршалла.
Структура
курсовой работы: работа состоит из
введения, двух глав, заключения и списка
используемой литературы.
Глава
1: Основы функционирования
рынка.
Рынок
- совокупность экономических отношений
производство и обмен товаров
при помощи денег, одновременно, он
выступает как форма
1) цена - денежное выражение стоимости;
2) спрос и предложение;
3) конкуренция.
Рынок – понятие очень емкое, его функции многообразны:
-ценообразующая, на основе закона спроса и предложения;
-посредническая между изготовителем (продавцом) и покупателем (потребителем);
-регулирующая отношения между продавцом, покупателем и органами власти;
-реализующая интересы рыночных субъектов;
экономическая, переводящая полезность товара в денежное выражение;
-интегрирующая технические, экономические, правовые, организационные аспекты управления экономикой и другие интересы по всем уровням управления;
-информационная, по всем аспектам;
-стимулирующая неуклонное повышение качества объектов купли-продажи и всеобщую экономию ресурсов через закон экономии времени, закон конкуренции и другие механизмы;
-контролирующая соблюдение законодательства и других нормативных актов.
В
общем понятии рынок представляет
сферу обмена (обращения), в которой осуществляется
связь между агентами общественного производства
в форме купли-продажи, т.е. связь с производителей
и потребителей, производство и потребления.
1.2. Понятие и закон спроса.2
Спрос на какой-либо товар или услугу - это желание и возможность потребителя купить определенное количество этого товара или услуги по определенной цене в определенный период времени, т. е. спрос - форма выражения потребности.
Важно заметить, что спрос характеризует не просто желание покупателя иметь этот товар, но и его способность заплатить за этот товар (т. е. возможность купить товар). Важнейшими характеристиками спроса являются объем спроса и цена спроса.
Объем спроса на какой-либо товар или услугу - это количество товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течение определенного периода времени.
Цена спроса на какой-либо товар или услугу - это максимальная цена, которую покупатель готов заплатить за определенное количество товара или услуги.
Спрос
- это одна из сторон многомерного процесса
рыночного ценообразования. Характерные
для него причинно-следственные зависимости
имеют вид устойчиво
Различают индивидуальный и совокупный спрос. Индивидуальный спрос представляет потребности покупателя, выраженные в денежной форме. Совокупный спрос - это платежеспособная потребность общества в целом, т.е. государства, предприятий и населения.
Рыночный спрос определяется путем суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных ценах. Он обозначается буквой D (от англ. demand - спрос).
Между объемом спроса и ценой спроса существует определенная зависимость, которая выражается в законе спроса.
Закон спроса: чем выше цена товара, тем меньше величина спроса на него; и наоборот, чем ниже цена товара, тем больше величина спроса на него.
В частности закон спроса выражает:
-
обратную зависимость между
- постепенное убывание спроса на данный товар или услугу.
Рис 1 Кривая спроса.
Согласно закону спроса, при прочих равных условиях количество покупаемых товаров или услуг зависит от уровня их цен. При этом, чем выше цена и отчетливей тенденция к ее росту, тем меньше количество товаров или услуг будет куплено потребителями. По рис.1 видно, что если цена товара возрастает, то объем продаж товара, в соответствии с падением спроса, снижается. И наоборот, если цена снижается, то объем продаж данного товара или услуги возрастает. Зависимости подобного характера возникают, например, в следующих ситуациях: когда рынки дефицитны, т. е. очевидна нехватка каких-либо товаров или услуг, то цены на эти товары и услуги неизбежно будут расти. Напротив, когда на рынок поступает больше товаров и услуг данного вида, то их реализация, т. е. продажа, возможна лишь при условии снижения цен.
Закон спроса отражает и другой важный процесс: постепенное убывание спроса. Снижение количества продаж данного товара или услуги происходит не только вследствие роста их цены, но и вследствие насыщения потребительского спроса. Убывание спроса происходит потому, что каждая последующая покупка одного и того же товара или услуги приносит потребителю сравнительно меньшую пользу, выгоду, удовлетворение.
Кроме цены самого товара на спрос оказывает влияние множество других факторов. Учесть их всех очень трудно. Однако возможно выделить наиболее существенные:
- цены на товары-заменители;
- цены на дополняющие товары;
- доходы покупателей;
-
мода, вкусы и предпочтения
- реклама;
- сезонные изменения в спросе;
- ожидания покупателей.
Изменение
неценовых факторов спроса вызывает
перемещение и изменение
Увеличение спроса под воздействием неценовых факторов (рис.2б) - это смещение всей кривой вправо и вверх, что означает увеличение объема продаж по той же, неизменяющейся, цене.
Рис. 2. Сдвиги кривой спроса
При уменьшении спроса (рис.2а) кривая смещается влево и вниз. Это уменьшение спроса также вызвано неценовыми факторами и выражается в снижении объема продаж при неизменяющейся цене за единицу товара.
Спрос
является формой выраженной потребности.
Это платежеспособная потребность,
т.е. сумма денег, которую покупатели
могут и намерены заплатить за
нужный товар.
1.3.Понятие и закон предложения 3
Изменения спроса на товары вызывает адекватную реакцию со стороны рыночного предложения этих товаров.
Предложение какого-либо товара или услуги - это готовность производителей продать определенное количество этого товара или услуги по определенной цене за определенный период времени. Иначе, предложение - это желание и способность продавцов поставлять на рынок товары и услуги для продажи в зависимости от их цены.
Объем предложения - то количество товара или услуги, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного периода времени.
Цена предложения - минимальная цена, по которой продавцы согласны продать определенное количество товара или услуги.
Зависимость
между объемом и ценой
Закон предложения: чем выше цена товара, тем больше величина его предложения; чем ниже цена товара, тем меньше величина его предложения.
Рис. 3. Кривая предложения
Закон
предложения показывает, что существует
прямая зависимость между ценой
и объемом предложения. Тот факт,
что объем предлагаемых товаров
увеличивается с ростом цены на него,
объясняется стремлением
Основным, ведущим фактором в законе предложения выступает цена. Для продавца цена - побудительный мотив и стимул к тому, чтобы производить и продавать свой товар на рынке. Для потребителя цены - сдерживающий фактор, так как высокая цена вынуждает покупать меньшее количество товара.
По
каждому из великого множества товаров
цена свидетельствует о
Предложение товаров имеет вид кривой с положительным наклоном, отражающей прямую зависимость между двумя переменными - ценой товара и его количеством, или объемом для продажи на рынке (рис.3) .