Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 12:08, курсовая работа
Жизнь абсолютного большинства людей сопряжена с многообразными потребностями, характеризуемыми учеными как состояние ощущаемой неудовлетворенности, связанной с условиями существования. Потребности могут, в различной степени осознаваться человеком, иметь различную степень интенсивности, быть первостепенными по важности и второстепенными. Не только специалисту, но и обычному человеку приходится размышлять об их «истинности», «ложности» и относительности.
Есть области знаний и жизненного опыта, о которых, кажется, может судить любой из нас. Кроме политики, к таким сферам относятся медицина и, конечно же, экономика. Это не случайно, ведь экономика - наука эмпирическая, связанная с практикой непосредственно. Каждый из нас, независимо от подготовки, повседневно сталкивается с экономическими явлениями. Все мы трудимся - создаем ценности или повышаем свою квалификацию, получаем доходы, обращаемся к рынку, следим за ценами, являемся потребителями.
Экономическая наука призвана определять, как максимально эффективно использовать ограниченные ресурсы - природные запасы, капиталы, трудовые резервы. Подробно всем другим отраслям знаний, экономика включает набор аксиом и доказательств, пригодных для анализа в любых конкретных условиях. И в этом узком смысле она не может быть национальной, также как не может существовать американской физики или немецкой математики. Цены товаров повсюду определяются соотношением спроса и предложения, с ростом дохода происходит уменьшение потребляемой его части и возрастание накопляемой.
Но у экономики есть принципиальное отличие от точных и естественных наук: она имеет дело не с отдельным человеком на необитаемом острове, но с членом общества, подверженного воздействию традиций, национального менталитета и политических институтов. Инструментарий экономиста имеет поэтому национальную специфику.
Наука формируется примерно также, как растет дерево или строится здание. Великие экономисты прошлого заложили фундамент, создали теорию, называемую микроэкономикой. В качестве исходного пункта для анализа здесь берется хозяйство предпринимателя и фермера. Микроэкономика изучает отношения между предпринимателями (конкуренция), предпринимателями и наемными работниками, продавцами и покупателями. Она формулирует законы: спроса и предложения, редкости, убывающей доходности, предельной производительности труда или капитала. Микроэкономика непосредственно связана с предпринимательской деятельностью, является как бы справочником, руководством для бизнеса.
Рынок — косвенное,
опосредованная взаимосвязь между
производителями и
Рынок — это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д.
Рынок — это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг, Одни рынки являются локальными, тогда как другие носят международный или национальный характер. Некоторые отличают личный контакт между предъявителем спроса и поставщиком, а другие являются безличными — на них покупатель и продавец никогда не видят или вовсе не знают друг друга.
Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения.
Чтобы понять рыночную экономику во всей ее полноте, необходимо хорошо усвоить два фундаментальных понятия:
Спрос и предложение — взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение — совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.
В данной работе я попытаюсь объединить все существующие знания о двух взаимосвязанных категориях – «спрос» и «предложение», рыночное равновесие цен спроса и предложения.
Участниками рынка являются покупатели (потребители) и продавцы (производители). Покупателями и продавцами могут быть как отдельные люди, так и целые фирмы, предприятия.
Потребители, выходя на рынок какого-либо товара, предъявляют спрос на этот товар, а производители этого товара образуют предложение товара.
На рынке покупатели и продавцы заключают между собой сделки, т. е. покупают и продают товары по определенным ценам. Таким образом, происходит взаимодействие спроса и предложения, а результатом такого взаимодействия являются цены, по которым участники рынка заключают свои сделки.
В этой сложной многофакторной картине акт купли-продажи по взаимоприемлемым ценам может иметь место только в условиях, когда цена устанавливается на основе выравнивания спроса и предложения, на базе соглашения между двумя сторонами, интересы которых столкнулись на свободном рынке.
Превышение цены спроса над ценой предложения способствует перераспределению ресурсов в пользу отраслей с высоким платежеспособным спросом. Высокие цены свидетельствуют об относительной редкости благ, побуждая к расширению их производства и тем самым к лучшему удовлетворению общественных потребностей. Так как равновесная цена значительно превышает издержки у тех производителей, затраты которых ниже средних, то она способствует перераспределению ресурсов от худших производителей к лучшим, повышая эффективность функционирования национальной экономики в целом.
1.
Закон спроса
Жизнь абсолютного
большинства людей сопряжена
с многообразными потребностями, характеризуемыми
учеными как состояние
Спрос—это
платежеспособная потребность
Итак, спрос—это объем возможной купли товара в зависимости от установившейся цены на него.
Спрос—это потенциальная купля, но состоится она или нет, зависит от множества факторов. Бизнесмены и коммерсанты для достижения успеха в своей деятельности изучают специальную науку «маркетинг», где раскрываются методы, помогающие спросу превратиться в реальную «куплю».
Закон спроса состоит
в том, что снижение цены ведет, к
увеличению спроса. И наоборот рост
цены сокращает спрос. Возьмем условный
пример:
Таблица
№ 1
Цена за товарную единицу | Величина спроса в неделю |
3 | 30 |
2 | 50 |
1 | 80 |
На данном графике можно наглядно увидеть что при более высокой цене данный товар доступен лишь небольшому кругу потребителей и его продажа ограничивается 30 товарными единицами в неделю. Остальные данные демонстрируют последовательное изменение величины спроса : по мере снижения цены спрос увеличивается.
Закон спроса не действует :
1.1 Значение закона спроса.
Между объемом
спроса и ценой спроса существует
определенная зависимость, которая выражается
в законе спроса.
Закон спроса: чем выше цена товара, тем меньше величина спроса на него; и наоборот, чем ниже цена товара, тем больше величина спроса на него.
• он придает
поведению покупателей и
• он показывает
достижение экономикой данной страны
высокого уровня развития, так как
спрос может «нормально» себя
проявлять—уменьшаться при
Согласно закону спроса, при прочих равных условиях количество покупаемых товаров или услуг зависит от уровня их цен. При этом, чем выше цена и отчетливей тенденция к ее росту, тем меньше количество товаров или услуг будет куплено потребителями. По рис.1 видно, что если цена товара возрастает, то объем продаж товара, в соответствии с падением спроса, снижается. И наоборот, если цена снижается, то объем продаж данного товара или услуги возрастает. Зависимости подобного характера возникают, например, в следующих ситуациях: когда рынки дефицитны, т. е. очевидна нехватка каких-либо товаров или услуг, то цены на эти товары и услуги неизбежно будут расти. Напротив, когда на рынок поступает больше товаров и услуг данного вида, то их реализация, т. е. продажа, возможна лишь при условии снижения цен.
Закон спроса формально может быть изложен следующим образом: на любом рынке, при прочих равных условиях, существует обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого покупателями на этот товар. Таким образом, величина спроса имеет тенденцию расти при падении цены и уменьшаться при ее повышении.
Это происходит по двум причинам:
Во-первых, если цена одного товара падает, а цены других товаров остаются прежними, то покупатель стремится замещать дешевым товаром те товары, которые он использовал ранее.
Во-вторых, когда цена одного товара падает при постоянстве цен других товаров и неизменных доходах покупателей, то люди начинают чувствовать себя более богатыми. Они используют свою возросшую покупательную способность, приобретая больше различных вещей, и, чаще всего, покупая больше именно того товара, который подешевел.
Закон спроса отражает
и другой важный процесс: постепенное
убывание спроса. Снижение количества
продаж данного товара или услуги
происходит не только вследствие роста
их цены, но и вследствие насыщения
потребительского спроса. Убывание спроса
происходит потому, что каждая последующая
покупка одного и того же товара или услуги
приносит потребителю сравнительно меньшую
ползу, выгоду, удовлетворение.
Следует учесть
и такой важный момент. Формулируя
закон спроса, мы под ценой подразумеваем
цену относительную, т. е. рассчитанную
по отношению к другим товарам.
1.2
Факторы рыночного спроса.
Можно выделить ряд основных факторов, влияющих на желания практически всех покупателей приобрести какое-то количество товара . К ним относятся:
1. цена самого товара
2. цены других
товаров, взаимосвязанных с
3. средний доход потребителей
4. распределение дохода между потребителями
5. ожидания изменений цен товаров или вкусов потребителей( ожидание повышения или снижения цен или доходов)
Исследовать характер влияния всех этих факторов сразу невозможно.
Каждой цене товара
соответствует определенная величина
спроса. Здравый смысл подсказывает людям
при более высоких ценах покупать меньше,
при более низких—больше. Такую обратную
зависимость между количеством какого-либо
блага, которое люди будут покупать, и
ценой , которую они должны платить для
его приобретения, выражает закон спроса.
Помимо цены на рыночный спрос воздействуют и другие факторы. К основным из них можно отнести следующие:
1.Изменение вкусов потребителей. К примеру если в обществе здоровый образ жизни становится более популярным, то спрос на алкоголь и табачные изделия снижается и повышается на спорт инвентарь.