Спрос и предложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 14:35, контрольная работа

Описание работы

Спрос — это экономическая категория, характеризующая потребность покупателей в определенном товаре, обеспеченную достаточными платежными средствами, позволяющими приобрести этот товар по определенной цене в данный период времени на определенном рынке или в определенной стране. Величина спроса – количество товара, которое покупатели готовы (т.е. хотят и могут) купить при данной цене в течение определенного периода: дня, недели и т.п.

Работа содержит 1 файл

микроэк.doc

— 58.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по  дисциплине «Экономическая теория»

на  тему «Спрос и предложение»

 

      1. Спрос и факторы,  на него влияющие. Закон спроса 

     Спрос — это экономическая категория, характеризующая потребность покупателей  в определенном товаре, обеспеченную достаточными платежными средствами, позволяющими приобрести этот товар по определенной цене в данный период времени на определенном рынке или в определенной стране. Величина спроса – количество товара, которое покупатели готовы (т.е. хотят и могут) купить при данной цене в течение определенного периода: дня, недели и т.п.

     ЗАКОН СПРОСА - при прочих равных условиях удастся продать товара больше по низкой цене, чем по высокой. Таким образом, спрос на товары находится в обратной зависимости от цены. В основе закона спроса лежат принципы убывающей предельной полезности, эффекта дохода и эффекта замещения.

     Закон спроса – при прочих равных условиях увеличение цены товара или услуги приведёт к снижению величины спроса, а снижение цены – к увеличению величины спроса. Таблицу называют – шкалой спроса, а график – кривой спроса.

     Кривая  спроса показывает: как изменяется величина спроса на товар или услугу при изменении цены. Необходимо различать  два понятия:

     1) изменение объема (величины) спроса  означает передвижение из одной точки в другую той же самой кривой спроса. Причиной изменения объема спроса служит изменение цены данного блага;

     2) изменение в спросе выражается  смещением всей кривой спроса  либо вправо – увеличение спроса, либо влево – уменьшение спроса. Причиной является не изменение цены данного блага, а изменение других факторов спроса, которые получили название неценовых факторов спроса.

     Различают индивидуальный и совокупный спрос: 
-Индивидуальный спрос — это спрос конкретного покупателя на конкретный товар, причем на данном рынке.  
-Совокупный спрос — это общий объем спроса на товары и услуги в какой-либо стране.

     Также различают первичный и вторичный  спрос:

     - Первичный спрос — это спрос на продукт или услуги определенной категории товаров в целом. Например, это может быть спрос на кофе или спрос на страховые услуги.

     -Вторичный (или избирательный) спрос — это спрос на товары определенной марки или фирмы и на услуги определенного вида.

     Кроме того спрос бывает отрицательным, отсутствующим, скрытым (потенциальным), полноценным, чрезмерным, понижающимся (падающим), колеблющимся, иррациональным, ажиотажным (лавинным).

     Отрицательный спрос — это спрос, возникающий в тех случаях, когда потребители «недолюбливают» товар и поэтому избегают его приобретения. Отсутствующий спрос — это спрос на товары, которые ненужны на рынке или устарели.

     Скрытый спрос — это спрос, ожидаемый  в будущем, спрос потенциальных  покупателей.

     Полноценный спрос— это желаемый спрос, точно  соответствующий производственным возможностям и политике предприятия — производителя товара или услуги. Чрезмерный спрос— это спрос, превышающий возможности предприятия, когда покупатели считают, что предприятие не удовлетворяет их платежеспособные потребности. Понижающийся спрос— это спрос, имеющий устойчивую тенденцию к снижению, спрос на товары, выходящие из моды или отвечающие потребностям рынка и потребителей. Колеблющийся спрос— это спрос, который изменяется во времени, т.е. и зависимости от сезона, от месяца или даже дня недели и времени суток. Иррациональный спрос — спрос, нежелательный с точки зрения морали общества, например спрос на наркотики. Ажиотажный спрос — это спрос стихийного характера, вызванный, например, дефицитом продукта.

     Кроме понятия «спрос» надо также выделять понятие «величина спроса», которое  означает максимальное количество услуги или товара, которое потребитель хочет и может купить по данной цене в данный период времени.

     На  величину спроса оказывает влияние  целый ряд факторов:

     -цена предлагаемого товара;

         -качественные характеристики товара;

         -уровень доходов потребителей;

     -изменение доходов потребителей — обычно повышение доходов потребителей ведет к увеличению спроса на товары, но не всегда;

     -изменение цен на взаимозаменяемые товары;

                 -изменение вкусов, привычек, моды, пристрастий, потребностей, желаний потребителей, связанное чаще всего с временным фактором, т.е. потребительские предпочтения и потребительские ожидания;

     -изменение количества потребителей на рынке и демографическая ситуация;

     -политические факторы;

     -социально-культурные факторы;

     -насыщенность рынка;

     -общеэкономические показатели — например, ставка рефинансирования и процентные ставки по вкладам (депозитам) населения; если ставки большие, то спрос на товары может снизиться за счет того, что люди предпочтут накапливать деньги.

     Поведение спроса подчиняется закону спроса. Как правило, самое существенное влияние на спрос оказывает цена товара или услуги. Между ценой  товара и количеством товара, на который предъявлен спрос, существует определенная связь, которая отражается в законе спроса.

     предложение эластичность равновесная  цена

     2. Рыночное равновесие спроса и предложения. Равновесная цена 

     Рыночное  равновесие спроса и предложения  — это равенство спроса и предложения  на определенный товар в определенное время на определенном рынке, иначе говоря это совпадение планов покупателей и продавцов при определенной цене. Таким образом, рыночное равновесие зависит от соответствия спроса и предложения. Различают следующие виды рыночного равновесия:

     стабильное  — равновесие, колебания которого незначительны и отклонение от которого приводит к возвращению в то же состояние;

     неустойчивое  — равновесие, отклонение от которого не приводит к возвращению в прежнее  состояние;

     мгновенное  — равновесие, которое создается  в ситуации, если спрос на какой-то товар вдруг вырос, а предложение осталось прежним;

     краткосрочное — равновесие, которое создается  в ситуации, когда число предприятий  на данном рынке не меняется, а предложение  несколько увеличивается, но не надолго;

     длительное — равновесие, при котором предложение полностью приспосабливается к изменившемуся спросу.

     В результате взаимодействия спроса и  предложения устанавливается рыночная цена. Если изобразить графики изменения  спроса и предложения в зависимости  от цены, то рыночная цена фиксируется в точке пересечения графиков спроса и предложения. Эта точка называется точкой равновесия, а цена — равновесной ценой. Равновесная цена — это цена, при которой величина спроса соответствует величине предложения, она определяет, когда интересы продавца и интересы покупателя достигают согласия.

     При прочих равных условиях равновесная  цена соответствует тому количеству товара, которое покупатели хотят  купить, а продавцы согласны продать, таким образом, равновесная цена имеет уравновешивающую функцию. Она обнаруживает свое влияние как через спрос при неизменном предложении, так и через предложение при неизменном спросе. Если увеличится предложение при неизменном спросе, то равновесная цена станет более низкой при возрастающем количестве продаж товаров. В случае снижения предложения установится более высокая равновесная цена с меньшим количеством продаж товаров. Такие изменения равновесной цены происходят под воздействием рыночных механизмов, но рыночному механизму установления равновесной цены могут мешать административное регулирование цен и монополизм производителя или потребителя, который позволяет удерживать монопольную цену.

     Государственное вмешательство в рыночное ценообразование чаще всего сводится к принудительному установлению цены более низкой, чем равновесная цена. Мотивацией такого вмешательства выступают, как правило, социальные проблемы, поэтому поведение государства понятно, но, к сожалению, ни одну социальную или экономическую проблему нельзя решить методом вмешательства в механизм ценообразования. Любой контроль над ценами разрушает рыночную систему и часто приводит к тотальному дефициту абсолютно всех видов товаров, а также к другим отрицательным эффектам в социальной и экономической сфере: сокращению производства, возникновению теневой экономики в различных сферах и, как следствие, социальной напряженности и всеобщему недовольству политикой правительства.

     Наряду  с понятием «равновесная цена» существует понятие «равновесное количество товара» — количество товара, который представлен на рынке по равновесной цене.

     Спрос, равновесная цена и равновесное  количество товара находятся в прямой зависимости, т.е. увеличение спроса при прочих равных условиях порождает эффект повышения равновесной цены и эффект увеличения количества продуктов, и наоборот.

     Предложение находится в обратной зависимости  от равновесной цены и в прямой зависимости от количества продуктов, т.е. увеличение предложения приводит к понижению равновесной цены и эффекту увеличения количества продуктов, а уменьшение предложения порождает рост равновесной цены и эффект уменьшения количества продуктов. 
 

     3. Теория эластичности спроса и предложения, ее применение 

     Эластичность  — это важнейшая характеристика спроса и предложения, показывающая зависимость их изменений от изменения  различных факторов рынка (цены товара, доходов потребителей и т.д.). Эластичность — это показатель степени чувствительности (реакции) потребителей и производителей к изменениям различных факторов, оказывающих влияние на спрос и предложение. Она показывает, на сколько процентов изменится спрос или предложение при изменении какой-либо переменной экономической величины, от которой зависит спрос или предложение, на один процент, т.е., например, на сколько изменится величина спроса, если цена товара возрастет на 1%.

     Существуют  два основных критерия эластичности спроса: цена и доходы.

     Эластичность спроса по цене измеряется с помощью коэффициента ценовой эластичности, рассчитываемого по формуле 

     Ец = АС / ДЦ, 

     где Ец — коэффициент ценовой эластичности;

     ДС  — изменение спроса на товар, %;

     ДЦ  — изменение цены товара, %.

     Эластичность  спроса по доходам определяется с  помощью коэффициента эластичности спроса по доходам, рассчитываемого по формуле 

     Ед = ДС/ДД, 

где Ед — коэффициент эластичности спроса по доходам; ДС — изменение спроса на товар, %; ДД — изменение доходов  населения, %.

     Спрос может быть:

     эластичным, если коэффициент эластичности больше 1;

     неэластичным, если коэффициент эластичности меньше 1;

     совершенно  эластичным, если коэффициент эластичности стремится к бесконечности;

     совершенно  неэластичным, если коэффициент эластичности равен 0;

     с единичной эластичностью, если коэффициент  эластичности равен 1, при этом темп роста спроса равен темпу снижения цены;

     инверсный, если коэффициент эластичности больше 0; бывает, только если спрос возрастает по мере увеличения цены.

     На  эластичность спроса влияет целый ряд  факторов: наличие товаров-заменителей, конкуренция на рынке, удельный вес товара в бюджете потребителя, качество товара, размеры запаса. Чем больше на рынке продуктов, призванных удовлетворять одну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар. Чем больше на рынке конкурентов, выпускающих аналогичную или близкую по назначению продукцию, тем эластичнее спрос на продукцию данной фирмы. В условиях совершенной конкуренции спрос на товар каждой фирмы абсолютно эластичен.

Информация о работе Спрос и предложение