Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 18:25, доклад
Спрос и предложение зависят от многих факторов. Их изменение влечет соответствующее изменение спроса и предложения. С этим и связано понятие эластичности.
Эластичность - мера реакции одной экономической переменной на изменение другой.
В экономической теории рассматривают эластичность спроса и предложения.
Эластичность спроса на товар- это процентное соотношение между изменением в цене или доходе и изменением спроса.
Спрос
и предложение зависят от многих
факторов. Их изменение влечет соответствующее
изменение спроса и предложения.
С этим и связано понятие
Эластичность - мера реакции одной экономической переменной на изменение другой.
В экономической теории рассматривают эластичность спроса и предложения.
Эластичность спроса на товар- это процентное соотношение между изменением в цене или доходе и изменением спроса.
1. Эластичность спроса по цене.
Она показывает, в какой мере потребитель реагирует на изменение цен.
, где:
E(p)- эластичность спроса по цене;
d Qd (%)- процентное изменение спроса;
d P(%) - процентное изменение цены.
При
измерении процентного
х 100% , где
Q2 и Q1- - конечный и начальный спрос;
, где
P2 и P1 - конечная и начальная цена.
Выделяют несколько видов эластичности спроса по цене в зависимости от величины коэффициента эластичности.
E > 1 - эластичный спрос (на товары роскоши);
E < 1 - неэластичный спрос (на предметы первой необходимости);
E = 1- спрос с единичной эластичностью (зависит от индивидуального выбора);
E = 0 - совершенно неэластичный спрос (соль, медикаменты);
E - совершенно эластичный спрос (в условиях совершенного рынка).
На
графике спрос разной степени
эластичности можно представить
следующим образом:
Нельзя говорить об эластичных или неэластичных кривых спроса, т. к. эластичности действительны для отдельных точек на кривой спроса. На каждой такой кривой спроса, как правило, имеются точки с эластичным и неэластичным спросом. В качестве исключения рассматриваются лишь совершенно эластичные и совершено неэластичные кривые спроса, на которых каждая точка представляет одну и ту же эластичность.
2. Эластичность спроса по доходу.
Это числовой параметр, который показывает, какова реакция потребителя на изменения в его доходах при неизменности цен.
, где
d Y (%) - процентное изменение дохода
Значение эластичности по доходам тесно связано с понятием нормальных товаров и товаров низшего качества. Для нормальных товаров повышение дохода вызывает повышение спроса. Поскольку в этом случае доход и спрос меняются в одном направлении, то эластичность спроса по доходу является положительной. Наоборот, для товаров низшего качества увеличение дохода вызывает уменьшение спроса. Доход и спрос меняются в противоположных направлениях, поэтому в этом случае эластичность спроса по доходу является отрицательной. На отдельные группы товаров (соль, спички) спрос не увеличивается при увеличении дохода, эластичность является нулевой.
3. Перекрестная эластичность.
Она характеризует чувствительность спроса на один товар при изменении цен на другой.
, где
E (k) - перекрестная эластичность;
d Q1 (%) - процентное изменение спроса на один товар;
d P2 (%) - процентное изменение цены на другой товар.
С помощью коэффициента эластичности можно определить следующие виды перекрестной эластичности:
а) E (k) > 0 для товаров-субститутов;
б) E (k) < 0 для товаров- комплементов;
в) E (k) = 0 для индифферентных (независимых) товаров.
Эластичность
предложения товара (по цене) - это процентное
соотношение между изменением в цене и
изменением предложения.
Одним из определяющих элементов эластичности предложения какого-либо товара или услуги является мобильность факторов его производства и выпуска, т.е. легкость с которой необходимые факторы производства могут быть привлечены из других отраслей. Второй важный фактор - это время. Как и в случае спроса, эластичность предложения по цене имеет тенденцию увеличиваться на долгосрочных временных интервалах. Частично это связано с мобильностью ресурсов, но также зависит и от применяемых технологий, состояния производственной базы и т.д. С течением времени адаптация производителей к рыночным условиям улучшает конъюнктурные возможности соответствия выпуска их продукции возросшему спросу, что приводит к повышению эластичности предложения.
Теория
эластичности спроса и предложения
имеет важное практическое значение.
Эластичность спроса является важным
фактором, влияющим на ценовую политику
фирмы. Другим примером фактического использования
теории эластичности является государственная
налоговая политика, а также политика
в области занятости.
Связь между эластичностью спроса, изменением цены и выручкой продавца (расходами покупателя)
На основе кривой спроса можно определить расходы покупателей на приобретение данного товара, которые формируют выручку продавцов (TR; total revenue — англ.):
(рис.4.8). Но что произойдет при этом с общей выручкой продавцов или расходами покупателей? Возрастут они или снизятся? И на сколько?
, при цене
, ее изменение при снижении цены с Р
До Рг составит, как очевидно,
представляет коэффициент прямой эластичности спроса по цене, рассчитанный на базе минимальных значений объема и цены, мы можем переписать (4.12) так :
иэластичности спроса. Соответствующие зависимости приведены ниже:
Как видим, в случае эластичного спроса именно снижение цены ведет к увеличению выручки продавцов, тогда как при неэластичном спросе рост выручки обусловлен повышением цены. Это положение весьма важно при определении политики цен как на уровне отдельных фирм, так и на уровне государства.
Вернемся
теперь к рис.4.3. При движении вдоль кривой
спроса от точки D к точке D снижение цены
будет сопровождаться и уменьшением коэффициента
эластичности от оо до 0. Следовательно,
согласно (4.11), мы можем заключить, что
сначала общая выручка продавцов будет
возрастать — в точке Е, где е = 1, она достигнет
максимума; затем она будет снижаться.
Таким образом, как показано на рис.4.9,
кривая общей выручки при линейной функции
спроса (рис. 4.2; 4.3; 4.8) имеет куполообразную
форму.
Прирост общей выручки в результате продажи дополнительной единицы называют предельной выручкой (MR; marginal revenue — англ.). Легко убедиться в том, что при любом (положительном) объеме продаж MR < Р. Поскольку весь возросший на единицу объем продукции (Qn+i) будет продан по более низкой цене, чем объем Qn, предельная выручка будет равна цене дополнительно проданной единицы минус потери в выручке, обусловленные продажей всех предыдущих Qn единиц по более низкой цене:
к осям координат. Отметим на АР точку С, такую, чтобы
PC = AC. Проведем через нее луч из точки В и отметим его пересечение с AQ (точка В). Полученный луч и представляет линию предельной выручки (MR).
Действительно, при цене Р общая выручка равна площади прямоугольника OPAQ, тогда как сумма предельной выручки от продажи всех единиц товара равна площади трапеции ODBQ. Но обе площади равны, поскольку они имеют общую часть OPCBQ, а треугольники DPC и АСВ равны. Следовательно, DCB есть линия предельной выручки.
Предельная выручка может быть представлена и как первая производная общей выручки по количеству данного товара:
Отсюда
очевидно, что при е,- = 1 MR — О и общая выручка
достигает максимума (точка Q на рис.4.9).
Эластичность – мера реакции спроса или предложения на изменение дохода, или спроса на взаимосвязанные товары. Эластичность показывает на сколько строго выполняются законы спроса и предложения.
Эластичность измеряется коэффициентом эластичности.
3 вида эластичности спроса:
1. Эластичность спроса по цене.
Кэл.спр.по.ц.= %изменения_спроса / %изменения_цены
Например цена на товар возросла на 10%, тогда возможны 3 случая:
2. Эластичность спроса
по доходу.
Кэл.спр.по.д. = %изменения_спроса / %изменения_дохода_потребителей
3. Перекрёстная эластичность спроса.
Кэл.спр.перекр. = %изменения_спроса_на_товар_Х / %изменения_спроса_на_товар_У
Факторы влияющие на
эластичность спроса:
222222222222222222222222222222
Коэффициент прямой эластичности спроса по цене характеризует отношение относительного изменения объема спроса к относительному изменению цены и показывает, на сколько процентов изменяется объем спроса на товар при изменении его цены на 1%. Следовательно, его можно записать как
(2.1)
Выделяют дуговую и точечную эластичность. Пусть дана какая-либо функция спроса:
Q1= f(P1),
где Q1 – объем спроса на данный товар;
P1– цена данного товара.
Изобразим
эту функцию графически (рис. 2.5).