Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 12:32, реферат
В настоящее время, в России, выходит достаточно много литературы в этой области. Наиболее проработаны вопросы экологизации экономики в таких книгах, как «Экология» Т.А. Акимова, В.В. Хаскина, 2002, и «Экология и безопасность жизнедеятельности» под редакцией Л.А. Муравья, 2000. Методология и проблемы экологического менеджмента наиболее раскрыты в следующих книгах «Экологический менеджмент» С.В. Макарова, Т.В. Гусевой, 1998, и «Добровольная экологическая деятельность: неиспользуемые возможности» Т.В. Гусевой, А.Е. Хачатурова и др., 1999.
Введение 3
Раздел I. Концепция устойчивого развития общества 5
1.1. Экологическое равновесие – эколого-экономический фундамент развития общества 5
1.2. Мир в поисках концепции устойчивого развития 6
1.3. Обеспечение экологической безопасности 9
Раздел II. Роль государства в управлении экосистемами 12
2.1. Контроль качества среды обитания – основа управления экосистемами 12
2.2. Формирование механизма природопользования в рыночной экономике 15
2.3. Перестройка экономики на основе политики экологизации 19
Раздел III. Экологический менеджмент – как основа устойчивого развития человечества 24
3.1. Нормативная база экологического менеджмента 24
3.2. Понятия, функции и задачи экологического менеджмента и экологического управления 27
3.3. Стимулирование внедрения системы экологического менеджмента 31
Заключение 37
Приложение 1. Функции и соответствующие им задачи в области ЭМ и ЭУ 39
Список использованной литературы 43
На международной арене сочетание понятий «бизнес», «предпринимательство» и «экологически целесообразная деятельность» в статьях, документах, постановлениях приобрело популярность с начала семидесятых годов, после Конференции ООН в Хельсинки (1972).
Позднее,
в 1992 году, в Хартии Торгово-промышленной
палаты «Бизнес и окружающая среда»
сформулированы 16 принципов, которыми
было рекомендовано
Тогда
же, в начале девяностых годов, была
разработана и принята политика
Европейского Союза «К общей ответственности»,
характеризовавшаяся
Итак, добровольная экологическая деятельность предприятий оказалась в фокусе внимания международных организаций, правительств, общественности лишь в конце 80-х - начале 90-х годов. Безусловно, яркие примеры инициатив «Beyond the Compliance» («Опережая требования») были известны и раньше. Так, химические предприятия за рубежом добровольно следуют особому Кодексу Ответственности (Responsible Care), который предполагает разработку и последовательное выполнение обязательств единой политики в области охраны здоровья, безопасности и охраны окружающей среды (Health, Safety, Environment). Кодекс Ответственности предъявляет к химическим предприятиям более жесткие требования, чем большинство национальных и международных стандартов.
В русском языке «добровольный» означает «совершаемый по собственному желанию, без принуждения». Рассматривая с этой точки зрения деятельность предприятий, можно вспомнить инициативы советских керамиков, в восьмидесятые годы взявших на себя ответственность за переработку отходов гальванических процессов. Цветная черепица «из отходов» пользовалась хорошим спросом в Молдавии и на Украине. Заводы строительной керамики строили отменные пансионаты, заводили фазанов, украшали цеха фонтанами (впрочем, заботясь об улучшении условий труда). Без государственных дотаций. Фраза «Из отходов - в доходы» стала переходящим лозунгом учебников по малоотходному производству.
Объединяет две группы примеров то, что инициативы в обоих случаях были целесообразными и экологически, и экономически. Клеймо тяжести, затратности, дополнительности природоохранной деятельности, к которому так часто прибегают в последние годы российские промышленники, неприменимо ни к развивающемуся и поныне опыту химических предприятий, ни к истории черепицы времен застоя.
Практически во всех упоминавшихся уже документах, во всех без исключения описанных примерах к добровольной деятельности подходят с позиции создания особых систем - систем экологического менеджмента.
Несмотря на добровольность стандартов, по словам председателя ISO/TC 207, через 10 лет от 90 до 100 процентов больших компаний, включая транснациональные компании, будут сертифицированы в соответствии с ISO 14000, то есть получат свидетельство «третьей стороны о том, что те или иные аспекты их деятельности соответствуют этим стандартам. Предприятия могут захотеть получить сертификацию по ISO 14000 в первую очередь потому, что такая сертификация будет являться одним из непременных условий маркетинга продукции на международных рынках.
Среди других причин, по которым предприятию может понадобиться сертификация, можно назвать такие [4]:
Кто
же заинтересован в наличии
В
России заинтересованность в вопросах
состояния окружающей среды и
в экологических аспектах деятельности
предприятий проявляет все
Но Планы только тогда станут действенными, когда предприятия, производственники будут брать на себя добровольные обязательства в отношении природоохранной деятельности. Это убедительно доказано десятилетним опытом работы по Национальным планам экологической политики Нидерландов. [4] То есть, в отношении экологической деятельности, стороны становятся взаимно заинтересованными: государственные органы должны рассматривать предприятия, компании, деловые круги в целом в качестве сторон, заинтересованных в развитии региональных и национального планов действий. В свою очередь, руководители предприятий не могут не учитывать экологические интересы населения, государственных органов, партнеров, инвесторов, конкурентов.
Особенности интересов сторон в развитии систем экологического менеджмента и аспекты их влияния в качестве компонентов внешней среды на предприятие отражены в таблице № 2.
Отметим, что приведенные в таблице инструменты влияния и пути взаимодействия вовсе не относятся к области фантастики. Практически каждая позиция имеет подтверждение, по крайней мере, на уровне намерений, инициатив, начальных стадий разработки. Государство уже заявило о «... необходимости стимулирования снижения экологически неблагоприятных воздействий за счет создания соответствующих экономических механизмов». Руководители некоторых субъектов Федерации Европейской части России и Сибири разрабатывают детальные предложения в отношении таких механизмов, поддерживают экспериментальные проекты и местные инициативы, рассматривают возможности гибкого применения требований в отношении применения государственных контрольных мер.
Таблица №2. Стороны, заинтересованные в развитии систем экологического менеджмента
Заинтересованная сторона | Инструменты влияния и пути взаимодействия |
Предприятия отрасли, региона, партнеры и смежники, промышленные и бизнес-ассоциации |
|
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные природоохранительные органы |
|
Общественные и профессиональные организации, население |
|
Потенциальные инвесторы, партнеры, кредитующие организации (в том числе, зарубежные) |
|
Общественные организации работают над рядом проектов, посвященных содействию добровольной экологической деятельности предприятий, проводят совместно со специалистами вузов, отраслевых институтов семинары, готовят образовательные программы.
Есть и примеры взаимодействия предприятий на уровне отрасли, региона, территории. Так, решение проблемы использования некоторых отходов производства взяли на себя малые предприятия во Владимирской, Костромской, Ивановской областях. [5]
Возможно, одним из первых примеров систематического применения обсуждаемых подходов на территориальном уровне станет в ближайшем будущем Байкальский регион, где в настоящее время формируется стратегия сохранения биоразнообразия. О степени успешности этого процесса судить пока рано, многое будет зависеть и от причин, связанных с высокой (отнюдь не экологической) политикой. Однако первые шаги уже сделаны – цели поставлены и обсуждены со всеми заинтересованными сторонами. И апелляция к заинтересованным сторонам дала неожиданный (с точки зрения официальных российских подходов) результат – не дожидаясь официальных указаний, желаемых льгот и других стимулов (как из области “кнута”, так и из области “пряника”), ряд предприятий и крупных компаний региона заявляет о своей приверженности принципам сохранения уникальной природы Байкала и готовности строить свою экологическую политику с учетом той высокой ответственности, которую налагает на них близость этого уникального озера. И не только заявляет, но и берет на себя дополнительные обязательства. И даже делает первые робкие шаги по пути их выполнения.
На сегодняшний день у российских предприятий есть все предпосылки для развития деятельности в области экологического менеджмента. И, прежде всего, есть стремление к улучшению ситуации. Об этом свидетельствует позиция руководителей и персонала заводов, которым далеко до совершенства. Об этом задумываются и те, к кому не предъявляют претензий ни общественность, ни государственные природоохранительные органы.
Выводы к разделу III.
Человеческое общество как подсистема биосферы всецело зависит от благополучия системы в целом. Другими словами, глобальное нарушение экологического равновесия, переход биосферы в иное качественное состояние означали бы для человечества катастрофу. Социальные механизмы могут ее отдалить или приблизить, но не ликвидировать. Поэтому перед человечеством возникает настоятельная необходимость поддержать экологическое равновесие, которое, во-первых, жизненно необходимо человечеству и, во-вторых, представляет собою эколого-экономический фундамент развития общества.
Необходимость устойчивого развития — объективная реальность современной эпохи. Главная идея Концепции устойчивого развития — обеспечить гармоничное сочетание социально-экономических и экологических приоритетов развития общества сейчас и в будущем. Социально-экономическое развитие общества должно быть введено в экологически безопасные рамки, обусловленные природно-ресурсным потенциалом.
Экологическая безопасность реализуется на глобальном, региональном и локальном уровнях. Наиболее важный уровень – локальный. Конкретные действия в области экологической безопасности, предпринимаемые на уровне отдельных субъектов экономики, предопределяют возможность решения задач на региональных и глобальном уровнях.
Контроль и сознательная регуляция людьми изменений природной среды в целом пока налажены недостаточно, и это становится опасным для сохранения системы «общество – природа». Все более отчетливо проявляется необходимость для современного общества согласовывать темпы и характер своего развития с возможностями биосферы, в которую общество структурно включено как часть в целое.
Важное качество рынка состоит в его возможности обеспечить наилучшее использование различных ресурсов благодаря ценовым сигналам об их дефицитности. Деградация окружающей среды, истощение природных ресурсов, чрезмерное загрязнение свидетельствуют о сбоях в рыночном механизме. Цены, складывающиеся на "экологических" рынках, часто дают искаженную картину истинной ценности природных благ и услуг, не отражают реальные общественные издержки и выгоды использования экологических ресурсов.
Несмотря на недостатки государственного вмешательства, роль государства в охране окружающей среды велика и сейчас, и будет нарастать в дальнейшем. В частности, государство на основе прямого или косвенного регулирования должно добиваться сдвига рыночно оптимального уровня производства (без учета экстерналии) к социально оптимальному уровню выпуска продукции, реализуя интересы общества.
Информация о работе Экологический менеджмент – как основа устойчивого развития человечества