Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 12:32, реферат
В настоящее время, в России, выходит достаточно много литературы в этой области. Наиболее проработаны вопросы экологизации экономики в таких книгах, как «Экология» Т.А. Акимова, В.В. Хаскина, 2002, и «Экология и безопасность жизнедеятельности» под редакцией Л.А. Муравья, 2000. Методология и проблемы экологического менеджмента наиболее раскрыты в следующих книгах «Экологический менеджмент» С.В. Макарова, Т.В. Гусевой, 1998, и «Добровольная экологическая деятельность: неиспользуемые возможности» Т.В. Гусевой, А.Е. Хачатурова и др., 1999.
Введение 3
Раздел I. Концепция устойчивого развития общества 5
1.1. Экологическое равновесие – эколого-экономический фундамент развития общества 5
1.2. Мир в поисках концепции устойчивого развития 6
1.3. Обеспечение экологической безопасности 9
Раздел II. Роль государства в управлении экосистемами 12
2.1. Контроль качества среды обитания – основа управления экосистемами 12
2.2. Формирование механизма природопользования в рыночной экономике 15
2.3. Перестройка экономики на основе политики экологизации 19
Раздел III. Экологический менеджмент – как основа устойчивого развития человечества 24
3.1. Нормативная база экологического менеджмента 24
3.2. Понятия, функции и задачи экологического менеджмента и экологического управления 27
3.3. Стимулирование внедрения системы экологического менеджмента 31
Заключение 37
Приложение 1. Функции и соответствующие им задачи в области ЭМ и ЭУ 39
Список использованной литературы 43
К
информационному обеспечению
Экологическое моделирование занимается изучением экологических объектов и процессов на их моделях для расчета поведения человека в стационарно-изменяющихся условиях ОС, а также для выработки рекомендаций по координированию форм и масштабов хозяйственной деятельности с изменяющимися условиями среды.
Экологический мониторинг — система наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей природной среды и экологических систем, в том числе и находящихся в условиях антропогенных воздействий. Экологический мониторинг состоит из следующих ступеней: биологический мониторинг отслеживает связь в изменениях окружающей среды с состоянием организмов биоты, в том числе и человека, особое значение придается учету канцерогенных и мутагенных факторов; геоэкологический (природно-хозяйственный) мониторинг обеспечивает наблюдение за природными экосистемами, агробиотой и индустриальными системами; методы этой ступени мониторинга должны определять способность окружающей среды к самовосстановлению, биопродуктивности экосистем и различные ПДК, контроль обеспечивается сетью контрольных пунктов наблюдений и полигонов; биосферный мониторинг отслеживает изменения в биосфере, вызванные антропогенными воздействиями.
В России программа фонового экологического мониторинга осуществляется в ряде биосферных заповедников (Астраханский, Воронежский, Ильменский, Приокско-Террасный, Центрально-Черноземный, Сихоте-Алинский) и на кораблях Госкомгидромета.
Целью экологической экспертизы является превентивный контроль экологической безопасности, осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Эти функции делегированы государством Министерству природных ресурсов РФ, Государственному комитету РФ по охране окружающей среды и их территориальным органам соответствующими законами РФ.
Заключение экспертной комиссии обязательно для всех юридических лиц и граждан, деятельность которых связана с воздействием на окружающую природную среду, с природопользованием и т.д. Положительное заключение экспертной комиссии является одним из обязательных документов для открытия финансирования и кредитования реализации объекта.
Каждый
из вышеперечисленных компонентов
контроля состояния системы «природа-
Процессы поиска эффективных государственных и рыночных регуляторов в области экологической безопасности, их оптимального сочетания начались в 60—70-е годы, когда экологические проблемы резко обострились. Страны с рыночной экономикой реагировали на такое обострение созданием централизованных административных систем управления охраной окружающей среды. Акцент делался на законодательные ограничения вредных воздействий на окружающую среду, государственное нормирование и контроль, а также на санкции. Важнейшим принципом принимаемых законов по охране природы стал принцип «загрязнитель платит», введенный Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 1972 г. [6] Осуществлялось безвозмездное государственное субсидирование природоохранной деятельности. Экономическому регулированию, стимулированию охраны природы в этот период уделялось мало внимания.
В дальнейшем 80-е годы ознаменовались попытками широкого использования экономических регуляторов для стимулирования природоохранной деятельности в рыночных экономиках. Сейчас в мире в этой области насчитывается свыше 80 различных экономических инструментов. В охране окружающей среды сложился своеобразный симбиоз из административных и рыночных механизмов. И поиск оптимальных эколого-экономических регуляторов продолжается.
Экономические соображения остаются главным препятствием для любого рода разумного планирования с целью долговременного использования окружающей среды. Известный американский эколог Ю. Одум считает, что эта проблема возникает из-за резкого несовпадения рыночных и нерыночных ценностей [6]. Независимо от политической системы в разных странах промышленные товары и услуги, такие, как автомобили или электроэнергия, оцениваются очень высоко, тогда как не менее важные для жизни блага и услуги природного происхождения вроде очистки воды и воздуха и их возобновления остаются обычно вне экономической системы и обладают очень низкой денежной стоимостью или не обладают ею вовсе (следовательно, соответствуют «нерыночным» ценностям).
Одним из первых экономистов, бросивших вызов свободному рынку как средству эффективного распределения ресурсов, был английский экономист А.С. Пигу. Он заострил внимание на недостатках рынка, которые проявляют себя, если бизнес преследует только свои интересы, не заботясь об общественных. Он писал, что только государство может установить обязательные правила и использовать их для защиты воздуха и воды от опасности загрязнения.
Неокрепшие рыночные отношения в России создают новую угрозу для состояния окружающей среды и рационального природопользования, Именно в этих условиях рационально внедрение системы экологического регулирования природопользования.
Можно выделить следующие элементы формирующегося экономического механизма природопользования в условиях перехода к рынку [2]
На основе цены и экономических оценок природных ресурсов должна вводиться платность природопользования.
Среди платежей за природные ресурсы можно выделить плату:
Распространение платы за природные ресурсы в России началось в основном с 1992 г. после принятия законов РФ "О плате за землю", "О недрах" и др. Платежи за воспроизводство и охрану природных ресурсов служат компенсацией затрат природных ресурсов в процессе производства.
Вопрос о разработке систем оценки стоимости элементарных единиц биосферы остается актуальным, особенно для стран с переходной экономикой, к которым принадлежит и современная Россия.
Такие оценки должны отвечать на вопрос: какие затраты должно будет понести общество для того, чтобы восполнить потери в регуляторной функции биосферы, связанные с деградацией экосистем, обусловленной его деятельностью.
В работах экономистов при оценке возобновимых ресурсов используется так называемый ресурсный подход. Это означает, что живые компоненты экосистем получают стоимостную оценку только в том случае, если они вовлечены в процесс общественного производства, являются необходимыми для повседневной жизни общества.
Основные принципы, используемые при разработке методик определения ущерба окружающей среде, возникающего при строительстве и эксплуатации промышленных объектов, включают следующие положения:
Существенное значение в системе платного природопользования должны получить штрафы, различного рода санкции за нерациональное использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды. В случае выбытия земель из-за их нерационального использования (несанкционированное складирование отходов, загрязнение тяжелыми металлами, радиоактивными элементами, почворазрушающая обработка и т.д.), загрязнения воды и воздуха сверх допустимых нормативов и т.п. должны применяться жесткие санкции, включающие экономическую и правовую ответственность. В частности, размер штрафов должен быть значителен, чтобы реально влиять на деятельность производителя.
Платное природопользование во многом определяет характер системы экономического стимулирования природоохранной деятельности, мероприятий по снижению загрязнения окружающей среды. Эта система должна способствовать формированию «эколого-сбалансированного» поведения производителя и потребителя и использованию в этих целях механизмов спроса и предложения. В систему экономического стимулирования можно включить следующие направления: налогообложение; субсидирование; льготное кредитование природоохранной деятельности; ускоренную амортизацию природоохранных фондов и другие мероприятия.
Важным
элементом в системе
Россия — одна из первых стран в мире, где введены платежи за загрязнение (1991 г.).
В зависимости от степени воздействия на окружающую среду устанавливаются два вида нормативов платы: за предельно допустимые выбросы (сбросы, размещение отходов) загрязняющих веществ в природную среду (в рамках установленных нормативов) и за превышение этих показателей. В последнем случае платежи возрастают в несколько раз. Существенным моментом является и механизм образования источников платежей. Платежи в пределах нормативов загрязнения могут включаться в себестоимость и тем самым оплачиваются потребителем. Сверхнормативные платежи образуются за счет прибыли предприятий, что снижает их рентабельность.
Создание рынка природных ресурсов целесообразно в условиях их дефицитности и возможности получения значительных средств от их продажи. Это особенно актуально в условиях огромного природного богатства России и дефицита средств для его рационального использования и охраны. Цивилизованный рынок ресурсов может позволить активно вовлечь иностранный капитал в природоэксплуатирующие отрасли.
Для реализации важнейших экологических целей, стоящих перед обществом, большое значение имеет формирование экологических программ. В реализации программ обычно значительную роль играет государство, так как необходимость быстрой концентрации значительных ресурсов, сложность проблемы и неопределенность экономической эффективности делают целесообразным использование прямого регулирования при поддерживающей роли рыночных инструментов. В России федеральные целевые экологические программы необходимы для решения следующих проблем:
Информация о работе Экологический менеджмент – как основа устойчивого развития человечества