Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 12:32, реферат
В настоящее время, в России, выходит достаточно много литературы в этой области. Наиболее проработаны вопросы экологизации экономики в таких книгах, как «Экология» Т.А. Акимова, В.В. Хаскина, 2002, и «Экология и безопасность жизнедеятельности» под редакцией Л.А. Муравья, 2000. Методология и проблемы экологического менеджмента наиболее раскрыты в следующих книгах «Экологический менеджмент» С.В. Макарова, Т.В. Гусевой, 1998, и «Добровольная экологическая деятельность: неиспользуемые возможности» Т.В. Гусевой, А.Е. Хачатурова и др., 1999.
Введение 3
Раздел I. Концепция устойчивого развития общества 5
1.1. Экологическое равновесие – эколого-экономический фундамент развития общества 5
1.2. Мир в поисках концепции устойчивого развития 6
1.3. Обеспечение экологической безопасности 9
Раздел II. Роль государства в управлении экосистемами 12
2.1. Контроль качества среды обитания – основа управления экосистемами 12
2.2. Формирование механизма природопользования в рыночной экономике 15
2.3. Перестройка экономики на основе политики экологизации 19
Раздел III. Экологический менеджмент – как основа устойчивого развития человечества 24
3.1. Нормативная база экологического менеджмента 24
3.2. Понятия, функции и задачи экологического менеджмента и экологического управления 27
3.3. Стимулирование внедрения системы экологического менеджмента 31
Заключение 37
Приложение 1. Функции и соответствующие им задачи в области ЭМ и ЭУ 39
Список использованной литературы 43
С каждым годом все острее становится проблема ликвидации загрязнений окружающей среды в результате аварий и катастроф. Об их колоссальном эколого-экономическом ущербе свидетельствуют данные только по многочисленным авариям на нефтепроводах. Возможным экономическим механизмом предотвращения или смягчения последствий аварий является экологическое страхование — страхование ответственности предприятий-источников повышенного риска за причинение убытков в связи с аварией, технологическим сбоем или стихийным бедствием, приводящим к загрязнению окружающей среды.
Таким образом, как следует из теории и практики последних десятилетий, решать экологические проблемы только на базе государственного регулирования или только рынка не удается. Имеется ряд принципиальных причин, определяющих "провалы" рынка и неэффективность государственной политики в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. В связи с этим наиболее приемлемы смешанные механизмы, позволяющие реализовывать эколого-экономическую политику на основе государственного регулирования и рыночных инструментов.
Коренная
перестройка системы
Экологизация
экономики — необходимое
Экологизация экономики сопровождается сдвигом центра экономического анализа с затрат и промежуточных результатов на конечные результаты экономической деятельности и далее на прогнозируемые тенденции развития.
Одной из трудностей современной экономической теории является включение экологических факторов в число экономических категорий. Для этого необходимо преодолеть сопротивление экономистов и добиться, чтобы при расчетах ВНП и других базовых параметров экономики обязательно учитывались различные стороны влияния производства и потребления на состояние окружающей среды. Следует учесть, однако, что препятствием здесь служат не столько традиции или непонимание, сколько отсутствие рыночной стоимости свойств и качеств окружающей среды, как и отсутствие их развернутого рынка. Есть только его зачатки в виде наценок на повышенное экологическое качество товаров и услуг, а также в элементах рекреационного и туристического бизнеса. Что касается платежей, квот и лицензий, связанных с эксплуатацией природных ресурсов и загрязнением среды, то эти механизмы относятся не к свободному рынку, а к государственному регулированию природопользования.
Осуществление основных требований экологизации экономики, введение экологических функций в категории макроэкономики и полная реализация платности природопользования предполагают радикальные структурные изменения в экономике, направленные на снижение ее природоемкости. Они должны включать следующие взаимосвязанные преобразования:
Следствиями выполнения этих требований должны стать:
Рассмотрим содержание этих возможностей. [1]
Изменения в экономике ресурсов должны базироваться на представлениях о соотношении ресурсов биосферы и техносферы, и на экологически ориентированных принципах современной ресурсологии. Реализация этих принципов по существу означает применение высокого биосферного экологического налога на ресурсы, что влечет за собой подорожание всей ресурсной базы экономики
Изменения в отраслевой и технологической структуре производства в плане экологизации экономики предполагают:
Сокращение производства неизбежно ведет к серьезным социальным коллизиям. Часто они становятся главным препятствием для закрытия или радикального перепрофилирования предприятий по экономическим и экологическим мотивам. Поэтому экологизация экономики должна включать продуманную политику изменения рынка труда и перевода значительной массы трудовых ресурсов из сферы производства в сферу обслуживания, емкость которой и разнообразие приложения в ней активности людей неизмеримо больше, чем принято думать.
Изменение ценообразования. Поскольку экологическое налогообложение касается не только производителей, но и покупателей, полная реализация платности природопользования в условиях открытой экономики неизбежно ведет к увеличению расхождения между ценами и покупательной способностью. Вследствие этого должно происходить вытеснение с рынка наиболее природоемких товаров и услуг.
Отказ от диктата предложения в экономике – одно из наиболее острых нарушений экономической традиции. Контроль и ограничение свободы маркетинга направляется на то, чтобы исключить вредные последствия навязчивой рекламы сомнительных вторичных средств потребления и избыточных ассортиментов товаров и услуг. Диктату предложения следует также противопоставить высокую потребительскую культуру людей.
Об изменении структуры потребностей. Одна из труднейших проблем социальной экологии, затрагивающая сам базис экономики и имеющая непосредственное отношение к ее экологизации, — это изменение структуры и стереотипа потребностей людей. Безграничность и неутолимость материальных потребностей очень трудно преодолеть. Но к этому необходимо стремиться, иначе экологизация экономики будет не только мучительной, но и невозможной. Этот принцип вряд ли может быть понят и принят в обществе подневольной нищеты, но там, где реализованы возможности богатого выбора и хорошо поставлено экологическое воспитание и просвещение, он может иметь некоторое значение.
Уменьшение экономического и социального неравенства людей не может быть достигнуто на фоне продолжающегося количественного роста экономики.
Сближение уровней душевого потребления возможно лишь за счет значительного снижения масштабов экономики развитых стран и очень умеренного встречного движения экономики развивающихся стран. Отказ от такой стратегии, который сегодня видится несомненным, приведет только к усугублению экономического и социального неравенства, разрушению экосферы и коллапсу человечества. П.Г. Олдак в книге «Колокол тревоги» (1990) пишет [1]:
Давайте признаем очевидное, если воздухом нельзя дышать, воду нельзя пить, пищу нельзя есть, то весь наш прогресс — технический, экономический, социальный — теряет свой положительный знак.
Выводы к разделу II.
Раздел III. Экологический менеджмент – как основа устойчивого развития человечества
Сегодняшняя экологическая ситуация в России и тенденции ее изменения определяются прежде всего характером деятельности экономических объектов. Административно-командная система управления прошлых лет не смогла обеспечить минимизацию воздействия производства на окружающую среду. По данным Государственного доклада «О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1997 году», за пятилетний период (1993-1997 годы) средние концентрации типичных для большинства отраслей промышленности загрязняющих веществ в воздухе снизились на 5-13%, в то время как декларированные (отчетные) промышленные выбросы этих веществ в атмосферу сократились на треть (с 21,5 тысячи тонн до 15,0 тысяч тонн в 1997 году). Воздействие на окружающую среду в Российской Федерации напоминает “айсберг”, где на “официальной” поверхности находится лишь его незначительная декларируемая часть - около 15-20% в общей сумме, то есть декларируемое воздействие не описывает наблюдаемые фактические изменения в состоянии окружающей среды в стране и их последствия (экспертные оценки).
Все
более очевидной становится необходимость
поиска новых, приемлемых в российских
условиях путей минимизации
В «Повестке дня на XXI век», принятой в Рио-де-Жанейро в 1992г., подчеркивается, что «экологический менеджмент следует отнести к ключевой доминанте устойчивого развития и одновременно к высшим приоритетам промышленной деятельности и предпринимательства». [5]
В
рамках разработки подходов к созданию
и упрочению Единого
Информация о работе Экологический менеджмент – как основа устойчивого развития человечества