Устойчивое развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 23:51, курсовая работа

Описание работы

Понятие «устойчивое развитие» было введено в мировую науку и политику комиссией Брутланд и определено как развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Существует единодушное мнение, что устойчивое развитие является трехмерным понятием и включает следующие аспекты:

Работа содержит 1 файл

глава 1.doc

— 223.50 Кб (Скачать)


1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

 

 

1.1 Понятие устойчивого развития

 

Понятие «устойчивое развитие» было введено в мировую науку и политику комиссией Брутланд и определено как развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Существует единодушное мнение, что устойчивое развитие является трехмерным понятием и включает следующие аспекты:

экономический,

социальный,

экологический [17,с.4].

Таким образом, для того чтобы развитие могло считаться устойчивым, оно должно осуществляться с учетом необходимости в достижении экономического роста, но при обеспечении его сбалансированности с потребностями общества по улучшению качества жизни, и экологической политики, направленной на предотвращение чрезмерной эксплуатации природных ресурсов, ставящей под угрозу их способность к возобновлению.

Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992), в которой приняли участие главы большинства  государств  и  правительств  мира,  подчеркнула  международную  и экономическую  значимость  перехода  к  устойчивому  развитию. Международное  сообщество  пришло  к  пониманию  того,  что  экономика должна служить обеспечению нужд человека, а не человек и природные ресурсы должны обслуживать экономику.

Базовыми целями устойчивого развития были заявлены:

экологические –  проблемы  целостности  экосистем,  несущей способности  биосферы,  сохранения  биологического  разнообразия и состояния глобальной окружающей среды;

экономические – проблемы роста экономики, ее эффективности, экономического неравенства;

социальные – условия жизни, социальная справедливость, сохранение  культурного  многообразия  и  конституционное  развитие.

Устойчивое развитие предполагает увязать в одной системе экономический рост, научно-технический прогресс, охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.

Рассмотрение социальных, экономических и экологических параметров в едином комплексе стало уже общепризнанным. Индикаторы устойчивого развития должны отражать эти три важнейшие составляющие взаимодействия природы и общества:

           группа социальных индикаторов: борьба с бедностью; демографическая динамика и устойчивость; улучшение образования, осведомленности и воспитания общества; защита и улучшение здоровья людей; улучшение развития населенных мест.

           группа экономических индикаторов: международная кооперация для ускорения устойчивого развития и связанная с этим местная политика; изменение характеристик потребления; финансовые ресурсы и механизмы; передача экологически щадящих технологий, сотрудничество и создание потенциала.

           группа экологических индикаторов: сохранение качества водных ресурсов и снабжения ими; защита океанов, морей и прибрежных территорий; комплексный подход к планированию и рациональному использованию земельных ресурсов; рациональное управление уязвимыми экосистемами, борьба с опустыниванием и засухами; содействие ведению устойчивого сельского хозяйства и развитию сельских районов; борьба за сохранение лесов; сохранение биологического разнообразия; экологически безопасное использование биотехнологий; защита атмосферы; экологически безопасное управление твердыми отходами и сточными водами; экологически безопасное управление токсичными химикатами; экологически безопасное управление опасными отходами; экологически безопасное управление радиоактивными отходами [12,с.35-36].

           группа институциональных индикаторов: учет вопросов экологии и развития в планировании и управлении для устойчивого развития; национальные механизмы и международное сотрудничество для создания потенциала в развивающихся странах; международный институциональный порядок; международные правовые механизмы; информация для принятия решений; усиление роли основных групп населения.

Индикаторы – движущая сила, состояние, реагирование на социально-экономические и экологические процессы [12, с.37].

 

 

1.1.1 Социальный императив устойчивого развития

 

В  социальной  сфере  основной  целью  является  достижение  научно обоснованных параметров уровня и качества жизни населения, увеличение средней продолжительности  жизни  населения,  улучшение  среды  обитания  человека, развитие  его  социальной  активности,  рационализация масштабов и  структуры личного потребления,  обеспечение равных  возможностей для  получения  образования,  медицинской  помощи  и  восстановления  здоровья; социальная  защита  престарелых,  инвалидов  и  других  социально  уязвимых  групп населения. 

При  этом  предполагается  формирование  и  выработка  у  населения сознательного отношения к биосфере, как фундаменту жизни, соблюдение законов ее  развития,  а  также  вытекающих  из  них  ограничений  и  запретов.  Речь  идет  о формировании модели эффективного хозяйствования, рационального потребления и природопользования, здорового образа жизни.

В Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. социальный  императив  «заключается  в  том,  что  человек становится  целью  прогресса и  в меньшей  степени –  его  средством,  нарушающим рациональные структуры потребления и производства, а также среду обитания» [1].

Концепция устойчивого развития социально ориентирована. Она направлена на сохранение социальной и культурной стабильности, в том числе на сокращение числа разрушительных конфликтов. В глобальных масштабах желательно также сохранить культурный капитал и более полно использовать практику устойчивого развития, имеющуюся в недоминирующих культурах. Для достижения устойчивости развития современному обществу придется создать более эффективную систему принятия решений, учитывающую исторический опыт и поощряющую плюрализм.

Именно осознание первостепенной важности решения социальных проблем явилось толчком к созданию Римского клуба и в конечном счете к возникновению самой концепции устойчивого развития.

Без справедливого распределения ресурсов и возможностей между всеми членами человеческого общества устойчивое развитие невозможно.

Достижение достойной жизни и благосостояния для всех граждан мира должно стать главной целью мирового сообщества. Для устойчивого развития в первую очередь необходимо создание более равноправного общества на всех без исключения уровнях человеческой организации. Некий гарантированный минимальный уровень жизни должен быть неотъемлемым правом любого гражданина.

Вместе с тем возникает вопрос о социальном максимуме, т.е. о тех верхних пределах, за которыми потребление и расточительство становятся предосудительными и даже преступными. Ключевыми оказываются не те или иные темпы роста, а скрывающееся за ними распределение доходов. Материальное изобилие приносит с собой проблемы в такой же, если не большей степени, что и бедность.

Развитием социальной составляющей концепции устойчивого развития стала фундаментальная идея соблюдения прав будущих поколений. Природные ресурсы являются общим наследием всего человечества, включая как ныне живущие, так и будущие поколения. Для устойчивого развития этот постоянный резервный фонд должен передаваться из поколения в поколение как можно менее истощенным и загрязненным.

Таким образом, приоритетными направлениями социальной политики государства в стратегии устойчивого развития становятся:

      демографическая политика и семья;

      образование и права человека;

      борьба с преступностью;

      качество жизни и социальная справедливость;

      интересы молодежи, женщин, семьи, пенсионеров, инвалидов;

      рынок труда и трудовые отношения;

      социальное страхование и пенсионное обеспечение;

      здравоохранение и здоровый образ жизни;

      культура [18,с.7-8].

 

1.1.2 Экологический императив устойчивого развития

 

Документы конференции ООН в Йоханнесбурге (2002) еще раз подтвердили тот факт, что переход к устойчивому развитию, поддержанный всеми странами мира, делает необходимым включение экологического фактора в систему основных социально-экономических показателей развития. Имеющиеся сейчас в этой сфере традиционные макроэкономические показатели (валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный продукт (ВНП), доход на душу населения и пр.) игнорируют экологическую деградацию. Рост этих показателей сегодня может базироваться на техногенном природоемком развитии. Тем самым создается возможность резкого ухудшения экономических показателей в будущем в случае истощения природных ресурсов и загрязнения окружающей среды.

Для многих стран мира и их природно-ресурсных регионов, ориентация на традиционные экономические показатели в ближайшей перспективе может иметь самые негативные последствия. Многие энергетические и аграрные программы ориентированы на увеличение добычи полезных ископаемых и позволяют увеличить ВВП. Однако очевидны и чрезвычайно негативные экологические последствия такого курса.

Адекватная оценка экологического фактора на макроуровне важна при определении направлений социально-экономического развития. Практически на этом уровне происходит выбор устойчивого или неустойчивого варианта развития. Недооценка природных ресурсов и экологического ущерба дает искажение показателей экономического развития и прогресса, что приводит к выбору неэффективного социально-экономического направления. При отсутствии механизма компенсации социально-эколого-экономического ущерба самим нарушителем (реализация принципа «загрязнитель платит») соответствующие потери реальны для других экономических агентов, населения. В развитых странах экономический ущерб от загрязнения окружающей среды составляет 3-5% ВНП.

Требуется экологическая корректировка показателей экономического развития и прогресса. На конференции ООН в Рио-де-Жа­нейро (1992) было принято важное решение, в соответствии с которым 178 стран-участниц должны совершенствовать национальную статистику для учета экологического и социального факторов, формировать сателлитные системы учета природных ресурсов [11,с.23-24].

Мировой опыт показывает, что индикаторы устойчивости должны удовлетворять следующим основным критериям:

      возможность использования на макроуровне в национальном масштабе;

      сочетание экологических и экономических аспектов;

      однозначная интерпретация для лиц, принимающих решения;

      количественное выражение;

      использование системы национальной статистики, отсутствие значительных затрат для сбора информации и расчетов;

      репрезентативность для международных сопоставлений;

      возможность оценки во временной динамике;

      сквозное представление по уровням (федеральный, региональный) и секторам;

      соответствие действующим особенностям принятия решений.

Международными организациями и отдельными странами предлагаются критерии и индикаторы устойчивого развития, содержащие сложную систему показателей. Разработка индикаторов устойчивого развития является комплексной процедурой, требующей большого количества информации, получить которую сложно либо вообще невозможно (например, по многим экологическим параметрам). Обобщая имеющийся мировой опыт в этой области, можно выделить два подхода:

1.              Построение интегрального, агрегированного индикатора, на основе которого можно судить о степени устойчивости социально-экономического развития. Агрегирование обычно осуществляется на основе трех групп показателей:

      эколого-экономических;

      эколого-социально-экономических;

      собственно экологических.

2.              Построение системы индикаторов, каждый из которых отражает отдельные аспекты устойчивого развития. Чаще всего в рамках общей системы выделяются следующие подсистемы показателей:

      экономические;

      экологические;

      социальные;

      институциональные [6,с.15].

При первом общем подходе наличие интегрального эколого-экономического индикатора на макроуровне является идеальным для принятия решений на государственном уровне, так как учитывает экологический фактор. По одному такому показателю можно было бы судить о степени устойчивости страны, экологичности траектории развития. То есть этот показатель может быть своеобразным аналогом ВВП, ВНП, национального дохода, по которым сейчас часто измеряют успешность экономического развития, экономическое благосостояние. Однако в мире в силу методологических, статистических проблем и сложностей расчета общепризнанных интегральных индикаторов нет.

Информация о работе Устойчивое развитие