Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 18:34, курсовая работа
Цель курсовой работы – сформулировать рекомендации по выбору оптимальной для данной организации школы управления.
Задачи исследования вытекают из поставленной цели:
- изучить основные этапы развития менеджмента;
- проанализировать взгляды различных школ менеджмента;
- определить, какие методы управления актуальны в настоящее время.
Введение………………………………………………………………...........3
1. Историческое развитие взглядов на менеджмент …………………….. .6
1.1 Основные этапы развития менеджмента……………………….....……6
1.2. Анализ подходов основных школ …………............................................9
2. Изучение применения школы управления…………………..……………35
2. 1 Анализ системы управления на предприятии
«домашняя кондитерская» ...................................……………………..……...35
2.2 Применение школы менеджмента в компании
«домашняя кондитерская»………………………………………………………36
3. Предложения по совершенствованию системы управления…38
Заключение …………………………………………………………………...41
Список использованной литературы ………………………………………..43
Федеральное
агентство железнодорожного
транспорта
Сибирский государственный университет путей сообщения
Кафедра
«Социальная психология
управления»
Курсовая
работа
по дисциплине
«Теория менеджмента»
Становление
и развитие основных
школ менеджмента.
Руководитель
Преподаватель
Татаринова Г.Б
(подпись)
_____________
(дата
проверки)
Краткая
рецензия:
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
_________________________
(запись о допуске к защите)
_________________________
(оценка по результатам защиты)
2010 год
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Историческое развитие взглядов на менеджмент …………………….. .6
1.1 Основные этапы развития менеджмента……………………….....……6
1.2. Анализ
подходов основных школ …………..........................
2. Изучение применения школы управления…………………..……………35
2. 1 Анализ системы управления на предприятии
«домашняя кондитерская»
..............................
2.2 Применение школы менеджмента в компании
«домашняя кондитерская»……………………………………………
3. Предложения по совершенствованию системы управления…38
Заключение …………………………………………………………………...41
Список использованной литературы ………………………………………..43
Любая область деятельности человека – медицина, культура, образование, техника и т.д. - имеет свою историю. Всякая деятельность зарождается как насущная потребность человека, производства и общества, затем развивается, претерпевая существенные изменения, предстает как необходимый элемент настоящего и уходит в нашем воображении в будущее. Это очень сложный, он интересный процесс. Знать прошлое - значит понимать настоящее и иметь реальную возможность заглянуть в будущее. Без прошлого нет будущего, без понимания прошлого невозможно предвидеть будущее, в чем сегодня назрела особая необходимость.
Знание о становлении и развитии основных школ менеджмента определяет многие возможности его эффективного совершенствования. Ведь современный менеджмент – это совокупность факторов, которые объективно зародились в прошлом и ранее были как бы невидимыми, неразличимыми, но по мере развития стали играть ключевую роль. Анализ развития основных школ позволяет ответить на вопрос, какие методы управления следует применять в настоящее время, что является главным, а что – второстепенным.
Потребность в знании истории какой-либо науки возникает на определенном этапе развития – и самой науки, и общества в целом. До тех пор пока не оформилась в относительно целостном виде концепция самой науки, история развития ее предмета и ее идей всегда выглядят фрагментально и противоречиво. Когда же концепция вполне определена, дальнейшее развитие науки в значительной мере зависит от осмысления ее исторических положений, бреши, которые надо заполнить и перспективы.
Все это в полной мере относится к современной науке управления. Она утвердилась как особая область знаний, оформилась в основных концептуальных положениях, стала предметом изучения высшей школы. Её дальнейшее развитие и практическое использование во многом определяется знанием истории.
Развитие управления определяется развитием производства и экономики в целом. Это наиболее заметно на примере США. Первые работы научного характера и концептуально-практического типа возникли в США на рубеже XIX и XX вв. Причиной тому были состояние экономики и производства, тенденции их развития.
В этот период производство достигло сравнительно больших масштабов, заметны были процессы концентрации производства, приобрела общенациональное значение конкуренция, возникли новые технологии производственного процесса, дальнейшее развитие производства требовало концентрации финансовых средств, возникали проблемы социального характера, обострялись классовые противоречия.
Все
это свидетельствовало о
Это обстоятельство имеет большое значение в понимании исторических тенденцией развития менеджмента: практика будит мысль – мысль рождает науку – развитие науки требует изучения истории – знание прошлого воплощается в проекты будущего.
Развитие менеджмента в западных странах – наиболее разработанная часть истории менеджмента. Но она не отражает всех тенденций развития управления и, конечно, не является законченным вариантом его исторического осмысления. Менеджменту присущи как общие черты, так и национальные особенности; он непосредственно связан с культурой, уровнем экономического развития, природными и этническими особенностями существования человека.
Сегодня исторические процессы менеджмента чаще всего структурируют по этапам развития управленческой мысли, выделяя определенные школы, следующие друг за другом во времени и дополняющие друг друга новыми содержательными аспектами понимания управления. Научные школы рождаются вслед за практическими потребностями и реальными проблемами развития практики управления. [2 элект. Курс]
Объект исследования – развитие менеджмента.
Предмет исследования – становление и развитие основных школ менеджмента.
Цель курсовой работы –
Задачи исследования вытекают из поставленной цели:
-
изучить основные этапы
-
проанализировать взгляды
- определить, какие методы управления актуальны в настоящее время.
При написании данной работы я пользовался только теоретическими методами исследования: методом анализа, методом конкретизации и методом мыслительного эксперимента.
Структурно курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемых источников. Первая глава посвящена теории основных школ менеджмента . Вторая глава рассматривает практику организации контроля на примере производственного предприятия. В третьей главе изложены предложения по использованию методов управления.
1. Историческое развития взглядов на менеджмент.
1.1 Основные этапы развития менеджмента.
Сегодня вряд ли кто может сказать, как и когда зародилось искусство и наука управления. Менеджмент в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества:
Даже в самых древних обществах требовались личности, которые бы координировали и направляли деятельность групп (сбор пищи, строительство жилья и т.д.). К примеру, египетские пирамиды – это памятник управленческого искусства того времени, поскольку строительство таких уникальных сооружений требовало четкости в планировании, организации работы великого множества людей, и контроля над их деятельностью.
Рассматривая развитие теории и практики управления, выявляют несколько исторических периодов.
Первый период – древний период. Наиболее длительным был первый период развития управления – начиная с 9-7 тыс. лет до н.э. примерно до XVΙΙΙ в. Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления.
Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода.
Примерно
в 9-7 тыс. лет до н.э. в ряде мест Ближнего
Востока произошел переход от
присваивающего хозяйства (охота, сбор
плодов и т.п.) к принципиально
новой форме получения
В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным хозяйством. В этот период (3000 – 2800гг. до н.э.) сформировался достаточно развитый для того времени государственный управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка (чиновники-писцы и пр.).
Одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности, был Сократ (470-399гг. до н.э.). Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления.
Платон (428-348гг. до н.э.) дал классификацию форм государственного управления, сделал попытки разграничить функции органов управления.
Александр Македонский (356-323гг. до н.э.) развил теорию и практику управления войсками.
Приведенные
материалы не охватывают всех событий
и дат, которые так или иначе
характеризуют процесс
Второй период – индустриальный период (1776-1890). Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежит А. Смиту. Он является не только представителем классической политической экономии, но и специалистом в области управления, т.к. сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.
Информация о работе Становление и развитие основных школ менеджмента