Развитие экологического менеджмента в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 21:12, реферат

Описание работы

Современный маркетинг в целом имеет исключительно экономические цели и стремится к балансу экономических интересов производителя и потребителя. Однако в последние годы озабоченность влиянием производственной сферы на состояние окружающей среды затронула не только правительство и ученых, но и широкую общественность в лице потребителя. И именно последний сыграл решающую роль в появлении и становлении такого направления, как экологический маркетинг.

Содержание

Введение
Экологический маркетинг в мире
Экологический маркетинг на предприятии
Экологический маркетинг способствующий обновлению любого бизнеса
Экологический маркетинг в музыкальной индустрии
Роль экологического маркетинга в Украине
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

э м.docx

— 28.13 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки, спорта и молодежи Украины

Донецкий государственный  университет управления

Кафедра экологического менеджмента

 

 

 

 

Реферат на тему: «Развитие  экологического менеджмента в Украине»

 

 

 

Студентка 3-го курса

Группа МПД-09

Маслова Оксана

Проверила:

Ст. викл. Папа-Дмитриева И. И.

 

 

 

 

 

 

 

 

Донецк, 2012

План

Введение

  1. Экологический маркетинг в мире
    1. Экологический маркетинг на предприятии
    2. Экологический маркетинг способствующий обновлению любого бизнеса
    3. Экологический маркетинг в музыкальной индустрии
  2. Роль экологического маркетинга в Украине

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современный маркетинг в  целом имеет исключительно экономические  цели и стремится к балансу  экономических интересов производителя  и потребителя. Однако в последние  годы озабоченность влиянием производственной сферы на состояние окружающей среды  затронула не только правительство  и ученых, но и широкую общественность в лице потребителя. И именно последний  сыграл решающую роль в появлении  и становлении такого направления, как экологический маркетинг.  
Ведь ни для кого не секрет, что предпринимаемые в России на протяжении уже не одного десятилетия попытки решить экологические проблемы с помощью административно-правовых и экономических методов государственного регулирования не привели к заметному улучшению состояния окружающей среды.  
   Одним словом, чтобы защита природной среды стала одной из целей современного маркетинга, необходимо, чтобы это влекло за собой увеличение прибыли. При оформлении документов на получение «западного кредита» экономическое обоснование занимает примерно одну треть их объема, а остальные две трети анализ различных вопросов, касающихся охраны труда, обеспечения промышленной и экологической безопасности, прозрачности предприятия и всего жизненного цикла производимой продукции.  
   Экологический маркетинг разработка и создание методов продвижения и реализации экологически безопасной продукции или услуги. Одна из целей экологического маркетинга заключается в том, чтобы обеспечить баланс интересов экономики и охраны окружающей среды.  
   Для наглядности можно перечислить несколько разработок экомаркетинга, которые в последнее время стали достаточно широко известны и распространены: экологическая политика, экологическая ответственность бизнеса, открытость фирмы и прозрачность производственного процесса, экологическая маркировка. Но мало кому известно, что они означают, какова их цель и какие преимущества они дают предприятию.  
   Экологически направленные изменения производственного процесса, как правило, осуществляются путем снижения потребления материалов и энергии на единицу продукции и сопровождаются экономией на затратах, что, в свою очередь, помимо экономии позволяет быть более конкурентоспособным на экологически чувствительных рынках.

 

  1. Развитие экологического маркетинга в Украине

   За последние годы  Украина и планета в целом  вошли в длительный и глубокий  экологический кризис. Дальнейшее  углубление этого кризиса заставляет  искать такие пути развития  экономики, которые б учли их  экологическую составляющую и  ставили её в ряд приоритетов.

   Центр экологической  напряженности сместился в сторону  экономически менее развитых  стран и регионов. К таким странам  принадлежит и Украина. Если  учесть аварию мирового масштаба  на Чернобыльской атомной станции,  то можно без преувеличения  сказать, что природа Украины  переживает «экологический инфаркт».

   Украина имеет  официальный статус зоны экологического  бедствия. Кстати, она принадлежит  к странам с наивысшими объемами  происхождения и накопления промышленных  отходов. Ежегодно в атмосферу,  воду и почвы попадает более  100 млн. т вредных отходов.

   В последнее время  почти 90% проблем связанных со  здоровьем человека стали связывать  с загрязнениями окружающей среды.  Это является одной из причин  того, что за последнее два  десятилетия обеспокоенность людей  состоянием окружающей среды  значительно возросла.

   Применение экологического  маркетинга в практической деятельности  предприятий способствует развитию  рынка экологических товаров  и в последствии - решению экологических проблем.

   Экологический маркетинг – это функция управления, которая организовывает и направляет деятельность предприятий, связанных с оценкой и превращение нужд потребителей в экологически ориентированный спрос, то есть спрос на товары и услуги, что способствуют сохранению качественного и численного уровня основных эко систем, удовлетворяют экологические потребности как отдельных лиц, так и организаций или общества в целом.

   Общей целью экологического  маркетинга является обеспечение  длительного благосостояния общества  с экономических, социальных и  экологических позиций на основе  предпринимательской деятельности  субъектов хозяйствования.

   Основной целью  экологического маркетинга на  региональном и государственном  уровнях является таких экологических  условий для субъектов хозяйствования, при которых они будут заинтересованы  в модернизации технологий производства  и стремится рационально использовать, сохранять и возобновлять природно – ресурсный потенциал региона (либо компенсировать вред, который приносится).

   Заданием экологического  маркетинга является:

- формирование на рынке  экологических нужд;

- создание условий для  сохранения окружающей среды;

- приспособление производства  к условиям рынка;

- разработка конкурентоспособности  экологической продукции;

- интенсификация сбыта  экологически чистой продукции;

- получение дополнительной  прибыли за счет экологизации производства.

   Становление и  развитие экологического маркетинга  в Украине должны содержать:

- информационный аспект: анализ важных экологических  нужд, которые влияют на деятельность  человека либо смогут влиять  в будущем; оценка рыночных  возможностей и угроз, а также  преимуществ и недостатков маркетинга;

- философский аспект: расширение  миссии и целей предприятия,  что предусматривает формулировку  экзогенных принципов и целей;

- аналитический аспект: разработка  и анализ альтернатив, в том  числе внедрение целевых групп  потребителей, определение конкурентной  стратегии и стратегии позиционирования  экологических товаров;

- действенный и координационный  аспект: модификацию и интеграцию  использования инструментов маркетинга  с целью придерживаться принципов  экологического маркетинга в  конкурентной борьбе;

- аспект контроля: мониторинг, анализ и регулирование маркетинговой  деятельности как части стратегического  контроля.

   Значит, Украине необходимо  применение экологического маркетинга  для повышения хозяйственной  деятельности, конкурентоспособности  продукции, улучшение состояния  окружающей среды, что важно  для Украины на этапе интеграции  к мировым организациям. Внедрение  заданий экологических в рыночных  условиях требуют их немедленного  внедрения.

 

 

2.Экологический маркетинг

На сегодняшний день уровень  маркетинг достиг до такой степени, что он участвует не только  в решении экономических проблем, но так же все больше становится социально значимым. Все больше в последний период затрагивается вопрос улучшения качества жизни, в основном это происходит развитых странах.

В связи с этим можно заметить появление новых видов маркетинга. Появление экологического маркетинга, на базе социально-этического маркетинга. Новый вид тесно связан с вопросами  защиты окружающей среды, перенаселением и истощением ресурсов. Очень важно  найти баланс между экономической  выгодой и потребности социума  в безопасных условиях жизни. Каждому  производителю для успешной деятельности при жестокой конкуренции, очень  важно соблюдать требования экологической  безопасности продукции.

Поэтому для многих организаций,очень важно включение в деятельность аспектов экологической безопасности. Это можно проследить даже в рекламной компании. Напрмер раньше лозунг стирального порошка был – “ХХХ стирает чище чистого”. Теперь же более успешный это “ХХХ не вредит окружающей природной среде”.

Современный рынок ставит такие  условия, что экологическая проблематика не оставит никого равнодушным. Большое  число предприятий пытается раскрыть экологическую тему при позиционировании своей продукции. Это можно выразить в виде экономии энергии, отчисление части прибыли для экологических  исследований. В основном на это  реагирует общество. Поэтому экологический  маркетинг очень необходимым если вам необходимо ведение успешного бизнеса.

2.1.Экологический маркетинг на предприятии

По  существу здесь происходит выбор  модели экологизации производства. Подобный выбор завершает период, предшествующий учреждению на предприятии должности экологического менеджера. Появление на предприятии должности экологического менеджера предполагает четкое обозначение направлений его работы, исходя из которых определяется круг его обязанностей.

Эти обязанности весьма разнообразны. Главной  обязанностью экологического менеджера  является обеспечение общего круга  на экологизацию производства, в ходе которого постепенно уменьшается нагрузка предприятия на окружающую природную среду. Это требует внесения изменения в технологию производства, в технику борьбы с отходами и потерями материала и энергии на предприятии. Многие из этих мер осуществляется в рамках экологического мониторинга предприятия.

Последний начинается с осуществления предупредительного надзора за работой оборудования, со слежения за соблюдением существующей на предприятии технологии. Особого внимания требует соблюдение режима работы оборудования, отклонение от которого, как правило, вызывает дополнительный расход материалов и энергии.

Экологический мониторинг помогает своевременно проводить  планово-предупредительный ремонт оборудования, прежде всего природоохранного назначения, как текущего, так и  капитального. Изношенное оборудование без необходимого ремонта, как правило, вызывает повышенный расход сырья и  энергии.

Экологический мониторинг включает в себя наблюдение за тем, как предприятие соблюдает  экологические нормативы, установленные  государственными правоохранительными  органами. Их нарушение чревато серьезными штрафными санкциями и дополнительными  расходами предприятия. Экологический  мониторинг позволяет выявить узкие  места в технологической цепочке  предприятия, в системе менеджмента, в которых происходит излишнее потребление материала, топлива, электроэнергии и т.д.

Огромную  роль в этом может сыграть экологическая  логистика, обеспечивающая движение поступающего на предприятие материала через  необходимые производственные процессы вплоть до его превращения в товарный продукт и отходы с последующим  проведением отходов до утилизации или безопасного размещения в  окружающей среде.

Выявлению узких мест помогает использование  метода под названием "черный ящик", ког- да идет наблюдение за объемами, свойствами материала на "входе" производственного процесса и соответственно на его "выходе".

Изменения в объемах и свойствах на "выходе" дают основание и исходную информацию для анализа причин потерь материала  или возникновения излишних отходов  и определения возможных путей  их устранения.

Обязанностью  экологического менеджера является проведение экологической экспертизы проектируемого на предприятии нового оборудования или новых технологий, а также оценка внедрения системы менеджмента и существующих на рынках техники и технологий, которые можно было бы применить на предприятии.

Поскольку работа любого менеджера в первую очередь предполагает работу с кадрами, то важным для экологического менеджера  является организация работников предприятия  на выполнение мероприятий, обеспечивающих экологизацию производства, включая подбор стимулов, создание соответствующего психоэмоционального настроя и мотиваций, позволяющих привлечь к вопросам экологизации максимально большое число работников предприятия. Значительная роль здесь принадлежит экологическому образованию работников и разработке системы менеджмента. Система такого образования может охватывать даже членов семей работников. Для обеспечения работы с кадрами экологический менеджер должен тесно взаимодействовать с менеджерами по другим вопросам. Важным полем для деятельности менеджера становится экологический маркетинг как составная часть общего маркетинга предприятия.

Последнее означает, что экологический маркетинг  также ориентирован на увеличение доли продукции предприятия на рынке  или ее сохранение. Этому он может  содействовать путем предоставления потребителям сведений о высоких  экологических качествах продукции  предприятия, его упаковке и маркировке, а также о проводимых предприятием мер по экологизации производства в целом.

2.2.Экологический маркетинг способствующий обновлению любого бизнеса

Экологический маркетинг  становится всё более актуальным, несмотря на высказывания скептиков  о том, что сейчас, в кризис главное  остаться на плаву. Становится очевидным, что бизнесы, не имеющие ясной  тенденции к тому, чтобы стать  «зеленее», будут действительно  выпадать из обоймы. Кроме того, экологичное отношение к ведению бизнеса на самом деле является гораздо более выгодным. Если забота об окружающей среде становится в ряд первостепенных задач вашей фирмы, вы достаточно быстро заметите значительные улучшения на самых разных уровнях. Ваши экологические инициативы добавят вам баллов при заключении новых договоров с партнёрами и смежниками. Что касается ситуации внутри трудового коллектива, то здесь, я вам гарантирую, наступит настоящая весна. Лишнее отмёрзшее отвалится, а новые творческие идеи расцветут во всём многообразии. 
Возьмём хотя бы вопрос экономии средств. Подчинённые, вдохновившись «зелёными» идеями, станут значительно больше экономить электричество, воду, топливо, бумагу и другие ресурсы, с участием которых работает ваш бизнес, не только потому, что всё это закладывается в себестоимость продукции или услуг, но и потому, что посчитают это своим прямым личным вкладом в заботу о родной природе. Ведь вода – это вода из наших рек, и сброс вашего предприятия выливается в вашу же родную реку Москву, Енисей, Ангару или Волгу, а не в какую-нибудь абстрактную Сену или Амазонку. Для производства бумаги вырубаются леса не у вашего дома, но это леса нашей Сибири. Для производства электроэнергии, скорее всего, сжигается уголь, в результате чего в атмосферу выбрасывается и углекислый газ и сода. Загрязняется воздух в вашем городе, которым дышат ваши сотрудники и члены их семей. 
Допустим, ваша фирма стала меньше засорять природу, следующим шагом будет акцент на очистку. Пригласите эксперта и обновите очистные сооружения для воды, которую сбрасывает ваше предприятие. Посоветуйтесь с другим профильным экспертом по вопросам утилизации и вторичного использования отходов. 
Позаботьтесь также и о персонале. Если воздух внутри офисов и производственных помещений оставляет желать лучшего, рассмотрите и, если сочтёте подходящим, установите фотокаталитические очистители воздуха и, в частности, отечественный воздухоочиститель Барьер. 
За какие-то пару месяцев и микроклимат на предприятии, и внешняя обстановка вокруг вашего бизнеса может измениться до неузнаваемости. Реализовать такую «зелёную весну» в ваших силах. Ещё сомневаетесь – просто посчитайте, и тогда примите взвешенное решение.

Информация о работе Развитие экологического менеджмента в Украине