Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 21:16, курсовая работа
К концу XX столетия, на пороге III тысячелетия, современная цивилизация оказалась в той точке всемирно-исторического процесса, именуемой поразному: революцией — немецкий философ К. Маркс, 1818—883; моментом — французский историк И. Тэн, 1828—1883; надломами — английский культуролог А. Тойнби, 1869—1975; узлами — русский писатель А. Солженицын, 1918; и т.д., эта точка определяет динамику и направление цивилизационного развития на длитель
ВВЕДЕНИЕ
К концу XX столетия, на пороге III тысячелетия, современная цивилизация оказалась в той точке всемирно-исторического процесса, именуемой поразному: революцией — немецкий философ К. Маркс, 1818—883; моментом — французский историк И. Тэн, 1828—1883; надломами — английский культуролог А. Тойнби, 1869—1975; узлами — русский писатель А. Солженицын, 1918; и т.д., эта точка определяет динамику и направление цивилизационного развития на длительную перспективу. Именно на рубеже XX—XXI вв. стало очевидным: сохранение традиционных стереотипов и ориентиров цивилизации не обеспечивает ее позитивного функционирования.
Отметим лишь некоторые из «болевых точек» современного цивилизационного процесса:
Сохранение этих (и подобных им) тенденций ставит под угрозу равновесие и стабильность социоприродной системы. Более того, обострение исторических противоречий, с одной стороны, между относительно неограниченным ростом потребностей цивилизации (демографический рост, масштабность промышленного производства, объем выбросов в биосферу и др.), а с другой между сравнительной ограниченностью природно-ресурсного потенциала биосферы и сокращением ее ассимиляционных возможностей ведет к таким деградационным изменениям в рамках цивилизации (экономическим, социальным, природным и др.), что вполне реально ее исчезновение в динамике естественноисторического процесса.
Во второй половине XX в. идеологически цивилизация была принципиально дихотомична, разделившись на социоприродные системы, ориентирующиеся на капиталистические и социалистические принципы развития. И, тем не менее, на Западе, особенную популярность получает теория конвергенции, согласно которой противоречия (экономические, политические, социокультурные и др.) между капиталистической и социалистической мировыми системами имеют тенденцию к преодолению. В конце 60-х — начале 70-х годов появился экологический вариант теории конвергенции. В его рамках доказывалось, что и капитализм, и социализм в равной мере несут ответственность за ухудшение мировой экологической ситуации.
Идеология социализма, отвергая эту критику, тем не менее, постепенно эволюционировала («научный социализм», «социализм с человеческим лицом», «развитой социализм» и т.п.). Процесс этот шел, однако, слишком медленно. Запад реагировал на обвинения подобного рода значительно динамичнее. Казалось, что на «историческом ринге» побеждают приверженцы концепции «негативного» развития цивилизации.
Особый резонанс на этом фоне получили выводы первого доклада «Пределы роста», подготовленного под эгидой Римского клуба. Их суть заключалась в том, что сохранение традиционных ориентиров развития приведет к деградации, а в конечном счете — к гибели сложившихся мировых социоприродных систем. Как отмечал первый президент Римского клуба, «триумфальное развитие западной цивилизации неуклонно приближается к критическому рубежу» (А. Печчеи, 1908- 1984).
Конференция ООН по окружающей среде (Стокгольм, июнь 1972), ставшая, Первым Международным форумом, на котором главы государств и правительств мирового сообщества обсуждали проблемы взаимоотношений человека и среды его обитания, подтвердила выводы подобного рода. Ее результаты можно попытаться свести к следующему.
Во-первых, представлена и проанализирована как национальная, так и международная статистика, выявляющая тенденции деградационных изменений естественной среды обитания человека. Во-вторых, зафиксирован острый характер социально-экологических противоречий не только в развитых, но и в развивающихся странах. В-третьих, разработана и принята международная стратегия в области охраны природы и рационального природопользования; созданы соответствующие управленческие структуры (ЮНЕП и др.).
Если капиталистические страны приступили к выработке и реализации национальных природоохранных стратегий, то в социалистических — делался вид, что экологические противоречия (по крайней мере в той острой форме, которая характерна для развитых стран) их не затрагивают. И хотя в 70 — 80-х годах (экологическое десятилетие) практически во всех социалистических странах были разработаны национальные программы в области охраны природы и рационального природопользования, но не были созданы действующие механизмы, обеспечивающие их реализацию.
В середине 80-х годов мировое сообщество приняло решение о подведении определенных итогов деятельности в области охраны природы и рационального природопользования и выявлении перспективных направлений социально-экологического развития цивилизации. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 1992) подвела итоги «экологического двадцатилетия» (1972 — 1992), обсудила и приняла программу действий на XXI век.
В рамках РИО—92 было принято пять документов.
В большинстве стран мирового сообщества созданы государственные структуры (советы, комиссии и т.п.), координирующие деятельность по устойчивому развитию на национальном уровне. К концу 90-х годов их насчитывалось более 100. В рамках Европейского союза действует совет по устойчивому развитию.
Россия, представленная на РИО—92 как страна, находящаяся на этапе «перехода к рыночной экономике», не проявила в этом смысле особенной активности. Очевидно, что российская социально-экологическая политика находится на стадии формирования с учетом динамичности изменяющихся социальных условий, политической нестабильности, экономических трудностей, идеологической неопределенности и т.п.
И, тем не менее, опираясь на концептуальные построения мирового сообщества, Россия приступила к выработке национальной концепции устойчивого развития. По инициативе ряда министерств и ведомств, государственных и общественных структур (Минэкологии, Минэкономики, Комитет по экологии и др.) были созданы авторские коллективы, которые, независимо друг от друга, разрабатывали концепцию перехода России на модель устойчивого развития. Подготовленные материалы обсуждались в заинтересованных министерствах и ведомствах, органах представительной и исполнительной власти, в научных и учебных заведениях, на совещаниях политических партий и движений. Проекты концепции перехода России на путь устойчивого развития обсуждались в Совете Федерации, в Государственной Думе, на Всероссийском съезде охраны природы, научно-практических конференциях, симпозиумах и т.п.
К
середине 90-х годов российским научным
сообществом была проделана существенная
работа по теоретическому осмыслению
феномена устойчивого развития, которая
получила логическое завершение подписанием
Указа Президента «О концепции перехода
Российской Федерации к устойчивому развитию»
(апрель 1996). В нем речь идет о необходимости
разработки стратегии устойчивого развития
России. Тем самым феномен устойчивого
развития получает общегосударственный
статус.
Глобальные экологические проблемы со всей очевидностью показывают необходимость консолидации усилий всех стран для их решения.
Основной
экологический стереотип
Экологическая политика государств, в том числе России, ориентирована на идею устойчивого развития. Идея устойчивого развития давно занимает умы ученых и специалистов.
Впервые термин устойчивое развитие (sustainable development) был использован в документах в 70-х гг., когда появилась идея разработки Всемирной стратегии охраны природы. Ее выдвинули международные организации: Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Программа (комитет) ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Всемирный фонд дикой природы (ВВФ). В ней фокусировалось внимание на опасности изменений в биосфере Земли и предлагалось предпринять ряд действенных мер по их смягчению. Подчеркивалась необходимость учета экологических факторов в прогрессе социально-экономического развития.
Политика устойчивого развития была отражена еще в 1972 г. в материалах Конференции ООН по окружающей среде в Стокгольме и сформулирована в рамках МГБП в 1986 г. Она была представлена в виде концепции в 1987 г. в докладе «Наше общее будущее», подготовленном ЮНЕП и известном как отчет Комиссии Брунтланд.
Стратегия устойчивого развития была принята на КОСР-2 в 1992 г., но она продолжает быть в центре всеобщего внимания и в настоящее время.
Устойчивое развитие было определено как процесс, отвечающий потребностям настоящего, но не лишающий будущие поколения возможности удовлетворять свои потребности. В ООН создана специальная Комиссия по устойчивому развитию.
Основой Стратегии является идея сбалансированности между окружающей средой и ее ресурсами, экономикой и населением Земли. Основные компоненты Стратегии: экономическая, социальная и природоведческая.
Цель Стратегии устойчивого развития — выработать основные пути и способы приспособления жизни к глобальным изменениям.
Забота о людях занимает центральное место в усилиях по обеспечению устойчивого развития. Каждый человек имеет право на здоровую окружающую среду, на плодотворную жизнь в гармонии с природой.
Принципы устойчивого развития включают следующее:
Они были провозглашены в 1991 г. в Москве в документе «Забота о Земле — стратегия устойчивого существования». Работы над документом выполнялись под эгидой международных организаций: МСОП, ЮНЕП, ВВФ.
Стратегия ставит две основные задачи: выживание человечества и философское определение смысла жизни человека.
Выживание не является сугубо человеческой задачей, и в этом смысле человек мало отличается от других живых существ. Перспектива сохранения человека как вида сейчас уже достаточно проблематична. Данные палеонтологии указывают на то, что десятки миллионов видов живых существ вымерли на Земле. Среди них есть виды, принадлежавшие к человеческому роду. Ясно, что нужны большие усилия, для того чтобы людей не постигла та же участь. Человек — довольно молодой вид в масштабах истории Земли: ему всего несколько миллионов лет. Сейчас человек находится в наиболее агрессивной стадии развития; он пытается осознать, что либо он впишется в биосферу, приспособится к ней, либо его постигнет судьба вымерших видов.