Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 12:32, реферат
В настоящее время, в России, выходит достаточно много литературы в этой области. Наиболее проработаны вопросы экологизации экономики в таких книгах, как «Экология» Т.А. Акимова, В.В. Хаскина, 2002, и «Экология и безопасность жизнедеятельности» под редакцией Л.А. Муравья, 2000. Методология и проблемы экологического менеджмента наиболее раскрыты в следующих книгах «Экологический менеджмент» С.В. Макарова, Т.В. Гусевой, 1998, и «Добровольная экологическая деятельность: неиспользуемые возможности» Т.В. Гусевой, А.Е. Хачатурова и др., 1999.
Введение 3
Раздел I. Концепция устойчивого развития общества 5
1.1. Экологическое равновесие – эколого-экономический фундамент развития общества 5
1.2. Мир в поисках концепции устойчивого развития 6
1.3. Обеспечение экологической безопасности 9
Раздел II. Роль государства в управлении экосистемами 12
2.1. Контроль качества среды обитания – основа управления экосистемами 12
2.2. Формирование механизма природопользования в рыночной экономике 15
2.3. Перестройка экономики на основе политики экологизации 19
Раздел III. Экологический менеджмент – как основа устойчивого развития человечества 24
3.1. Нормативная база экологического менеджмента 24
3.2. Понятия, функции и задачи экологического менеджмента и экологического управления 27
3.3. Стимулирование внедрения системы экологического менеджмента 31
Заключение 37
Приложение 1. Функции и соответствующие им задачи в области ЭМ и ЭУ 39
Список использованной литературы 43
В марте 1992 года в Европейском Сообществе были выпущены «Требования к экоаудированию». Цель этого документа – создать стимулы использования приемов экологического аудирования для оценки деятельности предприятий. Причем оценки, включающей не только проверку выполнения требований природоохранительного законодательства, но и задач собственной экологической политики предприятия. Интересно, что требования были подготовлены в соответствии с пятой программой экологических действий ЕЭС, основанной на выводах и рекомендациях доклада Гру Брундтланд «Наше развитие» и отдающей предпочтение превентивным мерам и принципам распределения ответственности в охране окружающей среды. В 1993 году были окончательно согласованы и опубликованы требования к созданию Схемы экологического менеджмента и аудирования (EMAS); предприятия получили возможность быть сертифицированными в соответствии с EMAS с 1995 года.
Многие требования описанных стандартов весьма близки. Считается, что британский стандарт BS 7750 послужил моделью для разработки европейского рекомендательного документа EMAS. На сегодняшний день существуют серьезные учебники и руководства, детально описывающие каждый шаг разработки и внедрения систем экологического менеджмента и аудирования. Однако многие эксперты считают, что будущее принадлежит всемирной системе и стандартам, подготовленным международным институтом ISO.
Появление ISO 14000 – серии международных стандартов систем экологического менеджмента на предприятиях и в компаниях – называют одной из наиболее значительных международных природоохранных инициатив. Система стандартов ISO 14000 ориентированна не на количественные параметры (объем выбросов, концентрации веществ и т.п.) и не на технологии (требования и использовать или не использовать определенные технологии, требование использовать «наилучшую доступную технологию»). Основным предметом ISO 14000 является система экологического менеджмента. Типичные положения этих стандартов состоят в том, что в организации должны быть введены и соблюдаться определенные процедуры, должны быть подготовлены определенные документы, должны быть назначены ответственные за определенные области экологической значимой деятельности. Основной документ серии – ISO 14000 – не содержит никаких «абсолютных» требований к воздействию организации на окружающую среду, за исключением того, что организация в специальном документе должна объявить о своем стремлении соответствовать национальным стандартам.
Такой характер стандартов обусловлен, с одной стороны, тем, что ISO 14000 как международные стандарты не должны вторгаться в сферу действий национальных нормативов. С другой стороны, предшественником ISO являются «организационные» подходы к качеству продукции, согласно которым ключом к достижению качества является выстраивание надлежащей организационной структуры и распределение ответственности за качество продукции и услуг.
Решение о разработке ISO 14000 явилось результатом Уругвайского раунда переговоров по Всемирному торговому соглашению и встречи на высшем уровне по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году. Стандарты ISO 14000 разрабатываются Техническим комитетом 207 Международной Организации Стандартизации (ISO) с учетом уже зарекомендовавших себя международных стандартов по системе менеджмента качества продукции (ISO 9000), в соответствии с которыми в настоящий момент сертифицировано более 70000 предприятий и компаний по всему миру. [4]
Предполагается, что система стандартов будет обеспечивать уменьшение неблагоприятных воздействий на окружающую среду на трех уровнях:
Документы, входящие в систему, можно условно разделить на три основные группы:
Ключевым понятием серии ISO 14000 является понятие экологического менеджмента в организации. Поэтому центральным документом стандарта считается ISO 14001 – «Спецификации и руководство по использованию систем экологического менеджмента». В отличие от остальных документов, все его требования являются «аудируемыми» - предполагается, что соответствие или несоответствие им конкретной организации может быть установлено с высокой степенью определенности. Именно соответствие стандарту ISO 14001 и является предметом сертификации.
Официально стандарты ISO 14000 являются добровольными. Они не заменяют законодательных требований, а обеспечивают систему определения того, каким образом компания влияет на окружающую среду и как выполняются требования законодательства.
Деятельность практически всех промышленных предприятий в Российской Федерации (за исключением оборонных) подчиняются требованиям ГОСТ 24525-80 «Управление производственным объединением и промышленным предприятием. Управление охраной окружающей среды. Основные положения». Сегодня в России выпущена серия национальных стандартов ГОСТ Р ИСО 14000, которые, даже по названию, являются аналогом международной серии ISO 14000.
В самом общем виде и экологическое управление и экологический менеджмент можно определить как комплексную разностороннюю деятельность, направленную на реализацию экологических целей проектов и программ.
В российской литературе термин "экологический менеджмент" заменен " управлением качеством окружающей среды", а в некоторых случаях - "экологическим управлением". Вместе с тем, для этих понятий на основе анализа существующих нормативных документов, учебно-методической литературы, практики деятельности можно выделить ряд существенных различий, определяемых субъектами экологического управления и экологического менеджмента, мотивацией деятельности, ролью ответственных лиц, отношением к результатам деятельности и др.
В таблице № 1 представлены основные различия в понятиях экологический менеджмент и экологическое управление. [4]
Исходя из наиболее существенных различий в понятиях "экологическое управление" и "экологический менеджмент" можно предложить следующие определения:
Таблица № 1. Различия в понятиях экологический менеджмент и экологическое управление
РАЗЛИЧИЯ В ПОНЯТИЯХ | |
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ | ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ |
Осуществляется органами государственной власти и экономическими субъектами. | Осуществляется исключительно экономическими субъектами. |
Внешне мотивированная деятельность,определяемая требованиями природоохранительного законодательства. | Внутренне мотивированная деятельность, определяемая в первую очередь принципами экоэффективности и экосправедливости. |
Обязательная в своей основе деятельность. | Деятельность инициативная и добровольная в своей основе. |
Деятельность, осуществляемая в рамках должностных обязанностей и инструкций. | Деятельность, зависящая от личной заинтересованности менеджера в конечных результатах и определяемая его квалификаций, опытом и искусством. |
Преобладание
процесса управления над результатом.
Игнорирование отрицательных |
Преобладание результатов менеджмента над процессами их достижения. Активное использование отрицательных результатов. |
Изначальная формализованность, консервативность и ограниченность. | Изначальная активность, необходимость поиска новых возможностей и путей, творческие аспекты. |
Относительная легкость имитации и фальсификации эффективной деятельности. | Практическая невозможность имитации и фальсификации эффективной деятельности. |
Если предпочтение отдается иерархии (как, например, в административно-командной системе советского общества или в армии, или в государственных органах), то речь идет об управлении, напротив, если, в основном, используются рыночные инструменты, то можно говорить о менеджменте.
В соответствии с принятым в международных стандартах определением система экологического менеджмента представляет собой часть общей системы менеджмента, включающую организационную структуру, планирование деятельности, распределение ответственности, практическую работу, а также процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, оценки достигнутых результатов и совершенствования экологической политики.
В
основе функционирования системы экологического
менеджмента лежит спираль (Рисунок
1), повторяющийся цикл, направленный
на последовательное совершенствование
системы менеджмента в целом.
Для данной системы характерна ярко
выраженная обратная связь, практически
отсутствующая в формальном экологическом
управлении.
Рис. 1. Обобщенная
модель системы экологического менеджмента
Разработка
и внедрение системы
На
рисунке 2 этапы внедрения и
К основным функциям экологического управления и менеджмента относятся [4]:
Рисунок
2. Этапы внедрения и
Функции экологического управления и экологического менеджмента в целом совпадают. Для экологического менеджмента характерно существенное развитие, углубление и расширение ряда функций и соответствующей деятельности, которые в традиционном экологическом управлении реализуются поверхностно и формально. Например, обоснование экологической политики и обязательств, организация внешней экологической деятельности, пересмотр и совершенствование системы экологического управления и экологического менеджмента.
С
развитием экологического менеджмента
значительно расширяются и
Общие характерные задачи и соответствующая им практическая деятельность предприятий определяются функциями экологического управления и менеджмента. Все виды экологической деятельности предприятий можно условно разделить на внутреннюю экологическую деятельность (деятельность руководства предприятий и персонала в целом, направленная на достижение внутренних экологических целей и задач) и внешнюю экологическую деятельность (активное взаимодействие со всеми заинтересованными в экологических аспектах деятельности предприятия внешними лицами и сторонами).
Каждой функции экологического менеджмента и экологического управления соответствует определенные задачи, соответствующие внутренней или внешней деятельности (Приложение 1) [4].
Задачи по охране окружающей среды формируют на основе поставленных целей в рамках определенного периода времени. Причем, если цели могут носить качественный характер, то задачи должны по возможности содержать количественные показатели, например, сокращение расхода определенных сырьевых ресурсов в технологических процессах, снижение выбросов и т.д.
Особое внимание следует уделить созданию механизма обеспечения достижения целей и задач экологической политики, включающего организационную структуру, распределение ответственности, соответствующие процедуры и документацию. Для того чтобы система экологического менеджмента была эффективной, необходимо спроектировать и настроить ее таким образом, чтобы она могла быть регулируемой и совместимой с существующими элементами системы менеджмента организации.
Информация о работе Экологический менеджмент – как основа устойчивого развития человечества