Экологический менеджмент – как основа устойчивого развития человечества

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 12:32, реферат

Описание работы

В настоящее время, в России, выходит достаточно много литературы в этой области. Наиболее проработаны вопросы экологизации экономики в таких книгах, как «Экология» Т.А. Акимова, В.В. Хаскина, 2002, и «Экология и безопасность жизнедеятельности» под редакцией Л.А. Муравья, 2000. Методология и проблемы экологического менеджмента наиболее раскрыты в следующих книгах «Экологический менеджмент» С.В. Макарова, Т.В. Гусевой, 1998, и «Добровольная экологическая деятельность: неиспользуемые возможности» Т.В. Гусевой, А.Е. Хачатурова и др., 1999.

Содержание

Введение 3
Раздел I. Концепция устойчивого развития общества 5
1.1. Экологическое равновесие – эколого-экономический фундамент развития общества 5
1.2. Мир в поисках концепции устойчивого развития 6
1.3. Обеспечение экологической безопасности 9
Раздел II. Роль государства в управлении экосистемами 12
2.1. Контроль качества среды обитания – основа управления экосистемами 12
2.2. Формирование механизма природопользования в рыночной экономике 15
2.3. Перестройка экономики на основе политики экологизации 19
Раздел III. Экологический менеджмент – как основа устойчивого развития человечества 24
3.1. Нормативная база экологического менеджмента 24
3.2. Понятия, функции и задачи экологического менеджмента и экологического управления 27
3.3. Стимулирование внедрения системы экологического менеджмента 31
Заключение 37
Приложение 1. Функции и соответствующие им задачи в области ЭМ и ЭУ 39
Список использованной литературы 43

Работа содержит 1 файл

Экологический менеджмент.doc

— 306.50 Кб (Скачать)

     В ходе работы над "Нашим общим будущим" члены МКОСР сосредоточили внимание на решении двуединой задачи: не только накормить в ближайшие годы сотни миллионов голодающих землян и ликвидировать широко распространенную в мире нищету, удовлетворив основные потребности всех ныне живущих людей, но и перестать обездоливать последующие поколения землян.

     Всемирный форум в Рио учредил для  проведения текущей работы по "Повестке дня на 21 век" Комиссию ООН по устойчивому развитию (ЮНКУР). Ее специальный печатный орган — ежемесячный бюллетень «Тhе Nеtwork». В нем публикуются сообщения из различных стран о ходе выполнения решений, принятых на этом форуме.

     В бюллетене «Тhе Nеtwork» сообщается также о различных национальных мероприятиях по переходу к устойчивому развитию в отдельных странах. Этот бюллетень вполне заслуженно получил известность "малой периодической энциклопедии по устойчивому развитию".

     В России, в феврале 1994 г. вышел Указ Президента «Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития». В нем даются принципиальные ориентиры рационального природопользования в России на конец XX — начало XXI вв. Попыткой их конкретизации явилась опубликованная в марте 1995 г. правительственная "Концепция перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития". В этом документе содержится констатация прискорбного состояния, в котором Россия оказалась за 3,5 года перехода к рыночной экономике, излагаются некоторые общие принципы и направления перехода страны к модели устойчивого развития. В документе отражены идеи К.Э.Циолковского о Земле как колыбели человечества и концепция В.И.Вернадского о ноосфере как будущем состоянии земной оболочки.

1.3. Обеспечение экологической безопасности

     Концепция устойчивого развития предполагает систему мер по обеспечению экологической безопасности.

     Экологическая безопасность — состояние защищенности биосферы и человеческого общества, а на государственном уровне —  государства от угроз, возникающих  в результате антропогенных и  природных воздействий на окружающую среду.

     В понятие экологической безопасности входит система регулирования и управления, позволяющая прогнозировать, не допускать, а в случае возникновения — ликвидировать развитие чрезвычайных ситуаций.

     Экологическая безопасность реализуется на глобальном, региональном и локальном уровнях.

     Глобальный  уровень управления экологической  безопасностью предполагает прогнозирование и отслеживание процессов в состоянии биосферы в целом и составляющих ее сфер. Во второй половине XX в. эти процессы выражаются в глобальных изменениях климата, возникновении «парникового эффекта», разрушении озонового экрана, опустынивании планеты и загрязнении Мирового океана. Суть глобального контроля и управления — в сохранении и восстановлении естественного механизма воспроизводства окружающей среды биосферой, который направляется совокупностью входящих в состав биосферы живых организмов.

     Управление  глобальной экологической безопасностью  является прерогативой межгосударственных отношений на уровне ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП и других международных организаций. Методы управления на этом уровне включают принятие международных актов по защите окружающей среды в масштабах биосферы, реализацию межгосударственных экологических программ, создание межправительственных сил по ликвидации экологических катастроф, имеющих природный или антропогенный характер.

     На  глобальном уровне был решен ряд  экологических проблем международного масштаба. [6] Большим успехом международного сообщества стало запрещение испытаний ядерного оружия во всех средах. Достигнуты соглашения о мировом запрете китобойного промысла и правовом межгосударственном регулировании вылова рыбы и других морепродуктов. Заведены международные Красные книги с целью сохранения биоразнообразия. Силами мирового сообщества проводится изучение Арктики и Антарктики как естественных биосферных зон, не затронутых вмешательством человека, для сравнения с развитием зон, преобразованных человеческой деятельностью. Международным сообществом принята Декларация о запрещении производства хладагентов-фреонов, способствующих разрушению озонового слоя (Монреаль, 1972).

     Региональный  уровень включает крупные географические или экономические зоны, а иногда территории нескольких государств. Контроль и управление осуществляются на уровне правительства государства и на уровне межгосударственных связей (объединенная Европа, СНГ, союз африканских государств и т.д.).

     На  этом уровне система управления экологической  безопасностью включает:

  • экологизацию экономики;
  • новые экологически безопасные технологии;
  • выдерживание темпов экономического развития, не препятствующих восстановлению качества ОС и способствующих рациональному использованию природных ресурсов.

     Локальный уровень включает города, районы, предприятия  металлургии, химической, нефтеперерабатывающей, горнодобывающей промышленности и оборонного комплекса, а также контроль выбросов, стоков и др. Управление экологической безопасностью осуществляется на уровне администрации отдельных городов, районов, предприятий с привлечением соответствующих служб, ответственных за санитарное состояние и природоохранную деятельность.

     Решение конкретных локальных проблем определяет возможность достижения цели управления экологической безопасностью регионального и глобального уровней. Цель управления достигается при соблюдении принципа передачи информации о состоянии окружающей среды от локального к региональному и глобальному уровням.

     Независимо  от уровня управления экологической  безопасностью объектами управления обязательно являются окружающая природная среда, то есть комплекс естественных экосистем, и социоприродные экосистемы. Именно поэтому в схеме управления экологической безопасностью любого уровня обязательно присутствует анализ экономики, финансов, ресурсов, правовых вопросов, административных мер, образования и культуры.

     Выводы  к Разделу I

  1. Человеческое общество как подсистема биосферы всецело зависит от благополучия системы в целом. Другими словами, глобальное нарушение экологического равновесия, переход биосферы в иное качественное состояние означали бы для человечества катастрофу. Социальные механизмы могут ее отдалить или приблизить, но не ликвидировать. Поэтому перед человечеством возникает настоятельная необходимость поддержать экологическое равновесие, которое, во-первых, жизненно необходимо человечеству и, во-вторых, представляет собою эколого-экономический фундамент развития общества.
  2. Необходимость устойчивого развития — объективная реальность современной эпохи. Главная идея Концепции устойчивого развития — обеспечить гармоничное сочетание социально-экономических и экологических приоритетов развития общества сейчас и в будущем. Социально-экономическое развитие общества должно быть введено в экологически безопасные рамки, обусловленные природно-ресурсным потенциалом.
  3. Экологическая безопасность реализуется на глобальном, региональном и локальном уровнях. Наиболее важный уровень – локальный. Конкретные действия в области экологической безопасности, предпринимаемые на уровне отдельных субъектов экономики, предопределяют возможность решения задач на региональных и глобальном уровнях. Однако региональный уровень экологической безопасности обеспечивает правовое и стимулирующее воздействие на локальный уровень.

 

    Раздел  II. Роль государства в управлении экосистемами

    Основополагающую  роль на региональном уровне обеспечения экологической безопасности играет государство. Во II разделе я более подробно остановлюсь на основных функциях государства в области управления экосистемами, особенностях обеспечения экологической безопасности при рыночной экономике и на главных направлениях структурной перестройки экономики для обеспечения устойчивого развития общества.

2.1. Контроль качества среды обитания  – основа управления экосистемами

     Безопасное  управление природными процессами предполагает контроль качества среды обитания. Уровень экологического контроля зависит от экономического и культурного развития общества. Чем более развито общество, тем эффективнее реализуются процессы социально-экологического управления средой обитания.

     Социально-экологическому контролю подлежат все компоненты системы «природа-человек».

     Особенность иерархических систем управления заключается  в том, что информация о состоянии  объекта контроля может быть получена лишь с нижних уровней управляемой  системы. А это предопределяет особые (основанные на доверии) отношения между контролирующей и управляющей системами и системой производства.  

     Основные  требования к проведению экологического контроля [6]:

  • гарантия достижения природоохранной цели путем выявления отклонений от нормативных значений контролируемых величин: атмосферы, гидросферы, почвы, выбросов промышленных предприятий и т.д. Превентивная ориентация контроля;
  • отражение в планах производства природоохранной деятельности предприятий;
  • эффективность организационной структуры контроля защиты ОС;
  • индивидуальный подход к контролю: методы контроля должны быть понятны руководителю предприятия, рядовому работнику и контролеру;
  • прогноз изменения состояния среды обитания, выделение признаков приближения ее к опасному состоянию, контроль за критическими состояниями среды: залповыми выбросами, аварийными ситуациями по состоянию ОС и т.д.
  • работа по выходу из аварийной или стихийной ситуации, ликвидация возможности развития чрезвычайной ситуации из-за накопленных радиоактивных веществ, химического оружия, устаревших технологий и т.д.

     Среди способов контроля различают:

     а) Прямой непосредственный контроль за состоянием окружающей среды с использованием технических средств по отслеживанию физических, химических, биологических параметров и факторов загрязнения атмосферы, гидросферы и почвы. Для оценки состояния окружающей среды пользуются методом биоиндикации. При этом используется высокая чувствительность некоторых живых организмов к загрязнению, например, хорошими индикаторами загрязнения являются мхи, лишайники и водоросли.

     б) Косвенный способ контроля заключается в использовании законодательных и административных рычагов управления.

     По  способу анализа контроль может  быть прямым и дистанционным. В отличие  от прямого дистанционный метод  анализа состояния окружающей среды предусматривает бесконтактный процесс получения информации с помощью аэрофотосъемки или космической съемки.

     Поскольку экологическая оценка имеет много  неопределенностей, то полезна экспертная оценка состояния окружающей среды; она применяется в сложных и критических условиях. Это прерогатива специалистов-экспертов высокого класса, принимающих на себя ответственность в принятии решений в сложных экологических ситуациях.

     Правовое  обеспечение контроля состоит в  выполнении законов по обеспечению сохранности окружающей среды, а также норм правового регулирования использования воды, воздуха, почвы, недр и т.д. Сюда включается лицензионное право организаций на вылов рыбы, отстрел животных, вырубку леса, добычу полезных ископаемых и т.д.

     Технологический контроль связан с соблюдением технологического режима производства, который регулируется нормами и требованиями по обеспечению экологической безопасности среды производства и продукции. Отвечают за технологическое обеспечение производства руководитель предприятия, главный инженер, технолог и эколог-менеджер.

     Экономический контроль заключается в предпочтении экологически чистого производства и продукта. Налоговый прессинг должен возрастать по отношению к вредному производству и вредному продукту.

     Для снижения давления на окружающую среду применяются информационные, предупредительные и карательные методы. Информационные включают мониторинг изменения параметров ОС, предупредительные — различные виды экологической экспертизы, административно-правовые — экостандарты, разрешения, лицензии и т.д., административно-предупредительные — проверку деятельности объектов возможного загрязнения, экологический аудит и т.д., карательные — различные формы пресечения (от закрытия предприятия до уголовного преследования виновных), экономические и финансовые меры воздействия.

Информация о работе Экологический менеджмент – как основа устойчивого развития человечества