Проблемы оценки банковских рисков в современных условиях и пути их снижения (на примере ОАО «Белорусский индустриальный банк», филиал в

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 23:47, дипломная работа

Описание работы

целью дипломной работы является исследование вопросов оценки банковских рисков в современных условиях и разработка путей их снижения на примере ОАО «Белорусский индустриальный банк», филиал в г. Гомеле.
Исходя из поставленной цели при написании дипломной работы, ставились следующие основные задачи:
1. Привести понятие и основные виды банковских рисков;
2. Дать классификацию банковских рисков;
3. Изучить методические основы оценки банковских рисков в современных условиях;
4. Дать организационно-экономическую характеристику ОАО «Белорусский индустриальный банк», г. Гомель;
5. Изучить проблемы оценки, управления и контроля банковских рисков в ОАО “Белорусский индустриальный банк”, г. Гомель;
6. Исследовать пути снижения банковских рисков в современных условиях (на примере ОАО “Белорусский индустриальный банк”, г. Гомель).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БАНКОВСКИХ РИСКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 5
1.1 Понятие банковского риска 5
1.2 Виды банковских рисков 6
1.3 Классификация банковских рисков 10
1.4 Система контроля и управления банковскими рисками 14
2 АНАЛИЗ ОЦЕНКИ, УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ БАНКОВСКИХ РИСКОВ В ОАО “БЕЛОРУССКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ БАНК” 18
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Белорусский индустриальный банк», филиал в г. Гомеле 18
2.2 Управление и оценка кредитного риска 29
2.3 Управление и оценка риска ликвидности 37
2.4 Управление и оценка операционного риска 42
3 ПУТИ СНИЖЕНИЯ БАНКОВСКИХ РИСКОВ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 59

Работа содержит 9 файлов

Расчет рисков.xls

— 49.00 Кб (Открыть, Скачать)

Как считать риски.doc

— 155.50 Кб (Открыть, Скачать)

Речь.DOC

— 47.00 Кб (Открыть, Скачать)

Отзыв на дипломную работу.doc

— 58.50 Кб (Открыть, Скачать)

Рецензия на дипломную работу.doc

— 67.50 Кб (Открыть, Скачать)

Задание по дипломной работе.doc

— 51.00 Кб (Открыть, Скачать)

Реферат.doc

— 26.50 Кб (Открыть, Скачать)

Презентация диплома.ppt

— 27.50 Кб (Открыть, Скачать)

Дипломная работа.doc

— 1.98 Мб (Скачать)
    1. Управление  и оценка операционного риска

     Операционный  риск – это риск возникновения  у Банка потерь (убытков) в результате несоответствия установленных внутренними документами Банка порядков и процедур совершения банковских операций и других сделок законодательству Республики Беларусь или их нарушения сотрудниками Банка, несоответствия или отказа используемых банком систем, в том числе информационных, а также в результате действия внешних факторов.

     Показатели  потерь, связанных с операционным риском:

  • снижение доходов и/или увеличение расходов Банка;
  • снижение стоимости активов Банка;
  • досрочное списание (выбытие) материальных активов;
  • потери, связанные с проигрышем судебных дел,
  • штрафы, пени, неустойки, предъявленные со стороны контрагентов и клиентов Банка за несвоевременное исполнение обязательств;
  • затраты на восстановление хозяйственной деятельности Банка и устранение последствий ошибок, аварий, стихийных бедствий и других аналогичных обстоятельств;
  • прочие убытки и потери, в том числе выраженные в не денежной форме: ухудшение деловой репутации и имиджа Банка, сокращение лицензионных полномочий, отток высококвалифицированного персонала и т.п.

     Операционному риску подвержены все финансовые и хозяйственные операции Банка.

Операционный  риск классифицируется по следующим категориям:

  1. Технологический и технический риск – риск, связанный с использованием неадекватной, ненадежной либо плохо отлаженной технологии или с неадекватной работой информационных систем, неадекватностью оборудования и программного обеспечения характеру и масштабам осуществляемой деятельности, работой телекоммуникационного оборудования, поставками электроэнергии, телекоммуникационных услуг Банку.
  2. Методологический риск – риск, связанный с неверно принятой методологией осуществления того или иного процесса, технической политики, регламентов и методов расчетов (ошибки в математических формулах, компьютерных программах).
  3. Риск оперативной деятельности – риск, связанный с ненадлежащей подготовкой новых банковских услуг (продуктов), возникновением проблем клиентов с доступом к своим счетам, ошибочной информацией, ненадлежащим обслуживанием клиентов, неправильно установленными внутренними лимитами, операционными ошибками.
  4. Учетный риск – риск, связанный с несоответствием отражения сделки (операции) в учете принятой в Банке учетной политике.
  5. Риск операции – риск, связанный с видом или объемом операции, ненадлежаще оформленной документацией, необоснованным сальдированием, ошибочным проведением операции.
  6. Риск, связанный с географической диверсификацией деятельности банка – риск, связанный с появлением сбоев в системе контроля из-за физической обособленности руководства и персонала, обрабатывающего операции. В настоящее время риск не является актуальным для Банка.
  7. Риск неверной организационной структуры Банка, области ответственности и распределения полномочий должностных лиц и структурных подразделений Банка (организационный риск) – риск, связанный с возможными ошибками в системе распределения функций, либо к исключению отдельных функций в реализуемых управленческих процессах (функции текущего и предварительного контроля), а также избыточности структуры, наличию лишних звеньев, «размыванию ответственности».
  8. Правовой риск – риск, связанный, с одной стороны, с допускаемыми правовыми ошибками при осуществлении деятельности (неправильные юридические консультации или неверное составление документов, в том числе при рассмотрении спорных вопросов в судебных органах), а с другой – с несовершенством правовой системы (противоречивость и нестабильность законодательства, отсутствие эффективной судебной защиты).
  9. Риск персонала – риск, связанный с использованием неэффективных механизмов набора, обучения, оценки и мотивации работников, приводящих к неадекватности кадров характеру и масштабам деятельности Банка или нежелательной текучести кадров. Данный риск может проявляться в:

     - недостаточной квалификации сотрудников,  осуществляющих операции;

     - недобросовестном исполнении установленных  правил, процедур и регламентов, этической неадекватности сотрудников;

     - перегрузке персонала;

     - недостатке квалифицированных сотрудников  на конкретном участке;

     - случайных разовых ошибках.

  1. Риск управления и неправильных управленческих решений – риск, связанный с неадекватной управленческой информацией, ненадлежащим планированием, несоответствием организационной структуры характеру и масштабам деятельности Банка, а также с неэффективными процедурами внутреннего контроля, приводящими к неадекватному управлению рисками.
  2. Риск внутреннего мошенничества – риск, связанный с мошенничеством в бухгалтерских проводках, кражами со стороны работников Банка, использованием в корыстных целях конфиденциальной информации, злоупотреблениями при осуществлении банковских операций от имени и за счет Банка.
  3. Риск внешнего мошенничества – риск, связанный с кражами, грабежами, отмыванием денег, подделкой чеков и пластиковых карточек, компьютерным мошенничеством.
  4. Имущественный риск и риск форс-мажорных обстоятельств – риск, связанный с утратой стоимости имущества Банка, террористическими актами, вандализмом (физическим уничтожением материальных активов), всевозможными природными катаклизмами.

     Управление  и контроль за операционным риском осуществляют следующие подразделения:

  1. Правление Банка, в части создания организационной структуры Банка, рассмотрения отчетов Отдела аудита об уровне операционного риска и принятия соответствующих управленческих решений;  
  2. подразделения Банка (в том числе филиалы), в части мониторинга операционных убытков на постоянной основе путем фиксирования событий в «Журнале регистрации операционных рисков», ежемесячного предоставления в Отдел аудита сведений о понесенных или условных операционных убытках по направлениям деятельности Банка, банковским продуктам, разработки предложений по минимизации операционного риска;
  3. Отдел аудита, в части ведения «Журнала регистрации операционных рисков» в целом по Банку, формирования и представления Правлению банка отчетности об уровне операционного риска, выполнения функций аудита в рамках организации системы внутреннего контроля в Банке;
  4. Управление банковских информационных технологий, управление режима и защиты информации, в части разработки и внедрения мер, процедур, механизмов и технологий по ограничению и/или снижению операционного риска (в соответствии со своей компетенцией);
  5. Планово-экономическое финансово-бюджетное управление, в части определения величины операционного риска Банка для включения в расчет достаточности капитала.

     В Банке используются следующие меры по управлению операционным риском в  соответствии с видами операционного  риска:

  1. Риск технологический и технический:

      - соблюдение норм техники безопасности;

      - соблюдение правил и инструкций  по эксплуатации и ремонту  имущества Банка;

      - создание резервных копий;

      - разграничение уровней доступа  к информации, являющейся коммерческой  тайной Банка;

      - аутентификация и авторизация сотрудников и контрагентов и клиентов Банка, использующих программное обеспечение;

      - аудит транзакций в программном  обеспечении;

      - разработка и использование Планов  Обеспечения Непрерывной Работы;

      - использование дополнительных технических средств для снижения внешнего воздействия технологического риска.

  1. Методологический риск:

     - утверждение внутренних нормативных  документов Банка Правлением  после проверки соответствия  нормативной базе и существующим  процедурам и правилам совершения  операций;

      - проведение проверок внутренним  и внешним аудитом. 

  1. Риск оперативной деятельности:

     - тестирование ПО до ввода в  эксплуатацию;

     - использование лицензионного программного  обеспечения;

     - персонализация ответственности  за каждую операцию;

     - квалифицированная методическая проработка внутренних процедур и правил совершения операций.

  1. Учетный риск:

     - возложение ответственности за  адекватность отражения в бухгалтерском  учете операций Банка на Главного  бухгалтера, его заместителей (в  соответствии с законодательством);

     - регламентирование отдельными внутренними  документами порядка и перечня  лиц, имеющих право на подписание  расчетно-кассовых документов;

     - закрепление за каждым учетным  работником группы бухгалтерских  счетов;

     - организация последующего контроля  руководителями учетных подразделений действий работников данных подразделений;

     - проведение проверок внутренним  аудитом адекватности отражения  в учете совершаемых операций (сделок).

  1. Риск операции:

      - установление локальными нормативными  актами определенного перечня должностных лиц, уполномоченных подписывать (визировать) расчетно-денежные документы, распоряжения;

      - предоставление прав доступа  к информационной сети Банка  определенному кругу должностных  лиц;

      - регламентирование отдельными внутренними  документами документооборота.

  1. Риск неверной организационной структуры Банка, области ответственности и распределения полномочий должностных лиц и подразделений Банка (организационный риск):

      - распределение и регламентация  обязанностей работников;

      - коллегиальность в принятии решений;

      - предоставление доверенностей на  совершение отдельных видов операций  определенному кругу должностных  лиц;

      - создание положений о подразделениях  банка с регламентацией их  задач и функций;

      - создание положений, других локальных  актов о совершении отдельных операций Банка.

  1. Правовой риск:

      - формирование базы типовых договоров  по всем основным банковским  операциям и услугам;

      - проведение Управлением правовой  и кадровой работы мониторинга  соответствия заключённых договоров  в отношении Банка, учредительных документов действующему законодательству;

      - регламентация порядка визирования  договоров, заключаемых Банком;

      - проведение Отделом аудита проверок  подразделений Банка на предмет  выполнения внутренних нормативно-правовых  документов и соответствия внутренней нормативной базы Банка действующему законодательству.

  1. Риск персонала:

     - тщательный отбор кадров при  приеме на работу;

     - индивидуальные контракты с сотрудниками  и организация комфортных условий труда;

     - закрепление функциональных обязанностей, сферы компетенции подразделений Банка в положениях об отделах, управлениях, департаменте, казначействе;

     - разделение функций сотрудников  подразделений Банка;

     - обучение работников Банка на  конференциях, семинарах, практикумах, проводимых Национальным (Центральным) банком, другими органами и учебными центрами Республики Беларусь и других государств;

     - проведение Советником по экономическим  вопросам, Главным бухгалтером, начальниками подразделений головного Банка зачетов работников структурных подразделений и филиалов Банка;

     - оказание начальниками структурных  подразделений головного Банка  консультационной помощи работникам  филиалов по соответствующим  направлениям деятельности, что определено положениями о подразделениях Банка и должностными инструкциями сотрудников;

     - внедрение порядка взаимозамещения  сотрудников подразделений Банка; 

     - аудит (регистрация и мониторинг) действий пользователей.

  1. Риск управления и неправильных управленческих решений:

      - распределение функций в процессе  управления и принятия управленческих решений между Общим собранием акционеров, Наблюдательным Советом, Правлением, Председателем Правления, Кредитным комитетом, Ресурсным комитетом, отдельными должностными лицами;

      - выделение подразделения и должностных  лиц, отвечающих за адекватность отчетности и управленческой информации, за организацию работы по данному направлению;

      - ежедневный мониторинг и периодическое  представление руководству Банка  информации о финансовом состоянии  Банка, заключенных сделках, полученных  финансовых результатах, состоянии различных сегментов рынка, поведении партнеров, контрагентов, клиентов, конкурентов;

      - внедрение системы внутреннего  контроля.

Информация о работе Проблемы оценки банковских рисков в современных условиях и пути их снижения (на примере ОАО «Белорусский индустриальный банк», филиал в