Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:53, шпаргалка
Работа содержит подробные ответы на билеты по "Культурологии".
1. Понятия (концепты). Они содержатся
главным образом в языке.
2. Отношения. Культуры не только выделяют те или иные части мира с помощью понятий, но также выявляют, как эти составные части связаны между собой - в пространстве и времени, по значению ( например, черное противоположно белому), на основе причинной обусловленности («пожалеть розгу - испортить ребенка»). В нашем языке имеются слова, обозначающие землю и солнце, и мы уверены, что земля вращается вокруг солнца. Но до Коперника люди верили, что дело обстоит наоборот. Культуры часто по-разному истолковывают взаимосвязи. Каждая культура формирует определенные представления о взаимосвязях между понятиями, относящимися к сфере реального мира и к сфере сверхъестественного.
3.
Ценности. Ценности - это общепринятые
убеждения относительно целей,
к которым человек должен
4.Правила. Эти элементы ( в том числе и нормы ) регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Например, наша законодательная система включает множество законов, запрещающих убивать, ранить других людей или угрожать им. Эти законы отражают, насколько высоко мы ценим жизнь и благосостояние личности. Точно так же у нас существуют десятки законов, запрещающих кражу со взломом, присвоение чужого имущества, порчу собственности и пр. В них отражено наше стремление к защите личной собственности. Ценности не только сами нуждаются в обосновании, но и, в свою очередь, сами могут служить обоснованием. Они обосновывают нормы или ожидания и стандарты, реализующиеся в ходе взаимодействия между людьми. Нормы могут представлять собой стандарты поведения. Философия стремится выразить мудрость в формах мысли. Она возникла как духовное преодоление мифа. В качестве мышления философия стремится к рациональному объяснению всего бытия. Наука имеет своей целью рациональную реконструкцию мира на основе постижения его существенных закономерностей. Она неразрывно связана с философией, которая выступает в качестве всеобщей методологии научного познания, а также позволяет осмыслить место и роль науки в культуре и человеческой жизни. Культура развивается в противоречивом единстве с цивилизацией. Творческий потенциал и гуманистические ценности культуры способны реализовываться лишь с помощью цивилизации, но однобокое развитие цивилизации способно привести к забвению высших идеалов культуры. Культура представляет собой многофункциональную систему. Главная функция феномена культуры - человеко-творческая, или гуманистическая. Все остальные так или иначе связаны с ней и даже вытекают из нее. Функцию трансляции социального опыта нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культуру по праву считают социальной памятью человечества. Она опредмечена в знаковых системах: устных преданиях, памятниках литературы и искусства, «языках» науки, философии, религии и других. Однако это не просто «склад» запасов социального опыта, а средство жесткого отбора и активной передачи лучших ее образцов. Отсюда всякое нарушение данной функции чревато для общества серьезными, подчас катастрофическими последствиями. Разрыв культурной преемственности приводит к аномии, обрекает новые поколения на потерю социальной памяти. - Познавательная функция связана со способностью культуры концентрировать социальный опыт множества поколений людей. Тем самым она приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире, создавая тем самым благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально на столько, насколько им используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Все типы общества существенно различаются прежде всего по этому признаку. - Регулятивная функция культуры связана прежде всего с определением различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативные системы, как мораль и право. - Семиотическая или знаковая функция, представляя собой определенную знаковую систему культуры, предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем невозможно овладеть достижениями культуры. Собственными знаковыми системами располагают и естественные науки. - Ценностная, или аксиологическая функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки. Развитию цивилизаций сопутствуют свои противоречия и проблемы, которые в конечном счете приводят цивилизации к неизбежному старению и гибели или к смене одних другими. В этом смысле нет абсолютно никаких оснований считать развитие земной цивилизации исключительной. Жизнь — это не столько форма существования материи, сколько одна из форм самоорганизации материи. Для образования биологических видов, в том числе и человека, не потребовались особые компоненты или вещества. Любое становление — это процесс самостоятельного творения. Можно утверждать, что наша цивилизация — не единственная и не уникальная в просторах Вселенной, а ее теперешняя стадия — это лишь мгновение в бесконечных изменениях. Цивилизацию можно определить как культурную общность наивысшего ранга (вещественное воплощение культуры), следующую ступень составляет уже то, что отличает род человеческий от других видов живых существ. Цивилизации определяются наличием общих черт объективного порядка, таких как язык, история, обычаи, институты, ¾ а также субъективной самоидентификацией людей. Культурная самоидентификация людей может меняться, и в результате меняется состав и границы той или иной цивилизации. Цивилизация может охватывать большую массу людей ¾ например, Китай: "Это цивилизация, которая выдает себя за страну" (Л.Пай). Цивилизация может включать в себя несколько наций-государств, как в случае с западной, латиноамериканской или арабской цивилизациями, либо одно-единственное ¾ как в случае с Японией. Цивилизации могут смешиваться, накладываться одна на другую, включать субцивилизации. Несмотря на все это, цивилизации представляют собой определенные целостности. Границы между ними редко бывают четкими, но они реальны. Цивилизации динамичны: у них бывает подъем и упадок, они распадаются и сливаются и исчезают, их затягивают пески времени. По мнению О.Шпенглера развитие народа есть развитие его культуры, основы их могут быть разнородны и даже противоположны. Каждая культура есть неповторимое, уникальное и замкнутое образование. Он рисует образы 8 существовавших на земле культур: египетской, вавилонской, индийской, китайской, греко-римской, византийско-арабской, западно-европейской и культуры майя. Во введении к "Закату Европы'' полагает, что из названных культур продолжает существование только западно-европейская, которая вступила в фазу завершения и упадка, заката. Европейская цивилизация стала ключевой частью современной культуры. На ней основана технология, система образования, взгляды на мир, на человечество, общество. Она определяет стиль жизни, который предлагается всему миру как образец.
Культура
– это все прекрасное, возвышенное.
Она характеризует человека, его
образ жизни. Термин «культура» происходит
от латинского слова culture, что в переводе
означает возделывание земли, уход. Этот
термин достаточно точно выражает сущность
понятия культуры, под которым философы
понимают все виды преобразовательной
деятельности общества и человека вместе
с ее результатами. Термин «культура»
в данном значении появился в Древнем
Риме. Со временем он обретает новый смысл
– «воспитание человека». Первоначальное
понятие культуры, существовавшее в древних
цивилизациях Китая (понятие «жень») и
Индии (понятие «дхарма»), означало, прежде
всего, целенаправленное воздействие
человека на окружающую его природу. Включало
оно также воспитание и обучение человека.
1. Коммуникативная. Воспринимая
информацию, заключенную в памятниках
материальной и духовной
Она выполняет свои функции
и влияет на социальную жизнь
через социализацию, создание и
введение ценностей, образцы
Типология культуры.
1) Материальная культура.
К ней относится только то,
что создано человеком, что
можно потрогать. Она создает
уровень жизни общества, характер
его материальных запросов и
возможности их удовлетворения.
Однако к этой культуре
2) Духовная культура. К
ней относятся различные идеи,
все, что связано с образом,
идейным содержанием. Духовная
культура определяет связи
Существуют виды культуры, которые нельзя однозначно отнести только к материальной или духовной области. Они представляют собой вертикальное сечение культуры. Это такие виды культур, как физическая, экономическая, политическая, экологическая, эстетическая.
3) Физическая культура. Благодаря
ей человек развивает свои
физические возможности. Она
4) Экономическую культуру
можно определить как комплекс
элементов и явлений культуры,
стереотипов экономического
5) Политическая культура
в качестве структурных
6) В качестве одной из
важнейших подсистем духовной
культуры выступает
Художественная культура начинается с искусства. Искусство – ядро художественной жизни и культуры, ее важнейший элемент, вокруг которого образуются другие слои и пласты художественной жизни. Развитие художественной культуры, как и культуры вообще, решающим образом зависит от культурной политики, проводимой государством, творческими организациями и другими субъектами, воздействующими на культурную жизнь. В составе художественной культуры исследователи выделяют:
создателей художественных ценностей (как профессиональных, так и самодеятельных);
систему художественного образования (училища, художественные вузы, консерватории и т.п.);
художественное производство, т.е. процесс создания художественных ценностей; художественная деятельность как таковая;
продукты художественного творчества – художественные произведения;
«потребителей» художественных произведений (читателей, зрителей, слушателей);
систему художественного образования и воспитания в средней и высшей школе, учреждениях, ведущих художественную пропаганду;
систему поощрения, стимулирования деятелей художественной культуры, творцов художественных ценностей (премии, конкурсы, присвоение званий).
Сравнение техногенного и мифологемного типов культуры
Ценности культуры |
Техногенный тип мышления |
Мифологемный тип мышления |
Ядро мировоззрения |
Цивилизация |
Духовная культура |
Отношение к природе |
Покорение |
Соответствие |
Экономические интересы |
Личное или коллективное благополучие, обладание |
Совершенствование образа жизни |
Мораль (внешние) регулятивы поведения |
Управление, подчинение |
Согласие, сотрудничество |
Нравственность (внутренние регулятивы поведения) |
Закон, норма |
Любовь, симпатия |
Знания (способы достижения истины) |
Рационализм, прагматизм, доказательство |
Интуитивизм, иррационализм, вера |
Стиль мышления |
Рассудок |
Разум |
Метод познания |
Анализ |
Синтез |
Логика изложения |
Дедукция |
Индукция |
Область творчества |
Технология деятельности (наука, техника, духовная практика) |
Символическое освоение мира (художественное, религиозно-мистическое) |
Характер деятельности |
Целеустремлённость, дифференциации, специализация |
Созерцательность, интеграция, универсализация |
Представление о культуре
формировалось в процессе развития
европейской теоретической
Первым ввел понятие
«культура» в новом
Эволюция культуры Дж. Вико
В конце XVII в. в
Италии был осуществлен первый
прорыв в разработке
му развитию человеческого общества. Итальянский гуманист Дж. Ви-ко (1668-1744) в трактате «Основания новой науки об общей природе наций» эволюцию культуры представляет по аналогии с теорией возрастов. Детство культуры он называет «божественным веком», юность - «веком героев», а зрелость – «человеческим веком». Человек начинает осознавать себя сначала как существо тварное, затем поднимается к мысли о своем героическом предназначении и, наконец, приходит к утверждению естественной природы своего происхождения.
Идею прогресса Дж.
Вико ограничивал рамками
В культурологической
концепции Дж. Вико переход к
демократии знаменует начало
нисхождения культуры. Век заката
оказывается наиболее
Концепция культуры французских просветителей.
В эпоху Просвещения
был совершен третий после
Возрождения и Реформации