Шпаргалка по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:53, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит подробные ответы на билеты по "Культурологии".

Работа содержит 1 файл

Ответы.docx

— 262.30 Кб (Скачать)
  1. Определение понятия культуры и подходы к ее изучению.

 

Уже в I в. до н.э. Цицерон применил понятие  «культура» к человеку, после чего культура стала пониматься как воспитание и образование человека, идеального гражданина. При этом признаками культурного  человека считались его добровольное самоограничение, подчинение правовым, религиозным, моральным и другим нормам. Понятие «культура» распространялось и на общество в целом, при этом имелся в виду такой порядок ве- шей, который противостоял естественному состоянию с его спонтанными действиями. Так сформировалось классическое понимание культуры как воспитания и образования человека, а термин «культура» стал использоваться для обозначения общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития человека и общества, выделения мира, созданного человеком, из мира природы.

Слово «культура» часто используется для  обозначения культуры разных народов  в определенные исторические эпохи, специфики способа существования  или образа жизни какого-то общества, группы людей или определенного  исторического периода, для характеристики образа жизни отдельных социальных групп или сфер деятельности. Так, на страницах учебников очень часто употребляются словосочетания «культура Древнего Египта», «культура эпохи Возрождения», «русская культура», «культура молодежи», «культура семьи», «деревенская культура», «городская культура», «культура труда», «культура отдыха» и т.д.

В обыденном сознании понятие «культура» в основном ассоциируется с произведениями литературы и искусства, театрами, музеями, архивами — всем тем, что находится  в ведении министерства культуры (или аналогичного учреждения) в  любой стране. Поэтому данным термином обозначают формы и продукты интеллектуальной и художественной деятельности, всю  область духовной культуры.

В повседневной жизни слово «культура» выражает одобрения, понимается как  наличие идеала или идеального состояния, с которым мы неявно сравниваем оцениваемые  факты или явления. Например, говорят  о высокой профессиональной культуре, культуре исполнения какой-то вещи. С  тех же позиций оценивается поведение  людей. Но когда оценивают человека как культурного или некультурного, имеют в виду воспитанных или  плохо воспитанных людей. Так  же иногда оценивают и целые общества, если они основаны на праве, порядке, мягкости нравов в противовес состоянию  варварства.

Именно  это привело к появлению множества  определений культуры, число которых  постоянно растет. Так, в 1952 г. американские культурологи А. Крёбер и К. Клакхон, систематизируя известные им определения культуры, насчитали 164 определения. В 1970-е гг. число определений достигло 300, в 1990-е гг. превысило 500. В настоящее время их насчитывается около 1000, что не удивительно, гак как культурой является все, созданное человеком, весь человеческий мир. Можно классифицировать существующие определения, выделив несколько важнейших групп.

Философский подход дает самую широкую панораму видения культуры, предполагая изучение фундаментальных оснований человеческого  бытия, глубин самосознания народа. Задача этого подхода — не просто дать описание или перечисление явлений  культуры, но проникнуть в их суть. Как  правило, сущность культуры видят в  сознательной человеческой деятельности но преобразованию окружающего мира и самих людей.

В рамках философского подхода сегодня  выделяются несколько позиций, выражающих различные оттенки и смысловые  значения понятия «культура». Во-первых, подчеркивается, что культура —  это «вторая природа», искусственный  мир, сознательно и целенаправленно  созданный человеком, причем посредником  между этими двумя мирами выступает  человеческая деятельность, которая  рассматривается предельно широко как технология и производство культуры, как производство не только материального  окружения, но и всего социального  бытия человека. Во-вторых, культура трактуется как способ развития и  саморазвития человека как родового существа, т.е. сознательного, творческого, самодеятельного. Безусловно, эти попытки  заслуживают внимания, но они подчеркивают лишь отдельные аспекты, сужая понятие  культуры.

Суть  антропологического подхода - в признании  самоценности культуры каждого народа, которая лежит в основе образа жизни и отдельного человека, и целых обществ. Иными словами, культура — это способ существования человечества через многочисленные локальные культуры. Этот предельно широкий подход ставит знак равенства между культурой и историей всею общества. Специфика антропологического подхода заключается в направленности исследования на целостное познание человека в контексте конкретной культуры.

В рамках антропологического подхода  предложено более всего определений  культуры. Можно предложить классификацию  этих определений, в основе которой  лежит анализ определений культуры, данный А. Крёбером и К. Клакхоном. Они разделили все определения культуры на шесть основных типов, а некоторые из них в свою очередь разделили на подгруппы.

Первая  группа — описательные определения, которые акцентируют внимание на предметном содержании культуры. Родоначальником  такого типа определений является Э. Тайлор, который утверждал, что культура представляет собой совокупность знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества.

Вторая  группа — исторические определения, выделяющие процессы социального наследования и традиции. Они подчеркивают, что  культура является продуктом истории  общества и развивается путем  передачи приобретенною опыта от поколения к поколению. Данные определения  исходят из представлений о стабильности и неизменности социального опыта, упуская из виду постоянное появление  новаций. Примером может служить  определение, данное лингвистом Э. Сепиром, для которого культура — это социально  унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений, составляющих ткань  нашей жизни.

Третья  группа — нормативные определения, утверждающие, что содержание культуры составляют нормы и правила, регламентирующие жизнь общества. Эти определения  можно разделить на две подгруппы:

определения культуры как образа жизни какой-то социальной группы, например для антрополога К. Уисслера культура есть образ жизни, которому следует община или племя;

ценностные  определения, обращающие внимание на идеалы и ценности общества, например для  социолога У. Томаса культура — это  материальные и социальные ценности любой группы людей (институты, обычаи, установки, поведенческие реакции).

Четвертая группа — психологические определения, делающие упор на связь культуры с  психологией поведения людей  и видящие в ней социально  обусловленные особенности человеческой психики. Эти определения можно  разделить на четыре подгруппы:

адаптивные  определения, подчеркивающие процесс  адаптации человека к окружающей среде, к его жизненным условиям, например для социологов У. Самнера и А. Келлерома культура — это совокупность приспособлений человека к его жизненным условиям, которое обеспечивается путем сочетания таких приемов, как варьирование, селекция и передача по наследству;

дидактические определения, обращающие внимание на процесс  научения человека, культура — это  то, чему он научился, а не унаследовал  генетически, например для антрополога Р. Бенедикт культура — это социологическое обозначение для наученного поведения, т.е. такого, которое не дано человеку от рождения, не предопределено вею зародышевых клетках, как у ос или социальных муравьев, а должно усваиваться каждым новым поколением заново путем обучения у взрослых людей;

определения культуры как форм привычного поведения, общих для группы. Таково определение  социолога К. Ян га;

собственно  психологические, точнее, психоаналитические определения. например для психоаналитика Г. Рохайма культура -это совокупность всех сублимаций, всех подстановок или результирующих реакций, короче, все в обществе, что подавляет импульсы или создает возможность их извращенной реализации.

Пятая группа-структурные определения  культуры, акцентирующие внимание на структурной организации культуры, например для антрополога Р. Линтона культура — это организованные повторяющиеся реакции членов общества; сочетание наученного поведения и поведенческих результатов, компоненты которых разделяются и передаются по наследству членами данного общества.

Шестая  группа — генетические определения, рассматривающие культуру с точки  зрения ее происхождения. Эти определения  разделяют на четыре подгруппы:

антропологические определения, исходящие из того, что  культура — это продукты человеческой деятельности, мир искусственных  вещей и явлений, противостоящий естественному миру природы, например для П. Сорокина культура — это  совокупность всего, что создано  или модифицировано сознательной или  бессознательной деятельностью  двух или более индивидов, взаимодействующих  друг с другом или воздействующих на поведение друг друга;

идеационные определения, сводящие культуру к совокупности и производству идей, других продуктов духовной жизни общества, которые накапливаются в социальной памяти, например для социолога Г. Беккера культура — это относительно постоянное нематериальное содержание, передаваемое в обществе посредством процессов обобществления;

определения, подчеркивающие символическую человеческую деятельность, когда культуру считают  либо системой знаков, используемых обществом (семиотические определения), либо совокупностью  символов (символические определения), либо множеством текстов, которые интерпретируются и осмысливаются людьми (герменевтические определения), например для культуролога Л. Уайта культура — это имя для особого класса феноменов, а именно: таких вещей и явлений, которые зависят от реализации умственной способности, специфичной для человеческого рода, которую мы называем символизацией;

отрицательные определения, представляющие культуру как нечто, происходящее из некультуры, например для философа и ученого В. Оствальда культура — это то, что отличает человека от животных.

В целом антропологический подход отличается конкретностью, ориентацией  на исследование «промежуточных» слоев  и уровней культуры, когда исследователь  пытается выделить конкретные формы  или единицы культуры, с помощью  которых человеческая жизнь разлагается  на рационально конструируемые элементы. В результате появилось понятие  о культурных чертах — неделимых  единицах культуры (материальные продукты, произведения искусства или образцы  поведения). Среди них выделяются как универсальные черты, присущие всем культурам (культурные универсалии), так и специфические, характерные  для одного или нескольких народов.

Культурные  универсалии выражают родовые начала в культу ре. Это — общие черты, характеристики или компоненты культуры, присущие всем странам и народам независимо от их географического и социально-экономического положения. Так, в 1965 г. Дж. Мердок выделил свыше 60 универсалий культуры, среди которых — изготовление орудий труда, институт брака, право собственности, религиозные обряды, спорт, украшение тела, совместный труд, танцы, образование, похоронные ритуалы, гостеприимство, игры, запреты кровосмешения, правила гигиены, язык и т.д. Можно предположить, что культурные универсалии базируются на соответствующих биологических потребностях, например беспомощность младенцев и необходимость ухода за ними и воспитания признаны в культурах всех типов.

Социологический подход понимает культуру как фактор образования и организации жизни  общества. Организующим началом считается  система ценностей каждого общества. Культурные ценности создаются самим  обществом, но они же затем и определяют развитие этого общества. Над человеком  начинает господствовать то, что создано  им самим. В социологии, как и в социальной или культурной антропологии, существуют и конкурируют друг с другом три взаимосвязанных подхода в изучении культуры:

предметный, изучающий содержание культуры как системы ценностей, норм и значений или смыслов, т.е. способов регуляции жизни в обществе;

функциональный, выявляющий способы удовлетворения человеческих потребностей или способы  развития сущностных сил человека в  процессе его сознательной деятельности;

институциональный, исследующий типические единицы или устойчивые формы организации совместной деятельности людей.

В рамках социологического подхода изучаются  структура, функции культуры, но анализируя внешние организующие факторы культуры, социологи мало внимания уделяют  внутреннему содержанию культурных феноменов.

Интегралистский подход к исследованию культуры формируется именно так и дополняется возможностями философского подхода. Во всех рассмотренных определениях есть рациональное зерно, каждое указывает на какие-то более или менее существенные черты культуры, но в то же время каждому определению присущи недостатки и принципиальная неполнота. Тем не менее можно выделить ряд важнейших характеристик культуры.

  1. Культура как предмет философского анализа. Культура и цивилизация. Понятие цивилизованности.

Слово «культура» происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали «культурным». Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от «некультурного» простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово «культура» все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием. Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве) , которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.   Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Культура создается, культуре обучаются. Поскольку она не приобретаемая биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры. Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. Культура   цемент здания общественной жизни. И не только потому, что она передается от одного человека к другому в процессе социализации и контактов с другими культурами, но также и потому, что формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе. По всей видимости, члены одной культурной группы в большей мере испытывают взаимопонимание, доверяют и сочувствуют друг другу, чем посторонним. Их общие чувства отражены в сленге и жаргоне, в любимых блюдах, моде и других аспектах культуры. Культура не только укрепляет солидарность между людьми, но и является причиной конфликтов внутри групп и между ними. Это можно проиллюстрировать на примере языка, главного элемента культуры. С одной стороны, возможность общения способствует сплочению членов социальной группы. Общий язык объединяет людей. С другой - общий язык исключает тех, кто не говорит на этом языке или говорит на нем несколько иначе. По мнению антропологов, культура состоит из четырех элементов:

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"