Шпаргалка по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 13:35, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 50 вопросов по дисциплине "Культорология".

Работа содержит 1 файл

Шпоры.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

№1 Предмет и задачи курса. Понятие "культура".

   Культура (возделывать,  обрабатывать) – это вторая природа,  созданная человеком. Историческое  понятие – в античности (776 до  н. э. - 476) понимали воспитанность,  противопоставляли варварству. Средневековье  (6-14в) – городской уклад жизни. Эпоха возрождения (14-16 в) – индивидуальное духовное развитие. Новое время (с 17в) – уровень развития духовных навыков отдельных народов. Новейшее время (19 в – н. д.) – способ специфического человеческого существования

   Культура – это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности представленных продуктов материального и духовного производства в системе соц норм и учреждений, в духовных ценностях в совокупности отношений человека к природе, другим людям и самому себе.

   Культурология – это  общая теория культуры, призванная  отображать и развивать основные  параметры культуры, выявить универсальные  св-ва всех явлений, создаваемых  культурой и сделать их объектом  спец исследования на базе  единых принципов в рамках особой области знаний.

   Задачи культурологи –  детальный анализ культуры во  всех ее модусах и проявлениях.  Модус – вид, метод, способ  – механизм, который формирует  культуру. Модус - труд, игра, обряд,  искусство. 

___________________________________________

№8 Культурный человек. Историческая модель культурного человека. Модель культурного человека Античности.

   Культура формирует  человеческую личность. Важнейшим  фактором выступает система чел.  ценностей.

   Культ. творит, взращивает, воспитывает и образовывает человека. Человек, воспитанный культурой, становится носителем ценностей, идеалов и приобретает способность культурно-творческой деятельности.

   Модель человека:

   Модель – мера, эталон, образец.

   Модель культурного  человека это определённый тип, локализованный во времени и пространстве и представляющий собой систему ценностей своей эпохи.

   Моделирование  даёт возможность более обстоятельно  исследовать культурные эпохи  и рассмотреть культурные феномены. Оно происходит на основе различных факторов:

А) моделирование на базе преобладающей деятельности;

Б) моделирование по мировым  религиям.

   Античность (7 в.  До н.э. – 5 в. Н.э.)

А) чел. Эллинской эпохи;

   Это человек  полиса (города), гражданин для которого  высшее благо город. Нравственность – проявление  сознания

Б) чел. Римской эпохи;

   Характерен патриотизм, мужество, стойкость, честность,  умеренность, достоинство.

В) чел. Эллинистической  эпохи.

   Эпоха средневековья  породила 3 модели:

Рыцарь,  монах,  крестьянин. Идеалом является Бог. Путь достижения идеала – путь страданий и испытаний.

___________________________________________

№12 Культурно-исторические типы. Динамика культурно-исторических типов

   Искусство –  это художественно-образное отражение действительности. Это форма культуры, связанная со способностью человека к эстетическому освоению окружающего мира и его воспроизведение.

   Основой искусства является  переживание человека.

   Главная задача искусства  – фиксировать состояние общества, моральную ситуацию, влиять на  духовную культуру и отражать ее в целом.

   Сущность искусства –  в глубинах бытия и фундаментальных  отношениях к жизни.

   В искусстве возможно  все: прошлое, настоящее, будущее.  Оно может быть реальное и  вымышленное, открывать бесконечные  возможности человека.

   Виды искусства:

   Искусство подразделяется  на выразительное (музыка, архитектура)  и изобразительное (графика, скульптура, живопись).

   Пространственные – возник  в определенный момент и занимает  определенное место (графика,  скульптура, живопись).

   Временные – произведения этих видов требуют последовательного воспроизведения (музыка и литература).

   Пространственно-временные  – кино, танец, театр, цирк и  др.

   Театр и кино - это синтетические  искусства.

   В живописи различают  жанры портрета, пейзажа, натюрморта, исторический, батальный и т.д. В литературе обнаружатся рассказ, повесть, роман, в инструментальной музыке – миниатюра, соната, симфония.

___________________________________________

 

 

 

 

 

 

№28 Китайско-конфуцианская традиция в культуре

   В XI в. до н.э. Возникли религиозно-философские течения конфуцианства и даосизма.      В

   III – VI вв. Китай был раздроблен. Значительно вырос авторитет даосизма и буддизма. Были построены буддийские храмы и монастыри.

   Наиболее авторитетным  учением в Китае вплоть до ХХ в. было конфуцианство. Его основателем  стал мудрец Кун Фу-цзы (Конфуций). Взгляды Конфуция наиболее  полно изложены в книге «Лунь-Юй».

   Конфуция занимала  моральная и политическая прблематика.  Суть его учения - пусть человек  знает свое место и делает то, что ему положено. Конфуций надеялся  достичь  такого идеального состояния общества с помощью воспитания благородных мужей. Эти аристократы духа  должны обладать 5 основными добродетелями: человеколюбием, долгом, нормами поведения, знанием, верностью.

   После смерти  основателя конфуцианство продолжало  развиваться. В нем усилились  культ предков; поклонение самому  Конфуцию.

___________________________________________

№27 Индо-буддийская традиция в культуре

   В середине III тыс. до н. э. на территории Индии возникла цивилизация.

   Среди религий,  возникших или распространившихся  в Индии, наибольшей известностью  пользуются индуизм и буддизм. 

   Все индуисты  признают:

- авторитет Вед, священных  текстов;

- существование безликого  и всеобъемлющего Абсолюта (Брахмана), а также его проявлений – многочисленных богов (Брахма. Вишну, Шива –Тримурти (Троица));

- тождество  Брахмана  и Атмана, индивидуальной души;

- идеи сансары и  кармы; сансара– бесконечная  цепь перерождений; карма – непрерывно накапливаемые последствия всех поступков живого существа, которые определяют  характер нового воплощения его души;

   Четыре основных  цели жизни человека: дхарму - достойное поведение, артху - материальное благополучие, каму - чувственное наслаждение и самую высшую – мокшу - освобождение от пут сансары и слияние с Брахманом. Последняя цель достижима трем путями: через исполнение религиозного закона и аскетизм, через познание своего единства с Брахманом, через преданную любовь к личностному божеству;

   Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама по прозвищу Будда (Просветленный).

   Подробное изложение  буддийского учения содержится  в Трипитаке - «Три корзины». Его  основу составили Четыре Благородные  Истины:

   1 вся жизнь есть страдание.

   2 причина страдания – наши желания и привязанности, сама жажда жизни.

   3 отказ от желаний, отрешенность позволяет человеку достичь конца страданий – нирваны.

   4 в нирвану ведет Благородный (Срединный, Восьмеричный) путь, который указывает Будда.

   В буддизме  нет представления о Боге-Творце, и изначально не было учения о бессмертии души.   Два самых известных течения – учение древних (малая колесница) и махаяна (большая колесница). Первое течение утверждает, что нирвана достижима лишь ревностными монахами. Второе рассматривает Будду Гаутаму как божественное существо, достойное поклонения, и учит, что переход от сансары к нирване вполне доступен  для мирян.

____________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№33 Петровские реформы в культуре России XYIII века

   В начале XVIII в. русская история сделала крутой поворот, связанный с реформами Петра I

   Этот царь  перенес  столицу России из Москвы в  Петербург и объявил себя императором.  Восхищаясь западным образом  жизни, он энергично внедрял  его в своей стране, прежде всего среди дворянства. С его подачи русские – народ с достаточно древней и сложной культурой – были поставлены в положение чуть ли не дикарей, которым надо приобщиться подлинной цивилизации. Это стало серьезным испытанием для национального самолюбия.

   В этот период  было преклонение перед всем  иностранным.

   Правилом хорошего  тона у «господ» стало общение  на французском, немецком, английском  языках с целью подчеркнуть  свой европейский лоск и свое  благородство. 

   в 1725 г. в  России была основана Академия наук, и ее поначалу заполнили одни иностранцы.

   Если наука  в XVIII в. делала в России первые шаги, то русское искусство уже поднималось на уровень высокого мастерства. Тяжелее всего приходилось литературе, ибо ее буквально захлестнул поток иностранных слов и целых выражений. Литераторы: Державин, Фонвизин, Карамзин

   Изобразительное  искусство и архитектура России  оказались под западным влиянием.

   Авторитет Православной  Церкви в обществе, ее влияние  на культурную жизнь резко  снизились. Петр I отменил в Церкви патриаршество и фактически превратил духовенство. Зависимость Церкви от государства лишало ее нравственной силы.

___________________________________________

№37 "Золотой век" русской культуры

   XIX в. – «золотой век» русской культуры. Многие ее достижения и представители получили известность и признание далеко за пределами Российской империи: математик Лобачевский; химик Менделеев; изобретатель радио Попов; композиторы, Глинка, Чайковский, Левитан; литераторы А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, Ф. Достоевский, Л. Толстой, А, Чехов.

   Что касается  литературы, то она была в XIX в. наиболее успешно развивающимся и видом русского искусства.

   В России XIX в. расширился не только круг творцов, но и их аудитория, которая раньше концентрировалась вокруг императорского двора.

   Наряду с дворянством  в состав «образованного общества»  вошла интеллигенция.

   Самым ярким  временем этого периода, безусловно, было  время царствования Александра I (первая четверть XIX в.), при котором проводились определенные либеральные реформы», русская армия разбила наполеоновских захватчиков и победоносно вступила в Париж.

   За время, прошедшее  с Петровских реформ, выросли  поколения людей, для которых  привычными являлись западные  представления о чести и достоинстве, о правах гражданина. Многие хотели окончательного сближения с Западом и были готовы поддержать любые реформы.

____________________________________________

№36. XIX в. в русской культуре

   19 век явился  временем окончательного формирования  русской национальной культуры. Начатые Петром 1 преобразования также продолжались. Россия все больше втягивалась в новое время. Наиболее глубокие ч впечатляющие изменения происходили в духовной культуре. 19 столетие стало временем невиданного взлета и расцвета. Достоевскому и Толстому. главными и наиболее важными событиями н явлениями, определявшими развитие русской культуры 19 века, были Отечественная война 1812 года, восстание декабристов 1825 года, крепостничество и реформа по его отмене. Происходили значительные успехи в деде развития образования. Лобачевский. Менделеев, Склифосовский, Карамзин. 19 век стал временем становления русской философии как самостоятельной науки: Чаадаев, Киреевский, Герцен, Чернышевский, Соловьев. Наиболее благоприятным и плодотворным 19 век оказался для худ. культуры, которая переживала невиданный подхем и расцвег и стала классической. Основными направлениями русского искусства были сентиментализм, романтизм и реализм. Главная роль принадлежала литературе. расцвет переживает музыка. "Могучая кучка" - Мусоргский. Римский-Корсаков.

_______________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№18 Постмодернизм в культуре XX века

   Постмодернизм  (60-е гг.) - выр-ние мрз, переход  к нов витку в разв к-ры.  размыв границ, рамок м/у к-ными  ф-мамн. П. произв эклектич. интеграция всех видов иск-ва. Это возврат, к синкретизму, но на > выс. мрз-ком ур-не П.—>к простоте и ясности, совмещ культ, эпох. Мир отраж поверхностно, т.к. счит., что мир нужно не поним., а принимать. В П. закон, опр-щий отнош. чел-а к миру - это закон иерархии допустимого.

   П. подверг влиянию  новейш информац технологий, ф-ским  умонастроениям и умозакл-, произошедш. в р-те бурного разв электроники.  Принципы построения:

1. игровой:герой н автор произвел, явл. двойниками

2. диалогнзм: герой надел сп-стью стронть свою жизнь по эстет законам. Нет границы м/у автором и героем.

________________________________________

№2 Структура культуры.

   Под структурой понимается строение культуры, включающее субстанционные элементы, которые опредмечиваются в ценностях и нормах культуры и функциональные элементы, характеризующие различные стороны и аспекты. Включает: систему образования, науку, искусство, литературу, мифологию, политику, религию и др.

   Выделяют объект  и субъект культуры.

   Субъект культуры – социальная общность или конкретный индивид, реализующий культурное начало.

   Объект культуры  – это то, что противоречит субъекту в его познавательной и практической деятельности. Также это элемент бытия, являющийся сферой реализации практической деятельности субъекта культуры.

____________________________________________    

№7 Цивилизация как социокультурное образование. Типы цивилизации

   Цивилизация –  это синоним культ. Уровень,  ступень общественного развития  материальной и духовной культ. Ступень общественной жизни следующая за варварством. Это закат, упадок, гибель культ. Это категория противопостовляемая понятию примитивная народная культура. Включает народные типы которым присуща культурная гетерагенность и её соответствующая сложная социальная структура. В структуре в налии функциональная, диффиринциация супкультур и иррархически упорядоченная и соответствующая целостная культурная система.

   Структура цивилизации.  Города, государства, классы, письменность.

   Предпосылки возникновения цивилизации.

1.познавательная деятельность  человека.

2.освоение окружающей  действительности.

3.освоение орудий труда  и их совершенствование технологического  производства.

4.совершенствование социальных  отношений.

   Типы цивилизации:

   Традиционная цивилизация.

Традиционная цивилизация - общество, для которого характерны:

- высокая степень зависимости  от природных условий бытия;  а также 

- жесткая связь индивида  со своей социальной группой.

   Формирование  индустриального общества связано  с распространением крупного машинного производства, урбанизацией, утверждением рыночной экономики и возникновением социальных групп предпринимателей и наемных работников, становлением демократии, гражданского общества и правового государства.

   Ведущую роль в постиндустриальном обществе приобретают сфера услуг, наука и образование, корпорации уступают главное место университетам, а бизнесмены — ученым и профессиональным специалистам.

____________________________________________

№17 Масса и элита. Массовая и элитарная культура.

   Элита - высший  слой (или слои) социальной структуры  общества, осуществляющий важные  и культурные функции. 

   Масса – это  набор индивидов, не отличающихся  ничем особенным. Масса – это  средние люди.

   Элитарная культура  создаются профессиональными творцами, предъявляющими к себе строгие требования. Элитарная культура ориентируется на избранное меньшинство, на узкий круг ценителей. Это может быть привилегированное сословие, политически и финансово влиятельная верхушка общества. Но в качестве адресата элитарной культуры часто выступает и люди без денег  и титулов, но с претензией на особую утонченность, эрудированность, нестандартность мышления.

   Массовая культура  – авторская и профессиональная, она не так сильно, как народная, связана с национальными традициями. Это культура «для всех», для некоей неопределенной человеческой массы.  Ее называют также коммерческой, ведь она стремится быть, прежде всего, прибыльной и фактически стала частью рыночной экономики. Поскольку она  зачастую готова потакать самым невзыскательным вкусам и примитивным запросам.

   Маргинальная  культура — совокупность локальных  К. (субкультур), базисные принципы  которых оцениваются с точки  зрения господствующего культурного  канона как чуждые или враждебные.

   Китч - дешевка, безвкусная массовая продукция, рассчитанная на внешний эффект. В художественной промышленности 2-й пол. 19 — нач. 20 вв. китч распространился как промышленная имитация уникальных изделий.

____________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

№25 Культура Древнего Востока.

   Понятие «Древний  Восток» - охватывает цивилизации  складывающиеся с 4-5 тысячелетий  до н.э. и существующие на  огромной территории от Египта  до Китая. Это Древняя Индия  - середине III тыс. до н. э., Древний Китай - II тыс. до н.э., Древний Египет - IV тыс. до н.э., Месопотамия (Междуречье) - IV-I тыс. до н.э.Религия играла главную роль в восточном обществе.  В религиях Востока на 2 план отходят первобытные верования и культы, на 1 план выходит религиозный культ могущественных богов. Сохраняются черты ранних религиозных представлений (магия, фетинизм). Главная черта религии Востока – политеиз (многобожие). Развитие хозяйства приводит к возникновению письменности и науки. Письменность первоначально служила чисто хозяйственным нуждам, но со временем проникла в политико-администр. деятельность и религию.   

   Появляется особое  сословие – писцы, появляются  школы из писцов происходят  первые литераторы. Возникает математика, астрономия, медицина.

   Неотделимость  худ. сознания от сознания религиозного и от сознания «производственного». Ни одно произведений искусств не создавалось в отрыве от религиозного культа.

____________________________________________

№4 Арабо-мусульманская традиция в культуре. Ислам

   В VII в. на Аравийском полуострове возникла новая религия – ислам. Ее проповедовал житель города Мекки Мухаммед (род в 570 г.).

   Среди особенностей  – слабое развитие изобразительного  искусства. Ислам категорически  запрещает изображать Бога, а  также использовать изображения  людей и животных, скульптура отсутствовала вовсе.

   В преимущественном  положении находились декоративное  искусство и каллиграфия.   

   Мечеть – культовое  здание, предназначенное для коллективной  молитвы мусульман. Важным признаком  мечети является наличие минарета  – высокой башни, с которой специальный служитель возглашает призыв верующих на молитву. Внутри мечети должна присутствовать стрельчатая арка, указывающая в сторону Мекки. При мечетях сооружаются бассейны и фонтаны для омовения, предшествующего молитве. Соборные мечети могут иметь библиотеки, усыпальницы, учебные заведения и служебные помещения.

   Высочайшего развития  в мусульманском мире достигла  литература, особенно поэзия: ода,  лирический стих (газель), четверостишие,  эпическая поэма. 

   Ныне ислам  – вторая по числу приверженцев.

   Священным Писанием  ислама является Коран, составленный  после смерти Мухаммеда на  основе записей, сделанных при  его жизни. Вторым  вероучением считается Сунна, собрание хадисов – рассказов из жизни Мухаммеда и его изречений.

  В исламе есть идея о предопределенности Богом всего происходящего в мире. 

   Свод многочисленных  правил, которые должны соблюдать  мусульмане, называется шариатом. Пять столпов ислама.

1 – свидетельство веры

2 – ежедневная пятикратная молитва.

3 – пост, продолжающийся весь рамадан.

4 – милостыня, раз в год в пользу бедных единоверцев.

5 – паломничество в Мекку.

   Иногда шестым  столпом ислама называю джихад - священную войну за торжество  ислама.

   Большое значение  для истории и культуры мусульманского мира имел суфизм – стремление достичь близости с Богом, растворить в Нем свою личность. Делают они это через отказ от «мирских благ», строгий контроль над своими мыслями и чувствами.

____________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№38 «Серебряный век» русской культуры

   Конец XIX – начало ХХ в., приблизительно время царствования последнего русского императора Николая II, принято называть «серебряным веком» русской культуры.

   Она продолжала  блистать шедеврами и талантами:  писатели М. Горький и Бунин. В России, как и на Западе, зарождается модернистское искусство, появляются такие его течения, как символизм, акмеизм, футуризм, абстракционизм и т.д. Среди части интеллигенции стал популярен марксизм. В область высокой культуры прорвались порнография. На «национальных окраинах» Российской империи, в т. ч. в Беларуси, усиливались протесты против русификаторской политики властей.

   Огромное значение  для формирования “Мира искусств”  имела личность С. Дягилева. Благодаря  его деятельности русское искусство получает широкое международное признание. Под редакцией Дягилева издавался журнал “Мир искусства”.

№24 Человек - субъект и объект культуры

   Субъект и объект культуры (лат. subjectus- находящийся в основе. objectum — предмет) — понятия, фиксирующие исходные основания человеческой деятельности, связанные с процессами опредмечивания и распредмечивания объективной реальности. Субъект — носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или соц. группа), источник активности, направленной на объект. Субъект культуры в культурологич. понимании — какая-л. социальная общность или конкретный индивид, реализующий в системе предметно-практической деятельности культуро-созидающее начало, потребление и духовное освоение объектов культуры, воспроизводство себя как человека определенной ист. эпохи. Объект — философ, категория, выражающая то, что противоречит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. В культурологич. понимании объект культуры — элемент, фрагмент бытия культуры, являющийся сферой реализации активности и ист. результатом процесса предметно-практической деятельности субъект культуры

____________________________________________

№32 Культура Московской Руси

   В XIII эта территория сильно пострадала от татаро-монгольского нашествия. В то время было создано «Слово о погибели Русской земли», «Житие Александра Невского», …  

   Идеалом русского  народа остается воля. Россия  того времени отличалось строгой  централизацией и дисциплиной. 

   В начале  XIV в. русские митрополиты перенесли свою кафедру в Москву. В 1448 г. Русская Церковь объявила себя независимой от Константинополя, а в 1589 г. был избран первый Патриарх Московский и всея Руси. Церковь объявила Москву Третьим Римом – новой и последней столицей христианского мира

   В этот период  православие превратилось в одну  из основных доминант культурного  развития и важный элемент  национального самосознания русских.  Строется большое количество  храмов. Лучшие художники Московской  Руси – это иконописцы Андрей  Рублев, Феофан Грек, Дионисий. Среди самых известных построек – Успенский, Благовещенский, Архангельский соборы, Покровский собор.

   Культурные связи  с европейскими странами были  серьёзно осложнены из-за религиозной  розни православных и католиков.  На службу были приглашены иностранные специалисты с целью не отстать от запада.  В середине 1687 г. в России появилась первая высшая школа в Москве.

   В XVII в. в России совершился церковный раскола. Всё более «живоподобной» становится иконопись, появляются придворный и школьный театр.

____________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№43  Мировоззренческие основания искусства модернизма

   (от фр  -  современным) - понятие, обозначающее течения худо-жественной практики, сложившиеся в первые десятилетия 20 в (кубизм,        экспресс-сионизм, футуризм. абстракционизм, сюрреализм. конструктивизм, поп-арт и др.)  и развивающиеся вплоть до 2 мировой воины Рождешние модернизма обозначило  развитие художественного сознания, глобальный разрыв с предшествующими тенденциями искусства. Это не    обернулось,    однако,     появлением    нового выразительности. ведущих к созданию устойчивых и общезначимых художественных форм. Напротив, культура модернизма явила многообразие мозаичных, не укладывающихся в единую формулу художественных поисков. Принципиальная специфика художественных процессов модернизма состояла в том, что разнородные художественные течения развивались в его рамках не последовательно, а параллельно, и при этом воспринимались как равноправные.

   Узел проблем,  с особой силой потрясших традиционные  устои культуры н искусства  нач. 20 в и породивших искусство  модернизма, можно определить как  кризис веры в рациональное  устройство мира. Новая картина  мира  не вооружила, а разоружила  человека, резко усилив в его представлении долю нерациональных факторов, правящих миром и лежащих в основе существующего.  Точно прорисованные персонажи о традиции старого романа были уже не способны вобрать в себя реальность. Психологический элемент, подобно живописному, незаметно освобождался от предмета, с которым был нераздельно слит, и стремился в искусстве модернизма к самодостаточности, к тому, чтобы обойтись, насколько это возможно, без опоры на внешнюю предметность. 

   Художественная  практика модернизма породила идеи о «необязательности пребывания искусства в рабстве у действительности», о возможности художественного творчества генерировать смыслы внутри своего языка. извлекая их из интонации, тембра, света, цвета, красок, линий, движений, ритмов, контрастов . Новая позиция художника была порождена потребностью не мистифицировать публику, а найти замену набившим оскомину приемам искусства, не адекватным духу времени и новому чувству жизни. Доминантой нового искусства стало выступать нечто расплывчатое и неуловимое. Это уже не очерченные персонажи, а некие иллюзии, фантомы, модальности. Многомерная новая художественная оптика отказалась от помощи узнаваемых и давно адаптированных образов.

   Вторжение неклассических  форм в изобразительное искусство  музыку. литературу первоначально воспринималось как однозначный признак смерти искусства, как разрушение чего- то очень важною, что еще сохраняла в себе художественная практика кон. 19 в. Безусловно, модернизму был присущ пафос отрицания предшествующего искусства. Однако одновременно он был также созидательной работой, своего рода "культурной ретортой». Энергия не наследующих формы классического искусства, была направлена на выработку адекватного художественного облика эпохи. предопределяла бросок в будущее Модернизм строит свою художественную символику, не обращаясь прямо к реальности,а мобилизуя внутрихудожественные ресурсы. Эти усилия потребовали колоссальной работы, приведшей в итоге к установлению новых отношений человека и мира. С одной стороны, модернизм ощущал бесконечность н невыразимость современной реальности, невозможность обьять ее уже имеющимися поэтическими формулами. С другой - его усилия были ознаменованы значительным        обогащением лексическо- выразительных средств «говорящего» языка искусства. стремлением превзойти язык эпохи в непреложных и емких формах художественной речи. 

№3 Формы культуры: язык, искусство, философия, наука, религия, миф

   Язык культуры  – это универсальная форма  осмысления реальности в которую  в которую организуется все  возникающие или существующие представления, восприятия, образы и другие смысловые конструкции.

   Искусство –  это сфера духовно-практической  деятельности людей, направленная  на духовное постижение и освоение  мира.

   Наука – это  область, связанная со специализированной деятельностью по созданию системы знания о природе, обществе и человеке.

   Религия – это  форма существования человека, предполагающая наличие определенного мировоззрения и мироощущения, центрирование на вере в непостижимое божество.

   Миф (предание, сказание) – первая форма рационального постижения мира, его образно- символического воспроизведения и объяснения со временем вырабатывающее предписание.    

____________________________________________

№9 Модель культурного человека эпохи Возрождения. Модель культурного человека

   Эпоха возрождения.

   Гуманист, индивидуалист  и корпоративная личность.

   Человек – существо  творческое, которое может вернуть  богоподобие.

   Всестороннее  образование, овладение науками.

   Новое время.  Формируется новый тип личности, общество ориентируется на всеобщий прогресс, всестороннее образование. Новый тип личности порождает новые ценности (мобилизация творческой инициативы, автономность, ответственность, личная свобода). Появляется новый культ – культ машин.

   Новейшее время. Появление новых идеалов (свобода, равенство, братство). Новый человек 19 века это специалист, новатор, изобретатель, учёный. 20 век это век небывалого взлёта науки и техники. Появление новых технологий. 20 век освободил для человека массу свободного времени. Массовая развлекательная культура поглотила свободное время и сформировало чувство агрессии скептизма, цинизма. Культура стала дидактическим набором правил и норм. Обучение становится формолизованным.

   21 век – гигантские  успехи в развитии науки и техники привели к формированию нового технологического типа – человек микросхема. Для него характерна гиперрациональность.

____________________________________________

№44 Религия как форма культуры. Ранние формы религии

   Религия – это коллективная система взглядов и поведения, основанная на почитании священной реальности, с которой люди стремятся установить и поддерживать связь.

   Часто религию  и веру отождествляют.

   Вера – это  признание чего-либо истинным  с такой решимостью, которая превосходит силу внешних фактических и формально-логических доказательств.     

   Анимизм (лат. anima – душа) – это вера в существование духов, а также душ – у людей, животных, растений.

   Фетишизм (волшебный,  чудодейственный) – вера в  то,  что некоторые предметы, фетиши (или, по другому – амулеты, талисманы), могут  наделить своих хозяев и поклонников  чрезвычайным могуществом, исключительной удачей.

   Тотемизм (на языке  индейцев оджибве – род его)  – вера в наличие родственной  связи между  тем или иным  человеческим коллективом и тем или иным животным, растением, даже  феноменом неживой природы. Животное, избранное в качестве тотема, полагалось родоначальником данной группы людей.

   Магия (гр. –  колдовство) – вера  в способность  людей овладеть таинственными   сверхчеловеческими силами и соответствующие этой вере процедуры.

____________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№41 Крещение Руси как явление культуры

   Князь Владимир Святославич, вошел в историю как Креститель Руси. Это совершилось, как обычно считается, в 988 г.

Он выбрал православие, а не католичество т.к.:

- у восточных славян  сложились тесные связи с православной  Византией

- в отличие от западной (Католической) Церкви, которая осуществляла  богослужение на латыни, Церковь  восточная (Православная) была готова говорить о Боге на понятном языке.

- Православная Церковь  не имела таких политических  амбиций, как Католическая.

   После крещения  Руси было широко распространено  двоеверие. Люди, считающиеся христианами,  сохранили некоторые языческие верования и обычаи.

   Крещение Руси открыло путь для ее культурной интеграции с остальной Европой.

   Из Византии на Русь пришли приемы и формы каменного зодчества (церковного и светского). Способ кладки древнейших киевских и новгородских храмов. Названия строительных материалов.

   Византийцы обучили русских мастеров технике резьбы по камню, мозаике, фресковой живописи, книжной миниатюре. Крестившаяся Русь получила от Византии иконопись.

   На Русь из Византии перекочевал большой массив переводной литературы. Это были преимущественно тексты религиозного содержания

   Самый известный христианский автор Древней Руси – Кирилл Туровский.

____________________________________________  

№29 Античность - колыбель европейской культуры

   Античность –  это объединенное название культур  Древней Греции (Эллады) и Древнего  Рима.

   В истории древнегреческой  культуры обычно выделяют следующие  этапы (периоды):

   1) крито-микенский  (III –II тыс. до н.э.)

   2) гомеровский  (XI – IX вв. до н.э.)

   3) архаический  (VIII – VI вв. до н.э.)

   4) классический (V – IV вв. до н.э.)

   5) эллинистический  (IV – I  вв. до н.э.)

   Грецию называют  родиной философии, европейского  театра, демократии западного типа, Олимпийских игр. В Греции берет  начало ордерная архитектура. Здесь возникли эпос, поэма, трагедия, комедия, идиллия, эпиграмма, басня и т.д. Философы Сократ, Платон, Аристотель; поэты Гомер,; математик Евклид;; историк Геродот; изобретатель Архимед…

   Существовало  несколько сотен полисов, городов-государств, в управлении которых так или иначе участвовали все граждане.

   В Греции сформировалось  рабство.

   Важнейшей особенностью  древнегреческой культуры являлся  повышенный интерес к человеку. Но все-таки человек находился  не в центре мироздания, а в центре внимания самих эллинов. Отсюда – знаменитый философский тезис: «Человек – мера всех вещей».

   Рим появился  в 8 веке до н.э. и встал  на путь завоеваний. С 30 г. до  н.э., т.е. с момента присоединения  к Риму эллинистического Египта  считается римской античной культуры. Для него характерны:

- расширение пространственных  границ античного;

- взаимовлияние и слияние  различных культур, прежде всего  римской и греческой;

- ситуация религиозного  синкретизма (европейцы начинают  поклоняться восточным богам:);

- нарастание культурного кризиса (проституция, гомосексуализм, педофилия; вульгарные и жестокие проявления массовой культуры: порнография, гладиаторские игры).

   К числу наиболее  успешно развивавшихся аспектов  древнеримской культуры относятся  архитектура, скульптура и политико-правовая мысль. Римляне изобрели бетон. Они впервые стали строить «типовые» города, подчиненные единому плану и весьма удобные для жизни – с водопроводами и канализацией, мощеными дорогами и мостами, библиотеками и цирками, общественными банями (термами) и туалетами.

   Память о Римской  империи стала важным элементом  самосознания европейской цивилизации.

____________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№46 Христианство и его роль в развитии европейской культуры

   Христианство сыграло большую роль в развитии и становлении европейской культуры. Корни богатой культурой Европы — в философии, скульптуре, архитектуре и театре античности, в научных подвигах Коперника и Галилея, т. е. во всем том, что на протяжении тысячелетий противостояло христианству, боролось с ним. Христианство оказало большое влияние на образ мышления и систему ценностей европейцев, то есть на духовную культуру. Христианская религия выступает как мировоззренческая опора сознания, выражение запроса на святую, чистую жизнь, возникающего у человека.

   Библия, библейские  образы и сюжеты на протяжении  веков доминировали в живописи  и скульптуре. Европейское зодчество  создало церковную архитектуру,  которая была призвана прославлять  величие бога и церкви. Музыка  и церковный хор в католическом храме оказали свое влияние на музыкальную культуру народов. Библейские афоризмы, образы, сюжеты формировали систему жизненных восприятий, оценок, нравственных понятий. Важнейшие догматы и постулаты церкви о послушании, терпении, воздаянии на том свете формировали в народах представление о порядке и терпении. Нормы быта и морали, представления и ассоциации, традиции культуры и произведения литературы — все это формировалось под сильным воздействием христианской церкви.

____________________________________________

№31 Культура Киевской Руси

   В Х — XI вв. складывается былинный эпос, связанный  со становлением Киевского государства,  защитой его от врагов. В Х  в. на Русь проникает письменность  — кириллица, созданная византийскими  миссионерами Кириллом и Мефодием.

   Принятие христианства  дало мощный толчок развитию  культуры. XI в. — время рождения  древнерусской литературы. Древнейшее  из известных произведений "Слово  о законе и благодати" (ок. сер. XI в.). Оно содержит рассказ о  том, как слово Божие распространялось в мире, как оно достигло Руси и утвердилось в ней. Большую роль в древней литературе играли жития святых. Важнейшую роль в русской литературе играло летописание. Самым значительным памятником является "Повесть временных лет", составленная ок. 1113 г. монахом Нестором.

   С принятием  христианства получает развитие  каменная, прежде всего церковная,  архитектура. Из Византии в  качестве образца был заимствован  крестово-купольный тип храма  (четыре свода, сгруппированные  в центре храма, в плане давали крестообразную структуру). Самый грандиозный архитектурный памятник Киевской Руси —Софийский собор в Киеве. Постепенно русская архитектура получает все большее многообразие форм. Создается множество церквей, которые обладают красотой и величественностью. Декор становится более ярким. Церкви украшаются резьбой. Также развивалась монументальная живопись, появилась мозаика и фреска.

____________________________________________

№48 Массовая культура: предпосылки и социальные функции

   М.К. появилась в Америке в конце 14-нач 20 в.  МК- культура повседневной жизни создаваемая в больших количествах для массового потребления. социально-эк. Предпосылки: 1) выход народных масс на историч. Арену. 2) всеобщая массовизацня жизни, ее стандартизация. 3) коммерциализация всех сфер культуры 4) развитие СМИ как культурной организации, связанной с капиталом.

   Функции МК: 1) Служит  массовому потреблению, 2) формирует  средний класс, 3) МК мифологезирует  сознание человека в 20в. 4)мистифшшрует  реальную жизнь 5) МК создает искусств Имиджи 6) МК порождает идолопоклонство (Шварц) 7) МК создает стереотипы мышления и поведения 8) МК стимулирует потребительское сознание 9) МК        манипулирует        чел Психикой 10) МК формирует пассивное некритическое восприятие этой культуры. 11) МК имеет иллюзорно- компенсаторную ф-ию 12) МК дает упрошенные версии жизни в соответствующих жанрах. 

№6 Ценности  в мире культуры

   Ценности –  это социально одобряемые и  разделяемые большинством людей  представления о том, что такое добро, справедливость, любовь и др. Ценности не изменяются на определенном историческом этапе и не подвергаются сомнению. Они служат эталоном и идеалом для всех людей.

   Ценностные ориентации  существуют с целью выбора, согласия  с теми или иными ценностями. Служат для описания индивидуальных отношений или выбору конкретных ценностей в качестве норм поведения.

   Ценности служат  обществу. Ценности имеют общие  основания с нормами. Норма  – правило поведения. Нормы – это некие образцы, шаблоны, которые предписывают то, что люди должны говорить, думать, делать в конкретной ситуации. Культурные нормы выступают в роли разрешения или запрета.

   Предписание –  это запрет или разрешение что либо делать, обращенный к индивиду или группе и выраженный в любой форме.

   Ценности могут вступать в конфликт друг с другом в конфликт, хотя одинаково признаются в качестве неотъемлемых норм поведения.

   Ценности определяются  и устанавливаются обществом.  

____________________________________________

№11 Культурно-исторические типы. Динамика культурно-исторических типов

   Тип – это  модель культуры, которая закладывается  в основу сопоставления различных  культур.

   Культурно-исторический  тип – это замкнутое образование  вмещающее в себе культурно-историческую  общность людей, объединенных одним культурным самосознанием, мировоззрением и проживающих на определенной территории.

   Динамика культуры  – это движение, развитие, рост. 

1. под динамикой понимают  изменение внутри культуры и  изменение о взаимодействии с  др. культурами.

2. раздел теории культуры в рамках которого изучаются процессы изменчивости культуры, их направленность, сила выраженности, обусловленности, а так же процесс адаптации культуры к новым условиям.

   К  динамики  культуры относят механизмы и  процессы, описывающие трансформацию культуры и её изменение. Динамику разделяют по месту и длительности: крупномасштабная, микромасштабная, быстропроходящая.

____________________________________________

№45 Миф и мифологизированное сознание. Первобытная мифология

   Сознание первобытных людей было насквозь  мифологичным.

   Миф (гр. mythos – сказание, предание)  есть способ описания, объяснения  и усвоения мира людьми при помощи наглядно-чувственных образов, которые воспринимаются в качестве реальных явлений. Миф считает себя не отражением действительности, а самой действительностью. Он претендует на предельно серьезное, искренне верующее к себе отношение, в чем сходится с религией.

   В эпоху первобытности  миф выполнял весьма важные  функции.

- миф  выстраивал  целостную картину мироздания, восполняя недостаток человеческих знаний  фантастикой и мистическим воодушевлением. Это придавало людям уверенность.

- миф упорядочивал  жизнь, выявляя смысл, оправдывая  существование многочисленных обрядов  и других норм человеческого  поведения.

- миф способствовал  сплочению коллектива, его принимающего.

- миф связывал поколения,  обеспечивал сохранение и передачу  опыта предков 

____________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№26 Культура Египта - мифологизированная практика

   Цивилизация Древнего  Египта появилась в IV тыс. до н.э. Около 3000 г. до н. э.  образовалось  единое государство во главе с фараоном.

   Сами египтяне  связывали ее возникновение с  деятельностью богов, которые  создали города и государственность, искусства и ремесла, иероглифическую письменность и счет. Жизнь людей  боги подчинили  Маат – высшей истине.

   Египтяне поклонялись   множеству богов, большинство  из которых являлись  персонификацией природных явлений. Наибольшей популярностью обычно пользовался бог Солнца - Ра, Амон. В мифах древних египтян солнечное божество выступает первобогом, который творит остальных богов и весь мир.

   Тот - бог мудрости, богиня неба Хатор. Едва ли  не каждое животное рассматривалось  ими как воплощение  того или  иного бога.

   Важное место  в египетской религии занимал   погребальный культ. Магические формулы и ритуалы, составившие «Книгу мертвых», призваны были гарантировать людям  посмертное благополучие независимо от их реальной  добродетельности.

   Пирамиды –  грандиозные сооружения времен Древнего царства, в которых размещались погребальные камеры с мумиями фараонов. Люди видели в фараонах воплощение или   сыновей верховного божества. Они надеялись через  служение фараону обрести жизнь вечную.

   Живописцы изображали головы и конечности в профиль, а туловища и глаза – в фас.

   Египтяне добились  немалых успехов в науке. Они  создали весьма точный календарь,  каталоги звезд и карты звездного  неба водяные и солнечные часы. Математики  научились рассчитывать  площадь круга и объем усеченной пирамиды, возводить в степень и извлекать квадратные корни.

____________________________________________

№35 Человек в культуре и искусстве Возрождения

   На стыке Средневековья  и Нового времени возник яркий  феномен Возрождения, или, по-французски, Ренессанса.

   Возрождение начиналось  в Италии. Здесь же оно достигло  наибольшего расцвета и влияния.

   В истории итальянского  Возрождения принято выделять  несколько периодов: Проторенессанс (конец XIII в. – XIV в.) и Раннее Возрождение (XV в.), Высокое Возрождение (конец XV в. – первая треть XVI в.), Позднее Возрождение (последние две трети XVI в.).

   Эта культура, допускавшая бытие Бога в качестве  гипотезы.

   Идейным стержнем  возрожденческой культуры стал  гуманизм (лат. – человеческий, человечный). В саму эпоху Возрождения гуманистами слыли те, кто занимался  изучением человеческого, иначе говоря, получал образование на античный манер. Эти люди приобрели немалый авторитет, особенно в Италии, где до середины XVI в. им фактически принадлежала власть. Гораздо позднее, уже в XIX в.,  гуманизмом стали называть мировоз-зренческую позицию, утверждающую высшую ценность человека, его право на достойную жизнь и всестороннее развитие. Подлинным его манифестом считают «Речь о достоинстве человека», написанную итальянским мыслителем Пико делла Мирандолой. Главный тезис этого трактата таков: человек обладает безграничными возможностями, он – творец своей судьбы, и если захочет – превзойдет ангелов, а захочет – опустится ниже всех скотов.

   Эта эпоха сочетала преклонение перед «универсальным человеком» с элитарным презрением к непросвещенной «черни», библейские образы с языческими мифами, религиозное свободомыслие с дремучими суевериями, строгую науку с оккультными увлечениями

   Среди людей  образованных распространялось свободомыслие, рос интерес к дохристианской Античности

   В то время  деятели искусства  стали рассматриваться  как самостоятельные фигуры европейского  культурного процесса, отдельные  от простых ремесленников и  имеющие право на величие.

   Художники: Боттичелли, Донателло, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль;

____________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№34 Идеалы художественной культуры средневековой Европы

   Влияние церкви, пытавшейся подчинить себе всю  духовную жизнь общества, определило облик средневекового искусства Западной Европы. Основным образцом средневекового изобразительного искусства были памятники церковной архитектуры. Главной задачей художника было воплощение божественного начала, а из всех чувств человека отдавалось предпочтение страданию, ибо, по учению церкви, это — очищающий душу огонь. С необычной яркостью средневековые художники изображали картины страданий и бедствий.

   За время с XI по XII в. в Западной Европе сменились два архитектурных стиля — романский и готический. Романские монастырские церкви Европы очень разнообразны по своему устройству и украшению. Но все они сохраняют единый архитектурный стиль, церковь напоминает крепость. Готический стиль в архитектуре связан с развитием средневековых городов.

____________________________________________

№15 Место Беларуси в общемировой цивилизации и культуре

   В XIX в. за нашей страной закрепилось название Белоруссия. После присоединения белорусских земель к Российской империи в культурной жизни продолжал господствовать польский язык. Самой массовой конфессией оставалось униатство. В значительной мере сохраняла свои позиции Католическая Церковь.

   Переломным моментом  стало восстание 1830 – 1831 гг., имевшее  целью восстановить независимость  Речи Посполитой. После его подавления был закрыт Виленский университет, осуществлялась тотальная руссификация системы. Власти также поддержали движение среди униатов за переход в православие. При этом массово уничтожались предметы униатского культа, имеющие значительную историческую и художественную ценность.

   События конца XVIII – начала XIX вв. остро поставили вопрос о национально-культурной идентичности белорусов, об их месте в истории.

   Большое национальное развитие получила литература. А. Мицкевич  «Деды», «Пан Тадеуш» и др., Дунин-Марцинкевич «Крестьянка», «Пинская шляхта» и др., Хоть они и писали по-польски, но постоянно обращались в своем творчестве к темам и образам белорусского фольклора, к особенностям народной речи. Я. Чечот издал шесть сборников «Крестьянских песен», Богушевич «Дудка белорусская» и «Смычок белорусский».

   В начале XX в. появилась целая плеяда талантливых литераторов, выступавших за белорусское национально-культурное Возрождение: М. Богданович, Я. Купала, Я. Колас, Тетка и т. д. Открылись издательства, специализирующиеся на белорусскоязычных книгах «Заглянет солнце и в наше оконце», и белорусскоязычные газеты «Наша нива». Выдвигались требования допустить белорусскую речь в школу. Но час «Белорусского Возрождения» был недолгим т.к. мешал недостаток белорусской интеллигенции и буржуазии. Также это не получило поддержки в Православной и Католической Церквах, а также к нему враждебно отнеслось государство.

   И все же в целом период  XIX – нач. XX в. оказался небезуспешным для развития культуры в Беларуси. Повысился общий уровень образованности населения, разнообразились его культурные запросы.

_______________________________________________

№14 Истоки и пути развития российской культуры

   Древнерус. К.  склад. под влиянием Византии, Зап. Европы, Вост и при тесном взаимод. с ними.

   Византия сыгр  огром роль в разв древнерус.  к-ры. У Византин Русь позаимств.  гос. герб, оттуда пришла идея  о неразделимости Церкви и  царства. Византия того вр. достиг. наивысш ур-ня средаевек. к-ры. Поэтому ее влияние было благотворным Ч/з нее Русь осваивала наследие антич. греко-рим. к-ры. Гл. каналом влияния визан. к-ры б. религия.

  Зап. Евр также  игр важн роль в к-ном разв. Др. Руси. В дан случае мы говор  о взаимод, т.к. в домонгол  п-д Русь наход. примерно на  том же ур-не, что и европ. страны К-ному взанмод. способств принадлежность

к христианству, взаимовыгод, торгово-эк и полит, связи. В худ к-ре зап влияние наиб ощутимо проявилось в зодчестве Связи Др. Руси с Вост. в домонгол. п-д носили в осн. торгово-эк. хар-р Во вр. монг- Taтap. нашесгвня связи суш-но меняются, станов тесными и всестор Др. Русь восприн от Зол. Орды нек. эл-ты полит, устр-ва, многие особ-сти дух. к-ры и быт уклада жизни.  Несмотря на тесное взаимод с др. народами и гос-вами, Др Русь смогла созд. и сохр. свою неповтор, и самобыт к-ру. С самого начала рус к-ра была евразийской, то есть вкл в себя черты зап. и воет к-р. В то же вр. она сущ-но отлич от их обоих.  Рус. к ограннч проявл индивидуализма и згоизма. в ней преоблад коллект начало.  Рус. чел-а отляч. открытость и отзывчивость дружелюбие и готовность придти на помощь, широта и щедрость души, жертвенность. У него нет выражен, стремл. к богатсву хар-ны терпимость и терпение ко злу хотя этого долготерпение нередко заканч. бунтом и взрывом. Во многом именно эти черты и сост своеобразие рус. к., рус менталитета. 

№5 Культурный прогресс. Динамика культуры. Традиции и новации в культуре

   Традиции (передача, предание) – элементы социального  и культурного наследия, передающиеся  от поколения к поколению, и сохраняющиеся в определенных классах, группах в течение долгого времени.

   Функции традиций:

1 устанавливают преемственность  культуры.

2 служат для хранения  и передачи информацииот поколения  к поколению

3 выступают функцией  отбора образцов поведения и ценностей.

   Традиция может  полностью распространяться в  обществе или в отдельной области,  но редко на одном индивиде.

   Инновации (обновление) – это деятельность и ее  результаты о создании нового. Источник новаций – творческая  деятельность человека. Новации с течением времени могут становиться традициями.

   Динамика культуры  – это движение, развитие, рост. 

1. под динамикой понимают  изменение внутри культуры и  изменение о взаимодействии с  др. культурами.

2. раздел теории культуры  в рамках которого изучаются процессы изменчивости культуры, их направленность, сила выраженности, обусловленности, а так же процесс адаптации культуры к новым условиям.

   К  динамики  культуры относят механизмы и  процессы, описывающие трансформацию  культуры и её изменение. Динамику разделяют по месту и длительности: крупномасштабная, микромасштабная, быстропроходящая.

____________________________________________

№10 Типология культуры

   Типология культуры  это научный метод с помощью  которого изучается культура, для  чего расчленяется система объектов с целью последующей группировки и выделением обобщённой модели или типа.

   Главная задача: сравнить изучение связи, функций,  отношений и уровень организации  объектов.

   Факторы, влияющие  на типологию: 

1. способ познания;

2. система ценностей;

3. микроощущуние человека;

4. способ производства.

   В первые про  типологию заговорил Рюккерт  в 1957 г.

_________________________________________

№13 Восток и Запад: различные модели культуры. Восток и Запад: диалог культур

   На Востоке раньше, чем на Западе, завершилась эпоха первобытности. Древнейшие цивилизации появились в IV тыс. до н. э. на территории Египта и Месопотамии. В III тыс. до н. э. цивилизация возникла на территории Индии, во II тыс. до н. э. – на территории Китая.

  Черты, которые являются общими для всех восточных цивилизаций:

- традиционализм, чрезвычайная  устойчивость и медлительность  развития.

- высокая степень поглощенности  человека коллективом и его  зависимости от государства 

- огромная роль религий,  консервирующих общественные структуры.

   Восток:

- деспотия – это  форма правления, где закон  заменяет произвол деспота.

- Азиатский способ  производства.

- Плановость и карпаративность

- Отсутствие частной  собственности на землю

- Отсутствие понятия  свобода и демократия

- Огромную роль играют  религия и традиции

   Запад:

- Демократия – это  власть народа

- Рыночная экономика

- Индивидуализм

- Введение частной  собственности

- Понятие свободы и  демократии

   Диалог культур  – это взаимодействие между  культурами с целью познания.

_________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№39 Западничество и славянофильство

   В кон. 18 нач. 19 в. - формируются философские учения. 18 в. век Петра I (петровская эпоха) – эпоха просвещения на Руси, ограничения власти церкви и появление наук. В эту эпоху сложилось два духовных течения западничество и славянофильство, между которыми обострилась борьба. Суть борьбы – после поражения Наполеона 1812 г. Русские войска прошли всю Европу до Парижа, посетив Европу люди, сравнили условия существования крестьян и заразились духом запада (западничество), первый западник Чаадаев.

   Западники требовали  – ограничение царской и церковной  власти отобрать у церкви её  богатства ликвидировать крепостную  систему  организовать демократический образ жизни (выборы). 
   Славянофилы требовали – сохранить существующие порядки власть монарха, некоторые требовали ликвидацию крепостничества, не трогая при этом общину.

_________________________________________

№40 Место язычества в древнерусской культуре

   Язычество - дохристианская религия восточных славян.

   Многие народные  обычаи: зазывание весны,  деды, Купалье,  Каляды и др. имеют языческое  происхождение.

   Славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все вокруг. Каждое славянское племя молилось своим богам. Единых для всего славянского мира представлений о богах никогда не существовало: поскольку славянские племена в дохристианское время не имели единого государства, они не были едины в верованиях. Языческая обрядность включала и различные виды искусств. С помощью скульптуры, резьбы, чеканки создавались изображения, обладание которыми, думали славяне, давало власть над силами природы, предохраняло от бед и опасностей (амулеты, обереги). Языческие символы проявлялись, в славянском фольклоре (образы березы, сосны, рябины), в зодчестве — на кровлях жилищ вытесывались изображения птиц, конских голов

   Первоначально  славяне приносили жертвы злым  и добрым духам. Затем они  «начали трапезу ставить» Роду и рожаницам, божествам, олицетворявшим плодородие. И, наконец, славяне стали усиленно молиться Перуну, богу грозы, войны, оружия, сохраняя веру и в других богов. Среди последних выделяются: Сварог, бог неба; его сын Даждьбог, олицетворение солнечного тепла и света; Ярило; Велес, покровитель домашнего скота, богатства; божества плодородия и т.д.

   Язычество допускало  человеческие жертвопри-ношения  и предписывало кровную месть.  Оно очень плотно «заколдовывало»  природу, наполняя ее огромным  количеством богов и духов, которых люди должны были бояться и задабривать. Тем самым язычество сужало возможности научного познания и технического прогресса. К концу I тыс. сохранение язычества стало грозить культурной изоляцией, т.к. у соседей распространились религии (христианство, ислам, иудаизм), нетерпимые к языческим верованиям.

_________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№16 Социокультурная ситуация XX века. Человек в культуре XX века

   Абстракционизм. Возник в 1913 г. Основатели: Кандинский, Малевич. Лозунг: ”Искусство ради искусства.” Делится на два течения: 1. Ташизм - спонтанное, иррациональная игра цветовых пятен; 2.Супрематизм (Малевич) видимость математических выверенных, рационально-геометрических построений.

Задачи живописи сводились к исследованию возможных комбинаций первичных элементов - линии, цвета и формы.

   Кубизм. Возникло  в 1907 г. с картиной Пикассо  “Авиньонские девицы ” .Представители:  Пикассо 

Считали, что весь мир  состоит из геометрических фигур

   Сюрреализм. Искусство сверхреально, нет никакого порядка и разумного смысла, все подчинено случайности. Фантастически уродливое переплетение человеческих тел, предметов. Все в необычной форме. За пределами реализма.

Представители: Сальвадор  Дали, Шагал.

   Поп-арт (общедоступное искусство), модернистское художественное течение, возникшее во 2-й пол. 1950-х гг. в США и Великобритании. Отказываясь от обычных методов живописи и скульптуры, поп-арт культивирует якобы случайное, часто парадоксальное сочетание готовых бытовых предметов, механических копий (фотография, муляж, репродукция), отрывков массовых печатных изданий (реклама, промышленная графика, комиксы и т. д.).

      Модернизм  (современный) — совокупное наименование  художественных тенденций, утвердивших  себя во второй половине 19 века в виде новых форм творчества, где возобладало уже не следование духу природы и традиции, а свободный взгляд мастера, вольного изменять видимый мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению, внутренней идее или мистической грезе. Его направлениями были импрессионизм, постимпрессионизм, символизм и модерн.

   Импрессионизм  (впечатление) - направление в искусстве  19 — нач. 20 вв., представители которого  стремились наиболее естественно  и непредвзято запечатлеть реальный  мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.

   Постимпрессионизм  - восприняв от импрессионизма  чистоту и звучность цвета,  постимпрессионизм противопоставил  ему поиски постоянных начал  бытия, устойчивых материальных  и духовных сущностей, обобщающих, синтетических живописных методов, повысил интерес к философским и символическим аспектам.

   Символизм - направление  в европейском и русском искусстве.  Сосредоточено преимущественно  на художественном выражении  посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений.

   Мдерн (новейший, современный) - стилевое направление  искусстве кон. 19 — нач. 20 вв. Представители  «модерна» использовали новые  технико-конструктивные средства, свободную  планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу. Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор.

_________________________________________

 

 


Козороз Игорь Николаевич

 

Вопросы к экзамену по курсу "КУЛЬТУРОЛОГИЯ (включая эстетику и религиоведение)" для студентов ЭТ (летняя сессия 2007 -08 уч. г.)

 

  1. Предмет и задачи курса "Культурология". Понятие "культура". История культурологической мысли.
  2. Структура культуры. Культура как целостная иерархическая система.
  3. Формы культуры: язык, искусство, философия, наука, религия, миф.
  4. Арабо-мусульманская традиция в культуре. Ислам.
  5. Культурный прогресс. Историческая преемственность - закономерность развития культуры. Динамика культуры. Традиции и новации в культуре (на примере Европы).
  6. Ценности в мире культуры.
  7. Цивилизация как социокультурное образование. Типы цивилизации (традиционная, индустриальная, постиндустриальная) - типы культур.
  8. Культурный человек. Историческая модель культурного человека. Модель культурного человека Античности. Модель культурного человека Средневековья.
  9. Модель культурного человека эпохи Возрождения. Модель культурного человека Нового и новейшего времени.
  10. Типология культуры. Концепции развития культуры (однолинейной и многолинейной эволюции, культурного релятивизма).
  11. Культурно-исторические типы. Динамика культурно-исторических типов.
  12. Искусство как форма культуры. Сущность искусства. Виды и жанры искусства.
  13. Восток и Запад: различные модели культуры. Восток и Запад: диалог культур.
  14. Истоки и пути развития российской культуры. Место России в общемировой цивилизации и культуре. Особенности российского самосознания и культуры.
  15. Место Беларуси в общемировой цивилизации и культуре. Особенности развития культуры белорусского народа.
  16. Социокультурная ситуация XX века. Человек в культуре XX века. Человек в искусстве XX века. Художественные поиски (кубизм, абстракционизм, сюрреализм, поп-арт...). Многообразие видов и форм искусства модернизма.
  17. Масса и элита. Массовая и элитарная культура. Маргинальное сознание в культурной ситуации XX века. Формы маргинальной культуры (китч, постмодернизм).
  18. Постмодернизм в культуре XX века.
  19. Революция 1917 года и культура в России.
  20. Русская интеллигенция и революция.
  21. Тоталитарные режимы и культура.
  22. Социалистический реализм как метод искусства тоталитарной системы.
  23. Перестройка 1985 года и проблемы современной культуры.
  24. Человек - субъект и объект культуры, Культура личности и общечеловеческая культура.
  25. Культура Древнего Востока. Особенности развития Восточных цивилизаций, традиционность культур.
  26. Культура Египта - мифологизированная практика. Древний Шумер – колыбель человечества.
  27. Индо-буддийская традиция в культуре.
  28. Китайско-конфуцианская традиция в культуре.
  29. Античность - колыбель европейской культуры. Гуманистическая сущность античной культуры ("Человек - мера всех вещей").
  30. Интеллигенция. Её роль в формировании и развитии культуры.
  31. Культура Киевской Руси.
  32. Культура Московской Руси.
  33. Петровские реформы в культуре России XYIII века (европеизация, утверждение светского личностного начала в культуре). Идея мессионизма русского православия в культуре России.
  34. Идеалы художественной культуры средневековой Европы. Церковный канон и художественное творчество.
  35. Человек в культуре и искусстве Возрождения.
  36. XIX в. в русской культуре: достижения и проблемы.
  37. "Золотой век" русской культуры.
  38. «Серебряный век» русской культуры.
  39. Западничество и славянофильство как осмысление путей развития славянской цивилизации и культуры.
  40. Место язычества в древнерусской культуре.
  41. Крещение Руси как явление культуры.
  42. Человек в искусстве XX века.
  43. Мировоззренческие основания искусства модернизма.
  44. Религия как форма культуры. Ранние формы религии (анимизм, фетишизм, тотемизм, магия).
  45. Миф и мифологизированное сознание. Первобытная мифология. Миф как образ жизни человека.
  46. Христианство и его роль в развитии европейской культуры.
  47. Особенности формирования и развития европейской культуры. Традиции и новации в культуре Европы.
  48. Массовая культура: предпосылки и социальные функции.
  49. Современные субкультуры.
  50. Развитие культуры в будущем. Прогнозы.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"