Шпаргалка по культурологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 17:02, шпаргалка

Описание работы

Ответы на 50 вопросов по культурологии.

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 92.96 Кб (Скачать)

1. Понятие мировоззрения. Структура  и исторические типы мировоззрения.

Ф. – один из типов мировоззрения. Мировоззрение – совокупность взглядов и представлений людей о мире в целом, а также ценностей и убеждений людей, которые направлены на действия и поведение людей.

Структура мировоззрения: 1)знания (совокупность достоверных сведений о мире, человеке и отнош. чел. к миру). 2)убеждение (сформ. на основе знаний, потребностей чел. мыслить и действовать опред. образом). 3)ценности (указание на личностную, социально-культурную значимость определённых объектов и явлений). 4)идеалы (высшая ценность, наилучшее, завершенное состояние того или иного явления).

Среди исторических видов мировоззрений выделяют следующие: мифологическое, религиозное, жизненно-практическое и философское. Каждый из типов мировоззрения имеет свои предпосылки и представляет собой относительно целое мировоззренческое отражение мира.

Мифологическое - содержит в себе зачатки религии, науки, искусства, морали и других форм общественного сознания. Мифы - это образы, продукт человеческого творчества. Они были первой попыткой приобщить и объяснить явления природы и общества.

Религия - это форма мировоззрения, основу которой составляет вера в существование сверхъестественных

сил и признание  главенствующей роли сверхъестественного  мирового начала в мироздании и жизни  людей.

Жизненно-практическое - представляет собой обыденный уровень. Оно существует в форме здравого смысла, рассудка и, как правило, сориентировано на практические вопросы. Представления людей о добре и зле, о счастье и т. д. определяют социальную ориентацию и программу действий человека.

Философское - понимание человека с позиций разума и знаний. Философия есть теоретически сформированное мировоззрение и исторически первая форма общественного знания. Философские аргументы способствуют преобразованию сложившихся взглядов в более тщательно продуманное, обоснованное миропонимание, создают прочную основу для жизненных позиций.

2. Происхождение философии, ее предмет  и основные проблемы.

Термин философия  возник в др. Греции–на рус.«любовь к мудрости».Философами называли людей, стремящихся к познанию как к самостоят. цен. чел. позн-я.

Предмет изучения – мир в целом, человек, общество, принципы и законы мировоздания и мышления. Что именно является предметом философии, зависит от эпохи и интеллектуальной позиции мыслителя. Условия возникновения философии : философ. возникает в рабовлад. обществе. 1)отделение умствен. труда от физического. 2)накопление соответствующего мыслительного материала 3)необходимость нового объяснения мира, поскольку старое мифологическое представление о мире исчерпало себя. Вопросы: Где? Когда? Почему? Зачем возникла философия? Проблема предмета философии – предмет философ. исторически изменялся, первоначально предмет философ. была мудрость; далее пред. философ. считали всю сумму теоретических знаний. Философские проблемы являются проблемы: «вечные проблемы», наиболее общие пытающие объяснить первоосновы, первопричины этого мира.

0003. Структура философского знания. Функции философии, ее взаимосвязь с наукой, искусством, религией.

Структура философского знания: 1)Онтология - учение о бытии или о первоначалах всего сущего. 2)Гносеология – учение о познании. Это раздел, где изучаются проблемы природ познания и его возможностей. 3)Аксиология – учение о природе и структуре ценностей. 4)Праксиология – учение о практическом отношении человека к миру. 5)Антропология – учение о человеке в многомерных его плоскостях. 6)Социальную философию – анализ, изучение социального устройства общества, человека в нём. 7) Эстетика – наука, изучающая сферу эстетического отношения человека к миру и сферу художественной деятельности людей. Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность, как форма общественного сознания, как одна из сторон жизнедеятельности человека. Логика

Функции философии: 1) мировоззренческая (мировоззрение: мироощущение (эмоционально-психологическая сторона на уровне настроений и чувств); мировоспитание (опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений); миропонимание (познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения). 2) познавательная (философия - особая форма познания мира, осознание уникальности природы, культуры, человека); 3) методологическая (разработка методологии создания целостной картины бытия человека в мире, преодоления фрагментарности естественнонаучного и научно-технического знания); 4) ценностно-регулятивная функция философии (усиление потенциала общечеловеческих ценностей, оценка путей познания и деятельности с позиций их соответствия гуманистическим идеалам).

Религия – это практика достижения высших сил, выраженная в символах, обращенная к личности и основанная на вере. Это рациональное общезначимое познание, выраженное в понятиях и объясняющее мир естественными причинами.  Ф. рефлексивна (зная что-то, философ должен знать себя, познающего что-то). Искусство и Ф. схожи наличием в них творческого начала, но искусство ориентируется на эмоции, на конкретные образы, фантазию, а Ф. – это разумное использование категорий, при котором за видимостью ищут действительность. Философия и наука тесно взаимосвязаны. С развитием науки, как правило, происходит прогресс философии. Наука – это исследование необходимых связей предметного мира, индивидуальные различия субъектов науки не имеют значения. Для науки важен прогресс, она накапливает факты и по мере этого расширяет знания об окружающем мире. Ф. ориентирована на построение мировоззрения, и поэтому субъективный мир человека входит в ее рассмотрение.

 

 

 

 

3. Основные этапы развитая античной философии. Доклассический период в древнегреческой философии (Милетская школа, Гераклит, элейская школа).

Специфика греч. ф. - стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Представителей милетской школы называли физиками.

Фалес – родоначальник европейской науки и философии. Фалес выдвинул идею субстанции – первоосновы всего, обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев начало всего во воде. Вода как естественное начало оказывается носителем всех изменений и превращений. Фалесу впервые пришла мысль о единстве мироздания.

Анаксимандр - основная идея: бесконечность миров. Первооснова - айперон – неопределенная и бесконечная субстанция: ее части изменяются, целое же остается неизменным.

Анаксимен - первооснова - воздух, мыслил его как бесконечное и видел в нем легкость изменяемости и превращаемости вещей.

Милетцы они положили начало собственно философскому подходу к вопросу происхождения сущего, к идеи субстанции, т.е. первооснове, к сущности всех вещей и явлений мироздания.

Пифагор - выдвинул учение о порядке. Основа мира не матер. первоначало, а числа, кот. образуют космический порядок - прообраз общ. порядка. Познать мир - значит познать управляющие им числа. Элейская школа. Для ранних натурфилософов характерна особого рода стихийная диалектика мышления. Они рассматривают космос как непрерывно изменяющееся целое.

Гераклит - подчеркнул одну сторону противоречивости бытия – изменение вещей, текучесть сущего. Первоначало - огонь: огненная стихия – самая динамичная и подвижная среди элементов космоса. Однако его диалектика, еще не свободна от образной формы. Диалектика у него не излагается в ясных и упорядоченных понятиях, а скорее отдельные гениальные наблюдения.

Парменид – философ и политический деятель, провозгласил главенствующую роль разума в познании и подсобную роль чувств. Разграничивает истину, основанную на рациональном познании, и мнении, основанное на чувственных восприятиях, которые знакомят нас лишь с видимостью вещей. Центральная идея - бытие, соотношения мышления и бытия. Мышление всегда относится к чему-то, ибо без сущего мы не найдем мысли. Бытие не возникло: оно непреходяще. Бытие есть, небытия нет.

Зенон – философ и политический деятель. Вся его жизнь - борьба за истину и справедливость. Он развивал логику как диалектику.

 

4. Основные идеи классического периода древнегреческой философии (Сократ, Платон, Аристотель).

Классическая  философия (5-4 век до н. э.). Основные представители: Сократ, Платон, Аристотель. Сократ хочет понять мир, двигаясь от общего к событиям. В этом отношении типичным для него явл-ся рассуждение о прекрасном. «Каждая вещь прекрасна по-своему, но все прекрасные вещи имеют нечто общее – прекрасное как таковое, это их общая идея, эйдос, или смысл». Раз общее м.б. обнаружено не чувствами, а умом, то Сократ отнес общее к миру ума и тем самым заложил основы идеализма. Сократ приходит к убеждению, что самая главная идея – это идея блага, ею обусловлены пригодность и полезность всего остального, в т.ч. и справедливости.

Олицетворением  объективного идеализма античности был Платон. Он сформировал структуру мира, связан. с текучим многообр-м чувственных вещей и одновременно противостоящую этому многообр-ю в мире идей. Именно в идее, олицетворяющей сущность одноименных ей вещей, «снимаются» противоречия чувственного мира. Платон пропагандирует широко распростр. на Востоке идею освобождения души от кругооборота земных рождений в результате благой жизни. Теория идей Платона: подлинными предметами разумного знания являются не вещи, а идеи как «подлинно сущее» бытие. Платон разделяет подлинное знание и мнение, подчеркивая, что без учения об идеях невозможно никакое достоверное знание. Идеи обладают абсолютным совершенством – это первопричины. Чтобы открыть истину человек должен приблизиться к идее.

Аристотель был учеником, а затем решительным противником Платона. Аристотель создал «учение о материи и форме». Самобытное единичное бытие он называет субстанцией – это такое бытие, кот. не способно пребывать в другом бытии, оно сущ-ет в самом себе. Мир есть совок-ть субстанций, каждая из них – некоторое единичное бытие. По Аристотелю, единич. бытие есть сочетание материи и эйдоса (формы). Материя – это возможность бытия и вместе с тем некоторая основа. Эйдос – форма – это и сущность отдельного, единич. предмета, и то, что охватывается этим понятием. Всякая вещь имеет 4 причины: сущность (форму), материю (основу), действие (начало движения) и цель. Но и действительную причину, и целевую причину определяет эйдос, форма. Эйдос определяет переход от материи – вещности к действительности, это основное динамическое и смысловое содержание вещи.

 

 

 

 

00006. Основные проблемы и идеи в философии средневековой Европы.

Возникло  феод. общество (крепостное право). Знач. роль играло духовенство. Монастыри были и крепостями и центрами земледелия и очагами просвещения и культуры. Церковь стала хранительницей письменности и образованности в Европе. Раннее средневековье характер. становлением христ. догматики в услов. формирования евр. госуд. в результате падения Римской империи. В условиях жесткого диктата церкви и гос власти ф. была объявлена служанкой богословия, кот. должна была использовать свой рацион. аппара для подтверждения учений христианства (схоластика).

Наиболее  влият. из отцов церкви - это Августин. Доказывал, что бог явл. высшим бытием, Бог сотворил мир из ничего по своей доброй воле, а не по необходимости. Мир представляет собою непрерывную лестницу существ, восходящую к создателю. Особое место занимает чел., кот соединяет прир. мат тела и обладает разумн. душой и свободой воли. Душа нематер, бессмертна. Субъективно чел действует свободно, но на самом деле все, что он дел., делает через него бог.

Одним из важных ф. вопросов, был вопрос об отношении общего к единичному. Спор по этому пов. известен как спор о универсалиях, т.е о прир. общих родов и понятий. Сущ. 2 основных решения этого вопроса.

1.общие  положения (универсалии) сущ. реально,  независимо от чел. – реализм. Сущ. 3 вида универсалий: “до вещей” в бож. разуме, “в самих вещах” как их сущность или формы и “после вещей” - в чел. разуме как результат абстракции. - умеренный реализм ( сущ и крайний реал. - общее сущ. только вне вещей -Ансельм).

2.Универсалии  не сущ. реально, незав от челов. Сущ. только индивидуальное и только оно может быть предм. познания. - номинализм. Задача знания - постижение частного, единичного. Общее сущ. только в уме чел.. В самих вещах нет ни общего ни единичного. И то и др. присуще только нашему способу рассмотрения одной и той же вещи. Все общие понятия - это знаки, логически обозначающие многие объекты.

 

6. Философская мысль эпохи Возрождения: натурфилософия, гуманизм, неоплатонизм. Социально-политические идеи представителей Возрождения.

Соц.-эк.изменения к.15-нач.16в.привели к возникновению довольно многочисленного слоя буржуазной интеллигенции. Если до этого ученые и фил-ы были под влиянием церкви, то теперь оно ослабевало.

В данный период возникла новая культура, получившая название гуманизма, к-ый означал светскую образованность. Гуманисты противопоставляли светские науки церковной учености. Особенность ранней буржуазной культуры закл.в широком использовании антич.культ. наследия. Знач-е антич.культ. наследия было столь велико, что вся эпоха получила название эпохи Возр-я.

Для развития материалист. мировозз-я еще большее знач-е имело появление натурфилософского учения о природе, свободного от подчинения теологии (богословию). Она отождествляла Бога с природой,не отрицая его существ-я.

Неоплатонизм - идеалистическое направление античной философии III—VI вв., соединяющее и систематизирующее элементы философии Платона, Аристотеля и восточных учений. Мыслители Возр-я стремились объяснить сущ-е единого бесконечного материального мира из него самого, независимо от внеш.потусторонней силы-божества, понимая его как мир, подчиняющийся единому закону причинно-следственной связи.

Нек-ые пред-ли фил. мысли Возр-я вносили в теорию позн-я моменты скептицизма, к-ый был направлен против"абсолютных истин", выдвигаемых теологией, и не ставил под сомнение способность чела познавать окруж.мир. Гносеологическим и натурфилософским концепциям мыслителей Возр-я были внутренне присущи элементы диалектики. Теория позн-я было тесно связана с этикой. В эпоху Возр-я появились и 1ые социалист.утопии.В большей или меньшей мере они отражали стихийный протест крестьянских масс и городской бедноты,поднимавшихся на восстания,порой перераставшие в крестьянские войны.

Информация о работе Шпаргалка по культурологии