Шпаргалка по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 17:08, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культурология".

Работа содержит 1 файл

культура общая.docx

— 653.73 Кб (Скачать)

1 вопрос

Культурология (лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание, почитание; др.-греч. λόγος — мысль, причина) — наука, изучающая культуру, наиболее общие закономерности её развития. В задачи культурологии входит осмысление культуры как целостного явления, определение наиболее общих законов её функционирования, а также анализ феномена культуры как системы. Оформилась в самостоятельную дисциплину культурология в XX веке.

Культурология — сравнительно молодая  наука. Условно можно принять  за дату ее рождения 1931 г., когда американский профессор Лесли Уайт впервые  прочел курс культурологии в Мичиганском университете.

Одним из первых термин культура ввел в оборот И. Гердер (1744-1803). В его понимании  культура содержит в качестве своих  частей язык, науку, ремесло, искусство, религию, семью, государство.

Культурология в своем развитии прошла два этапа:

1) До середины 20 века, когда изучение  культуры осуществлялось в рамках  философии, этнографии, истории и  других социальных и гуманитарных  наук. Особенно большой вклад  в изучение культуры внесли  Гердер, Кант, Ницше, Тейлор, Морган.

2) После середины 20 века, когда культурология  возникает как самостоятельная  научная дисциплина.

Предметом  изучения культурологии  является культуротворческая деятельность человека в мировой и отечественной истории.

Культура  — чрезвычайно сложный и многогранный объект изучения. Поэтому современная  культурология - комплексная гуманитарная наука, состоящая из ряда отраслей (наук), которые охватывают всю совокупность знаний о культуре: 

1)  философию культуры; 2) историю  культуры; 3) культурную антропологию; 4) социологию культуры; 5) прикладную  культурологию; 6) историю культурологии  (культурологических учений).

 

1) Знания о культуре долгое  время формировались в лоне  философии. Философия культуры  — сфера философских проблем  культурологии: вопросов о сущности  культуры, перспективах, целях и  судьбах ее развития, о роли  культуры в общественной жизни  и историческом прогрессе человечества  и др. К философии культуры  приходится обращаться для обоснования  предпосылок, на которых должно  строиться научное исследование  культуры, для оценки позитивных  и негативных моментов в развитии  культуры, для формирования идеалов,  на которые должно ориентироваться  культурное развитие общества  и личности, для определения путей  и способов движения к этим  идеалам.

2) История культуры изучает ход  культурно-исторического процесса  в разных странах и регионах  мира. Она описывает культурные  достижения народов, выясняет  своеобразие их культур, собирает, анализирует и обобщает обширный  фактический материал, на который  опирается исследователь, разрабатывая  теорию культуры.

3) Культурная антропология рассматривает  жизнь человека в определенной  культурной среде и исследует  ее воздействие на формирование  и развитие личности. В центре  внимания находится зависимость  психики и духовного мира людей  от особенностей культуры, в которой  они живут. Изучается роль различных  культурных факторов — семьи,  системы воспитания и образования,  существующих в культуре знаний, норм и ценностей, условий быта  и труда на каждом этапе  жизненного пути человека.

4) Социология культуры изучает  закономерности функционирования  культуры в обществе. В социологии  культуры анализируются взаимосвязи  культуры и социальной, экономической,  политической жизни общества; исследуется  становление человека как социального  существа, а также основные структуры  и институты, способствующие процессу  социализации человека. Культура  трактуется как система средств,  с помощью которых организуется  и регулируется совместная жизнь  и деятельность людей, социальных  учреждений и институтов. Культура  выступает как один из важнейших  факторов организации и интеграции  социальных групп и общества  в целом.

5) Прикладную культурологию отличает  практическая направленность: она  занимается вопросами работы  учреждений культуры (музеев, библиотек,  клубов и т.д.) и организации  разнообразных культурных мероприятий  (зрелищ, фестивалей, праздников и  пр.), проблемами менеджмента в  сфере культуры и культурной  политики государства. В прикладной культурологии проводятся исследования, связанные с диагностикой культурных интересов и запросов публики, с культурологической экспертизой рекламы, содержания СМИ, систем образования, социальных проектов и реформ.

6) История культурологических учений  раскрывает процесс развития  знаний о культуре. История культурологии  неотделима от истории культуры  и общей истории.

Методы культурологических исследований

К самому первому методу нужно отнести  эволюционный метод, который результативно  использовался на начальном этапе  развития культурологии сначала  английской школой Э. Тайлора, а затем в первой половине 20 века Л. Леви-Брюлем для анализа связи культуры и особенностей мышления человека. Данный метод наравне с диалектическим изучает культуру как динамическую структуру с цепью последовательных изменений, а также учитывает изменения, происходящие резко, и даже скачкообразно, такие как культурная революция, входит в состав исторического метода.

В методы культурологических исследований входят также структурный метод. Он ориентирован на исследование структуры  культурной системы и взаимосвязей между элементами системы, например, между религией и наукой.

Также в методы культурологических исследований входит функциональный метод, который  исследует функции культуры, как  например, такой культурный феномен  как религия и ее влияние на жизнь общества. Данный метод с  точки зрения функций огромное значение придает изучению интересов и  запросов людей, способов удовлетворения их потребностей, так как у каждого  культурного элемента своя особая функция. Функциональный метод, выявляя общие  законы функционирования всех культур, дает любому культурному элементу объяснение.

Системный метод также входит в  методы культурологических исследований. Он изучает любую культуру как  единое целое, в котором все связано, не имея отдельных элементов. Изучив эти свойства, данный метод позволяет  дать общее определение какой-либо культуре, к примеру, военной.

Типологический  метод используется в культурологии  для изучения и выявления типа культуры, выявляя наиболее характерные  и важные черты данной культуры.  Данный метод позволяет выявить  такие типы культур как западные и восточные.

Сравнительный метод также активно  применяется в культурологии, так  как позволяет, сопоставив культурные феномены и различные культуры, выявить  общие морфологические особенности, структуру и особенности культур.

Компаративный метод культурологического исследования позволяет провести сравнительно-исторический анализ различных культур либо какой-то области культуры на определенный отрезок  времени. Сравнивая обычно какую-то общую для этих культур область, чтобы выявить их отличие.

Помимо  перечисленных методов культурология  использует методы, используемые в  различных областях деятельности общества, к примеру, анализ и синтез, абстрагирование, классификация (упорядочив на основе одного признака культуры или культурного  феномена), индукция и дедукция и  многие другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 вопрос

Эволюционизм (втор. пол. XIX в.). Интерпретация эволюционного развития культуры как прохождение ею определенных этапов. Эдуард Бернетт Тайлор (1832-1917), основные работы «Исследования в области древней истории человечества» (1865), «Первобытная культура» (1871). Изучая древние культуры Америки, ученый пришел к выводу, что анимизм (вера в духовные существа) является первой религиозной формой, из которой в дальнейшем развивается:

-фетишизм - почитание материальных  предметов, в которых предполагается  присутствие особого духа или  таинственной силы;

-тотемизм - почитание животного  или растения как тотема-покровителя  племени, рода, семьи или отдельного  человека; поклонение духу, который  живет в тотеме;

-культ предков - почитание душ  умерших предков; 

-политеизм - многобожие, поклонение  многочисленным богам;

- монотеизм - единобожие, вера в  единого Бога.

Шотландский ученый Джеймес Фрезер (1854-1941) в своих работах «Золотая ветвь» (1890), «Фольклор в Ветхом завете» (1918) предпринял сравнительно-историческое изучение древней культуры. Ученый утверждал, что человечество в своем умственном развитии проходит три стадии:

1.магия - совокупность приемов,  обрядов, психотехник, призванных  оказывать влияние на людей,  предметы или события посредством  неправильно понятых природных  закономерностей, таинственных сил  (духов), а также воли и воображения  мага;

2.  религия (в понимании Фрезера)  этап, когда сверхъестественные  способности человек приписывает  не себе, а богам;

3. наука - человек поклоняется  законам науки, возводит ее  в культ.

Диффузионизм (посл.треть XIX-пер.пол. XX в.). Понятие культурной диффузии: пространственного перемещения культуры из какого-либо центра. Так, норвежский ученый Тур Хейердал (1914-2002) своими путешествиями через Тихий и Атлантический океаны доказывал правомерность теории «культуры солнечных камней», которая называет Египет источником-пуском всех значительных культур древности.

Диффузионисты разработали теорию культурных кругов: культуры не развиваются, но взаимодействуют с другими культурными сферами в географическом пространстве; а также теорию миграции культур, их взаимообогащение через перемещение культурных явлений. Лео Фрабениус (1873-1928) предложил концепцию морфологии культуры: культуры проходят те же стадии развития, что и все живое. Диффузионисты разрабатывали представление о мужских и женских культурах, душе культуры.

Функционализм. Представители: Бронислав Малиновский (1884-1942), Альфред Радклифф-Браун (1881-1955). Исследование функций элементов культуры. Б.Малиновский построил свою концепцию на основе теории потребностей, понимая культуру как совокупность институтов, аппарат, при помощи которого человек решает конкретные задачи. Если уничтожить какой-нибудь элемент культуры (обычай, верование, идея и проч.), вся этнокультурная система и народ, живущий в ней, может деградировать и даже погибнуть. Например, обычай «охоты за головами» юношами во время инициации на островах Тихого океана.

Биосферная концепция культуры. Представители: Владимир Иванович Вернадский (1863-1945), Александр Леонидович Чижевский (1897-1964), Лев Николаевич Гумилев (1908-1992). Соединение естественнонаучного и  гуманитарного видения мира, рассмотрение судьбы человечества в неразрывной  связи с природой и космосом. Главный  вклад В. И. Вернадского в культурологию  – учение о «ноосфере».            «Ноосфера» - сфера человеческого  разума. Вернадский считал, что с  появлением человека на земле начал  действовать новый вид энергии, связанный с психической деятельностью  и разумом, именно этот вид энергии  и приводит к формированию нового облика планеты. А. Л. Чижевский считал, что все важнейшие события  человеческой истории синхронизированы с какими-либо колебаниями или  изменениями окружающей среды; он исследовал ход истории человечества в его  корреляции с колебаниями солнечной  активности.

Культурно-исторические типы Николая  Яковлевича Данилевского (1822-1885). В своей  работе «Россия и Европа» (1869) он выдвинул идею существования «культурно-исторических типов», которые в ходе истории, подобно  живым организмам, находятся в  непрерывной борьбе друг с другом и с окружающей природной средой. Они проходят те же стадии, что и  биологические особи: зарождение, расцвет, гибель, сохраняя свою индивидуальность и проявляя себя в разной степени  зрелости в четырех сферах: религиозной, собственно культурной, политической и общественно-экономической. Данилевский выделяет 10 типов,  исчерпавших возможности своего  развития: 1) египетский; 2) китайский; 3) древнесемитский (вавилонский); 4) индийский; 5) иранский; 6) еврейский; 7) греческий; 8) римский; 9) новосемитский (аравийский); 10) германо-романский. Новый тип – славянский.

Линия «философии жизни» Освальда Шпенглера (1880-1936). В 1918 вышла его книга «Закат Европы». Эта книга принесла ему  славу пророка гибели западноевропейской культуры. Шпенглер рассматривает отдельные  культуры как изолированные друг от друга организмы, которые обладают своей собственной уникальной душой. Поэтому представитель одной  культуры, никогда не поймет другую культуру полностью. Каждая культура имеет  свое рождение, свой кульминационный  пик и свою смерть. Этап, когда  культура застывает, прекращает свое развитие и рост, теряет духовные потенции, материализуется, Шпенглер определил термином «цивилизация». Шпенглер считал, что западная культура вошла в стадию цивилизации, т.е. приближается к финалу своего существования.

Цивилизационная концепция «Вызов-и-Ответ» Арнольда Тойнби (1889-1975).

Тойнби считал, что цивилизации  возникают при двух условиях: наличии  окружающей среды и присутствие  в данном обществе творческого меньшинства (элиты). Происходит взаимодействие окружающей среды и общества (Вызов-и-Ответ). Общество через творческое меньшинство  решает задачу ответа на Вызов среды, приходит в состояние движения, что  способствует превращению его в  цивилизацию. Рост цивилизации развертывается как непрерывный процесс «Ухода-и-Возвращения» творческого меньшинства, имеющего особый харизматический дар и реализующий его в жреческой,  монашеской, светской, аристократической формах. Цивилизация развивается и растет при условии, когда большинство солидарно с меньшинством, подражает ему. В противном случае – цивилизация разлагается, деградирует. Надлом цивилизации происходит и в случае, если общество не может справиться с Вызовом в силу недостатка энергии у творческого меньшинства. Из 26 выделенных Тойнби цивилизаций 16 прекратили свое существование (египетская, месопотамская, греческая и др.), 7-8 находятся в состоянии кризиса или под угрозой ассимиляции западной цивилизацией (китайская, индийская).

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"