Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 17:08, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культурология".
1 вопрос
Культурология (лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание, почитание; др.-греч. λόγος — мысль, причина) — наука, изучающая культуру, наиболее общие закономерности её развития. В задачи культурологии входит осмысление культуры как целостного явления, определение наиболее общих законов её функционирования, а также анализ феномена культуры как системы. Оформилась в самостоятельную дисциплину культурология в XX веке.
Культурология — сравнительно молодая наука. Условно можно принять за дату ее рождения 1931 г., когда американский профессор Лесли Уайт впервые прочел курс культурологии в Мичиганском университете.
Одним из первых термин культура ввел в оборот И. Гердер (1744-1803). В его понимании культура содержит в качестве своих частей язык, науку, ремесло, искусство, религию, семью, государство.
Культурология в своем развитии прошла два этапа:
1) До середины 20 века, когда изучение
культуры осуществлялось в
2) После середины 20 века, когда культурология возникает как самостоятельная научная дисциплина.
Предметом изучения культурологии является культуротворческая деятельность человека в мировой и отечественной истории.
Культура
— чрезвычайно сложный и
1) философию культуры; 2) историю культуры; 3) культурную антропологию; 4) социологию культуры; 5) прикладную культурологию; 6) историю культурологии (культурологических учений).
1) Знания о культуре долгое
время формировались в лоне
философии. Философия культуры
— сфера философских проблем
культурологии: вопросов о
2) История культуры изучает ход
культурно-исторического
3) Культурная антропология
4) Социология культуры изучает
закономерности
5) Прикладную культурологию
6) История культурологических
Методы культурологических исследований
К самому первому методу нужно отнести эволюционный метод, который результативно использовался на начальном этапе развития культурологии сначала английской школой Э. Тайлора, а затем в первой половине 20 века Л. Леви-Брюлем для анализа связи культуры и особенностей мышления человека. Данный метод наравне с диалектическим изучает культуру как динамическую структуру с цепью последовательных изменений, а также учитывает изменения, происходящие резко, и даже скачкообразно, такие как культурная революция, входит в состав исторического метода.
В методы культурологических исследований входят также структурный метод. Он ориентирован на исследование структуры культурной системы и взаимосвязей между элементами системы, например, между религией и наукой.
Также в методы культурологических исследований входит функциональный метод, который исследует функции культуры, как например, такой культурный феномен как религия и ее влияние на жизнь общества. Данный метод с точки зрения функций огромное значение придает изучению интересов и запросов людей, способов удовлетворения их потребностей, так как у каждого культурного элемента своя особая функция. Функциональный метод, выявляя общие законы функционирования всех культур, дает любому культурному элементу объяснение.
Системный метод также входит в методы культурологических исследований. Он изучает любую культуру как единое целое, в котором все связано, не имея отдельных элементов. Изучив эти свойства, данный метод позволяет дать общее определение какой-либо культуре, к примеру, военной.
Типологический метод используется в культурологии для изучения и выявления типа культуры, выявляя наиболее характерные и важные черты данной культуры. Данный метод позволяет выявить такие типы культур как западные и восточные.
Сравнительный метод также активно
применяется в культурологии, так
как позволяет, сопоставив культурные
феномены и различные культуры, выявить
общие морфологические
Компаративный
метод культурологического
Помимо
перечисленных методов
2 вопрос
Эволюционизм (втор. пол. XIX в.). Интерпретация эволюционного развития культуры как прохождение ею определенных этапов. Эдуард Бернетт Тайлор (1832-1917), основные работы «Исследования в области древней истории человечества» (1865), «Первобытная культура» (1871). Изучая древние культуры Америки, ученый пришел к выводу, что анимизм (вера в духовные существа) является первой религиозной формой, из которой в дальнейшем развивается:
-фетишизм - почитание материальных
предметов, в которых
-тотемизм - почитание животного
или растения как тотема-
-культ предков - почитание душ умерших предков;
-политеизм - многобожие, поклонение многочисленным богам;
- монотеизм - единобожие, вера в единого Бога.
Шотландский ученый Джеймес Фрезер (1854-1941) в своих работах «Золотая ветвь» (1890), «Фольклор в Ветхом завете» (1918) предпринял сравнительно-историческое изучение древней культуры. Ученый утверждал, что человечество в своем умственном развитии проходит три стадии:
1.магия - совокупность приемов,
обрядов, психотехник,
2. религия (в понимании Фрезера)
этап, когда сверхъестественные
способности человек
3. наука - человек поклоняется законам науки, возводит ее в культ.
Диффузионизм (посл.треть XIX-пер.пол. XX в.). Понятие культурной диффузии: пространственного перемещения культуры из какого-либо центра. Так, норвежский ученый Тур Хейердал (1914-2002) своими путешествиями через Тихий и Атлантический океаны доказывал правомерность теории «культуры солнечных камней», которая называет Египет источником-пуском всех значительных культур древности.
Диффузионисты разработали теорию культурных кругов: культуры не развиваются, но взаимодействуют с другими культурными сферами в географическом пространстве; а также теорию миграции культур, их взаимообогащение через перемещение культурных явлений. Лео Фрабениус (1873-1928) предложил концепцию морфологии культуры: культуры проходят те же стадии развития, что и все живое. Диффузионисты разрабатывали представление о мужских и женских культурах, душе культуры.
Функционализм. Представители: Бронислав Малиновский (1884-1942), Альфред Радклифф-Браун (1881-1955). Исследование функций элементов культуры. Б.Малиновский построил свою концепцию на основе теории потребностей, понимая культуру как совокупность институтов, аппарат, при помощи которого человек решает конкретные задачи. Если уничтожить какой-нибудь элемент культуры (обычай, верование, идея и проч.), вся этнокультурная система и народ, живущий в ней, может деградировать и даже погибнуть. Например, обычай «охоты за головами» юношами во время инициации на островах Тихого океана.
Биосферная концепция культуры.
Представители: Владимир Иванович Вернадский
(1863-1945), Александр Леонидович Чижевский
(1897-1964), Лев Николаевич Гумилев (1908-1992).
Соединение естественнонаучного и
гуманитарного видения мира, рассмотрение
судьбы человечества в неразрывной
связи с природой и космосом. Главный
вклад В. И. Вернадского в культурологию
– учение о «ноосфере».
«Ноосфера» - сфера человеческого
разума. Вернадский считал, что с
появлением человека на земле начал
действовать новый вид энергии,
связанный с психической
Культурно-исторические типы Николая
Яковлевича Данилевского (1822-1885). В своей
работе «Россия и Европа» (1869) он
выдвинул идею существования «культурно-
Линия «философии жизни» Освальда Шпенглера (1880-1936). В 1918 вышла его книга «Закат Европы». Эта книга принесла ему славу пророка гибели западноевропейской культуры. Шпенглер рассматривает отдельные культуры как изолированные друг от друга организмы, которые обладают своей собственной уникальной душой. Поэтому представитель одной культуры, никогда не поймет другую культуру полностью. Каждая культура имеет свое рождение, свой кульминационный пик и свою смерть. Этап, когда культура застывает, прекращает свое развитие и рост, теряет духовные потенции, материализуется, Шпенглер определил термином «цивилизация». Шпенглер считал, что западная культура вошла в стадию цивилизации, т.е. приближается к финалу своего существования.
Цивилизационная концепция «Вызов-и-Ответ» Арнольда Тойнби (1889-1975).
Тойнби считал, что цивилизации возникают при двух условиях: наличии окружающей среды и присутствие в данном обществе творческого меньшинства (элиты). Происходит взаимодействие окружающей среды и общества (Вызов-и-Ответ). Общество через творческое меньшинство решает задачу ответа на Вызов среды, приходит в состояние движения, что способствует превращению его в цивилизацию. Рост цивилизации развертывается как непрерывный процесс «Ухода-и-Возвращения» творческого меньшинства, имеющего особый харизматический дар и реализующий его в жреческой, монашеской, светской, аристократической формах. Цивилизация развивается и растет при условии, когда большинство солидарно с меньшинством, подражает ему. В противном случае – цивилизация разлагается, деградирует. Надлом цивилизации происходит и в случае, если общество не может справиться с Вызовом в силу недостатка энергии у творческого меньшинства. Из 26 выделенных Тойнби цивилизаций 16 прекратили свое существование (египетская, месопотамская, греческая и др.), 7-8 находятся в состоянии кризиса или под угрозой ассимиляции западной цивилизацией (китайская, индийская).