Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:53, шпаргалка
Работа содержит подробные ответы на билеты по "Культурологии".
Метакультура — трансфизическое человеческое построение, образующееся над группой народов, объединенных общей, совместно творимой культурой. Метакультура обычно включает в себя несколько эгрегоров (этнических, государстевнных, религиозных), один из которых может быть базовым; 2) внутренние сакуалы Шаданакара, представляющие собой как бы сегментарные членения некоторых его нижних слоев. Метакультуры состоят из разного числа слоев, однако каждая из них обладает непременно тремя: физическим - местом обитания в Энрофе соответствующего сверхнарода, творящего свою культуру: затомисом - небесною страною просветленных душ этого народа; шрастром - демоническим исподним миром, противопоставляемым затомису. Кроме того, все менакультуры включают то или иное число слоев Просветвления и слоев Возмездия. Характер этих миров в каждой из метакультур варьируется в зависимости от хода метаисторических процессов.
Метацивилизация - это ивилизация, вбирающая в себя наивысшие общечеловеческие достижения национальных, региональных и формационных цивилизаций. Современные элементы структуры складывающейся Метацивилизации: международные социально-политические, экономические, правовые, культурные, экологические, здравоохранительные, научные, технические и иные организации и достижения.
Исходной посылкой настоящего исследования является представление о культуре как объективной, целостной ментальной реальности. По нашему мнению, подобного рода понимание культуры может служить достаточно эффективным средством конкретного историко-культурологического анализа. Культура рассматривается нами как развертывающаяся во времени ментальная пространственная конфигурация, которая образуется множеством элементарных теоретических объектов – тем. Методологическое обоснование целесообразности и эффективности подобного рода подхода при осуществлении конкретного историко-культурологического исследования будет проведено ниже. Однако, поскольку в современной культурологии преобладает субъективистски ориентированное понимание культуры, необходимо провести философское обоснование понятия культуры как объективного ментального образования. Прежде всего, следует отметить, что в рамках объективно идеалистической традиции в западной философии по существу разрабатывалось понимание культуры как системы объективного духа. ”Мир идей” Платона представляет собой иерархически упорядоченное метафизически ментальное пространство, на вершине которого находится идея Блага. Пространство объективного духа Г.Гегеля структурируется системой категорий диалектической логики. В ХХ веке это течение философской мысли получило дальнейшее развитие в учении об общественном бытии С.Л.Франка, К.Юнга об архетипах коллективного бессознательного, К.Поппера о «третьем мире» и др. Анализ эволюции основных путей осмысления объективного духа как метафизики культуры в истории философии требует специального исследования. Нам достаточно ограничиться выявлением своеобразия природы культуры как объективного ментального пространства.
Поиски начала – едва ли
не самые трудные поиски, в которые
пускается пытливый ум. Любое явление
когда-то и где-то началось, зародилось,
возникло – это кажется нам
очевидным. Но, шаг за шагом добираясь
до его истоков, можно обнаружить
бесконечную цепь превращений, переходов
из одного состояния в другое. Оказывается
всякое начало относительно, оно само
является следствие долгого
Если говорить в широком
этнографическом смысле, культура и
цивилизация слагаются из знаний,
верований, искусства, нравственности,
законов, обычаев и некоторых
других способностей и привычек, усвоенных
человеком как членом общества. «Человек,-
сказал Вильгельм Гумбольдт,- всегда
всё ставит в связь с тем, что
перед ним имеется»(2). Мысль о
непрерывности цивилизации, содержащаяся
в этом выражении, вовсе не какое-то
сухое философское положение. Она
приобретает совершенно практическое
значение в силу простого соображения,
что всякому желающему понять
свою собственную жизнь необходимо
узнать последовательные ступени, которые
привели его воззрения и
Основными источниками изучения первобытного общества и первобытной культуры являются, конечно же, археологические изыскания, этнография, данные геологии, антропологии, мифологии, фольклора. С незапамятных времён человека волновало его прошлое, но только научные достижения последнего века дали возможность ответить на ряд вопросов, интересовавших человечество на протяжении столетий. Одним из таких вопросов был вопрос о том, когда появился первый человек на Земле. Благодаря неустанным поискам была обнаружена одна из древнейших на Земле человеческих культур, восходящая к эпохе палеолита. Человека, чьи останки были обнаружены при раскопках, назвали синантропом.
Обнаружение культуры синантропов относится к 20-м гг. нашего века, когда в 40 км от Пекина были найдены следы их деятельности. По костным останкам синантропа воссоздан его физический облик. Средний рост для женщины- 152 см, для мужчины- 163 см.
В пещере, где производились раскопки, в большом количестве найдены орудия труда и оружие синантропов: изделия из кварца и кварцита, песчаника и роговика. Это грубо обработанные рубящие орудия с широким овальным лезвием. Синантропы систематически пользовались огнём. Спрессованный слой золы от кострищ в пещере достигал семиметровой толщины. Это значит, что пещера была обитаема, вероятно, в течение нескольких тысячелетий. Некоторые кости животных, обнаруженные в пещере, обожжёны, на основании чего можно сделать вывод, что синантропы поджаривали мясо животных на огне.
Охота, поддержание огня, добывание материалов для изготовления каменных орудий труда и оружия, наконец, общее жилище- пещера - объединяли синантропов в устойчивое общество.
Для суждения об уровне интеллектуального развития синантропов решающее значение имеет факт овладения ими огнём как техническим средством и стихией природы.
Неандертальская эпоха была значительным шагом вперёд в развитии производительных сил первобытного общества, его материальной и духовной культуры.
Следующим шагом в первобытной истории человечества стал переход от стадных обществ к родовому строю, к формированию материнской родовой организации. Именно в это время (период ориньякской культуры), вместе с усовершенствованием кремневых орудий для охоты, изготовлением орудий труда из кости, начинается развитие изобразительного искусства и формирование первичных религиозных представлений и верований.
Итак, на стадии дородового общества человечество пребывало около миллиона лет.
В области духовной культуры
у людей этого времени
Параллельно с мифом и
религией в истории культуры существовало
и действовало искусство. Искусство
есть выражение потребности человека
в образно-символическом
Искусство продуцирует свои ценности за счет художественной деятельности, художественного освоения действительности. Задача искусства сводится к познанию эстетического, к художественной интерпретации автором явлений окружающего мира. В художественном мышлении познавательная и оценочная деятельность не разделены и используются в единстве. Работает такое мышление с помощью системы образных средств и создает производную (вторичную) реальность - эстетические оценки. Искусство обогащает культуру духовными ценностями через художественное производство, через создание субъективных представлений о мире, через систему образов, символизирующих смыслы и идеалы определенного времени, определенной эпохи.
Искусство рефлексирует мир, воспроизводит его. Сама рефлексия может иметь три измерения: прошлое, настоящее и будущее. В соответствии с этим возможны различия в типах тех ценностей, которые создает искусство. Это ретроценности, которые ориентированы в прошлое, это реалистические ценности , которые "точно" ориентированы к настоящему, и, наконец, авангардные ценности, ориентированные на будущее. Отсюда - особенности их регулятивной роли. Однако, общим для всех этих ценностей является то, что всегда они обращены к человеческому "Я". В этом содержатся как положительные, так и отрицательные моменты, то есть художественные ценности, преломляясь в сознании и подсознании человеческого "Я", могут порождать как рациональные так и иррациональные мотивы и стимулы к выбору в поведении человека.
Роль искусства в развитии культуры противоречива. Оно конструктивно и деструктивно, оно может воспитывать в духе возвышенных идеалов и наоборот. В целом же искусство, благодаря субъективации, способно поддерживать открытость системы ценностей, открытость поиска и выбора ориентации в культуре, что в конечном счете воспитывает духовную независимость человека, свободу духа. Для культуры это важный потенциал и фактор ее развития.
Духовная культура, формируясь в течение веков и тысячелетий, выполняла две основные социальные функции - выявление объективных законов бытия и сохранение целостности социума. Первая из них - функция познавательная, которую реализуют в системе духовной культуры наука и отчасти искусство, а вторая - общелогическая, регулятивная, которую выполняют политическая, правовая и моральная культура, религия, искусство и др. Эти элементы духовной культуры осуществляют «теоретическое» и «практически-духовное» освоение действительности.
Какое место в этом освоении занимает религия? Рассмотрим этот вопрос в плане взаимодействия религии с искусством, моралью и наукой.
Религия и искусство. Религия - многогранное, разветвленное, сложное общественное явление, представленное различными типами и формами, самыми распространенными из которых являются мировые религии, включающие многочисленные направления, школы и организации.
В истории культуры особое значение имело возникновение трех мировых религий: буддизма в VI в. до н. э., христианства в 1 в. н.э. и ислама в VII в. н. э. Эти религии внесли существенные изменения в культуру, вступив в сложное взаимодействие с различными ее элементами и сторонами.
Термин «религия» латинского
происхождения и означает «благочестие,
святыня». Религия - это особое мироощущение,
соответствующее поведение и
специфические действия, основанные
на вере в сверхъестественное, нечто
высшее и священное. Религия предстает
такой формой отражения действительности,
в которой преобладает
Во взаимодействии с искусством
религия обращается к духовной жизни
человека и по-своему интерпретирует
смысл и цели человеческого бытия.
Искусство и религия отражают
мир в форме художественных образов,
постигают истину интуитивно, путем
озарения. Они немыслимы без
Как взаимодействовали искусство
и религия на протяжении человеческой
истории? Для первобытной культуры
характерна нерасчлененность общественного
сознания, поэтому в древности
религия, представлявшая собой сложный
синтез тотемизма, анимизма, фетишизма
и магии, была слита с первобытным
искусством и моралью. Все вместе
они явились художественным отражением
природы, окружающей человека, его трудовой
деятельности - охоты, земледелия, собирательства.
Сначала, очевидно, появился танец, представлявший
собой магические телодвижения, имеющие
целью задобрить или устрашить
духов, затем родилась музыка и мимическое
искусство. Из эстетической имитации процессов
и результатов труда постепенно
развилось изобразительное
Огромное влияние религия оказала на античную куль-туру) одним из элементов которой явилась древнегреческая мифология. Из мифов мы узнаем об исторических событиях того времени, об общественной жизни и быте греков архаического периода. Гомеровский эпос («Илиада» и «Одиссея») является важным источником для изучения древнейшего периода истории Греции, о котором нет других письменных свидетельств.
Кроме того, древнегреческие мифы послужили почвой для возникновения античного театра. Прообразом театральных представлений были празднества в честь популярного и любимого во многих областях Греции бога Диониса. Во время празднеств выступали хоры наряженных в козьи шкуры певцов, исполнявших особые гимны - дифирамбы (от греч. diphyrambos- «песня козлов»); в этих празднествах, так называемых дионисиях - истоки греческой трагедии. Из сельских празднеств с шуточными песнями и плясками родилась комедия.
Древнегреческая мифология оказала большое влияние на культуру многих современных европейских народов. К ней обращались Леонардо да Винчи, Тициан, Рубене, Шекспир, Моцарт, Глюк и многие другие композиторы, писатели и художники.
Библейские мифы, в том числе главный миф - о богочеловеке Иисусе Христе, были самыми притягательными для искусства. Основными сюжетами живописи на протяжении многих веков были евангельские сюжеты, художники по-разному трактовали Рождество и Крещение Христа, Тайную Вечерю, Распятие, Воскресение и Вознесение Иисуса. На полотнах Леонардо да Винчи, Крамского, Ге, Иванова Христос представлен как высший идеал человека, как идеал чистоты, любви и всепрощения. Эта нравственная доминанта преобладает во всей христианской иконописи, фресках, храмовом искусстве.