Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:53, шпаргалка
Работа содержит подробные ответы на билеты по "Культурологии".
Хейзинга утверждает, что культура - это продукт «играющего человека». При этом ученый не имеет в виду, что культура происходит из игры в результате процесса эволюции. Более того, он отнюдь не считает, что первоначальная игра, путем различных модификаций, постепенно преобразовывалась в культуру. Размышления Хейзинга гораздо глубже. Дословно, в тексте книги это звучит так: «Культура возникает в форме игры, культура первоначально разыгрывается» // Там же. - С. 67. В этой фразе заключен весь смысл культурологической концепции Хейзинга.
Вместе с тем, ученый
предупреждает, что «не
В «Человеке играющем» Хейзинга анализирует соотношение игры и не - игры в поступательном развитии культуры и приходит к выводу, что оно (это соотношение) не остается неизменным. На ранних стадиях человеческой истории игровая культура проявила себя в мифологии и обрядах. В архаических ритуальных формах игровое действо выполняло функцию общения человека с окружающим его миром, выражало стремление понять его, укорениться в нем, сделать для себя приемлемым и безопасным.
В своей книге Хейзинга убедительно показывает значение игры и в процессе формирования социально-нравственных идеалов различных культурных эпох. Ученый подчеркивает, что общественные идеи включают в свое содержание игровой компонент, ибо они связаны с представлениями людей о своей социальной перспективе, с человеческими мечтами и фантазиями. Согласно концепции Хейзинга, целые культурные эпохи «играют». В частности, анализируя игровой момент в период Возрождения, он пишет: «Духовная ситуация... в эпоху Ренессанса есть ситуация игры. Это утонченное и в то же время свежее, могучее стремление к благородной и прекрасной форме есть играемая культура» //Там же. - С. 204. Однако, как пишет ученый, в ходе дальнейшего исторического развития культуры игровой момент отступает на «задний план». В значительной степени «он растворился, ассимилировался в сакральной сфере, кристаллизовался в учености и в поэзии, в правосознании, в формах политической жизни. При этом игровое качество в явлениях культуры уходило обычно из виду. Однако во все времена и всюду, в том числе и в формах высокоразвитой культуры, игровой инстинкт может вновь проявиться, в полную силу вовлекая как отдельную личность, так и массы в опьяняющий вихрь исполинской игры» //Там же. - С. 61-62.
Вытеснение игры из культуры, по мысли Хейзинга, началось с конца XVIII века, когда «духом общества стали завладевать трезвое, прозаическое понятие пользы... и идеал буржуазного благополучия» //Там же. - С.216. Постепенно происходящая утрата свободного духа культуры стимулирует кризисные явления, которые достигают в Европе XX века своего полного выражения. Выход из создавшегося положения ученый видит в распространении нового общественного духа. Альтернативу духовному кризису автор «Человека играющего» усматривает в возрождении в культурном сознании людей первозданной игровой природы.
Размышления И. Хейзинга о культуре как игре оказало влияние на культурологию XX века и способствовало появлению ряда исследований ее игровых аспектов. В этом плане заслуживает внимания интерпретация игровых моментов в культуре XX века, предпринятая испанским философом X. Ортега-и-Гассетом (1889-1953).
В 1925 году им был
опубликован ставший
Игровые модели культуры были предметом осмысления Ф. де Сосюра, Е. Финка, Л. Витгенштейна, С. Лема, Г. Гессе, Ж. Дерридаи ряда других. Главное, что привлекало и привлекает исследователей к этой проблеме, - то, что установленные в игре правила условны. В игре много произвольных вариантов, допускающих возможность иного выбора. Игровой характер культуры позволяет человеку регулировать стратегию своего поведения в постоянно меняющихся жизненных ситуациях.
В истории мирового космизма следует различать:
1) космизм традиционных
культур, в которых космос был
еще определяющим началом
2) космизм культуры техногенной цивилизации, выдвигающий человека в качестве фактора космической эволюции.
Русский космизм, как особое
течение философской и
При всей самобытности русский космизм не является чем то изолированным, локальным, оторванным от мировой философской мысли. Среди истоков этого учения можно обнаружить как восточные, так и западные влияния. В этой связи в общественном сознании широкое распространение получили идеи научного рационализма и материализма, повлекшие за собой развитие активной деятельности естественнонаучных, антропологических, этнографических и прочих обществ в России в конце XIX – начале XX веков. Среди основоположников космизма можно отметить наследие представителей ноосферного направления русского космизма Н.Ф. Федорова (1829-1903), К.Э. Циолковского (1857-1935), В.И. Вернадского (1863-1945).
Русский космизм возник
в области соприкосновения
В последующем изучению русского космизма, исследованию идей представителей этого направления начались в первой половине XX века.
Это работы таких авторов, как А.К. Горский, В.А. Кожевников, Н.П. Петерсон, Н.А. Сетницкий и другие. Так, например, В. А. Кожевниковым и Н.П. Петерсоном были систематизированы идеи Н.Ф. Федорова. Немалая заслуга в исследовании философских взглядов русских космистов, а также других учений, на базе которых возникла их концепция, принадлежит Н.О. Лосскому – автору «Истории русской философии», впервые изданной в первой половине XX века.
В советское время тема
русского космизма изучалась недостаточно,
существовали определенные идеологические
ограничения (особенно это касается
религиозно-философской линии
С конца 80 – начала 90-х
годов исследовательский
Общефилософскому анализу русского космизма посвящены исследования Ф.И. Гиренка, В.Н. Дуденкова, СП. Поздневой, Г.А. Хотинской и др. Целостное рассмотрение этой теории мы находим в работе «Философия русского космизма» (1996 г.), где русский космизм рассматривается в контексте всей отечественной культуры. Историософские позиции теории русского космизма затрагиваются в работах В.Н. Демина и В.П. Селезнева, Б.В. Емельянова, М.Б. Хомякова. В ряде работ исследуются социологические аспекты русского космизма (В.А. Мележик, Ю.А. Харламов). Психологический аспект русского космизма анализируется в трудах А.И. Зеличенко, М.Л. Константиновой, Ж.С. Журибеды, О.В. Козлова. Культурологическому аспекту русского космизма посвящены работы Н.В. Гусевой, Л.М. Максимовой, В.А. Разумного и др. В них раскрыты традиции культуры и проблема духовности в третьем тысячелетии. Отдельные исследования раскрывают тенденции космизма в отечественном искусстве (Ю. Линник). Религиозные проблемы, поднятые в русском космизме, исследуются в работах Г. Семеновой, А.Н. Волкова и др.
В последние десятилетия
прошлого века исследования
проводятся Чтения памяти Н.Ф.Федорова (1Х Международные Чтения Федорова прошли в декабре 2003 г., Х –ые пройдут в ноябре 2007 г.в октябре 2003 г. в Белграде прошла Международная конференция «Космизм литература», проведены ряд собраний педагогов в г.Боровске. Открывались картин А.Л.Чижевского, Н.К.Рериха (в г. Рыбинске в марте 2007 г.) и других художников-космистов (например, О.Высоцкого в г.Ярославле в январе 2003 г.). В прошлом экраны вышел художественный фильм «Космос как предчувствие», Были кандидатские и докторские диссертации по ряду идей русского космизма8.
Значительный интерес представляют
работы, посвященные проблеме становления
ноосферного сознания у детей и взрослых
(Е.П. Левитин, Н.Н. Моисеев, СМ. Половинкин),
воспитания духовности в ее антропокосмическом
аспекте (И. Бестужев-Лада, В.А. Пономаренко,
Н.В. Шелковая и др.), взаимосвязи ноогенеза
и личностно-ориентированной педагогики
(Е.П. Белозерцев, Б.З. Вульфов, А.В. Суворов,
В.Ю. Троицкий, И.С. Якиманская и т.д.). Этим
же вопросам посвящены доклады В.М. Меньшикова
(материалы конференции «Профессионально-
В ходе разработки теории этногенеза
Гумилев приходит к необходимости
введения ряда терминов и понятий, оперируя
которыми освещает закономерности развития
этнических систем на протяжении всей
истории человечества. По ходу рассмотрения
событий в свете этногенеза, опорными
понятиями при анализе исходных
данных становятся понятия этноса,
этнической системы, поля этнической системы,
вспышек или толчков
Так как любым историческим
событиям и процессам свойственна
длительность, теория этногенеза оперирует
конкретными датами, веками, промежутками
исторического времени. Неоднократность
протекания фиксируемых процессов
приводит исследователя к необходимости
решать вопросы кратности, периодичности,
цикличности или ритмичности
упомянутых процессов. Как системный
анализ, теория развития и функционирования
этносов сталкивается наряду со специфическими
вопросами с общефилософскими проблемами,
реальными историческими