Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 15:13, курс лекций
Беря в качестве основного определение культуры как духовной жизни общества, авторский коллектив предлагает варианты ее системного анализа, который должен помочь Вам разобраться в категориях, отражающих морфологическую структуру культуры (религию, науку, искусство и др.), закономерности, тенденции и противоречия ее функционирования и развития. С учетом многообразия и богатства форм ее эволюции на различных этапах человеческой истории и в разных регионах Земли, выделяются типы культуры.
Культура Востока
На протяжении длительного
исторического периода на территории
Индии сложилось несколько
Время на Востоке не имеет значимой протяженности поскольку считается, что все в мире развивается по кругу или спирали. Распространеннейшим изобразительным мотивом в буддизме является колесо. Все это определило малое распространение исторических произведений. При цикличности времени и понятии реинкарнации (перерождения) история теряла смысл, поэтому ее место заняла религиозная философия. Земной мир считался иллюзорным, а непознаваемый Абсолют- реальным. Наивысшим достижением просветленного человека считалась «нирвана»- состояние, исключающее всякие земные желания и предполагающее отказ от земной жизни для слияния с абсолютом. Для европейцев наиболее удобным стало определение «нирваны» как сновидения без снов. Все эти положения входили в индуизм, брахманизм, джайнизм и буддизм.
В древности общество Индии было разделено на четыре группы (варны): жрецы, воины, торговцы, крестьяне. Затем из этой общественной системы выделились более мелкие касты. Высшей считается каста брахманов или священников, обращающихся к Брахме. Живет каждая каста своей общиной, следовательно государство как таковое ее мало волнует и связь общины и государства заключается лишь в уплате налогов. Власть государства нивелировалась тысячей обрядов и обычаев.
Одной из первых форм религиозно- философский систем стал брахманизм, включавший в себя идею всеобщность Брахмы или Абсолюта. Брахманизм отразил разложение родоплеменного строя, выводя на первые план жрецов (брахманов). Любое обращение к Брахме не имело смысла без жертвоприношения, произведенного брахманами. До сих пор в Индии наиболее почитаемыми политиками являются выходцы из этой варны.
Из брахманизма со временем выделился индуизм, опиравшийся на позиции первобытной культуры. Он был более приемлем для крестьянского населения Индии. На первый план вышла тройка божеств: Брахма, Шива и Вишну. Брахма является создателем Вселенной. Шива уничтожает все живое, но он же одновременно- покровитель искусств и ремесел. Вишну олицетворял творческую космическую энергию. Эти божества могли иметь земные воплощения как в мужской, так и в женской ипостаси. Они назывались аватарами. Одной из наиболее известных аватар Вишну был спаситель человечества Кришну. В индуизме жертвоприношение и отправление культа доступно любому, а не только ограниченной группе брахманов. Каждый мог поклоняться различным аватарам, наиболее нужным для какой-либо общины. Отсюда в индуизме большое количество местечковых богов. На основе почитания божеств- спасителей складывается институт святых наставников-гуру. Древние культы играли большую роль в религиях Индии. Это - почитание святых вод Ганга, изображения божеств в зооморфных видах: Ганеша- в виде слона, Гануман- в виде обезьяны, обожествление змей, коров и т.д., что несет на себе черты тотемизма. Абстракции брахманизма в индуизме заменили более реальные вещи. Из культа предков ведут свое происхождение надмогильные ступы и подземные храмы. Для индуизма характерен эротизм. Это связывается с необходимостью подготовки форм для новых воплощений при реинкарнации. Так был создан ряд барельефов в Борободуре.
Джайнизм поставил своей целью достижение слияния с Абсолютом путем ведения крайне аскетического образа жизни. Последователи джайнизма делились на мирян и дервишей, которым первые должны были оказывать поддержку. Женщины в дервиши не допускались из-за сложного образа жизни. Аскеты питались через день, не могли убивать ничто живое (поэтому среди джайнистов нет крестьян), В идеале они должны были вообще обходиться без еды и одежды. Джайнисты принесли в мировую культуру чай, необходимый для поддержания сил во время молений. Для джайнистов отказ от мирской жизни вел к широко поставленной благотворительности. Это обеспечило расцвет архитектуры, живописи и других видов искусства. Джайнисты мало внимания уделяли кастам, но из-за чрезмерного аскетизма распространение получило не это философскою- религиозное течение, а буддизм, более мягко подходивший к вопросам аскетизма.
С эпохой Древнего Востока связано рождение в Индии в VI в. до н.э. первой мировой религии. Ей стал буддизм. В 40 лет Сиддхартха Гаутама «достиг просветления» и стал называться Буддой, т. е. «просветленным». Если вся жизнь является страданием, то человек в состоянии прервать извечный круговорот кармы и остановить цепь реинкарнаций, буддизм претендовал на создание учения об освобождении и давал пути для реализации этого учения. Источник страданий - жажда жизни, жажда наслаждений, власти, обладания, а их прекращение - уничтожение этой жажды через освобождение от желаний.
Человек был в состоянии сделать выбор, ведущий к освобождению. Для этого надо было следовать основным праведным положениями «восьмеричного пути» : взглядам, поведению, усилиям, речи, мыслям, памяти, образу жизни, самоуглублению. Человек должен полагаться на себя, а не искать спасения извне. Выдвигая идею о всеобщем равенстве людей по рождению, буддизм выступает против резких кастовых перегородок.
В буддизме выделилось два направление: «малая колесница(хинаяна) и «большая колесница» (махаяна). Для достижения слияния с Брахманом люди проходят несколько ступеней: человек, гуру (учитель), аскет (дервиш), ботхисатва (Будда, оставшийся на земле). Указанная очередность характерна для хинаяны, т.е. в ней основным является аскетизм. Некоторые народности, исповедующие это течение буддизма, в своей жизни на несколько лет уходят в монастыри ( Шри Ланка, Бирма, Таиланд). Махаяна предполагает более доступный большинству людей путь к совершенству через знание. Мудрость Космоса идет через гуру, его истина верна. Для Востока учение Будды не требует доказательств. В махаяне впервые появляется понятие о рае и аде.
Космология буддизма предполагает существование трех сфер: идеальный верхний мир , средний, в котором находятся божества нижнего порядка и нижний с людьми. Каждый мир состоит из малых, средних и больших Вселенных, число которых превышает 100000. Каждая малая Вселенная состоит из элементов: 4 острова, ориентированные по сторонам света, и центральная гора Мэру. Вселенная, как и человек при реинкарнации, переживает 96 катастроф, после которых вновь возрождается. Окончательно мир погибнет в огненной катастрофе, но к этому времени все люди сольются с Абсолютом.
В Индии буддизм не получил большого распространения, поскольку на его пути стала кастовая система.
В Китае появляется разновидность буддизма -дзен. Он опирается на скрытые силы в человеке и мгновенное интуитивное озарение. Дзен был очень почитаем в Японии, где считали, что военное искусство и сосредоточенность и четкость во время тренировок помогают просветлению лучше, чем длительные медитации. Сейчас около 15 % населения Земли относят себя к буддистам.
Существует ряд особенностей, отличающих восточную культуру от западноевропейской:
Даже Будда был запечатлен в сравнительно позднее время и не имеет ничего общего с реальным типом.
Для восточных обществ является и иное положение личности и отношение к ней общества и государства. Основными чертами этой связи были: государственно-общинная система с верховной собственностью на землю, на производимый на ней продукт и на самого работника; преобладание коллективного начала над индивидуальным, растворение личности в определенной социально- культурной общности (например, касте); резко выраженное социальное неравенство, практически ничем не ограничиваемая эксплуатация общинников деспотической верховной властью.
Несмотря на обилие изобретений Восток никогда не стремился к системности науки. Поскольку мир- иллюзорен, то не следует искать в нем каких-либо закономерностей. На Востоке стремятся понять силы, заложенные в природе, но эксперимент, как деятельностное отношение человека, мало популярен. Таким образом мышление восточного человека и европейца имеют большие отличия, что и сказалось на культуре в целом. Характерными памятниками архитектуры буддизма являются Ступа в Санчи и Анкгор-Ват.
Даосизм и конфуцианство
Основными религиозно- философскими учениями, распространенными в Китае были даосизм и конфуцианство. Китайцы мало задумываются о жизни после смерти или мистических откровениях, зато главным в их жизни является подражание некому эталону добродетели. Духовенство слабо распространено в Китае, его место заняли ученые, выполняющие функции жрецов по отношению к культу Неба. Среди пантеона китайских богов в одно время на первый план вышел бог Шанди, являющийся одновременно как тотемом, так и всеобщим предком. Это привело к ослабеванию религиозного и усилению прагматического начала, проявившемуся в культе предков. Затем Шанди был потеснен культом Неба, но на Небо были перенесены черты прародителя китайцев. Сыном Неба считается правитель - ван, а вся империя называется Поднебесной. Небо карает недостойных и награждает добродетельных Смысл жизни для древних китайцев заключался в поддержании правильных взаимоотношений человека с космосом, умении следовать за движением мира. Высшая заслуга правителя - забота о народе, который в иерархии ценностей китайского общества стоит выше божеств. В Китае не приветствуется индивидуальность, слияние в единый китайский народ является наивысшим достижением. В ХХ в. социалистические идеи оказались созвучны общественным представлениям китайцев.
Постепенно Небо становится все более абстракцией, а акценты смещаются в реальную жизнь. Основой является природа. Мир гармоничен сам по себе и не надо его переделывать. Творчество принадлежит Небу. Соответствовать космическому ритму - идеал Китая. Основоположником идеи даосизма был мудрец Лао-цзы. Лао-цзы, разочаровавшись в жизни, решил покинуть Китай. Свои взгляды он изложил в крупнейшем доасском трактате. Основой его учения является дао (путь), который рассматривается в философском и религиозном смыслах. Дао объявляется причиной и сущностью мира, дао всеобъемлюще и является источником многообразия всех вещей. В даосизме отчетливо видны черты ранней диалектики. Противоположностями по даосизму являются инь и ян. Человек должен видеть не одну реалию, а мир в его многоплановости, объемном восприятии. Мир подвижен, следовательно, непостижим, в своей же невидимой основе он находится в покое и его можно понять. Надо жить в согласии с миром, и тогда ты достигнешь совершенства. Природу не надо переделывать, к ней надо тщательно прислушиваться. Даосизм не придавал государству такого большого значения как конфуцианство, считалось что его законы как и семьи надуманы. В религиозном аспекте даосизм огромное значение придавал взаимоотношению человека с различными божествами и демонами. Веками даосы занимались проблемой бессмертия. Показательным памятником подготовки к загробной жизни стала гробница Цинь Шихуади. Готовить свою гробницу правитель стал в возрасте 14 лет. Этот крупнейший мавзолей превзошел по своим масштабам египетские пирамиды. В гробницы выстроилась глиняная армия правителя, где каждый воин имеет индивидуальное лицо. Всего в гробнице насчитывается около 8000 фигур в натуральную величину.
Конфуцианство не является в полном смысле религиозной системой, это система моральных начал, возведенных в ранг государственной политики и религии как таковой. Конфуций перед выдвижением своей системы взглядов объехал вся страну и считал, что мир погряз в хаосе. Все противоречия лежат в нарушении правил и ритуалов, оставленных от «золотого века» предками. Значит, надо возвратиться к идеализированным истокам общества. Главным для человека должно стать чувство долга, обеспеченного знаниями, а не расчетом. Человек должен быть требовательным к себе. Благородный человек провозглашался связующим звеном между обществом и Небом. Конфуцианство после смерти Конфуция стало официальной государственной религией. В качестве первых мероприятий был составлен список поведенческих ритуалов. Китайские церемонии несут в себе глубокий смысл. Они должны обеспечить стабильность в обществе. Огромное значение в конфуцианстве придается форме выражения. Форма является культуротворческим фактором. Социальный порядок по Конфуцию не должен нарушаться-есть верхи и низы, управляющие и работающие. Если происходит отклонение от порядка, то его надо выправить. На высшие ступени общества ведет не происхождение, не богатство, а знание. У ворот академии Цзися в гуманитарных спорах сходилось до тысячи ораторов. Любой человек мог быть включен в правящую элиту после сдачи трехступенчатого экзамена. Считалось, что это не даст возможности недостойным занять место чиновника. В реальной же жизни препятствием стало базовое образование -иероглифика. Начинать изучение иероглифики требовалось с раннего детства. Общепринятый набор 3-4 тыс. иероглифов не дает возможности читать и толковать древние тексты, необходимые на экзамене. Образование является огромным стимулом китайцев. Конечная цель управления- забота о народе, за ним в иерархии ценностей идут божества и сам правитель. Самому же народу его чаяния недоступны и им нужно управлять. Государство повторяет структуру семьи. Правитель является отцом, все члены семьи ему обязаны подчиняться. Но только хороший правитель может руководить страной. Если же он не осуществляет своих функций, то он теряет свою добродетель и не является более представителем Неба. В этом случае народ имел право на его смещение. Поэтому в Китае наблюдается большое количество восстаний и общественных движений. Жил правитель в так называемом «Закрытом городе».
Отдельно Конфуцием был разработан принцип сяо- сыновнего долга. Долг перед семьей, народом, государством является высшей добродетелью человека. Любовь не должна играть ведущей роли в семье, главным является почитание старших и большое количество детей, обеспечивающих дальнейшее развитие семьи. Если умирал один из старших предков, дети соблюдали траур. В течение 27 месяцев они не ели мяса, не брились. В семье нет ничего личного, чего бы не знали члены семьи. Живут китайцы большими кланами и деревнями со своими храмами и почитаемыми божествами.
Знание в конфуцианстве не носит всеобъемлющего характера., многочисленные изобретения не дали систематического комплекса. Сам Конфуций считал, что конкретные знания отвлекают человека от следования Пути Неба. Выше знающего ценилась любовь к людям и обществу. Порох первоначально был предназначен для культового общения с Небом, как и различного вида китайские фонарики и змеи. Конкурсы на лучшего змея до наших дней проводится в Китае.
Внимание к Небу вело
за собой развитие астрономии. Китайские
ученые усовершенствовали лунно-
Мир и человек едины. За каждый орган человека отвечает та или иная звезда. Медицинский каталог I в. перечислял 35 трактатов по разным болезням. В Китае были разработаны методы пульсовой диагностики и лечения эпидемических заболеваний., известное всем иглоукалывание. В культуре Китая конфуцианство и даосизм оставили трепетное отношение к природе. Цветы и птицы-главные мотивы изобразительного искусства. К цветам относятся бережнее, чем к людям, им рассказывают истории и поют песни. Цветок является многозначной символикой мира. Бамбук в изобразительном искусстве- это признак стойкости в борьбе с бедами. В каждом изображении закладываться смысловая подоплека. Широко развит пейзаж, где человеку отводится минимальная роль. Это человек должен подстраиваться к миру, а не наоборот.
Популярными в Китае были сады камней, предназначенные для размышлений. Один из камней скрыт другими и не просматривается, человек должен зрительно себе его представить
Культ предков стимулировал строительство семейных алтарей и декоративно- прикладное творчество. На коньках крыш и возле жилищ ставились статуи стражей для отпугивания демонов. В семейный культ широко включались колокола. В погребальном ритуале использовались различного вида чаши. Погребальное облачение одной из родственниц императора представляет из себя облачение из почти 3000 нефритовых пластин, скрепленных золотыми нитями.