Государство и общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 15:13, курс лекций

Описание работы

Беря в качестве основного определение культуры как духовной жизни общества, авторский коллектив предлагает варианты ее системного анализа, который должен помочь Вам разобраться в категориях, отражающих морфологическую структуру культуры (религию, науку, искусство и др.), закономерности, тенденции и противоречия ее функционирования и развития. С учетом многообразия и богатства форм ее эволюции на различных этапах человеческой истории и в разных регионах Земли, выделяются типы культуры.

Работа содержит 1 файл

Курс лекций по культурологии.doc

— 653.50 Кб (Скачать)

Мы в дальнейшем изложении будем в основном придерживаться глобально-исторической типологии, схематично представленной в таблице 3 приложения. Выделенные в ней четыре основные типа культуры соответствуют четырем типам общества в теориях постиндустриализма (см. таблицу 2 приложения). В то же время в ней учтен формационный и ряд других типологических подходов. В связи с использованием данной типологии возникают три проблемы:

1. Проблема единства человечества. В науке до сих пор не решен вопрос о том, произошел ли человек из одного центра (региона), нескольких или многих. Однако несомненно, что к моменту зарождения древних цивилизаций союзы племен, на базе которых они рождались, довольно сильно отличались друг от друга. Поэтому основными носителями традиционной культуры являются локальные цивилизации, а не общемировая.

Переход от первобытной  к традиционной культуре и далее  происходит несинхронно (неодновременно) во всем мире. Поэтому, когда одни народы переживают стадию традиционной или рациональной культуры, другие все еще остаются в рамках первобытной. В то же время, тенденция к созданию общемировой цивилизации и культуры становится ощутимой в индустриальном обществе и может стать ведущей в информационном, а число народов, находящихся на более низких уровнях развития, сокращается.

2. Проблема переходных типов (видов)  культуры. Характер вхождения в новый тип общества в разных странах отличается. Так, переход России к индустриальному обществу и рациональной культуре по сравнению с «классической» западной моделью начался не в XVI, а в XVIII в. и затянулся до ХХ в. При этом он сочетался с очень сильными элементами традиционной культуры (бюрократизм, коллективизм и др.). Еще более своеобразный пример сочетания черт традиционного, индустриального и информационного обществ демонстрирует современная Япония.

  3. Проблема сочетания данной типологии  с локально - цивилизационной. По мнению некоторых культурологов, применение локального подхода целесообразно лишь при анализе традиционного общества, менее актуально - в отношении индустриального (в связи с развитием международных связей) и теряет смысл применительно к информационному обществу (т.к. информационная культура будет глобальной). Думается, это не совсем верно: хотя тенденция к общемировой цивилизации и существует, она (по крайней мере в XXI в.) в лучшем случае будет из себя представлять неустойчивую конфедерацию разных цивилизаций.

Их специфика  и культурная самобытность определяется не только и не столько разным временем возникновения, географическими или внешнеполитическими факторами, сколько характером сложившейся и заключенной в традициях и менталитете (подсознании и психологии) системы ценностей. Даже вечные общечеловеческие ценности (правда, справедливость и т.д.) в различных культурах трактуются по-разному. Есть отличия и в иерархии ценностей (что важнее: коллективизм или индивидуализм, долг или свобода и т.п.). Поэтому, чтобы добиться более объективной картины культурно-исторического развития человечества, необходимо одновременное применение обоих вариантов цивилизационного анализа. Это дает возможность понять следующее: каждая локальная цивилизация (если не погибает) проходит однотипные стадии развития (первобытную, традиционную, индустриальную и информационную), но делает это по-своему, причем наибольшее своеобразие наблюдается в духовной сфере.

 

РАЗДЕЛ 2.  ИСТОРИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

Тема 2. Культура первобытного общества и Древнего Востока

Первобытная культура до сих пор имеет огромное значение в обществе. Помимо того, что рядом с нами продолжают проживать племена, находящиеся на первобытной ступени развития, огромное количество признаков  этой культуры перешло в современную жизнь. Запрет на произнесения настоящего имени, которое может быть использовано для враждебного наговора, приводит к переводу имен ближайших родственников на имя-заменитель ( мама, папа, дедушка, бабушка и т.д.). Точно также происходила метаморфоза с названиями животных: вол- «тот, кто волочит добычу», медведь - «тот, кто ведает мед» и т.д. Мелкие животные в этот перечень попадали редко.  Современный человек, не задумываясь застилает по утрам кровать, тем самым исполняя древний магический обряд ликвидации своего следа, по которому может пойти преследование.

 К. Юнг, выдвигая  идеи «коллективного бессознательного»,  исходил из того положения,  что, когда общество находится  в кризисных своих моментах, особенно  при резком изменении идеологических  позиций, на первый план выходят  очень древние мотивы. Таковыми мы можем считать элементы первобытной культуры. В этих условиях люди начинают верить в чудеса, в сознании блокируется необходимое для анализа обстановки как ненужное. Начинается влияние не разума, а чудотворцев, нарастает влияние сект. С одной стороны современный человек продолжает обращаться к первобытной культуре, с другой - он не владеет всем комплексом знаний, присущих ей. На этот процесс также влияет и сложность в понимании первобытной культуры. Сказывается отдаленность первобытной культуры во времени. В наше же время даже те народы, которые находиться на первобытной стадии развития  испытывают на себе влияние современности, искажающее черты первобытной культуры. С проплывающих мимо судов в эти племена попадают вещи, не соответствующие  этой стадии развития культуры. Неоднократно указывается на обожествление упавших в джунглях самолетов. Вторым аспектом  в сложности понимания первобытной культуры является огромное многообразие ее форм.

В поисках общего и  различного между психикой современного и древнего человека сложилось несколько научных школ. Эволюционная школа считала, что психика человека однотипна на всем протяжении времени. Философы, склонные к психологическим аспектам изучения человека, также расходились в своих взглядах от сравнения сознания дикаря с детским восприятием и до соответствия человека современного и древнего с усиленной эмоциональной сферой последнего. Фрейдизм опирался на  невротическое восприятие мира первобытными людьми. Существует также точка зрения о коллективистско - дологических представлениях древних.  Несмотря на все различия в этих точках зрения можно выделить единое целое, с чего начинается любая культура - это язык и его формы. Затем к основным условиям существования любой культуры присоединяются трудовая деятельность и творческая активность самого человека. На основе опыта происходит развитие языка, каждый предмет определяется символом, словом.

Тип современного человека появился примерно 40 тыс. лет  назад в древний каменный век - палеолит. Древнейшие люди (архантропы) уже изготовляли простейшие орудия труда из природных материалов. С созданием и совершенствованием орудий труда возникает материальная культура. Первобытные люди занимались собирательством, рыболовством и охотой (эпоха потребляющего хозяйства), расселялись по берегам рек. Первой формой организации общества стали семья, а затем более крупные единицы как род и племя. На ранних этапах общества действовал матриархат, обозначающий господствующее положение женщин. Простейшие орудия труда не позволяли мужчинам выполнять функции как охотников так и защитников. Охота была загонной, где основным условием становился шум, производимый женщинами и детьми. Поэтому и конечный продукт охоты распределялся женщинами. Питание и проживание также были общественными. Жилища представляли из себя пещеры, хижины и полуземлянки, где мог разместиться весь род. Люди были равными по своему положению, с одинаковыми правами и обязанностями, среди них не было богатых и бедных. В первых общностях человека - стадо, род, племя, семья - отношения определялись родственными связями, и нормой в этом обществе были помощь и взаимоподдержка, авторитет традиций. Материальное бытие человека было органически связано с духовным.

Первоначально все члены  общества являлись друг для друга  как братьями и сестрами, так и супругами. Следовательно, счет родства шел по материнской линии. При смерти кровных родителей заботу о их детях брал на себя род, поэтому точное знание родителей было не обязательным. В современном мире подобную функцию берут на себя детские дома, а институт крестных в религиозной сфере обеспечивает ребенку дополнительную пару родителей.

Главной особенностью древнего сознания была мифологизация жизни.  Древний человек был не в состоянии описать причины солнечного затмения, в то время как версия о проглоченном чудовищем светиле его вполне устраивала. В мифах люди осмысливали свою жизнь, сливались с событиями через эмоциональные и логические ассоциации. Миф отражал интуитивно установленную закономерность законов природы через действие божественных сил. Таковыми являются истории об умирающих и воскресающих божествах (Деметра, Осирис). При недостатке абстрактных понятий в языке миф помогал самовыражению древнего человека. Одними из первых культурных норм стало ограничение инцеста и каннибализма.

Зависимость от природных сил, необъяснимых для  древнего человека привела к появлению  первоначальных религиозных представлений.

Тотемизм - вера человека в родственную связь между его родом и определенным животным (тотемом ), которое считалось прародителем и защитником от бед и болезней. Вместе с тотемизмом возникают табу - пищевые и другие запреты, отражающие формирующиеся нравственные представления первобытных людей.  В осознании людей себя как коллектива тотемизм проложил первую грань этнического самоопределения: «мы» и «чужие». Чужие могут быть весьма опасными. Отсюда берет начало поверие о происхождении упырей от чужака, захороненного на семейном кладбище. В современной кинематографе мотив «Чужих» используется очень широко. Ритуальное поедание тотема помогает сохранить с ним кровную связь. Это действие происходит редко и в торжественной обстановке. В наше время отголоском этого события является причащение. Тотемизм долгое время сохранялся во внешнем облике египетских богов, прослеживается он и в греческих мифах (лань Артемиды, сова Афины). В период средневековья в официальной культуре он трансформировался в геральдику, в народной же культуре очень популярным был сказочный мотив оборотничества.

Анимизм (от лат. «anima» - душа, дух) - представление о душе, всеобщем одухотворении природы. Все с детства знают, что нельзя обдирать листья с дерева, т.к. «дереву больно». По кельтской же мифологии человек, повредивший ствол, должен был своим телом закрыть эту «рану». Главным в анимизме становится душа, тень, двойник. Отсюда ведут свое начало все манипуляции с зеркалами при гаданиях. Нельзя неожиданно будить человека или менять во сне его внешность- душа, странствующая за пределами тела, не успеет в него вернуться или не узнает его. Во многие религиозные системы вошел обычай принятия последнего вздоха умирающего. Если первоначально его принимал старший сын, то в христианстве эта прерогатива отошла к священникам. Долго держался обычай съедания противника для передачи его сил и души победителю.

Анимизм в своем развитии прошел три этапа: простая вера в душу, появление представлений о загробной жизни, появление представление о божественном возмездии.

Фетишизм (фетиш - амулет, талисман) - вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов. Использование культовых предметов, предназначенных для защиты человека от эпидемий, войн и т.д. привело к их обожествлению. Это в свою очередь вызвало развитие декоративно - прикладного творчества по защитной вышивке, производстве талисманов и т.д. Украшалось также личное оружие и орудия труда.

Культ мертвых  или предков включал в себя поклонение прародителям и их душам. До наших дней отмечаются «родительские дни», в которые люди посещают кладбища. Если индейцы вопрошали судьбу, засыпая в окружении черепов предков, то славяне хоронили «пращуров» или «чуров» под порогом для своей охраны. Отсюда идет поверие о том, что нельзя возвращаться, разговаривать через порог, передавать соль или деньги, т.е. производить действия, тревожащие «чура». Женские божества присутствуют в первобытной культуре всех народов в виде скульптурных изображений. В материальной культуре остались «первобытные Венеры» - символы плодородия - чрезвычайно полные женщины -прародительницы.

Для всех форм религиозного сознания первобытной культуры характерно использование магии. Магия (колдовство) представляет из себя веру в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей, предметы. Все народы прошли через стадию магического познания мира. Исследователи считают что существует два вида магии: контактная (при прикосновении) и гомеопатическая (действия над подобным предметом). В практике существовало деление магии по видам деятельности человека: охотничья, жилищная, любовная и т.д. 

Магия, хотя и относится  к религиозным формам, но от религии отличается некоторыми чертами. Для древнего человека магия обозначала прямое общение с потусторонними силами без промежуточной инстанции в виде священнослужителя. Человек в этом общении был активен. Если фетиш не исполнял своих обязанностей, то его следовало наказать. Было и нечто общее между магией и наукой. И та и другая устанавливают закономерности, люди при исполнении действий должны точно следовать неким правилам. Магия приводила к накоплению знаний, особенно по медицине (трепанации черепа).

  Во многих обрядах человек пытался воздействовать на природу через ритуал, подражающий природным действиям. Основными мотивами ритуала были: вызов дождя, обращение к силам природы с целью увеличения семьи, урожая и т.д. 

Особенностью  первобытного искусства был синкретизм (соединение)  слитность всех жанров культуры в едином действии. Так в хороводе нераздельно переплетаются ритуал, танец, музыка, пение.

Отражением  ранних представлений человека о  мире стало изобразительное искусство. Первым жанром в этой сфере человеческой деятельности стали наскальные росписи, которые, вероятно, имели отношение к магии охотников, основанной на подобии поражения нужного животного.  Изображения выполнялись минеральными красками, что позволяет им сохранить насыщенность цвета спустя много лет. Первенство в цветовой гамме принадлежит красному цвету символизирующему солнечный свет, кровь, жизнь. В длительном периоде действия первобытной культуры происходило колебание от реалистического изображения животных к знаковому и наоборот. В целом же, первобытное искусство реалистично и поражает четкостью линий и владением цветом.

Определенным элементом  изобразительного искусства можно  считать нанесение узоров татуировок и создание сложных ритуальных причесок. Дополняли «костюм» первобытного человека многочисленные украшения. В древних погребениях найдены многочисленные украшения из раковин и полудрагоценных камней. Первые зеркала делались из вулканического стекла - обсидиана.

Со временем сформировались виды декоративного  искусства - резьба по камню, кости ; декоративно-прикладного - керамика, обработка металла. В поздний период первобытного общества развивались художественные ремесла (изделия из бронзы, золота, серебра).

К концу первобытной  эпохи можно выделить несколько  видов поселений. Мирные жители обитали в селищах, богатства рода сохранялись в укрепленных городищах. Развитие оружия и военной техники привело к строительству каменных  крепостей. В поселении выделялись культовые постройки общинных святилищ, там же размещался продовольственный запас (зернохранилище). Культ мертвых получил отражение в гробницах, больших сооружениях (дольмены и кромлехи). Гигантские скульптуры на острове Пасха также соотносят с этими древними представлениями о предках.  Обсерваторией первобытного времени является известный Стоунхендж.

Приблизительно 14 - 12 тыс. лет назад (в ХII -Х тысячелетии до н.э.) начинается аграрная революция - переход от присваивающего к производящему хозяйству, т. е. земледелию и скотоводству. К IV тыс. до н. э. появляется ирригационное сельское хозяйство, послужившее толчком к возникновению первых цивилизаций. Название стадии развития, переходной от родового (первобытного) общества к цивилизации в различных исторических и философских концепциях называется по-разному : варварство (у Л. Моргана), период земледельческой, или соседской общины (в марксизме), аграрная революция (в теории модернизации), военная демократия и т. д. Эти термины отражают разные стороны качественных изменений, положивших начало древней истории, которая охватывает период с IV тыс. до н. э. до середины I тыс. н. э.

Информация о работе Государство и общество