Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 15:13, курс лекций
Беря в качестве основного определение культуры как духовной жизни общества, авторский коллектив предлагает варианты ее системного анализа, который должен помочь Вам разобраться в категориях, отражающих морфологическую структуру культуры (религию, науку, искусство и др.), закономерности, тенденции и противоречия ее функционирования и развития. С учетом многообразия и богатства форм ее эволюции на различных этапах человеческой истории и в разных регионах Земли, выделяются типы культуры.
В.Ю. Черных
Т.Ю. Шестова
КУРС ЛЕКЦИЙ
ПО
КУЛЬТУРОЛОГИИ
Пермь 2007
ББК 71. 0 : 63.3
УДК 003 : 930. 8
Ч 496
Черных В.Ю., Шестова Т.Ю.
Ч 496 Курс лекций по культурологии / филиал УАГС в г. Перми, 2007. 96 с.
Курс лекций подготовлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Дает представление об аксиологическом, деятельностном, цивилизиционном и других современных подходах к анализу теории и истории культуры, содержит методическое приложение, включающее справочные таблицы, планы семинарских занятий, темы контрольных работ, указатели литературы и контрольные вопросы. Предназначено доля студентов вузов.
Табл. 6
ISBN
Авторы : Черных В.Ю., доктор философских наук;
Шестова Т.Ю., кандидат исторических наук
Авторы выражают признательность
коллективу кафедры истории, политологии
и социологии Пермской государственной
медицинской академии за согласие на
использование отдельных
Рецензенты:
Коротков Н.З., доктор философских наук, профессор кафедры культурологии Пермского государственного технического университета, академик Академии гуманитарных наук;
Зубарева Н.Б., кандидат искусствоведения, доцент, заведующая кафедрой культурологии, философии и искусствоведения Пермского государственного института искусства и культуры
Печатается по решению Совета филиала УрАГС в г. Перми.
ББК 71. 0 : 63.3
УДК 003 : 930. 8
ISBN ÓЧерных В.Ю., 2007
ÓШестова Т. Ю., 2007
От авторов
Культурология - новая учебная дисциплина, появление которой связано с тенденцией к гуманизации и гуманитаризации общего и специального образования. Ее задача заключается не только и не столько в расширении кругозора, сколько в том, чтобы создать более или менее целостное представление о культуре, показать ее роль в жизни общества и каждого человека, способствовать творческому развитию личности студента.
Творческий характер изучения культурологии заложен уже в самом предмете ее как науки. Объектом ее исследования является культура. Предметом обычно принято считать то, как определяется понятие в данной науке в то или иное время и как, с каких позиций этот объект изучается. К моменту оформления культурологии в самостоятельную науку (или, как считают некоторые ученые, комплекс научных дисциплин), в середине 60-х годов, по подсчетам американских специалистов, существовало от 160 до 250 определений культуры. По мнению известного пермского историка и культуролога Л.Е. Кертмана, к концу 80-х годов их число удвоилось. Человеку, не имеющему базовой философской подготовки, разобраться в таком обилии определений довольно сложно. Поэтому авторы курса лекций видят свою задачу прежде всего в том, чтобы ознакомить Вас с главными подходами к пониманию культуры в прошлом и настоящем.
Беря в качестве основного определение культуры как духовной жизни общества, авторский коллектив предлагает варианты ее системного анализа, который должен помочь Вам разобраться в категориях, отражающих морфологическую структуру культуры (религию, науку, искусство и др.), закономерности, тенденции и противоречия ее функционирования и развития. С учетом многообразия и богатства форм ее эволюции на различных этапах человеческой истории и в разных регионах Земли, выделяются типы культуры. В основу типологии положен историко-аксиологический подход1, при котором каждый тип культуры определяется исторически сложившейся системой ценностей, характерной для той или иной цивилизации.
Цивилизация (типы общества) рассматриваются одновременно как стадии в эволюции человечества (традиционная, индустриальная и информационная цивилизации) и как устойчивые локальные экономические, политические и культурно-исторические сообщества (индийская, западноевропейская и др.). Такой подход дает возможность показать, например, специфику российской культуры и ее взаимосвязь с общемировой.
Наибольшее внимание в пособии уделено этапам развития отечественной культуры, что объясняется стремлением дать Вам возможность глубже проанализировать ее проблемы, выработать собственное обоснованное представление о путях ее выхода из нынешней очень непростой культурно-исторической ситуации и своем месте в этом процессе
Помимо теоретического курса в настоящее издание включены планы семинарских занятий с указание литературы по каждому вопросу, темы контрольных работ, правила их оформления и контрольные вопросы.
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ
Тема 1. Предмет культурологии
Культурология
- наука о культуре. Сегодня существует
несколько сот определений
Термин «культура» - латинского происхождения и в Древнем Риме означал обработку земли, выращивание растений и воспитание человека. Цицерон, известный римский философ и оратор считал, что мир поделен на две части - варварство и Рим. Для того чтобы остаться в границах культуры (т.е. Римской империи) и требуется эта подготовка гражданина. Цицирон отмечал, что у общества и каждого конкретного человека бывают разные целеполагания и интересы, что предполагает связь между этими частями в виде слова. Словом разрешаются все жизненные противоречия. Естественно, при расцвете рабовладельческого общество подобная точка зрения никак не опиралась на реальность и относилась непосредственно к малочисленным гражданам Римской империи.
В средневековье главное связующее звено всех людей, их жизни выносилось за пределы человеческого бытия и главной ценностью становился - Бог. Возрождение заменило его не менее полнокровной фигурой человека - творца, вставшего на место божества. Человек не просто живет во имя Бога. Он сам творит этот мир, красоту, себя самого. Эта самая яркая часть в представлениях о культуре. Культура теперь не только преобразованная природа, но и преображенный человек. Но индивидуализация привела и к религиозным войнам и другим печальным последствиям. Теперь мир надо было не только представлять , но и понимать.
Просветители XVIII в. о культуре
Активное
использование понятия «
И. Гердер рассматривал сущность культуры как непрерывно развивающийся целостный, закономерно проходящий все ступени процесс. В его учении закладываются и некоторые современные теории культуры. Ступени развития по Гердеру:
Таким образом Гердер тяготел к космогенезу и биогенезу. Что выделило человека из животного мира? По И. Гердеру главной стала речь, как признак разума. Речь помогает передать другим поколениям накопленный опыт, прошлое воспитывает будущее. Язык способствует развитию ремесел, науки и искусства. Все негативные черты культуры должны пасть перед гуманностью воспитанных в культурных традициях людей. Все должны соревноваться в скорейшем достижении гуманности. Человек должен быть счастлив в этом мире и ни в каком другом.
Иначе рассматривает достижения культуры Ж.-Ж. Руссо. Он впервые ставит вопрос о негативных чертах культуры. Он использует термин «цивилизация» как плод и источник неравенства людей. Общественные интересы и индивидуальные не совпадают, наука начинает творить зло. Общественный прогресс несет социальное расслоение, впервые появляется проблема отчуждения. Отчуждение может быть социально-экономическим (частная собственность порождает зло), моральным (в погоне за материальными ценностями люди теряют моральные качества), психологическим (люди меньше общаются), возникает проблема одиночества человека. Все эти черты приводят к фальши в искусстве, науке и общении, приводят к общеккультуному отчуждению. Отсюда - стремление к естественному человеку. Идея воспитания по Ж.-Ж. Руссо захватила общество. Ребенок - чистая доска., при этом не учитывались окружение и наследственность. Детей перестали учить вообще; считалось, что природа научит их необходимому. Чтобы дети наиболее объективно постигали мир, воспитывать их должны дружные семьи. Сам же Ж.-Ж. Руссо женился на коровнице, а детей отдавал на воспитание в приюты, что несколько диссонировало с его теорией. Но в взглядах Ж.-Ж. Руссо нашел отражение процесс болезненной ломки старых, традиционных, феодальных отношений и формирования новых, буржуазных.
Попытки теоретического разрешения противоречия между прогрессом и «аморальностью» общества, основанного на частной собственности, предпринимаются в немецкой классической философии. Так, И. Кант внешние проявления материального и духовного развития относил к понятию «цивилизация», а в культуре видел лишь позитивные достижения в духовной жизни и, прежде всего, в нравственном самосовершенствовании людей. И. Кант считал, что человек вовсе не морален от природы. Хорошие люди также могут совершать плохие поступки. Мораль формирует человека, но не заложена в нем; ее формирование связано с долгом, самоотречением. Нравственные принципы должны выполняться добровольно и осознано. Только внутренне свободный человек может совершать нравственные поступки. В рамках этой теории прозвучал старый принцип : «поступай с людьми так, как хотел бы, чтобы относились к тебе». По И. Канту человек - это высшая культурная ценность, любые принижения личности антикультурны.
Ф. Шиллер был возмущен феодальными пережитками в своей любимой Германии. Он считал, что красота спасет мир. Главным становилось эстетическое воспитание человека. Причем Шиллер отлично понимал, что в его время явно выделялось две культуры. Мир красоты, иллюзий должен был сделать людей чище и лучше.
Г. Гегель выделял прежде всего человеческий разум. Он познает и преобразует мир. Человек проходит в своем становлении все ступени пережитые обществом ранее. Гегель был решительным сторонником европоцентризма, считал европейскую культуру высшей стадией развития духа
С XVIII в. складываются два основных подхода к определению культуры:
1. Культура в широком смысле слова отождествляется с обществом и включает в себя все, что отличает человека от животного, все созданные человечеством материальные и духовные ценности.
2. Культура в более узком смысле - это часть цивилизации, это духовная жизнь (сфера), в отличие от экономической, политической (содержание которой составляют борьба за власть и система управления) и социальной (включающей социальное устройство общества, национальные, семейно-бытовые отношения) сфер общественной жизни. Мы в дальнейшем изложении будем придерживаться в основном второго подхода.
Ученые XIX в. о культуре и цивилизации.
Новым явлением в ХIХ в. стало материалистическое понимание истории. Начало ему положили работы эволюционистов и классиков марксизма, считавших, в отличие от просветителей, что развитие общества определяется не только и не столько культурными и политическими факторами, сколько экономическими. Родоначальник эволюционизма, американский этнограф Л. Морган видел основу прогресса в совершенствовании орудий труда. Изучая жизнь современных ему индейских племен, в которой сохранились многие черты родового строя, он конкретизировал идею шотландского мыслителя XVIII в. А. Фергюссона о том, что все народы в своем развитии проходят 3 ступени: дикость, варварство и цивилизацию, правда с разной скоростью, зависящей от географических и иных факторов. Отличительными признаками цивилизации являются наличие государства, городов и письменности.
В отличие от Л.Моргана, К.Маркс и Ф.Энгельс считали, что общество развивается не путем постепенной эволюции, а через качественные, революционные скачки, обусловленные противоречиями. между производительными силами и производственными отношениями. Разные типы производственных отношений (феодальный, капиталистический и др.) К.Маркс объединил заимствованным из геологии термином «формация» (экономическая общественная формация). Формация или способ производства, по Марксу, является базисом общества, определяющим тип политических и духовных отношений (надстройки). Формационный подход к истории позволил представить ее как смену 6 способов производства: первобытно-общинного, азиатского (или восточного, характерного для Древней Индии, Китая и других государств древности), рабовладельческого (или античного, получившего распространение в Древней Греции и других странах Средиземноморья), феодального (зародившегося в средневековой Европе), капиталистического и предполагаемого коммунистического (или социалистического: в ХIХ в. понятия «социализм» и «коммунизм» были близки по значению, часто являясь синонимами).