Государство и общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 15:13, курс лекций

Описание работы

Беря в качестве основного определение культуры как духовной жизни общества, авторский коллектив предлагает варианты ее системного анализа, который должен помочь Вам разобраться в категориях, отражающих морфологическую структуру культуры (религию, науку, искусство и др.), закономерности, тенденции и противоречия ее функционирования и развития. С учетом многообразия и богатства форм ее эволюции на различных этапах человеческой истории и в разных регионах Земли, выделяются типы культуры.

Работа содержит 1 файл

Курс лекций по культурологии.doc

— 653.50 Кб (Скачать)

Культура Римской  империи

В истории Древнего Рима ученые отмечают периоды: этрусский (I тыс. до н. э. - на территории Средней и Северной Италии ); начальный царский (VIII - VI вв. до н.э. - Рим сложился как город - государство греческого типа); период республики (VI - III вв. до н. э. - Рим становится аристократической рабовладельческой республикой ); период Империи (конец I в. до н. э. - V в. н. э. - распад рабовладельческих отношений).

На первом этапе римская мифология складывалась под воздействием родоплеменной, доставшейся от этрусков, затем присоединяются черты греческой культуры. От этрусков  римляне унаследовали письменность, римские цифры, ремесленные и строительные технологии, одежду в виде тоги. Первоначально в культурном мире римлян действуют безличные божества, отвечающие за те или иные действия: посев семян, первый крик ребенка, существовало три богини дверей и порога, силы, отвечающие за свадебные обряди многие другие. Римляне почитали и отвлеченные понятия : Фортуну, Викторию, Мир, Доблесть. К ним присоединялись благие силы, присущие предметам, что характеризует распространение фетишизма. В древности существовали только лишь символы богов, а не их изображения (Юпитер - камень, Марс - копье, Веста - огонь). Лесными божествами были фавны и сильваны, водными- нимфы. Греки принесли в римскую культуру антропоморфных богов, научили римлян строить храмы, а не поклоняться предметам, принесли более сложный священный культ. Местные божества слились с греческими и привнесли в них свои черты.

 Из массы местных   богов выделялись три  - Юпитер -Зевс, Марс - Арес, и собственно римский  бог Квирин. Культ последнего  быстро пришел в упадок. Вероятно, ранее место Юпитера занимал  двуликий Янус, в честь которого до сих пор используется название одного из календарных месяцев. У этрусков, а затем и римлян было развито поклонение деревьям. Каждая семья и ее рабы (фамилия) имела священные рощи, свое происхождение этруски вели от дуба. Дуб на Капитолии был общеримским символом. Венки из его ветвей были постоянным атрибутом римского дома. Вероятно, тотемом этрусков был волк, поскольку римляне широко использовали этот элемент в своих обрядах. Волку  посвящался праздник луперкалий. Невеста, входя в дом мужа, смазывала очаг символом верности - волчьим жиром. Общеримскими святынями была статуя Капитолийской волчицы, перевезенная затем в Рим из этрусских провинций и смоковница, под которой волчица кормила Ромула и Рема. Также существовало поклонение и быкам. Так, в далекой древности был основан «Бычий город».

Семейный культ выразился  в почитании ларов, пенатов, Весты. Лары выводятся из культа семьи и  предков. Глава фамилии был их верховным жрецом. Связаны Лары были с домашним очагом, семейной трапезой, личной семейной рощей. Изображались Лары в виде двух юношей в собачьих шкурах, что олицетворяло бдительность. Считалось, что они следят за взаимоотношениями в фамилии. Так, по требованиям Ларов нельзя быть слишком жестоким к рабам. Они также являются покровителями добрососедских отношений с другими поселениями. На перекрестках дорог главы семей вывешивали кукол или шерстяные шары по количеству членов фамилии. Некоторые исследователи считают это действие пережитком человеческих жертвоприношений.  Пенаты  были фамильными хранителями домов и, прежде всего, запасов продовольствия. Позже пенатами назывались все почитавшиеся фамилией боги. Сейчас пенаты стали символом родного дома, очага. По легенде общеримские пенаты привез с собой Эней, бежавший из разоренной Трои. Символом родового огня  была Веста. Шесть весталок круглосуточно поддерживали неугасимый огонь. Их мнение весьма почиталось. Так, верховная жрица могла освободить преступника от смертной казни.

 Мир богов копировал  мир людей. Возглавлял пантеон  Юпитер, наиболее почитаемые божества именовались, как и сенаторы, - отцами. Они делились на богов небесных, земных и подземных, о все они могли действовать во всех трех мирах. С миром земным боги сталкивались редко. Тем не менее предполагалось  постоянное почитание как богов, так и предков. Умерший отец становился богом для членов семьи. Погребальный культ включал в себя сооружение некрополя (город мертвых) и бальзамирование, заимствованное с Востока. Гробницы старались располагать возле дорог. В них часто находится большое число надписей, в которых мертвые напоминали о себе живым.

Каждый мужчина имел своего духа покровителя- Гения, для  женщины это была Юнона.

Большую роль в жизни  общества играли гадания(мантика). Перед  каждым крупным событием люди запрашивали  совета богов. Самыми распространенными были гадания по внутренностям животных, их поведению, полету птиц. Близнецы Ромул и Рем при основании города Рима ждали знака свыше. Ромул в отличие от брата увидел двенадцать воронов, а не шесть, убил брата и стал первым легендарным царем Вечного города. Весьма популярны в Риме были прорицания Сивиллы, якобы купленные у пророчицы книги, связанные с культом Аполлона. Считалось, что с помощью магических действий  можно также переманить богов и поверженного противника. Это приводило к постоянному пополнению римского пантеона.

 Демократизация римского  общества, сделавшая жреческие должности  доступными для плебеев, не  дала развиться жреческой касте.  Это обуславливало и отсутствие  жестких религиозных догм. Как  правило жреческие функции выполнял  общественный деятель или глава фамилии.  Богам следовало поклонятся и приносить жертвы, при этом не воспрещалось выражать  свое мнение о поступках богов, вплоть до полного их отрицания. Это видно из трактата Цицерона «О природе богов».  Этика определялась не религией, а благом гражданской общины.

Первенство общины означало отрицание сильной личной власти, а значит, исключало культ царей  и героев. Первенство старшего в  виде Лар начинает отходить на второй план. Позиции власти могли меняться на противоположные. Так, в Риме праздновали сатурналии- рабы становились свободными на один день, аристократия вы это время запиралась на своих виллах.

 Победоносные войны  Рима начинают формировать миф  о городе, основанного по воле  богов. Ромул стал ассоциироваться  с Квирином. С республиканским периодом связана группа мифов о человеке, отдавшего свою жизнь за Рим. Курций бросился в пропасть на Форуме, чтобы отвлечь на себя гнев богов, Муций Сцеволла сжег руку на очаге. Долгое время праздновался день побивания собак. В этот день почести отдавались гусям, которые спасли Рим, и карались собаки, не исполнившие своего долга.

Далее в жизнь все  больше проникают греческие мифы. Божественное происхождение становилось  одним из важнейших факторов в  притязании на престол. В провинциях складывались культы местных правителей, в войсках- удачливых полководцев. Это подготовило место для культа божественного императора. С начла нашей эры в связи с распространением солярных культов император стал считаться богом на земле.

 Императоры были  заинтересованы в сохранении о себе памяти людей. Вместе с легионами  всегда шли и историки. Самым известным историком Рима является Тацит с 14 книгами «Анналов» и «Истории», посвященных истории Рима и Германии. Историк Полибий написал «Всемирную историю», которая в основном описывала военные победы Рима. Цезарь  дал образец «золотой» латыни в «Записках о галльской войне. Врач Гален занимался кровеносной системой человека. Наивысшее юридическое достижение Рима - Римское право изучается и в наши дни. Первый законодательный акт «Законы 12 таблиц» появились еще в U в. до н. э.

Во времена империи  Цезарем был модернизирован календарь; он стал близок к современной системе  летоисчисления. Месяцы июль и август получили свои названия от имен Юлия Цезаря и Октавиана Августа.  Император Константин закрепил семидневную неделю, пришедшую с Востока.

С художественной точки  зрения Римская империя менее  содержательна в культурном плане, чем Эллада. Существовало выражение  «Плененная Греция пленила своих  врагов». Учитель- философ грек был обязательным членом фамилии. Многие бывшие рабы открывали собственные школы, богатые родители отправляли детей учиться в Грецию. Среди философов известнейшим является Тит Лукреций Кар, автор поэмы «О природе вещей». В ней содержится учение об атомах и мировом пространстве как единых реальных основах мира.

Во время имперского Рима появляется когорта знаменитых поэтов. Вергилий, получил поддержку  приближенного императора Мецената и опубликовал с его помощью  поэмы «Буколики» и «Георгики». Самой  же известной эго поэмой стала «Энеида», соединившая «римский миф» с зарождающимся мифом «божественного августа». Гораций воспевал старину и простую жизнь на лоне природы. Овидий прославился любовными стихами и поэмой «Метаморфозы», завещающейся превращением Юлия Цезаря в звезду. Светоний дал биографии 12 цезарей от Юлия Цезаря до Домициана. В римской империи появился иносказательный язык басни. Огромное влияние на развитие римской культуры оказала риторика. Самый известный оратор Цицерон внес свой вклад в понимание культуры.  Сам термин «культура» появляется в Риме и относится к возделыванию почвы- «культивированию». Также как и земля должен упорно готовиться и воспитываться человек. Цицерон считал, что мир поделен на две части - варварство и Рим. Для того чтобы остаться в границах культуры (т.е. Римской империи) и требуется целенаправленная подготовка гражданина. Цицирон отмечал, что у общества и каждого конкретного человека бывают разные целеполагания и интересы, что предполагает связь между    этими частями  в виде слова. Именно словом, а не оружием должны разрешаться все жизненные противоречия. Естественно, при расцвете рабовладельческого общество подобная точка зрения никак не опиралась на реальность и относилась непосредственно к малочисленным гражданам Римской империи.   

Влияние Греции сказывалось  во многих сферах жизни. Театр за образцы  брал обычно греческие образцы. Раб- учитель греческого Ливий Андроник перевел на римский язык «Одиссею» и составил первые римские комедии и трагедии. Весьма популярными были комедии Плавта и Теренция. Плавт написал свыше 130 комедий, из которых до наших дней дошли 20. Плавт тяготел к фарсу. Теренций писал для аристократии, стараясь избегать римских сюжетов. Трагедии римлянами воспринимались весьма сдержано.  Вскоре к ним присоединилась пантомима, выделившаяся в особый жанр.

В римской империи  всемерно поощрялось строительство. Принципиально  новым строительным материалом стал бетон, который использовался вместо шлифованных камней. Римляне первыми  стали строить типовые города с планировкой перпендикулярных и параллельных улиц. Новые строительные технологии использовались для строительства общественных зданий и дорог, по которым передвигались легионы. Многие европейские города стоят на римских фундаментах, по их дорогам можно передвигаться до сих пор. На примере Рима складывается градообразующий комплекс. Из этрусских провинций была привезена статуя Капитолийской волчицы. В провинциальных городах ее место занимали статуй почитаемых богов. В центре города располагалась площадь для собраний жителей- Форум. В центре Форума стоял храм Весты. Там же находились ростральные колонны с носами захваченных кораблей. Мосты и акведуки(водопроводы)   заняли видное место в городской  архитектуре. Система общественных зданий включала в себя базилики, где совершались торговые операции, амфитеатры для гладиаторских боев, цирки с аренами для состязания колесниц. Термы, к которым подводилась по водоводам горячая и холодная вода были, предназначены не только для омовения, но и отдыха. ДО 1800 человек вмещали роскошные термы Каракаллы, самые роскошные из 1700 терм Рима. Они были украшены греческими статуями, имели кулуары для отдыха, дискуссионные галереи, библиотеку. Собственно римским архитектурным изобретением стали триумфальные арки, самой известной является арка Тита. На ее мраморных рельефах изображено шествие победивших воинов.  Крупнейшим архитектурным сооружением империи  является Колизей («Колоссеус»- громадный, колоссальный), способный вместить 50 тыс. зрителей. Он состоял из 240 арок в трех ярусах. По верхнему ярусу шли мачты для крепления тента над зрителями. Стадион в центре имел арену, которую можно было завивать водой и превращать в бассейн.

Огромное внимание уделялось  личным виллам. Римский город стал известен после раскопок Помпеи. Сохранившиеся фрески  и мозаики показывают жизнь римского общества, примерами фресок могут служить изображения из виллы Мистерий в окрестностях Помпеи. Уже в I в. н. э. римляне умели передавать перспективу в изобразительном искусстве. Наиболее жизненными были 400 портретов из захоронений в оазисе Фаюм (портрет Тесея, юноша в золотом венце, Андромеда, выход из лабиринта Минотавра). Изображения были выполнены красками, растертыми на воске. Фаюмские портреты были написаны в эллинский традиции и были призваны заменить погребальные маски.

Реалистичный портрет  был оригинальной разработкой римского общества, он отличался от идеализированных представлений Греции. Этот вид искусства  вел свое происхождение от посмертных масок главы рода. Ведущий герой  портретах как правило был пожилой волевой патриций (портреты Брута, Цезаря). Для придания большей выразительности, своим работам римские скульпторы стали вырезать зрачки, вставляя порой в глазницы кусочки хрусталя или драгоценные камни. В скульптуре Рима были заложены основы западноевропейского изобразительного искусства. Скульптурные изображения императоров предназначались для вещного восприятия обожествленной личности.

На определенной ступени  развития римского общества появились  предпосылки появления христианства. Христианство представляло из себя  синтез восточных (иудейство) и западных (эллинско- римских) идей. Первой причиной распространения христианства стала несправедливость социальной  жизни. Эти религиозные идеи распространялись в низах общества: рабы, беднейшие земледельцы. Немаловажной причиной стала и потеря значения культа местных богов. В обширной империи поклонение мелким местечковым богам не могло достигнуть успеха. Кроме того, присоединенные провинции отказывались и от официального культа божественного императора, находясь в постоянном поиске новой идеологической системы, приемлемой для максимально большого числа населения. Римская аристократия вслед за кризисом рабовладельческого общества переживала кризис идеологический. Больше чем кто либо они видели за культом божественного императора обычного человека, зачастую отягощенного пороками. Высшие сословия стали интересоваться восточными религиями, мистическими культами, тайными обрядами. Популярными стали мистерии, связанные с загробной жизнью. Они включали в себя учение о спасении души, что в значительной мере подготовило почву для христианства.

 Культ Митры(бог  договора), распространенный в римских  войсках, стал источником для  заимствования. Рождество было  приурочено к дню рождения  Митры 25 декабря- момент зимнего солнцестояния. Культ возрождающихся богов Аттиса и Осириса тоже распространялся в империи. Очищенный от эротизма культ Исиды, послужил прообразом почитания божьей матери. Философское учение гностиков ставило Слово (Логос) в промежуточное положение между непознаваемым единым богом и земным миром. Христианская традиция перевела эту функцию на личность Иисуса Христа. Сочетание многих учений в христианстве привело к сложному понятию троицы. Бог - отец отражал позиции иудаизма, личность Христа связывалась с личным искуплением, бог- святой дух ассоциировался с философским поиском . Впоследствии эта троичность привела к появлению большого числа сект религиозного плана. Идеологические течения, схожие с христианством, существовали и ранее исторического времени Иисуса Христа. Находки у берегов Мертвого моря дали миру письменные источники самого раннего христианства, в них дается описание «учителя».

Информация о работе Государство и общество