Государство и общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 15:13, курс лекций

Описание работы

Беря в качестве основного определение культуры как духовной жизни общества, авторский коллектив предлагает варианты ее системного анализа, который должен помочь Вам разобраться в категориях, отражающих морфологическую структуру культуры (религию, науку, искусство и др.), закономерности, тенденции и противоречия ее функционирования и развития. С учетом многообразия и богатства форм ее эволюции на различных этапах человеческой истории и в разных регионах Земли, выделяются типы культуры.

Работа содержит 1 файл

Курс лекций по культурологии.doc

— 653.50 Кб (Скачать)

Главным в христианстве являлось учение об искуплении грехов и очищении, универсальность применения его ко всем социальным слоям.

В первых христианских общинах провозглашалось  первенство внутреннего самосовершенствования, складывалось отношение к труду, как к побочному явлению. На деле это проистекало из позиции социальных низов в реальной жизни постоянно  работавших на грани физических возможностей.

Семья также рассматривалась не как физическое родство лиц, а  союз единомышленников в рамках христианской общины.

К апостолам относились не только легендарный ученики Иисуса, но и  их ученики. Ранний период христианской церкви называется апостольским. Соотносится он с именем апостола Петра. Маленькие общины не могли иметь постоянного проповедника, поэтому апостолы находились в постоянном странствии (апостол - вестник). Христиане собирались в катакомбах и других укромных местах для общего богослужения, использовалась тайная символика. Кратковременное преследование христиан во времена Нерона способствовало развитию идеи мученичества. Раннее христианство во главу угла ставило очищение от греховности и ожидало Страшного суда в течение одной жизни. Короткий путь земного существования делал идею создания церковной иерархии бессмысленной. В христианстве появились и разногласия. Апостол Павел попытался  разделить христианство и иудаизм, что привело к акценту на негативной деятельности Иуды. С течением времени выяснилось, что конец света с воздаянием по религиозному принципу задерживается. Павел начал формирование церковной организации и стал основателем епископальной церкви.  Епископы, ранее отвечавшие лишь за хозяйственные вопросы, встали во главе общин и оставались с ними в отличие от апостолов. Мощи Петра и Павла неоднократно подвергались перезахоронению по приданию приоритета то одному, то другому лицу. Примирение было положено, когда один из церковных деятелей не смешал останки апостолов. В церкви почитание Петра и Павла относится к одному дню. Окончательное становление христианской церкви  относится к выбору советом епископов Папы римского. Отныне высшее лицо церкви считалось наместником бога на земле. Жесткая иерархия церковной организации оказала воздействие на становление государственных структур новых европейских государств после падения Римской империи по своему примеру. Император Константин сделал христианство официальной религией.

 

Тема 4. Культура средних веков и Возрождения 

Ислам третья из мировых религий, возникла также на Ближнем Востоке. Эта религия сложилась на базе предшествующих религий: восточных религий и христианства. Воздействие ислама на Европу было настолько велико, что сейчас говорят о феномене исламского мира.

Ислам возник в среде торговых арабов в UII в. Утрата торговых путей вела к необходимости идеологического единства арабских племен для отстаивания общих интересов. Местных религий было недостаточно для сплочения арабского мира. Во главе нового религиозного течения оказался Муххамед, выходец из  племени курейш. В их культ входили элементы перешедшие затем в ислам. Родовой бог Аллах и его земное воплощение в черном камне Каабе соответствовали культу предков и фетишу первобытной культуры. Существовавшее в это время христианство подавало пример монотеизма. Муххамед был торговцем из бедного рода. Он интересовался как христианством, так и иудаизмом. Мухаммед даже молился в сторону Иерусалима, но совершал большое количество ошибок в  культе, сторонники иудаизма не признали его стараний. Проповедь ислама Муххамед начал с 610 г. в весьма зрелом возрасте. Новая религия очень многое заимствовало от христианства: Страшный суд, Апокалипсис, ад и рай, обогащенный гуриями  и т.д.  Наиболее существенным отличием ислама являлся строгий монотеизм. Аллах един и не имеет никаких усложнений в культе в виде троицы, всесилен и неизображаем.

 Проповедническая  деятельность Муххамеда встретила  неприятие своих соплеменников  и в 622 г. Муххамед бежал из  Мекки в городок Медину. С этого  года ведет начало отсчет мусульманской эры. Наличие в городе большой иудейской общины помогло усвоить учение Муххамеда. Там началось некоторое обособление и приспособление новой религии к арабскому миру (не пить вина, многоженство и подчиненное положение женщины, пищевые запреты). В Мекку Муххамед вернулся уже признанным пророком.

Муххамед был неграмотен, но он имел способность говорить рифмованной  прозой, что делало его великолепным оратором. Его речи были позже  записаны учениками. Коран- священная книга  мусульман - очень математичен. Он включает 114 глав, которые расположены по убыванию числа слов в тексте.  По теологии считается, что Коран был продиктовал Муххамеду архангелом Джебриилом (Гавриилом). Знания от Аллаха и ранее передавались людям через пророков Моисея, Ису (Иисус), но их не поняли. Муххамед был пророком, который смог донести истину до людей. Ни христиане, ни иудеи не являются гяурами(неверными). Они просто запутались в вероучении, поэтому культурный контакт с ними возможен.

По мере своего успеха Муххамед все меньше останавливался на туманных рассуждениях о Страшном суде и отдавал предпочтение нормам поведения, формулировкам правил, инструкциям. Существовало несколько версий Корана, но вскоре из 4 основных текстов был выбран один канонический. Космология в Коране похожа на библейскую. Аллах создал землю за 6 дней. Место дьявола занял Иблис. Большое внимание в Коране уделялось концу света. На Страшном суде, который начнет спаситель - Махди (Иисус) будут выслушиваться мнения не только двух ангелов, находящихся возле каждого человека, но и Муххамеда. Для ислама характерен мотив всеобщего предопределения. Нельзя спорить с Аллахом, нельзя изменить своей судьбы. На практике это приводило к снижению общественной активности. Вскоре после записи Корана появляется книга преданий о пророке -Сунна, а свод правил из Корана и Сунны составляют нормы шариата, которым следует каждый мусульманин.

После смерти пророка  исламский мир разделился на две  группы суннитов и шиитов. Первым халифом  стал представитель суннитов. Сунниты считали, что первенство принадлежит халифу- выборному из числа лучших людей, правителю. Шииты признавали власть кровных родственников пророка с первенством духовной, а не государственной власти- имамат. Наряду с Муххамедом ими почитался его племянник и зять -Али. Шииты признают Коран не полностью, а лишь главы с первенством Али, то же самое относится к Сунне. Первым халифом стал сподвижник Муххамеда, а не Али. Поэтому шииты считают первых халифов захватчиками власти.  После ряда переворотов родственники Али были уничтожены. Толпа разорвала внука Муххамеда Хусейна, чтобы не брать на себя индивидуальной ответственности. Для шиитов он стал мучеником новой веры.  В их среде возникла легенда о скрытом двенадцатом имаме, пропавшем еще мальчиком. Считается, что именно этот духовный имам станет спасителем. Позиции шиитов сильны в Иране и Казахстане. 

Первоначально ислам  распространялся путем военных  действий. Превращению его в мировую  религию способствовало облегченное  по сравнению с христианством  вероучение, кроме того люди, знакомые с христианством проще переходили в ислам. Вторым фактором его распространения стала «арабизация» населения. Коран не должен был переводиться на национальные языки, поэтому арабский язык становится официальным, как латынь в христианской Европе. Экономический фактор был одним из самых сильных. Мусульмане платили налог в 1/10, а гяуры в 2/3 имущества. Торговая пошлина соответственно составляла 2%  и 5 %.

Символ веры ислама включает несколько элементов. Первым из них  является принцип исповедания:  «Нет Аллаха кроме Аллаха, а Муххамед пророк его». Человеку легко стать мусульманином, но далее всю жизнь надо следовать Корану.

Вторым элементом является пятикратная молитва, от которой  освобождаются только больные и  дети. Молитва совершается лицом к Мекке после обряда омовения на специальном коврике. Для указания направления в мечетях планируются особые ниши. По пятницам число молитв возрастает, а в праздники достигает 20 в день. Время молитвы объявляет крик служителей с минаретов. Во время молитвы мусульманин не должен ничего просить у Аллаха. Многократное обращение к божеству определило и запрет на вино, поскольку общение возможно только в трезвом виде. Также запрещаются азартные игры, отвлекающие человека от молитвы. Для молитв возводятся специальные комплексы, включающие в себя бассейны для омовений, собственно крытого помещения мечети и минарета, с которого происходит созыв на молитву.

У мусульман в отличие  от христианства только один пост(рамадан), длящийся в течение месяца. Хотя во время светового дня запрещены еда и питье, но ночью запреты снимаются. Поскольку в исламе используется лунный календарь, а число дней в месяцах перемежается 29 и 30 днями, то и рамадан перемещается по отношению к солнечному календарю.

Милостыня в исламе (закят) отличается от желательного подаяния в христианстве- она является обязательной. Это позволяло поддержать экономически бедных мусульман. Бедные могут не жертвовать ничего ни в закяте, ни в праздновании рамадана на нужды общины, но как правило они стремятся участвовать в этих акциях, т.к. верблюд или баран, принесенные в жертву, станут для них «транспортом» в день Страшного суда.

Наименее обязательным из столпов веры является паломничество  в Мекку (хадж). Верующие должны посетить в дни великого жертвоприношения Аллаху Мекку, Медину и Иерусалим, семикратно обойти Каабу. Хаджа получает право носить чалму зеленого цвета.

Позже к символу веры стал присоединяться джихад - война  с неверными- целью которого было всемирное распространение ислама. Как правило, это положение выходит на историческую арену только во время политических конфликтов.

Спецификой ислама является слияние светского и духовного  начал. Мусульманство никогда не имело сплоченной церковной организации, но государственные деятели, как  правило, были и духовными вождями Это способствовало абсолютизации религиозного авторитета и снижению значения административной иерархии. Любой чиновник должен соотносит свои действия с нормами  Корана и шариата. Ислам осуждает имущественное неравенство и дает некоторое перераспределение благ.

Сильные акценты на обрядовую  сторону жизни воспитывали привычку к послушанию и дисциплине, противостояли  любой индивидуальности. Слитность  духовного и светского начал  обеспечила приток к руководству  наиболее способных людей не по происхождению, а в зависимости от успехов в постижении ислама.

Несмотря на явно приниженное  положение женщины в этом вероучении, ислам  закрепил за женщиной право  на имущество, право на ребенка в  возрасте до 7 лет.  Племенам, находящимся  на стадии первобытной культуры, ислам запретил убийство новорожденных девочек, определив их будущую ценность введением калыма.

После распространения  ислама были записаны устные старые сказания на арабском языке, установившемся как  норма для нового мусульманского мира. Для Востока всегда была характерна цветастость речи, поэтические выражения. Поэзия ограничивалась очень жесткими канонами.  Состязания поэтов являлись неотъемлемой частью восточной культуры. Стремясь превзойти в стихотворных состязаниях противников, они достигали невиданных высот. Суфии кроме теологических идей выдвинули положение многозначности поэтического выражения, многоплановости, сочетания земного и мистического. Это было характерно для всего мусульманского Востока. Распространение наиболее популярных сказаний любовно- приключенческого плана на базе культуры всех завоеванных мусульманами народов привело к появлению известного сказочного произведения. «Тысяча и одна ночь».

 В рамках ирано-  таджикской культуры появились  такие памятники мировой литературы  как «Шах- наме» Фирдоуси, «Лейли и Меджнун» Низами, рубайи О. Хайяма. Сам термин «гуманность» возник на Востоке, а затем перешел в Европу периода Возрождения

Заимствование из Китая  производства бумаги, каллиграфия оказали  огромное влияние на появление рукописных сочинений. Сложно назвать область знаний, по которой бы не существовало  трактатов в мусульманской культуре. Сопутствовало рукописным книгам и искусство миниатюры.

Восток сохранил достижения античной культуры. Многие труды греческих  и римских философов стали известными в Европе только в арабских переводах. Сторонниками учения Аристотеля были такие известные деятели арабского мира, как Ибн Сина и Ибн Рушд.

Слияние светского и  духовного начал способствовало и своеобразному развитию образования. Школы были зачастую совмещена с мечетями. В свою очередь мектебе и мердесе представляли собой великолепные памятники мусульманской архитектуры. Запрет на изображение всего живого, что считалось прерогативой аллаха, привел к развитию строительства и орнаментализма. Лучшими зданиями считаются мечети (Султан- Ахмед в Стамбуле, Скалы в Иерусалиме, Баби-ханум в Самарканде). Вниманием к роду и семье приводило к возведению погребальных мавзолеев (Шахи-Занд, Гур- Эмир, Тадж Махал).

Многие позиции арабского  мира были заимствованы Европой от цифр до философского наследия. Долгое время и часть Европы находилась под властью мавров. В Испании до сих пор остались великолепные образцы мусульманской архитектуры (Дворец Альгамбра, Мечеть в Кордове). Взаимопроникновение христианской и арабо- мусульманской культур существенно обогатили сокровищницу мировой культуры.

Европейская история уходит корнями в глубокую древность. Период средних веков иногда определяется как «темное время». Термин Средневековье появился в Возрождение, когда гуманисты обратились к опыту античной культуры. Откуда появилась точка зрения, что варвары, завоевав Римскую империю, уничтожили культуру вообще. Прежде термин «варвар» обозначал просто «неримлялина», а вовсе не его бескультурность. Так в России человек, не говорящий по - русски, назывался немцем («немтырь»). Племена, завоевавшие Римскую империю, находились на разных уровнях развития, во время Возрождения апелляция шла к их низшим позициям. Так как Возрождение началось в Италии, то и римские образцы стали рассматриваться как эталон. В основу же европейской культуры легла культура  кельтских,  славянских и германских племен.  Далее в развитии европейской культуры сказались следующие факторы: культурный  обмен между  варварскими племенами, усвоение античного наследия через письменность, христианизация Европы, воздействие мусульманского мира.

Информация о работе Государство и общество