Взаимосвязь общества и государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:12, реферат

Описание работы

Общество и государство, их соотношение — кардинальная для науки теории государства и права проблема, которая, несмотря на ее несомненную важность и актуальность, изучена слабо. Долгое время научная мысль вообще не делала различий между обществом и государством. Лишь с наступлением буржуазной эпохи ученые стали (хотя сначала только терминологически) разделять политическое государство и общество, гражданское общество и правовое государство, рассматривать некоторые аспекты их взаимодействия. Марксизм трактует соотношение общества и государства главным образом под углом зрения учения о базисе и надстройке.

Работа содержит 1 файл

взаимосвязь.docx

— 17.74 Кб (Скачать)

Взаимосвязь общества и государства

Общество и государство, их соотношение  — кардинальная для науки теории государства и права проблема, которая, несмотря на ее несомненную  важность и актуальность, изучена  слабо. Долгое время научная мысль  вообще не делала различий между обществом  и государством. Лишь с наступлением буржуазной эпохи ученые стали (хотя сначала только терминологически) разделять  политическое государство и общество, гражданское общество и правовое государство, рассматривать некоторые  аспекты их взаимодействия. Марксизм трактует соотношение общества и  государства главным образом  под углом зрения учения о базисе и надстройке.

Общество возникло задолго до государства  и длительное время обходилось без  него. Объективная потребность в  государстве появилась по мере усложнения внутреннего строения общества (социального  расслоения), обострения в нем противоречий из-за несовпадения интересов социальных групп и увеличения числа антиобщественных элементов. Следовательно, государство  пришло на смену отживающей свой век  родовой организации как новая  форма организации изменившегося  и усложнившегося общества. Процесс  возникновения государства был, по-видимому, полусознательным, полустихийным.

Весь опыт мировой истории доказывает, что обществу со сложной структурой, раздираемому противоречиями, имманентна (внутренне присуща) государственная  организация. В противном случае ему неизбежно грозит саморазрушение. Значит, государство есть организационная  форма структурно сложного общества, которое здесь выступает как  государственно-организованное.

Государство — социальный институт всего общества, оно выполняет  многие функции, обеспечивающие жизнедеятельность  последнего. Его основное назначение заключается в управлении социальными  делами, в обеспечении порядка  и общественной безопасности. Государство  противостоит антисоциальным, разрушительным силам, а потому само должно быть мощной организованной силой, иметь аппарат (механизм) управления и принуждения. Иначе говоря, по своей глубинной  сути государство — явление общесоциальное и конструктивное, чем и обусловлена его великая жизнеспособность. Политическим и классовым оно становится постепенно, по мере развития в обществе классов, антагонистических отношений. С расколом общества на классы, с возникновением классовых антагонизмов экономически господствующий класс подчиняет себе государство. Но и в этих условиях оно выполняет в определенной мере конструктивно-социальные функции.

С появлением государства начинается сложная и противоречивая история  его взаимодействия с обществом. Как форма организации общества и управляющая система государство  выполняет функции в интересах  всего общества, разрешает возникающие  в нем противоречия, преодолевает кризисные ситуации. Вместе с тем  иногда оно может играть и деструктивную  роль — возвышаться над обществом, огосударствлять его, т. е. проникать во все общественные сферы, сковывать их, ослаблять и разрушать общественный организм. Но в общем и целом государство движется вместе с обществом вперед, постепенно становится более современным и цивилизованным,, сохраняя при этом относительную самостоятельность по отношению к обществу.

Именно в диалектическом единстве определяющего влияния общества на государство и относительной  самостоятельности последнего заключена  суть противоречивого их взаимодействия, имеющего принципиальное методологическое значение. Причем степень такой самостоятельности  государства в силу многих причин может колебаться от минимальной  до чрезмерной. Необходимая и разумная мера ее предопределяется в конечном счете объективными потребностями  каждого исторически конкретного  общества.

Относительная самостоятельность  государства, его органов естественна, необходима и социально оправданна. Без нее не может быть активного  и целеустремленного воздействия  государства, его аппарата на общество в целом или на отдельные общественные сферы. «Понятие "относительная самостоятельность  государства",— подчеркивает В. В. Лазарев,— призвано оттенить особенности  развития и функционирования государственных  форм в отличие от форм экономических  и социально-культурных. Это понятие, наконец, призвано отразить активность государства во всех сферах общественной жизни» Самостоятельность государства  проявляется в свободе выбора при принятии им управленческих и  других актов, при избрании путей  и методов решения встающих перед  обществом задач, при определении  стратегии и тактики государственной  политики.

Существуют ли пределы самостоятельности  государства по отношению к обществу? Такие пределы есть, но они тоже относительны, подвижны и оценочны. Известно, что у любого общества имеются многочисленные объективные  потребности. Если политика государства  соответствует этим потребностям, то ее результаты будут обществом одобрены. Напротив, деятельность государства, противоречащая названным потребностям, может причинить  вред обществу, вызвать в нем кризисные  явления. Сказанное означает, что  государство вышло за пределы  своей самостоятельности, его политика становится антисоциальной. Следовательно, самостоятельность государства  уравновешивается, ограничивается контролем  общества за его деятельностью, а  также оценкой этой деятельности.

Отмеченное касается прежде всего  гражданского общества и правового  государства. Гражданское общество как система социальных, социально-экономических, социально-политических объединений  граждан (институтов, структур), действующих  на началах самоуправления, и правовое государство, где государственная  власть функционирует на правовых началах, в рамках закона, логически и сущностно взаимосвязаны между собой. Правовое государство самостоятельно в той мере, в какой оно служит интересам гражданского общества, которое в свою очередь стимулирует развитие демократического государства и осуществляет гибкий контроль за его деятельностью.

С относительной самостоятельностью сопряжено воздействие государства  на общество и общества — на государство. В этом воздействии ведущая роль, несомненно, принадлежит обществу, которое выступает социально-экономической  основой государства, определяющей его природу, могущество и возможности.

Недемократическим (неразвитым) обществам  соответствуют и неразвитые государства, мощь которых сосредоточивается  в исполнительно-принудительных и  карательных органах. Такие государства  нередко обретают силу, значительно  превышающую объективные потребности  общества, получают чрезмерную самостоятельность, становятся центром политической, экономической  и духовной жизни, возвышаются над  обществом. Всемогущая бесконтрольная власть здесь концентрируется в  руках диктатора и его окружения  или группы лиц. Так складывались тиранические диктаторские государства, а в современную эпоху —  авторитарные и тоталитарные государства.

Демократическому обществу соответствует  демократическое (развитое) государство, которое обеспечивает целостность  общества, порядок и организованность общественной жизни на основе Материальных и моральных стимулов и методов  и в котором полное развитие получают органы и учреждения конструктивно-созидательного характера.

Цивилизованное гражданское общество обеспечивает демократический порядок  формирования важнейших государственных  органов, осуществляет гибкий контроль за их деятельностью на основе закона и права, а в конечном счете  ставит на службу себе и человеку весь созидательный потенциал правового  государства.

Воздействие общества на государство  принято считать прямой связью, а  воздействие государства на общество — обратной. Многогранное обратное воздействие развитого государства  на общество — ключевая, но недостаточно изученная проблема, главное в  которой — соотношение между  сознательным государственно-правовым регулированием социально-экономической  жизни и стихийным рыночным саморегулированием.


Информация о работе Взаимосвязь общества и государства