Государство и общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 15:13, курс лекций

Описание работы

Беря в качестве основного определение культуры как духовной жизни общества, авторский коллектив предлагает варианты ее системного анализа, который должен помочь Вам разобраться в категориях, отражающих морфологическую структуру культуры (религию, науку, искусство и др.), закономерности, тенденции и противоречия ее функционирования и развития. С учетом многообразия и богатства форм ее эволюции на различных этапах человеческой истории и в разных регионах Земли, выделяются типы культуры.

Работа содержит 1 файл

Курс лекций по культурологии.doc

— 653.50 Кб (Скачать)

Театр перестает быть обоснованием церковных позиций  и становится самостоятельным явлением жизни. На подмостках мистерии, миракли  и моралите сменяются классическими  образцами комедии и трагедии.  К. Марло впервые с подмостков дает сюжет о докторе Фаусте. Шекспир переложил в «Глобусе» все известнейшие сюжеты того времени.

В музыке господствует полифония, особенно  в Нидерландах, но первенство постепенно начинает отдаваться одноголосию. Появляются жанры кантаты, оратории, песни.

 Художественную жизнь раннего  Ренессанса трудно представить без тонких линий классической женской красоты, воспетой С. Боттичелли (Рождение Венеры). Скульптор Донателло представил скульптуры реалистичного рельефа и заложил основы кругового осмотра статуй. Архитектор Ф. Брунеллески стал основоположником архитектурного классицизма, обратившись к примерам античности. Его собор во Флоренции был великолепным образцом решения технических проблем того времени. Глобальными памятниками культуры периода Возрождения стали Собор Св. Петра в Риме, Миланский собор, церковь Санта- Мария Новелла, под патронажем семьи Медичи возводится Капелла Медичи.

Период Высокого Возрождения  связан с именами его трех титанов- Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти  и Микеланджело Буонаротти.

Деятельность Леонардо да Винчи можно обозначить только названием - универсализм. Для него наука и искусство были неразделимы и представляли собой красоту и гармонию. Кроме работ художника Леонардо да Винчи занимался разработками в военном деле, опередившим его время на века. Он проектировал такие летающие аппараты как самолет и вертолет, построил модель батискафа. Записные книги Леонардо да Винчи превышают 7000 страниц. Важной чертой его творчества был интерес к медицине и анатомии; он изучал полет птиц и принцип бега лошади. В живописи Леонардо да Винчи создал первый светский портрет «Джоконда», на библейский сюжет им была написана фреска «Тайная вечеря». Им же было введено правило «золотого сечения».

Рафаэль Санти был в основном живописцем. Его кисти принадлежит  целы ряд мадонн, лучшей из которых, несомненно, является «Сикстинская мадонна». В качестве архитектора Рафаэль Санти работал над куполом собора св. Петра.

Основную часть собора Петра  в Риме проектировал Микеланджело Буонаротти. Кроме этого им был создан целый  ряд архитектурных сооружений. Микеланджело Буонаротти был хорошим поэтом. Его называли великолепным художником. Роспись Сикстинской капеллы на тему «Страшный Суд» принесла  ему европейскую известность. Лучшие же творения созданы Микеланджело в области скульптуры: Давид, Моисей, Оплакивание. Для своего покровителя Медичи Микеланджело создавал гробницу, где должно было быть свыше 100 статуй. Семья Медичи оказывала протекционизм и работам Леонардо да Винчи, и Рафаэля Санти.

За «титанами» следует назвать  таких мастеров как Тициан, Веронезе, Караваджо, Джорджоне. 

 Для интеллектуальной элиты Возрождения было характерно обращение в ценностям античности. Более же широкие народные массы лучше реагировали на ценности раннего христианства. Так начиналась Реформация. Реформация была попыткой преодолеть влияние католической церкви и противоречий раннебуржуазной культуры. Ее идеологом выступил М. Лютер, который в 1517г. прибил к дверям церкви в Виттенберге «95 тезисов», в которых осуждал католическую церковь и папство. Требованиями новой веры было обращение к принципам раннего христианства с присущими ему простотой, искренностью, погруженностью в веру. Лютер отрицательно относился к промежуточному звену между человеком и богом, выражавшемся в противопоставлении мирян и священнослужителей. Наиболее резко звучала критика священного папского престола. Лютер отверг большинство таинств, составляющих католический культ и обрядность, святых и ангелов, культ Богородицы, поклонение иконам и святым мощам - разновидность церковной магии. Он считал, что спасение возможно только посредством перенесения веры из сферы внешнего благочестия во внутреннее пространство сознания, в личное верование человека. Благодаря личной вере для человека открыта возможность интимного общения с Богом. Лютер настаивал на праве каждого верующего иметь собственное понимание Писания, на свободе совести; чтобы обеспечить это понимание, он сам перевел Библию на немецкий язык, заложив основы немецкого литературного языка. Этим он сделал Библию доступной для народа и способствовал развитию потребности в грамотности.

Реформация  заняла достаточно большое время. Продолжателем  дела Лютера в Швейцарии стал Ж. Кальвин, основавший мощное течение - протестантизм. Он еще больше упростил христианский культ и богослужение, придав церкви республиканский характер (выборность руководства церкви мирянами, отделение ее от государства); призвал предельно ограничить свои жизненные потребности, отказаться от земных удовольствий. Главными ценностями Кальвин считал бережливость и постоянный, упорный труд, совершенствование своего профессионального мастерства и изучение Библии. Праздное времяпровождение - большой грех. Эти идеи легли в основу протестантской этики - нового комплекса мировоззренческих установок и нравственных норм, более всего приемлемых городским населением. Поскольку ведущей силой в городах становилась активно формирующаяся в это время буржуазия, важным элементом протестантской этики стала идея неприкосновенности, «святости» частной собственности. Стремясь к возрождению раннехристианских идеалов, Реформация невольно способствовала развитию совершенно нехарактерного для них культа стяжательства.

Страны Европы по разному  восприняли Реформацию. Для Германии эти идеи стали основными, во Франции  кратковременное протежирование протестантам завершилось Варфоломеевской ночью, в Англии Генрих UIII провозгласил себя главой англиканской церкви и начал секуляризацию имущества католической церкви в пользу государства.

В других идеологических сферах Реформация выразилась как утопический  социализм (Т. Мор, Т. Кампанелла) и социальный прагматизм  (Н. Макиавелли).

Вселенский собор середины ХUI в. провозгласил Контрреформацию и запретил какие-либо договоры с протестантами. Для повышения уровня образования священников открывались семинарии, был опубликован список запрещенных книг. Наказание за исповедование протестантизма колебалось от уплаты штрафа до сожжения на костре. В этот же период начинает функционировать орден иезуитов, а деятельность инквизиции приобретает особый размах именно в период Ренессанса, а не Средневековья как такового.

Таким образом, Ренессанс и Реформация стали  началом и продолжением культурной революции, которая завершилась в эпоху Просвещения (XVII - XVIII вв.). Она означала коренную модернизацию (обновление) западной культуры, закрепление в ней меркантилизма, рационализма, гуманизма и других ценностных ориентаций, которые стали основой духовной жизни индустриально-буржуазной новоевропейской цивилизации.

 

Древнерусская культура

Историю древнерусской  культуры можно разделить на следующие  периоды: 1) докиевский (VI-IХ вв.), 2) киевский (IX-XII вв.), 3) удельный (ХII-ХV вв.) и 4) московский (XV-XVII вв. ).

В VI-IX вв. происходит экономическая, культурная и политическая (в т.ч. насильственная) консолидация полян, древлян и других восточнославянских союзов племен, которые вместе с рядом неславянских народов (весь, меря, мурома, чудь) в 882 г. объединились в древнерусское государство - Киевскую Русь. Ядром восточнославянской культуры было язычество, наложившее отпечаток на всю последующую историю отечественной культуры. К сожалению, русских письменных источников той поры практически не сохранилось. Поэтому реконструкция картины духовной жизни докиевской Руси (по археологическим, фольклорным, более поздним русским летописным и другим данным)представляет известные трудности.

С 50-х гг. ХХ в. ученые спорят о подлинности «Велесовой книги» - священных текстов новгородских волхвов IX в., которые дают достаточно широкое представление о верованиях и истории древних славян, их предков и других народов Европы и Азии со II тысячелетия до н.э. В последние годы опубликованы несколько полных переводов этого выдающегося памятника отечественной культуры, по своей эпической масштабности, религиозно-ценностной глубине и поэтической выразительности сопоставимого с Ветхим Заветом или Ведами.

Но и помимо «Велесовой книги» на сегодня достаточно данных, на основании которых восточных  славян можно характеризовать как  высокоорганизованное сообщество, жившее богатой духовной жизнью, имевшее  устоявшиеся и глубоко проработанные  мифологию и культ, письменность и другие элементы культуры. Древние славяне поклонялись божествам трех уровней: родовым, силам природы и персонифицированным богам (Перун, Велес и др. )

IX-XII вв. - период становления и расцвета Киевской Руси, перехода от патриархальных к раннефеодальным отношениям, традиционному обществу. По типу развития Русь была близка к другим европейским государствам. В то же время особенности климата и другие факторы способствовали формированию специфических черт русской культуры: общинной психологии и др.

Особенностью  Киевской Руси (что отмечалось во многих западноевропейских исторических хрониках) было сравнительно большое количество городов, среди которых выделялись Киев, Чернигов, Смоленск, Псков, Ладога, Новгород. Возникая как административные и торговые центры, города становились крупными культурными пунктами. Широкое развитие получают виды оборонительной архитектуры (кремлевское строительство ), сначала деревянной, а затем и каменной. Города становились также центрами художественных ремесел, среди которых наибольшую известность имели ювелирные, золототкачество, искусная ковка и др. Мировую славу получают изделия русских мастеров в технике перегородчатой эмали, скани, черни. Торговля способствовала взаимодействию древнерусской с византийской, западноевропейской и другими цивилизациями.

Вместе с  расширением зарубежных связей среди  знати и горожан начинает распространяться христианство. Этому способствует создание в конце IX в. православными проповедниками Кириллом и Мефодием новой славянской азбуки, удобной для перевода греческих христианских текстов и постепенно вытеснившей более ранние виды письменности. В 988г. Святой Владимир провозглашает православие государственной религией. Византийское православие с его соборностью и умением находить общий язык с сильной государственной властью более устраивало Русь, нежели католицизм или ислам. Крещение Руси сделало ее полноправным участником истории христианского мира и одним из законных наследников античной культуры.

Св. Владимир положил начало школьному образованию. Богослужение на славянском языке стимулирует развитие церковной литературы и книжного искусства (самый ранний экземпляр русской книги - Остромирово Евангелие XI века). С XII в. широкую известность получают исторические сочинения переводного характера, прежде всего - византийские исторические трактаты. Самым важным из оригинальных жанров светской литературы в Киевской Руси становится летописание, оформившееся в X-XI вв. Наиболее ранняя из дошедших до нас летописей - «Повесть временных лет» - написана в начале XII в.

К важным культурным результатам христианизации Руси можно  отнести широкое церковное строительство. Сохранившиеся каменные храмы того периода представляют прекрасные образцы зодчества Древнерусского государства (например, знаменитые Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке XI в.). Уже тогда они были богато оформлены многочисленными фресками, мозаиками, орнаментами.

В X-XII в. развивается музыкальное искусство. На базе церковного хорового пения формируется знаменитый русский распев, просуществовавший до XVIII в. Появляется нотное письмо - «крюковые ноты». Широкое распространение получают музыка и танцы.

Таким образом, в этот период отечественная культура формируется как единая древнерусская, впитавшая в себя богатое наследие христианско-византийской культуры.

Удельный  период XII-XV вв., или период феодальной раздробленности, в свою очередь, распадается на два этапа в развитии Руси, гранью между которыми является монгольское завоевание, северо-восточных и разорение южных княжеств (1237 - 1240 гг.). Первый из этих этапов, несмотря на междоусобицы и частичный распад культурных связей, в целом характеризуется бурным расцветом культуры.

Не утратив  единых корней и традиций, но развиваясь в самостоятельных удельных княжествах, она приобретает большее разнообразие. Так, складываются владимиро-суздальская и новгородская живописные школы. Первую отличают изящество формы, богатый колорит и нарядность фресок и икон. Для второй характерны укрупненность форм, суровость и внушительность образов святых, специфическое контрастное сочетание белого, красного, синего и зеленого цветов.

 Шедеврами  не только древнерусского, но  и мирового искусства считаются  два памятника XII в. - церковь Покрова на р. Нерли и «Слово о полку Игореве». В последнем красной нитью проходит идея необходимости восстановления единства Руси перед лицом грозных соседей - кочевников.

 История  отечественной культуры второй  половины XIII - конца XV вв. связана с последствиями татаро-монгольского завоевания. Особенно пострадали русские города как центры материальной культуры народа. Временно прекратилось каменное строительство, были утрачены секреты целого ряда художественных ремесел, сократились масштабы книгописания и летописания.

Однако постепенно преодолеваются разрушительные последствия трагических событий и основным фоном в развитии культуры становится тема объединения страны, преодоления феодальных распрей и необходимости освобождения от татаро-монгольского ига - тема патриотизма. С XIII в. широкое развитие получили исторические и воинские повести, в которых отражались отдельные эпизоды татарского нашествия и борьбы с немецко-шведской агрессией («О битве на Калке», «Житие Александра Невского» и др.). Возрождается летописание в главных экономических центрах :Владимиро-Суздальском, Галицко-Волынском княжествах; продолжается в Новгороде и Пскове. Победа в Куликовской битве(1380г.) привела к появлению двух чудесных памятников русской литературы: «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище».

Информация о работе Государство и общество