Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 15:13, курс лекций
Беря в качестве основного определение культуры как духовной жизни общества, авторский коллектив предлагает варианты ее системного анализа, который должен помочь Вам разобраться в категориях, отражающих морфологическую структуру культуры (религию, науку, искусство и др.), закономерности, тенденции и противоречия ее функционирования и развития. С учетом многообразия и богатства форм ее эволюции на различных этапах человеческой истории и в разных регионах Земли, выделяются типы культуры.
Несмотря на такую разницу в подходах культурологи разных школ неплохо понимают научный язык друг друга. В целом можно говорить о том, что к концу ХХ в. культурология, как самостоятельная наука, находится в завершающей стадии формирования.
Современная
отечественная культурология ка
В 60-е годы в отечественной литературе культура чаще всего трактовалась как «совокупность материальных и духовных ценностей». Однако в то время аксиология (учение о ценностях) не получила широкого развития. Поэтому с 70-х годов наиболее популярными становится «деятельностный» подход к культуре. Так, по определению Э.С. Маркаряна, «культура - это технология деятельности». При таком подходе культура приобретает динамизм и прямую связь с человеком (в аксиологии «истина», «благо», «красота» и другие высшие духовные ценности существуют как бы вне времени и человека). Хотя в отечественной культурологии до сих пор отдается предпочтение изучению деятельностных характеристик культуры, в современной России, на наш взгляд, вновь актуальным становится ее ценностный анализ, т.к. самые высокие технологии в любой сфере деятельности вряд ли смогут вывести из кризиса общество, не разобравшееся в своих ценностных ориентациях.
Сегодня, обогатившись идеями западных ученых, русских эмигрантов, позабытых или непонятых отечественных мыслителей культурология в нашей стране может стать одним из средств выхода из современного кризиса и духовного возрождения.
Рассмотрев различные подходы к пониманию предмета культурологии, и помня об их многообразии, в дальнейшем мы воспользуемся достаточно простым определением культуры в «узком» смысле слова: культура - это духовная жизнь людей.
Система и типы культуры
Структура культуры
Духовная жизнь (сфера деятельности), будучи наряду с экономической, политической и социальной сферами, подсистемой общества, в то же время сама является сложной системой. Чтобы понять, как она функционирует и развивается, необходимо рассмотреть из каких она состоит подсистем (уровней, слоев) и элементов.
«Вертикальное» деление культуры, как правило, производят на два слоя: идеология и социальная психология. Идеологию здесь следует понимать не в узком смысле (политическая идеология), а в самом широком: как систему взглядов и идей, теорий, существующих в обществе. Иначе ее можно обозначить как «верхний», теоретический, организованный уровень общественного сознания. Ее творцами выступают в основном люди, профессионально занимающиеся духовным производством: ученые, писатели и т.д. В то же время они выполняют определенный «социальный заказ» общества или какой-либо социальной группы, стараясь на теоретическом уровне выразить общественные настроения и потребности.
«Нижний», теоретически
неоформленный уровень
Нормальное функционирование культуры зависит от соответствия идеологии характеру, состоянию психологии людей. Несоответствие, например устойчивое недовольство масс, приводит к корректировке господствующей идеологии или замене ее другой. Кроме названных уровней иногда выделяют уровни подсознания (инстинктивные реакции, неосознанные влечения и другие проявления) и сверхсознание (сегодня существует ряд теорий ауры Земли, ноосферы, информационного поля, где концентрируются все мысли человечества).
По-иному будет выглядеть «горизонтальное» деление культуры. Термины «вертикальное» и «горизонтальное» деление, понятно, весьма условны: они отражают лишь разные подходы к выделению морфологических (составляющих) слоев, областей духовной жизни или видов духовной деятельности. Так, по формам общественного сознания, культуру можно разделить на философию, науку, религию, мораль (нравственность), искусство, политическое, экономическое и экологическое сознание. При этом, скажем, мораль на уровне обыденного сознания будет выступать в виде нравственных норм, а на уровне теоретическом - в виде этики (науки о морали) или религии.
Несколько иное деление, связанное с функциями культуры и видами духовной деятельности, будет выглядеть так: познавательная (рефлекторная, т.е. отражающая действительность) деятельность, аксиологическая (ценностно-ориентационная), реактивная (проективная, т.е. направленная на преобразование действительности) и коммуникативная (по обмену информацией).
Субъектами культуры, т.е. активными элементами, носителями ее являются люди и социальные группы. В индивидуальном сознании, как и в общественном, можно выделить несколько уровней: мировоззрение, т.е. система взглядов на мир, психология, подсознание и сверхсознание (интуиция и другие проявления). Человек, получая от природы определенные задатки, чтобы стать субъектом культуры, личностью, должен их развить. Формирование личности происходит под влиянием внешних факторов (условий жизни, политического режима в стране и т.д.), воспитания, т.е. целенаправленного воздействия на личность, и путем самовоспитания. При этом темперамент превращается в характер, который вместе с мировоззрением создает так называемую направленность личности.
Усвоение духовных ценностей и обратное, преобразующее воздействие человека на культуру общества может осуществляться индивидуально (учитель - ученик, писатель - читатель), но в основном происходит через социальную группу, начиная с семьи и других контактных малых групп и кончая большими (трудовой коллектив, класс, нация и т.д.). Групповая культура может по характеру существенно отличаться в зависимости от численности, сплоченности, социального статуса группы. Сравним: культура семьи, класса, массовая, национальная и т.д. Люди в процессе деятельности объединяются в различные группы и организации (общественные институты): семья, люди одной профессии и т.п. Поэтому групповую культуру иначе называют институциональной.
Развитие культуры
Саморазвитие культуры происходит за счет разрешения ее внутренних противоречий (см. таблицу 5 приложения). Так, для нормального функционирования общества необходимо, чтобы ценности, на которых строится господствующая идеология совпадали или сочетались с ценностями, исповедуемыми большинством населения. Если такого совпадения не существует, возникает противоречие между идеологией и социальной психологией, которое может разрешиться либо путем постепенной эволюции обыденного сознания, либо революционной сменой идеологии, либо ее адаптацией, «подстройкой» к социальной психологии. Последнее можно проиллюстрировать на примере эволюции марксизма в России. После 1917 г., столкнувшись с традиционным, полуфеодальным сознанием большинства населения, он за 20 лет превратился из достаточно научной теории в политическую религию.
Не меньшим стимулом для изменения в культуре служит ее взаимодействие с другими сферами общественной жизни. Вопрос о том, что от чего зависит: экономика от культуры или наоборот - достаточно дискуссионный. Философы-идеалисты считают, что определяющим является сознание, материалисты отдают предпочтение противоположному подходу. По мнению М. Вебера и других сторонников «теории факторов», в истории происходит взаимовлияние экономических, духовных, природных и иных факторов. Последний подход на сегодня видится наиболее продуктивным.
Рассмотрим один из современных вариантов анализа общества, близких к подходу М. Вебера. В качестве первичных гипотез выдвигаются три: 1. Все сферы общественной жизни (экономическая, социальная, духовная и политическая) являются приблизительно равнозначными. 2. Периодически одна из них выходит на первый план, становясь наиболее важной. 3. Допускается дополнительное (возможно, определяющее) влияние внешних по отношению к человеческому обществу факторов.
По этой модели, например так называемое «европейское чудо», т.е. зарождение западноевропейской цивилизации нового времени, заложившей основы перехода человечества к индустриальному обществу, можно представить так: в ХIV-XV вв. в Европе (прежде всего, в Южной) происходит первоначальное накопление капитала, связанное с великими географическими открытиями, переходом от цехового ремесленного производства к мануфактурному, появлением банков и другими факторами (в экономике). Появляется новый социальный слой (городская буржуазия), которая, относясь к третьему (после священников и феодалов) сословию, стремится повысить свой общественный статус (в социальной сфере). Для этого нужна новая идеология. И она появляется в виде взглядов гуманистов эпохи Возрождения (XV-XVI вв.) в Южной Европе и протестантской религии (XVI в.) в Северной Европе (в духовной сфере). Это является стимулом для нидерландской (XVI в.) и английской (XVII в.) буржуазных революций (в политической сфере).
Понятно, что данный процесс происходит неодинаково и несинхронно в разных странах. Пройдя через время контрреформации (XVII в.) многие европейские народы возвращаются к идеям гуманистов XV-XVI веков уже в XVIII веке, в эпоху Просвещения, что в свою очередь «подталкивает» Великую французскую и американскую буржуазно-демократические революции XVIII века и ряд революционных и национально-освободительных движений XIX века. Далее начинается новый цикл (виток спирали), связанный с эволюцией капитализма в экономически развитых странах.
Наконец, вполне
допустимо стихийное или
Таким образом, несмотря на значительную разницу подходов к анализу социальной динамики культуры, следует признать сильное влияние духовной жизни на все сферы. А чтобы конкретнее представить степень и характер этого влияния, необходимо выделить определенные типы (а внутри них - виды, варианты) культуры.
Типология культуры
Исторические типы общемировой культуры.
До эпохи Возрождения история не была наукой и сводилась к описанию быта и нравов разных народов или перечислению событий в летописях. Изменения в обществе представлялись, подобно смене времен года, сменой 4 эпох: от желтой («золотой век») или белой, т.е. светлой (например, Сатьяюга в Индии) до темной, черной (Калиюга в Индии). В Библии описаны 4 царства: Ассирийское, Персидское, Македонское и Римское. 4-я эпоха завершается «концом света», затем начинается новый цикл. Смысла в выделении типов культуры не было.
Итальянские гуманисты XV-XVI веков выдвинули идею о том, что в их время рождается «новый человек», носитель прогресса, который возродит (отсюда термин «Ренессанс»-Возрождение) ценности античной (греко-римской) культуры, соединив их с христианскими. Века, прошедшие с момента падения Римской Империи (V в. н.э.) до «нового времени» были названы «средними». Деление истории на древнюю, средневековую и новую, дающее возможность определить 2 типа культуры: античную и культуру нового времени (доантичные и средние века при этом считались «некультурными») отражает некоторые исторические реалии, в частности, рождение новоевропейской цивилизации. Но, с современных позиций, оно выглядит слишком узким для анализа мировой культуры.
«Узость» и субъективизм (индивидуализм, надуманность) были характерны и для многих последующих концепций типологии культуры. Так, по мнению выдающегося немецкого философа-идеалиста ХVIII-XIX вв. Г. Гегеля, история - есть развитие, самореализация и самопознание «абсолютной идеи» («мирового разума», или «мирового духа»). Отсюда - выделение 3 этапов истории (и соответствующих типов мировой культуры): Восток, Античный мир и Германский мир.
Более объективными представляются формационный и общецивилизационный подходы. Формационный подход позволяет выделить такие крупные типы культуры, как первичная (первобытного общества), вторичная и третичная (коммунистическая). Внутри вторичной можно усмотреть ряд подтипов (видов или форм) культуры: восточная, античная, феодальная и буржуазная. При общецивилизационном подходе в мировой истории будут сменять друг друга 4 типа: культура первобытного, доиндустриального (аграрного, традиционного), индустриального и постиндустриального (инфоромационного) обществ. Все названные концепции объединяет рассмотрение мировой культуры как единого целого. В них мало внимания уделяется национальным или региональным особенностям культуры.
Историческая типология культуры локальных цивилизаций основана на признании уникальности, неповторимости каждой цивилизации и соответствующего ей типа культуры. Таких типов в истории Н.Я. Данилевский насчитывает 14, О. Шпенглер - 8, А. Тойнби - 13. Данный подход исключает идею единства человечества, возможность анализа типологической близости (похожести) разных культур, их взаимовлияния и взаимообогащения и, наконец, слияния в общемировую культуру.
Между тем, очевидно, что, скажем, китайская культура имеет достаточно много общих черт с древнеегипетской и другими восточными, отличающих их все от западно-европейской или российской. С другой стороны, усиление взаимовлияния разных народов с XVI в., и особенно - с XIX в., позволяет говорить о тенденции к складыванию общеземной культуры. Не смогла избежать названных недостатков и типология, основанная на религиозном признаке. По ней, как правило, выделяются следующие типы культуры: индо-буддийский, конфуцианско-даосистский, арабо-исламский и христианский.
Культурологические и интегральные концепции типологии культуры. На сегодня назрела необходимость соединения (интеграции) общецивилизационного, локально-цивилизационного и других исторических подходов к типологии культуры и общества. Трудность решения этой задачи нередко приводит культурологов к созданию собственных типологических схем. Например, за основу берется культурный код (тип передачи информации). Это позволяет выделить 3 типа культуры: дописьменную, письменную и экранную (связанную с распространением компьютеров и видеотехники).