Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 15:13, курс лекций
Беря в качестве основного определение культуры как духовной жизни общества, авторский коллектив предлагает варианты ее системного анализа, который должен помочь Вам разобраться в категориях, отражающих морфологическую структуру культуры (религию, науку, искусство и др.), закономерности, тенденции и противоречия ее функционирования и развития. С учетом многообразия и богатства форм ее эволюции на различных этапах человеческой истории и в разных регионах Земли, выделяются типы культуры.
Средневековье имеет свою периодизацию:
-Раннее Средневековье до ХI века
-Классическое Средневековье ХI - ХIU вв.
-Позднее или высокое
Средневековье-Возрождение (
Первые Вселенские соборы выработали основные позиции христианского вероучения: вера в воскресение Иисуса Христа, в воскресение мертвых, неоспоримость культа троицы.
В период раннего Средневековья в христианском мире действовало две общественных структуры. В Европе на фоне постоянно меняющихся границ новых государств церковь представляла из себя единственную организационную структуру. В Византии сильная государственная власть сочеталась с соборностью христианской церкви. В конечном этапе разные взгляды на общественное устройство, а отсюда и на его идеологическое основание и проистекании святого духа от одного бога- отца или бога -отца и Иисуса Христа, привело в 1054 г. к расколу церкви. Западное христианство стало называться католичеством, восточное христианство- православием. Обе церкви претендовали на мировое распространение. Соприкосновения с культурой Востока шло как через торговлю, так и во время крестовых походов.
Складывается основная социально- экономическая система Средневековья. Экономическую основу общественной жизни Европы составлял труд крестьян. Рыцарство стало сосредоточием феодальной социально - политической структуры. Идеологическим фактором, соединяющим их, стала церковь. Из церковной иерархии была заимствована вассальная система: от камня до бога. Все должны были служить богу и конкретно своему господину(сюзерену). В культуре наблюдается выраженная трехплановость : церковная, рыцарская, народная культуры.
Из общественной жизни
Средневековья проистекала
С развитием экономической жизни появляется и третий вид культурного центра Средневековья. В качестве альтернативы монастырям и замкам возникают города. В городах происходило освобождение горожан от сельскохозяйственных работ, что вело к усложнению ремесла. Это определяло рост торговли при городах. В свою очередь складывались новые социальные отношения. Горожанин не был лично зависим, как крестьянин, на него не распространялась вассальная зависимость. Любой ремесленник находился под защитой своего цеха. Возникает городское самоуправление.
Постоянная потребность в наличных деньгах, золоте вызвала появление алхимии. Если первоначально целью алхимии было создание искусственного человека(гомункулуса) с помощью философского камня, а процесс должен был сопровождаться появлением золота, то на позднем этапе производство золота и новых элементов стало определяющим. Внимание к алхимии привело к большому числу открытий в области химии. Роджер Бекон заново открыл порох, фосфор, магний, он же ввел в европейский обиход очки, изобретенные китайцами.
Образование было сконцентрировано в руках церкви, в ранее Средневековье все школы располагались при монастырях. По своим задачам они делились на внутренние и внешние, т.е. готовили будущих церковников и светских правителей. В ХI в. в Италии был открыт Болонский университет, изучавший не только теологию, но и право. Университет включал в себя землячества (территориальный принцип) и факультеты (профессиональные интересы). Первым и крупнейшим университетом Франции стала Сорбонна. Как правило, университеты средневековья включали богословский, юридический и медицинский факультеты. Высокий уровень образования в Испании обеспечивал комплекс знаний мусульманского мира. Развитие торговли ведет к появлению чисто светского образования. Философ, богослов Абеляр основал целый ряд нецерковных школ. Абеляр придерживался первенства знания над верой.
Вассальная зависимость не могла снять общественных противоречий. Средневековую Европу постоянно потрясали войны. Новейшие технологии применялись прежде всего в военном деле. Совершенствование оружия вело за собой развитие оборонных укреплений. В архитектуре господствовал романский стиль. Тяжелые крепостные сооружения состояли из массивных порталов, арочных соединений и купольных конструкций. Замки были приземисты, с толстыми стенами. Примерами могут служить Собор Св. Мартина, замки Каркассон и Марии Лаах, Пизанская башня.
С развитием строительных технологий романский стиль сменяется готическим. Готические храмы ориентируются в высоту, приближаясь к небесным силам, создают впечатление легкости, цветные витражи символизируют райское блаженство. Примерами этого стиля служат соборы св. Вита, Нотр- Дам в Париже, Шартре, Реймсе, Сиенский собор, Дворец Дожей. Храмы богато декорировались статуями. Декорацией скульптуры в виде светского портрета были статуи донаторов (жертвователей), лучшими из которых считаются изображения Эккегарда и его жены Уты. В богослужение в качестве музыкального сопровождения стал включаться орган, заимствованный из Византии. Мелодии светских песен отталкивались от народных традиций. Трубадуры пели о Прекрасной даме, темой менестрелей был более приземленный тип исторической баллады. В одежде готика выразилась в заостренной форме головных уборов, вертикальных линиях, обуви с острыми носками.
Театр делился на несколько форм. В народной среде были популярны фарсы и пародии на церковную службу. Церковь также широко использовала театральные действия: литургическую драму, миракль и мистерии. Литургическая драма представляла короткие назидательные сцены, миракль - чудо из житий святых, мистерии были огромными шествиями всего города в различного вида аллегориях.
В жанре религиозной литературы были популярны жития святых. Для этого жанра характерен синкретизм. В житиях смешиваются политика, литература, мифология, публицистика; переплетаются реальные факты и миф. Эпические произведения были синтезированы из рыцарской и устной народной культур. В основе эпосов лежали древние сказания и легенды. Крупнейшими эпосами являются «Старая Эдда», «Беовульф», «Песнь о нибелунгах». Постепенно литература начинает приобретать собственную ценность в отличие от науки и религии. Причинно- следственные связи в литературе еще не уточнены, наблюдается несоответствие со временем действия. Народная культура опиралась в своих сюжетах на фольклор, рыцарская- на собственно литературу.
Западно- европейское Возрождение по хронологии еще входит в систему средневековых отношений в Европе, хотя и начинает выражать интересы принципиально нового прогрессивного класса буржуазии. Основными чертами Возрождения являются:
Разрушается средневековое представление о человеке в мире жесткой иерархии и предопределенности его общественного положения в зависимости от рождения. Начинает формироваться буржуазный индивидуализм в его прогрессивном понимании. Исходило это от личной свободы горожан, в отличие от средневековой структуры. Рост городов привел к складыванию внешних и внутренних рынков. Начинают политически оформляться национальные государства, на первый план начинает выступать третье сословие, полностью лишенное за пределами городов политических прав. Все это вело к большим изменениям в культуре.
Предпосылками Возрождения являются несколько взаимосвязанных факторов:
Мир европейского человека в период Возрождения сильно изменился. Материальное производство усложняется. От ремесла люди переходят к мануфактуре, экономика влияет на горизонты знаний и расширяет их. Интерес к природе приводит к значительным открытиям в области математики, химии, астрономии. Улучшения орудий труда ведет к изменению архитектуры. То, что ранее строилось веками, стало возводиться за несколько лет.
Улучшение материальной жизни провело с увеличению численности населения. Изобретение огнестрельного оружия сделало ненужными рыцарские доспехи. Строятся осадные укрепления и каналы. Повышенная активность рыцарства, имевшая выход в крестовых походах, должна была найти иное применение. За короткий период времени было совершено большое число технических открытий, меняющих статичную культуру средневекового общества. Развитие кораблестроения и потребность в новых землях стали основными тенденциями эпохи Великих географических открытий. Для европейских государств возникает проблема господства на океанах. Первые экспедиции во многом зависели от поддержки королей, примером чему может служить плавание Колумба. Но достаточно быстро города становятся источниками золота и могут сами снаряжать географические экспедиции. В политической жизни европейских стран наблюдается повсеместная борьба третьего сословия в союзе с королевской властью против с феодальными баронами и борьба с папским престолом. Короли начинают вводить парламенты или иные совещательные органы, где звучит голос третьего сословия. Феодальный суд не удовлетворяет более требованиям времени. В результате развития товарно - денежных отношений происходит появление новой общественной структуры - суда, ушедшего от произвола синьоров. Войны ведутся теперь не за землю, а за экономические преимущества. Растет значение дипломатии. Известные деятели культуры Ф. Рабле, Н. Макиавелли занимают государственные посты. И. Гуттенберг печатает первую книгу. Это привело к изменению позиции в сторону светской культуры, сделав образование не только прерогативой монастырей. Так, Колледж де Франс был заложен в противовес теологической Сорбонне. Высказывается мысль о необходимости гармоничного развития юношества, как физического так и умственного. Человек начинает чувствовать себя уверенно в своей творческой деятельности.
Первоначально Возрождение проявилось в Италии(ХIU), затем наступает период Северного Возрождения(ХU), конец ХU в. -Англия, Франция, Испания.
Не трогая догматов христианства, деятели Возрождения начинают утверждать первенство человека в реальном мире. Рационально построив жизнь по законам природы, можно построить такие же гармонические отношения. Критерием истинности они считали эмпирический опыт и рационализм. Даже деятели церкви увлеклись природными явлениями. Н. Кузанский (кардинал и философ) считал, что бог не противостоит земной жизни, но между ними существует взаимосвязь. Выдвинул популярную ныне теорию о том, что человек является микрокосмосом. Его главная позиция о методе познания предполагала, что надо идти от противоположностей, заложенных в любом процессе. Оставаясь в рамках христианства, он считал, что творящая способность человека, просветление его сознания зависит от его богоподобия. Н. Кузанский был хорошим астрономом, вынашивал проект замены юлианского календаря. Развитие интереса к небесным явлениям и натурфилософии привели к выдвижению новых теорий мира, выдвинутых Н. Коперником, Д. Бруно, Г. Галилеем.
Эразм Роттердамский (представитель северного Возрождения) был исследователем Библии. Он опубликовал Новый завет с комментариями, которыми заложил основы для Реформации. Критика разночтений и ошибок в Святом писании затем широко использовались как деятелями гуманизма, так и Просвещения. Э. Роттердамский высказывал мнение о возвращении назад к истокам и идеалам раннехристианского общества. В богословии прямых дискуссий избегал и говорил о толковании писания. Наиболее известным его произведением является «Похвала глупости».
Основным стилем Возрождения становится классицизм, исходящий от античных образцов. При этом классика не копируется слепо, а отыскиваются приемы и методы, при помощи которых можно использовать классическое наследие. Гуманисты провозглашали идею создания украшенной действительности, второй природы на основе античного искусства. Так появляется «ренессансный классицизм». Человек прекрасен от рождения, злодеи бывают от плохого воспитания и обстоятельств. В первую очередь художников начинают интересовать индивидуальные отличия людей.
Начало Ренессансу положила «Божественная комедия»Данте.
Сюжет этого произведения созвучен христианской теологии. Данте совершает путешествие по Аду, Чистилищу и Раю. В основе изложения лежит математизация, символизирующая троицу: все три части делятся на 33 песни. Загробный мир в свою очередь состоит из 9 кругов. В Аду Данте сопровождает Вергилий, самый уважаемый римский поэт, но поскольку он является язычником, то для него входа в Чистилище и Рай нет. В высоких сферах Данте ведет его умершая возлюбленная Беатриче. Присутствие земной любви в Раю и Чистилище обозначала принципиально новое построение литературного произведения.
Вся упорядоченность и гармония мира вдохновлены одной идеей - указать человечеству путь к спасению, олицетворением которого является любовь Данте к Беатриче.
Созвучно с линией
возлюбленной Данте звучали