Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 11:35, курс лекций
Согласно статье 6 бюджетного кодекса РФ, Бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Вместе с тем, термит бюджет используется в следующих значениях:
- по экономической сущности – совокупность объективных денежных отношений
- по материальному воплощению – фонд денежных средств
- по форме организации – финансовый документ, утверждаемый в виде закона или решения
- на содержание органов управления фондом;
- на инвестиционную деятельность и тд.
5. Особенности построения бюджетных систем унитарного и федеративного государств.
Бюджетное устройство – это организационное построение бюджета, отражающее как его структуру, так и формы взаимодействия.
Оно объединяет:
1. бюджетную систему государства;
2. бюджетные полномочия РФ, её субъектов и муниципальных образований;
3. принципы и формы разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, межбюджетного перераспределения средств
Бюджетная система – это
- основанная на эконом отношениях и гос устройстве страны
- совокупность бюджетов всех её публично-правовых образования (т.е. РФ, субъектов РФ, муниц образований),
- объединенных на основе определенных принципов и имеющих между собою установленные законом взаимоотношения.
Факторы, определяющие построение бюдж системы:
- форма гос устройства (федеративная либо унитарная);
- политический режим (демократический, тоталитарный, либерально-демократический и тд);
- исторические и национальные особенности развития государства;
- содержание задач, возлагаемых на бюджеты на каждом из этапов реформирования.
Бюджетная система состоит из
- уровней (звеньев) бюджетной системы;
- и видов бюджетов.
Уровень (звено) – обобщающее понятие, связанное с определенным уровнем управления: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты.
Бюджетная система унитарного государства включает два уровня:
1. центральный бюджет
2. местные бюджеты.
Так, в РСФСР были:
1. республиканский бюджет
2. местные бюджеты (бюджеты областных, краевых, городских, районных, сельских и поселковых Советов).
В целом это был гос бюджет РФ
Бюджетная система федеративного государства трехуровневая и объединяет бюджеты:
- федеральные
- региональные
- местные.
Первые два уровня (звена) находятся в ведении органов государственной власти, соответственно, федеральных и субъектов РФ,
А третье звено – в введени органов местного самоуправления
Верхний уровень бюджетной системы представлен всегда рдним бюджетом:
- бюджетом центрального правительства в унитарныз государствах
- федеральным бюджетом в федеративных государствах.
Второй и третий уровни бюджетной системы представлены разными видами бюджетов.
Вид бюджета – это форма организации бюджетных отношений конкретного органа власти или местного самоуправления: федеральный, областной, районный бюджеты и тд.
Он является финансовой базой деятельности конкретного органа власти или местного самоуправления (федерального, областного, районного и тд.)
6. НПА, регламентирующие построение и функционирование бюджетной системы РФ.
Эти акты:
принимают различные ветви и органы власти на соответствующих уровнях управления
и поэтому НПА имеют различную юр силу.
На федеральном уровне – это, прежде всего, Конституция РФ – основной закон государства:
- Закрепляет основы федеративного устройтсва и МСУ, предметы ведения и полномочия РФ и ее субъектов, что является опрделяющим фактором для бюджетного устройства РФ;
- Она определяет компетенции (совокупность прав и обязанностей) Президента РФ, Федерального собрания, его палат, Правительства в оласти федерального бюджета.
Лекция 3.
Бюджетный кодекс РФ – это основной законодательный акт, в котором объединены нормы права, регулирующие бюджетные отношения:
1) устанавливает принципы и структуру бюджетов законодательства, бюджетной системы, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений
2) определяет основы формирования доходов и расходов бюджета, сбалансированность бюджетов и межбюджетные трансферты, основы бюджетного процесса, основы гос и муниципального финн контроля, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства
ФЗ «О бюджетной классификации РФ» определяет группировку доходов и расходов бюджетов
ФЗ «О федеральном бюджете на очередной финн год и плановый период» отражает объем доходов, расходов и источников финансирования дефицита, профицита, устанавливает правила формирования федерального бюджета, действующие в течение этих лет.
ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за прошедший год»
Нормы бюджетного права содержаться в ряде НПА, посвященных другим вопросам
Налоговый кодекс РФ устанавливает:
- состав федеральный, региональных и местных налогов и сборов
- состав спец налоговых режимов, разграничения которых между бюджетами регулируются БК РФ и законами о бюджетах
ФЗ от 06.10.2003 №131 «Об общих принципах организации МСУ в РФ»
разграничивает вопросы местного значения между видами муниципальных образований, т.е. их расходные обязательства
устанавливает состав доходов местных бюджетов
закрепляет основы организации межбюджетных отношений в субъектах РФ
определяет бюджетные полномочия ОМСУ
Лесной кодекс РФв части платы за использование лесного фонда
Закон о недрах, о плате за землю и др. (о разграничении этих налогов между бюджетами)
Таможенный кодекс РФ – в части таможенных платеже и таможенного контроля
НПА Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, регулирующие бюджетные отношения (приказы и инструкции Минфина)
Указы Президента РФ, которые не должны противоречить Конституции, БК и иным ФЗ, в противном случае применяются нормы БК и иных ФЗ.
Постановления Правительства РФ, принимаемые на основании и во исполнение БК, иных ФЗ и указов Президента РФ
Органы гос власти субъектов РФ принимают правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения в пределах компетенции устанавливаемой:
Конституцией
ФЗ от 06.10.1999 184
К НПА субъектов относятся:
Конституция (Устав) субъекта РФ
Законы субъекта
«О бюджетном устройстве и бюджетном процессе», «О бюджете субъекта РФ на очередной финн год и плановый период», «Об исполнении бюджета..»
НПА исполнительных органах гос власти субъекта, содержащие бюджетные нормы
К НПА органов местного самоуправления:
- решения представительных органов муниципальных образований о местном бюджете
- иные решения представительных органов
- постановления главы местной администрации по вопросам местного бюджета
Бюджетное законодательство РФ включает: БК РФ, ФЗ о бюджете, законы субъектов о региональных бюджетах, НПА представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах и другие законы и решения
Указанные акты не могут противоречить БК, в противном случае применяется БК РФ.
Акты договорного права (договоры и соглашения)
Если бюджетное законодательство РФ устанавливает иные правила, чем те, которые предусмотрены международным договором РФ, то применяются правила последнего.
Акты бюджетного законодательства РФ не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, если иное не предусмотрено БК или ФЗ.
Бюджетное право – это совокупность юр норм, регулирующие отношения, возникающие при построении бюджетной системы, распределении доходов и расходов между бюджетами и осуществлении бюджетных процессов.
Нормы бюджетного права – это правила, которые устанавливаются государством в определенном порядке и форме и вводятся в действие в точно установленный законодательством срок
- определяют права и обязанности участников правоотношений, а также обстоятельства, при которых они возникают
- предусматривают ответственность за неисполнение предписаний.
Два вида норм
- Материальные закрепляют материальные, денежное содержание прав и обязанностей участников бюджетных отношений и определяют направления и объемы расходов, распределение доходов между бюджетами, источники и размеры поступлений бюджетов, профицит и дефицит, размер заимствований, долга и др.
- Процессуальные регулирует бюджетный процесс, устанавливают порядок функционирования БС, регулируют права различных органов власти, субъектов права относительно принятия решений или осуществления действий, определяют регламент и процедуры.
Субъектами бюджетного права выступают носители юр прав и обязанностей по формированию и исполнению бюджета.
К ним относятся: публично правовые образования (РФ, ее субъекты и муниципальные образования), соответствующие органы гос власти (представительные и исполнительные)), местные представительные органы и местная администрация.
7. Структура БС РФ
БС РФ – это основанная на экономических отношениях и гос устройстве РФ, регулируемая нормами права, совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов, местных бюджетов и бюджетов гос внебюджетных фондов.
БС РФ включает
1.Федеральный бюджет и бюджет гос внебюджетных фондов
2. Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных гос внебюджетных фондов
3. Местные бюджеты, в том числе:
а) бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских мун образований гг. Москвы и С-П
б) бюджеты городских и сельских поселений
Так среднее звено БС (бюджеты субъектов РФ) представлено такими видами региональных бюджетов
- республиканские бюджеты республик – 21
- краевые бюджеты – 9
- Областные бюджеты – 46
- Областной бюджет Еврейской а.о. – 1
- окружные бюджеты авт. округов –
- городские бюджеты двух городов федерального значения – Москвы и С-Петербурга
С 1 марта 2008 83 субъекта РФ
Синонимами этих названий являются:
- собственный бюджет конкретного субъекта РФ
- бюджет субъекта РФ
В зависимости от типов муниц образований выделяются соотв виды бюджетов (они перечислены при рассмотрении структуры БС)
Консолидированный бюджет – это свод бюджетов БС РФ на соотв территории (за исключением бюджетов гос внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами
Его особенности:
используется для расчета и анализа
не утверждается законодательным (представительным)органом власти.
Консолид. бюджет РФ включает
1) федеральный бюджет
2) консолид бюджет субъекта РФ
Консол бюджет субъекта включает: региональный бюджет и свод местных бюджетов
Консол бюджет муниципального района включает бюджет муниципального района и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального образования
8. Принципы построения БС РФ
Установлены БК – всего 13
только 4 касаются бс.
они определяют формы и порядок взаимосвязей между звеньями и видами бюджетов.
1. Прнцип единства БС РФ
- единство бюджетного законодательства РФ, принципов организации и действия бюджетной системы, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации, санкций за нарушение бюджетного законодательства
- единый порядок установления и исполнения расходных обязательств
формирования доходов и осуществления расходов
ведения бюджетного учета и составления бюдж отчетов
исполнение судебных исков по обращениям взыскания на средства бюджетов
2. Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами
- закрепление в соответствии с законами РФ доходов, расходов и этих источников за бюджетами
- определение полномочий ОГВ и МСУ по формированию доходов и этих источников, установлению исполнению расходных обязательств.
ОГВ (ОМСУ)не вправе налагать на юр и физ лица не предусмотренные законами РФ финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий.
3. Принцип самостоятельности бюджетов:
а) Право и обязанность ОГВ и МСУ самостоятельно обеспечивать сбалансированность своих бюджетов и эффективность использования их средств, осуществлять бюджетный процесс за исключением случаев предусмотренных БК.
б) Право ОГВ и МСУ устанавливать в соответствии с налоговым законодательством РФ налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты, определять формы и направления расходования средств бюджетов (кроме расходов за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов), предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными ОГВ и МСУ, исключительно в форме межбюджетных трансфертов,
в) недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицита других бюджетов, одновременно за счет средств и более бюджетов, за счет средств консолидированного бюджета или без определения бюджета,
введение в действие в течение текущего финн года изменений в законодательстве, приводящих к увеличению расходов и или снижению доходов других бюджетов без внесения изменений в законы (решения) о своих бюджетах, предусматривающих соответствующую компенсацию.
изъятие дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате их эффективного исполнения
4. Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований