Бюджетная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена рассмотрению федерального бюджета, анализу его статей дохода и расхода,- как в общем плане, так и с современной точки зрения. Исходя из вышесказанного, можно определить задачи данной работы.

Задачи работы:
раскрыть суть, дать основные определения бюджету, доходам бюджета, его расходам, дефициту бюджета, профициту.
рассмотреть формирование доходной и расходной частей бюджета,
охарактеризовать сегодняшнее состояние федерального бюджета.

Работа содержит 1 файл

курсовик!!!.doc

— 444.50 Кб (Скачать)

    Введение 

    Ведущую, определяющую роль в формировании и  развитии экономической структуры  любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической  политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

      Таким образом, актуальность данной  темы заключается в первостепенной  важности бюджета для функционирования национальной экономики, в его формировании и исполнении регулирующей роли в использовании ВВП. Тема федерального бюджета актуальна сейчас и будет актуальна до тех пор, пока существует государство.

    Данная  курсовая работа посвящена рассмотрению федерального бюджета, анализу его статей дохода и расхода,- как в общем плане, так и с современной точки зрения. Исходя из вышесказанного, можно определить задачи данной работы.

    Задачи  работы:

  1. раскрыть суть, дать основные определения бюджету, доходам бюджета, его расходам, дефициту бюджета, профициту.
  2. рассмотреть формирование доходной и расходной частей бюджета,
  3. охарактеризовать  сегодняшнее состояние федерального бюджета.

    Объектом  курсовой работы является бюджет Российской Федерации и бюджетное устройство.

     

 

     1 Сущность и структура бюджета РФ

    1. Сущность и функции бюджета РФ. Элементы бюджета и принципы построения бюджетной системы РФ.
 

    Основной  и главной частью финансовой системы  является государственный бюджет.

    Термин  «бюджет» происходит от старинного нормандского слова bougette (возможно, от латинского bulga), означавшего карман, сумку, кожаный мешок. От него произошло budget, которым англичане называли кожаный мешок (затем портфель) для документов (счетов), касавшихся государственных доходов и расходов. [4]

    Это крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. В нем объединяются все основные финансовые институты - расходы, различные виды доходов, государственные займы. Его главнейшие функции - проведение в жизнь финансовой политики, организация выполнения финансовой программы правительства.

    В целом, современное определение  государственного бюджета является дискуссионным вопросом. В Бюджетном кодексе дано следующее определение бюджета: это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций органов государства и местного самоуправления. [1]

    Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих  друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

    Существуют два метода формирования доходной и осуществления расходной частей бюджета:

    1. Бюджетный - безвозмездно, безвозвратно;
    2. Кредитный  - на условиях платности, срочности, возвратности.

    Как экономическая категория госбюджет  выполняет распределительную и контрольную функции. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование в общегосударственных целях. Основу распределительной функции составляет чистый доход участников общественного производства, а иногда и национальные богатства. С помощью второй функции становится возможным определить, насколько своевременно и полно финансы поступают в распоряжение государства, эффективно ли они используются. Здесь основу составляет само движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных значений.

    Также через бюджетную систему реализуются следующие функции бюджета:

  1. Образование бюджетного фонда (бюджетные доходы);
  2. Использование бюджетного фонда (бюджетные расходы);
  3. Контрольная.

    Первую функцию выполняют бюджетные доходы, включающие: налоги с доходов хозяйствующих субъектов (участников процесса общественного производства – физических и юридических лиц); займы; доходы от государственной собственности (предприятий); доходы от эмиссии бумажных денег. Структура бюджетных доходов непостоянна, она зависит от конкретных экономических условий развития данной страны. Изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения связанные с экономическими процессами.

    Вторая  функция бюджета принадлежит конкретным целевым бюджетным расходах. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех других участников воспроизводственного процесса, в связи с чем бюджетные расходы охватывают всю экономику. Потребность соблюдения макроэкономических пропорций в народном хозяйстве требует бюджетного финансирования отдельных отраслей хозяйства, учреждений непроизводственной сферы, экономических районов (административных территориальных образований), различных форм собственности, отдельных хозяйствующих субъектов. Структура бюджетных расходов подвержена ещё более частым изменениям, чем структура бюджетных доходов.

    Контрольная функция бюджета предполагает создание условий для осуществления контроля. Эта функция сосуществует одновременно либо с первой функцией, либо со второй. Контрольная функция обуславливает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы. При этом контроль и контрольная функция не идентичны (хотя и взаимосвязанные) понятия: первое отражает одну из важных сторон деятельности финансовых органов, второе – присущее финансам свойство, создающее объективную основу для осуществления контроля. [6]

    Структура государственного бюджета в каждой стране имеет свои национальные особенности. Она зависит от характера административной системы, структурных особенностей экономики и ряда других факторов.

    В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет двухъярусное построение – государственный и  местный бюджет. В странах с  федеральным государственным устройством (Российская Федерация, США, ФРГ) имеются промежуточные звенья – бюджеты субъектов федерации, штатов, земель.

    Согласно  Бюджетному кодексу РФ, бюджетное  устройство - это структура и принципы построения бюджетной системы. А  бюджетная система РФ - совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права. [1] Она состоит из бюджетов трех уровней:

     I уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

    II уровень - бюджеты субъектов РФ  и бюджеты территориальных государственных  внебюджетных фондов;

    III уровень - местные бюджеты.

    Помимо  вышеперечисленных видов бюджетов существует еще консолидированный бюджет, который представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Например, консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет плюс бюджеты субъектов Российской Федерации.

    Бюджетная система РФ построена на основе следующих принципов:

    1. Принцип единства бюджетной системы,  который обеспечивается единством  бюджетного законодательства, денежной  системы, бюджетной классификации,  форм бюджетных документов и  бюджетной отчетности, бюджетной  политики и т.п.

    2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ.

    3. Самостоятельность бюджетов всех  уровней, выражающаяся в наличии  у каждого бюджета своих источников  доходов, в праве каждого бюджета  самостоятельно расходовать их  по своему усмотрению и определять источники финансирования дефицита бюджета; в утверждении каждого бюджета соответствующими представительными органами; в исполнении каждого бюджета соответствующими исполнительными органами власти; в недопустимости компенсации за счет бюджетов других уровней потребности в доходах и дополнительных расходах.

    4. Принцип сбалансированности бюджета  означает, что объем расходов  должен быть равен объему доходов  плюс источники финансирования  дефицита бюджета (размер дефицита  бюджетов всех уровней ограничен  Бюджетным кодексом). При этом бюджеты всех уровней должны быть утверждены без профицита бюджета. Профицит - это превышение доходов бюджета над расходами.

    5. Принцип эффективного и экономного  использования бюджетных средств. 

    6. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей бюджетов, их адекватность существующему экономическому положению. Нарушение этого принципа ведет к серьезным финансовым последствиям.

    7. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает необходимость их отражения в бюджетах в полном объеме и в обязательном порядке.

    8. Принцип гласности, т.е. необходимость  публикации законов о бюджетах  и отчетов об их исполнении  в открытой печати.

    9. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в адрес конкретных получателей с обозначением цели их использования.

    10. Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, введен Федеральным законом от 20.08.2004 N 120-ФЗ.

    11. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов. [2] 
 

    
    1. Бюджетная классификация доходов, расходов.
 

    Бюджетная классификация - это группировка  доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников покрытия дефицита этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Такая классификация является единой для бюджетов всех уровней и утверждается федеральным законом. Она имеет важное значение, так как используется:

    - для составления, утверждения и исполнения бюджета;

    - контроля за выделением и использованием  бюджетных средств;

    - обеспечения сопоставимости показателей  бюджетов всех уровней;

    - составления консолидированных  бюджетов всех уровней. [7] 

    Классификация доходов бюджета:

    Доходы  бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления.

    Доходы  подразделяются на четыре группы: налоговые, неналоговые, безвозмездные поступления и доходы целевых бюджетных фондов.  

    Налоговые доходы состоят из следующих подгрупп:

    - налоги на прибыль (доход), прирост  капитала;

    - налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные  сборы;

    - налоги на совокупный доход;

    - налоги на имущество;

    - платежи за пользование природными  ресурсами;

    - налоги на внешнюю торговлю  и внешнеэкономические операции;

    - прочие налоги, пошлины, сборы.

Информация о работе Бюджетная система РФ