Бюджетная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 11:35, курс лекций

Описание работы

Согласно статье 6 бюджетного кодекса РФ, Бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Вместе с тем, термит бюджет используется в следующих значениях:
- по экономической сущности – совокупность объективных денежных отношений
- по материальному воплощению – фонд денежных средств
- по форме организации – финансовый документ, утверждаемый в виде закона или решения

Работа содержит 1 файл

лекции БС.doc

— 237.50 Кб (Скачать)

- определение бюджетных полномочий ОГВ  субъектов РФ и ИМСУ

- установление и исполнение расходных обязательств

- формирование доходов региональных и местных бюджетов

-  определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями

Договоры и соглашения между органами ГВ РФ и ОГВ субъектов РФ, ОГВ и ОМСУ, не соответствующие БК РФ, являются недействительными.

Остальные принципы относятся к любому отдельно взятому бюджету или просто к бюджетному процессу, а не к бюджетной системе РФ.

 

9. Этапы становления и развития БСРФ

1. В окт.1991 г. был принят закон РСФСР «об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР», который установил направления построения новой бюджетной системы.

Во-первых, выделены три звена:

1) республиканский бюджет, а с принятие Конституции РФ в 1993 г – федеральный бюджет

2) бюджеты национально-государственных образований: республиканские бюджеты республик,, краевые, областные, окружные, городские Мск и Спб, а с 1993 – бюджеты субъектов РФ

3) местные бюджеты, включающие только районные, городские, сельские и поселковые бюджеты.

Во-вторых, установлены вместо действовавших ранее (единства, демократического централизма), новые принципы построения БС: единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности.

Позже БК закрепил 10 принципов. Сейчас – 13.

2. С 1992 г. начался процесс разграничения доходов между звеньями бс взамен ранее применяющегося метода распределения доходов между бюджетами.

В декабре 191 г. был принят закон РСФСР «об основах налоговой системы РСФСР». В нем были выделены 3 вида налогов

- республиканские (федеральные с 1993)

- региональные

- местные

Однако деление налогов вовсе не означает зачисление в соответствующие бюджеты

Некоторые федеральные налоги зачислялись в местные бюджеты, а от других могли устанавливаться отчисления в региональные и местные бюджеты.

В частности, региональный налог на имущество предприятий делился поровну между региональными и местными бюджетами

Земельный налог – местный, но зачислялся во все звенья бс.

3. Законом РСФСР об основах бюджетных прав, предусматривалось, что закрепленные доходы должны составлять в тер бюджетах не менее 70%, но оно не выполнялось с принятием БК закон был отменен.

4. В декабре 1993г. была принята  Конституция РФ, которая установила гос устройство, определила полномочия ветвей власти, разграничила предметы ведения (сферы жизнедеятельности) и полномочия РФ и ее субъектов.

5. До 1994г. устанавливались дифференцированные нормативы отчислений от федеральных регулирующих налогов в консолидированные бюджеты субъектов РФ.

Затем ввели единые ддля всех субъектов РФ нормативы отчислений от НДС, подоходного налога с физ лиц, налога на прибыль, акцизов.

Большинство бюджетов субъектов РФ оказались с дефицитом. Он стал покрываться трансфертами из федерального бюджета (фонда финн поддержки регионов)

6. Постановление Правительства РФ от 30.07.98 г. «О концепции реформирования межбюджетных отношений в РФ в 1999-2001 гг» предусматривало провести ряд мероприятий по: разграничению расходных полномочий и ответственности между органами власти и управления разных уровней, разграничение налоговых полномочий и доходных источников, бюджетному выравниванию и распределению финн помощи.

7. БК, введенный в действие в 2000г, закрепил (см. БК)

8. Программа развития бюджетного федерализма в России до 2005 г предусматривала разработать проекты федеральных законов по развитию законодательной базы бюджетного процесса в субъектах РФ и МСУ, по упорядочению бюджетного устройства в субъектах РФ, выделению двух уровней муниципальных образований (территориальные и поселенческие), введению МСУ в Мск и Спб,

В связи с этим в 2003 г. были приняты ФЗ

от 04.06. №95 «о снесении изменений и дополнений в ФЗ об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов гос власти субъектов РФ»

от 06.10 №131 «об общих принципах организации МСУ в РФ». Срок введения в действие с 2006г. и продлено до 2009.

9. ФЗ №120 о внесении изменении в БК в части регулирования межбюджетных отношений введены новые понятия (бюдж обязательства, расходные обязательства, межбюдж трансферты, полномочия и др.), уточнены полномочия органов власти, структура бс, ее принципы, конкретизированы доходы и расходы бюджетов, установлен порядок составления и исполнения бюджетов в условиях введения временной финн администрации, разграничены расходные полномочия между уровнями бс, расширены бюдж полномочия ОГВ субъетов и ОМСУ.

 

Лекция 4. 30.09.11

Тема 2. Межбюджетные отношения в РФ. (4 лекции)

1. Содержание межбюджетных отношений.

МБО – это взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений организации и осуществления бюджетного процесса.

Причины МБО:

- несовпадение расходов бюджетов с их доходными источниками

- необходимость выравнивания финансовых возможностей субъектов и муниципальных образований.

- передача расходов и доходов с одного уровня БС на другой

- большие различия субъектов РФ в ресурсном и научно-техническом потенциале, уровне социально-экономического развития

Основные проблемы выравнивания:

- изъятие в больших размерах доходов у регионов-доноров снижает их стимулы к экономическому росту.

- необоснованно высокое повышение доходов бюджетов и населения регионов-реципиентов ведет к их иждивенчеству.

Господдержку субъектам РФ следует направлять на стимулирование экономического развития и в меньшей степени в виде пассивной финансовой помощи.

 

2. Основы разграничения расходных обязательств РФ, СРФ и МО

В зависимости от степени охвата предоставляемых услуг: страна, регион, муниципальное образование, расходы должны финансироваться из: федерального, регионального, местного бюджетов.

Конституцией РФ разграничены предметы ведения (определенные сферы) и полномочия федеральных органов и субъектов РФ.

В ведении Федерации находятся:

- федеральная собственность и управление ею

- федеральное устройство и территория

- федеральный бюджет

- федеральные налоги и сборы

В совместном ведении РФ и СРФ находятся:

- вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами и др. природными ресурсами.

С 2005 г. разграничены:

- не расходы, финансируемые за счет бюджетов разных уровней, а расходные обязательства РФ, СРФ и МО

Расходные обязательства (РО) – это обусловленные законом, иным нпа, договором или соглашением обязанности РФ, СРФ и МО предоставить средства соответствующего бюджета.

Органы власти обязаны вести реестры РО – т.е. используемый при составлении проекта бюджета свод (перечень) законов, иных нпа, муниципальных правовых актов, обуславливающих публичные нормативные обязательства и или правовые основания для иных расходных обязательств., с указание соответствующих положений (статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) законов и иных нпа, муниципальных правовых актов, с оценкой объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения, включенных в реестр обязательств.

ФЗ от 4 июля 2003 г. №95 определены:

- общие принципы разграничения полномочий между ОГВ РФ и ОГВ СРФ, включая определение и разграничение типов полномочий по предметам совместного ведения

- принципы и порядок заключения договоров о разграничении полномочий и соглашений о порядке передачи полномочий

- условия, при которых они могут применяться

Два типа полномочий ОГВ СРФ по предметам совместного ведения РФ и СРФ

1. Полномочия, осуществление которых финансируется из бюджета СРФ

Ст.26.3 закреплен 41 вопрос: 1) обеспечение деятельности огв срф и его гос учреждений, 2) обеспечения выборов в огв срф, референ. субъекта, 4) формирование и использование резервов срф и др.

Федеральное регулирование здесь может быть только рамочным

При этом субъект вправе принять к своему рассмотрению другие вопросы, если они не отнесены ни к ведению ОГВ РФ, ни к ведению ОМСУ.

2. Полномочия по предметам совместного ведения РФ и срф, осуществляемые огв срф, но финансируемые в форме целевых субвенций из федерального бюджета.

И поэтому детально регулируемые огв РФ

ФЗ от 6 окт. 2003 г «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» разграничил вопросы местного значения между видами муниципальных образований.

Ст. 14,15,16 соответственно:

- поселения – 22 вопроса

мун районы – 20

городские округа – 27

Ряд вопросов проходит по всем видам муниципальных образований:

1) формирование, утверждение, использование бюджета и контроль за его исполнением

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в их собственности

ФЗ от 20 августа 2004 г. № 120 определил расходные обязательства РФ, СРФ и МО.

Они возникают в следствие принятия на соответствующем уровне законов и нпа по предметам совместного ведения или по предметам совместного ведения, не отнесенных к полномочиям другого уровня управления, заключения договоров и соглашений по указанным предметам, заключения от имени РФ, срф, мо договоров (соглашений) бюджетными учреждениями соотв. подчинения.

4) принятия ФЗ и нпа, предусматривающих предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета

5) принятие законов и нпа срф, предусматривающих предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета

6) принятие законов и нпа огв срф при осуществлении ими переданных им полномочий РФ

7) принятие муниципальных правовых актов при осуществлении ОМСУ переданных ии отдельных гос полномочий

РО РФ, СРФ, МО исполняются за счет:

- собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего бюджета

В случаях, установленных федеральными законами, РО РФ и РО СРФ исполняются за счет средств бюджетов гос внебюджетных фондов.

РО, связанные с выполнением переданных СРФ или МО отдельных гос полномочий, соотв. Федерацией или СРФ, исполняются путем предоставления соотв. бюджетам субвенций из федерального и регионального бюджетов.

ФЗ и НПА Президента и Правительства РФ, предусматривающие предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам СРФ, должны содержать порядок расчета нормативов для определения общего объема субвенций а исполнение соотв. РО СРФ (МО) и ежегодно вводится в действие законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период при условии утверждения соотв. субвенций.

Эти требования установлены и к законам срф, предусматривающие предоставление местным бюджетам субвенций из регионального бюджета.

С 2005 г. расходы бюджетов всех уровней формируются в условиях четкого разграничения ро и доходных источников. Это не позволяет возникать обязательствам, которые не обеспечены источниками финансирования.

Распределение налогов между уровнями бюджетной системы закреплено НК и БК РФ, а не законом о бюджете на очередной финансовый год. Это создает условия для средне- и долгосрочного планирования, повышает стабильность и предсказуемость доходов территориальных бюджетов, укрепляет самостоятельность бюджетов и позволяет проводить реально бюджетную политику на всех уровнях управления.

 

3. Разграничение и распределение доходов между бюджетами

Разделение доходов между бюджетами включает три стадии

1. Разграничение доходов

2. Распределение доходов

3. Перераспределение доходов

Разграничить доходы означает закрепить конкретные виды доходов или квот по ним (налоговые ставки) между уровнями бюджетной системы обычно на длительный срок

Цель – создать основу (собственные доходы) для формирования доходной базы бюджетов на достаточном уровне, чтобы органы власти могли выполнять свои функции и задачи в полном объеме, предоставлять гражданам услуги на безвозмездной и безвозвратной основах за счет бюджета на определенном допустимом уровне по всей стране.

Примером разграничения являются выделение трех видов налогов:

федеральных

региональных

местных

Зачисление региональных и местных налогов полностью в соотв. бюджеты

Разделение некоторых федеральных налогов между бюджетами. Так налог на прибыль, ставка которого 20%, согласно НК РФ, распределяются между федеральным бюджетов 2% и региональным 18%.

Распределение доходов касается федеральных  региональных налогов, которые используются в процессе бюджетного регулирования.

В законе о бюджете на очередной год устанавливались нормативы отчислений от контингента регулирующего дохода в бюджета нижестоящего уровня.

В СССР это был основной метод формирования доходов бюджетов, когда нормативы отчислений устанавливались дифференцированными вплоть до 100%. Однако не всегда удавалось обеспечить баланс доходов и расходов бюджетов нижестоящего уровня. Для сбалансирования бюджетов выделялась дотация из вышестоящео бюджета.

Перераспределение доходов – это оказание финансовой помощи из бюджета вышестоящего уровня в форме дотаций, субвенций, субсидий.

Цель – при недостаточном уровне бюджетной обеспеченности, вышестоящие органы пытаются выровнять ее.

Перераспределение означает выделение ресурсов из вышестоящего в нижестоящее бюджеты. Для первого – это расходы, для второго – доходы

БК установил формы финансовой помощи для выравнивания бюд обеспеченности, а не для сбалансирования

ФЗ от 20 авг 200 г. « 120 вместо финансовой помощи ввел понятие межбюджетных трансфертов

 

4. Необходимость межбюджетного перераспределения средств

Формы МТ

Различие между 10 наиболее и 10 наименее обеспеченными субъектами РФ по уровню бюджетных возможностей составляют 13 раз

МТ составляют 56% доходов местных бюджетов.

Процесс распределения и перераспределения средств между бюджетами разных уровней называется бюджетным регулированием.

В СССР были 2 формы бюджетного регулирования:

1) отчисления от регулирующих доходов в нижестоящие бюджеты, в размере до 100%

2) дотации из вышестоящего бюджета для сбалансирования доходов и расходов нижестоящих бюджетов

Информация о работе Бюджетная система РФ