Бюджетная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 13:00, реферат

Описание работы

Как уже упоминалось, бюджетная система в первую очередь определяется действующим государственным устройством. В унитарных (единых) государствах бюджетная система включает два звена: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты. В федеративных же государствах, каковым является Россия, бюджетная система состоит из трех уровней:

1.Федеральный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

2.Бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов – 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.

3.Местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов.

При этом бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.

Работа содержит 1 файл

Бюджетная система РФ.doc

— 80.50 Кб (Скачать)

Бюджетная система РФ. 

Как уже  упоминалось, бюджетная система  в первую очередь определяется действующим  государственным устройством. В  унитарных (единых) государствах бюджетная  система включает два звена: государственный  бюджет и многочисленные местные  бюджеты. В федеративных же государствах, каковым является Россия, бюджетная система состоит из трех уровней: 

1.Федеральный  бюджет РФ и бюджеты государственных  внебюджетных фондов.

2.Бюджеты  субъектов РФ (89 бюджетов – 21 республиканский  бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.

3.Местные  бюджеты (около 29 тысяч городских,  районных, поселковых и сельских бюджетов. 

При этом бюджеты нижестоящих органов  самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих  уровней.

Важной  самостоятельной частью бюджетной  системы РФ как суверенного государства  является Федеральный бюджет. Именно он обеспечивает мобилизацию финансовых ресурсов, необходимых для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории России. Кроме того, за счет средств Федерального бюджета покрываются такие затраты, как содержание органов государственного управления, обеспечение потребностей обороны страны, финансовая помощь субъектам Федерации, обслуживание государственного долга, пополнение государственных запасов, резервов и др.

Отдельное, не менее, а может быть и более  важное звено бюджетной системы  РФ составляют многочисленные местные  бюджеты. Если в советские времена  стремление к всеобщей централизации  привело к тому, что удельный вес местных бюджетов в государственном бюджете СССР не превышал 10-15%, то с началом рыночных преобразований в ведение местных властей были переданы отрасли хозяйства, связанные с непосредственным обслуживанием населения, массовая сеть социально-культурных учреждений. За счет местных бюджетов в настоящее время обеспечивается финансирование более 80% бюджетных расходов на здравоохранение, более 60% расходов на просвещение, крупные бюджетные средства направляются на развитие производственной и социальной инфраструктуры.

Бюджетное законодательство РФ содержит понятие  «консолидированный бюджет» - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы  на соответствующей территории. Консолидированный  бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ –это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление о всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

 1.2. Принципы бюджетной системы РФ. 

Бюджетным Кодексом РФ законодательно закреплены основные принципы, на которых  строится бюджетная  система страны. В  их число входят: 

принцип единства бюджетной системы;

принцип разделения доходов и расходов между  уровнями бюджетной системы;

принцип самостоятельности бюджетов;

принцип полноты отображения доходов  и расходов в бюджете;

принцип сбалансированности бюджета;

принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств;

принцип общего покрытия расходов бюджетов;

принцип гласности;

принцип достоверности бюджета;

принцип адресности и целевого характера  бюджетных средств по отдельным  видам расходов. 

Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, единство денежной системы страны, где имеется одно платежное средство – рубль, единство форм бюджетных документов, единство форм бюджетного процесса, единство ответственности и санкций за нарушение бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единообразный порядок бухгалтерского учета бюджетных средств всех уровней бюджетной системы. 

Принцип разделения доходов и расходов между  уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий на осуществление соответствующих видов расходов за органами власти Российской Федерации, субъектов Федерации и местного самоуправления. 

Принцип самостоятельности бюджетов означает право законодательных или представительских органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы осуществлять бюджетный процесс. Он также означает наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня, право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с Бюджетным Кодексом определять направления расходов средств соответствующих бюджетов и источники финансирования дефицита бюджета. 

Потери  в доходах и дополнительные расходы, возникающие в ходе исполнения бюджета в соответствии с принципом самостоятельности, не компенсируются за счет бюджетов других уровней, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства. 

Принцип полноты отображения доходов  и расходов в бюджете означает, что все доходы и расходы бюджета и другие обязательные поступления, закрепленные налоговым и бюджетным законодательством, подлежат отражению в бюджете или бюджете государственного внебюджетного фонда в обязательном порядке и полном объеме. Это означает, что при вступлении Бюджетного Кодекса в действие многие внебюджетные фонды ликвидировались. 

Сбалансированность  бюджета проявляется в том, что  объем предусмотренных бюджетных  расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и источников покрытия его дефицита. Причем при составлении бюджета необходимо исходить из минимизации его расходов. 

Принцип эффективности и экономности  использования бюджетных средств  означает, что при составлении  и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. 

Принцип общего покрытия расходов бюджетов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой средств от доходов и источников покрытия бюджетного дефицита. Доходы и средства от источников покрытия дефицита бюджета могут быть привязаны к определенным расходам бюджета исключительно по целевым бюджетным фондам, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня. 

Принцип гласности означает обязательное опубликование  в открытой печати утвержденных бюджетов, отчет об их исполнении, полноту  информации об утвержденных бюджетах, а также доступность иных сведений по решению законодательных и представительных органов власти. Кроме того, гласность означает обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедуры рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе вопросов, вызывающих разногласия между представительными и исполнительными органами власти. 

Вновь введенный и весьма актуальный в  настоящее время принцип достоверности  бюджетов означает надежность показателей  прогноза социально-экономического развития и реалистичность расчетов доходов и расходов бюджета. 

Принцип адресности и целевого характера  бюджетных средств означает выделение  средств в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением целей, для достижения которых используются выделенные средства.

1.3. Формирование доходов  и расходов бюджетов  разных уровней. 

Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой  выделяются целевые направления  государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства.

Единая  бюджетная классификация представляет собой группировку доходов и  расходов бюджетов всех уровней с  присвоением объектам классификации  группировочных кодов. Бюджетная классификация  обеспечивает сопоставимость показателей  бюджетов всех уровней. Бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджетов РФ, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов.

В Федеральном законе «О бюджетной классификации», подписанном Президентом РФ 15 августа 1996г. №115-ФЗ, отмечается, что бюджетная классификация включает: 

классификацию доходов бюджетов РФ;

функциональную  классификацию расходов бюджетов РФ;

экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;

классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

классификацию видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ;

классификацию видов государственного внешнего долга  и внешних активов РФ;

ведомственную классификацию расходов федерального бюджета. 

Бюджетная классификация в части классификации  доходов бюджетов РФ, функциональной классификации расходов бюджетов РФ экономической классификации расходов бюджетов РФ, классификации источников финансирования дефицитов бюджетов РФ является единой для всех уровней бюджетной системы и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней. Законодательные органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе своими нормативными актами производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.

Классификация доходов бюджетов Российской Федерации является группировкой доходов бюджетов всех уровней и основывается на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней.

Доходы  бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

В соответствии с бюджетной  классификацией выделяются следующие основные виды налоговых доходов:

налоги  на прибыль, доход, прирост капитала;

налоги  на товары и услуги, лицензионные и  регистрационные сборы;

налоги  на совокупный доход;

налоги  на имущество;

платежи за пользование природными ресурсами;

налоги  на внешнюю торговлю и внешнеэкономические  операции. 

Из  неналоговых же доходов  основными являются следующие виды:

доходы  от имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности, или от деятельности;

доходы  от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной  собственности;

доходы  от реализации государственных запасов;

доходы  от продажи земли и нематериальных активов;

поступления капитальных трансфертов из негосударственных  источников;

административные  платежи и сборы;

штрафные  санкции, возмещение ущерба;

доходы  от внешнеэкономической деятельности. 

Согласно  Закону РФ “Об основах бюджетных  прав…”, доходная часть бюджетов состоит  из закрепленных и регулирующих доходов. Кроме того, в бюджеты могут  поступать дотации и субвенции, а также заемные средства.

Закрепленные  доходы - доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет. Регулирующие доходы - доходы, которые в целях сбалансирования доходов и расходов поступают в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов и других платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на следующий финансовый год.

Информация о работе Бюджетная система РФ