Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 23:00, курсовая работа
Бюджет - это центральный институт финансового права, так как именно в форме бюджетов различных уровней происходит аккумуляция, распределение и использование основной массы государственных муниципальных денежных средств.
В материальном смысле бюджет-это централизованный денежный фонд, формируемый Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями для осуществления функций этих государственных и муниципальных образований. Такое понимание бюджета является обыденным и имеется в виду в случаях, когда говорят о средствах бюджета, финансирования из бюджета и т.п.
1. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И ПРИНЦИПЫ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ
1.1 Бюджетное устройство и бюджетная система
1.2 Принципы построения бюджетной системы
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ – КАК ОСНОВНОЕ ЗВЕНО БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ
2.1 Характеристика государственного бюджета России
2.2 Финансовая поддержка и помощь субъектов федерации
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
ВВЕДЕНИЕ
1. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И ПРИНЦИПЫ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ
1.1 Бюджетное устройство и бюджетная система
1.2 Принципы построения бюджетной системы
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ – КАК ОСНОВНОЕ
ЗВЕНО БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ
2.1 Характеристика государственного бюджета
России
2.2 Финансовая поддержка и помощь субъектов
федерации
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО
БЮДЖЕТА
1. БЮДЖЕТНАЯ
СИСТЕМА И ПРИНЦИПЫ ЕЕ
1.1 Бюджетное устройство и бюджетная система
Бюджет - это центральный институт финансового
права, так как именно в форме бюджетов
различных уровней происходит аккумуляция,
распределение и использование основной
массы государственных муниципальных
денежных средств.
В материальном
смысле бюджет-это централизованный
денежный фонд, формируемый Российской
Федерацией, субъектами РФ, муниципальными
образованиями для
В юридическом
смысле бюджет - это финансовый план
образования и расходования денежных
средств бюджетных фондов различного
уровня, утверждаемый соответствующими
представительными
Почему бюджет все-таки, строго говоря, не является центральным денежным фондом, а представляет собой финансовый план поступления и расходования денежных средств? Дело в том, что средства бюджета никогда не аккумулируются государством в натуре, а наоборот, расходуются по мере их поступления, так что денежный фонд как таковой и не образуется. Поэтому бюджет скорее представляет собой схему поступления и расходования средств, т.е. финансовый план государства.*
Бюджет является основным, универсальным финансовым планом государства, поскольку кроме него действуют и другие финансовые планы: сметы, балансы предприятий, учреждений, организаций. Кроме того, бюджет государственного или муниципального образования охватывает практически все области, группы общественных отношений, где государство осуществляет свои функции. Исключение сделано лишь для некоторых групп общественных отношений, финансирование которых происходит в форме внебюджетных целевых фондов.
Понятие бюджета
как финансового плана не тождественно
бюджету как юридическому акту, принимаемому
соответствующим
Финансовый год в Российской Федерации продолжается с 1 января по 31 декабря соответствующего года. Соответственно и бюджеты, как правило, утверждаются ежегодно на этот срок. Однако в условиях инфляции, трудностей в принятии бюджетов практикуется принятие бюджета на более короткий срок (квартал и т.п.).
Законом предусмотрено
понятие консолидированного бюджета,
который представляет собой сводный
бюджет, включающий как бюджет соответствующего
уровня, так и нижестоящие бюджеты.
Так, например, в федеральный
Федеральное Собрание РФ обладает правом вводить чрезвычайный бюджет и режим чрезвычайного расходования бюджетных средств. Основанием для введения чрезвычайного бюджета является чрезвычайное положение на территории Российской Федерации, требующее иной схемы расходования бюджетных средств, а основание для введения режима чрезвычайного расходования - увеличение дефицита бюджета до размеров, не покрываемых путем размещения государственных ценных бумаг. Расходование средств в рамках таких форм бюджета происходит с использованием механизма секвестрования. Секвестр расходов заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5%, 10%, 15% и т. д.) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года, за исключением защищенных статей, т.е. тех, которые в любом случае должны финансироваться в полном объеме. Обычно такими признаются заработная плата, стипендии, социальные пособия и т.п.
Существует также понятие муниципального бюджета, т.е. расчетного объема доходов соответствующего бюджета, покрывающего гарантируемые соответствующими вышестоящими органами власти минимально необходимые расходы. Дело в том, что нижестоящие бюджеты (особенно местные) в значительной мере зависимы от решений вышестоящих органов власти. В таких условиях эти органы определяют перечень расходов, которые должны осуществляться в любом случае, и соответственно гарантируют поступление средств на эти расходы.
Бюджетная система
- это основанная на экономических
отношениях и юридических нормах
совокупность бюджетов государственных
и муниципальных образований, существующих
на территории страны. Как видно
из определения, структура бюджетной
системы государства зависит
от государственного и административно-
Российская Федерация является федеративным государством, признающим права местного самоуправления. Поэтому бюджетную систему РФ можно определить как основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность республиканского (федерального) бюджета РФ, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Каждый субъект
РФ и муниципальное образование
самостоятельно устанавливают свою
бюджетную систему исходя из государственного
и административно-
Закон устанавливает, что бюджетное устройство в РФ основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ.
Принцип единства
бюджетной системы означает, что
бюджеты различных уровней
-единой правовой
базой. Согласно ст. 71 Конституции
РФ финансовое регулирование
находится в ведении
-едиными бюджетными
классификациями,
-единством денежной
системы РФ. Однако единство бюджетной
системы не означает единства
государственного бюджета.
Российская Федерация
устанавливает структуру и
Субъекты РФ
участвуют в осуществлении
Муниципальные
образования также обладают определенной
бюджетной самостоятельностью. Так,
они самостоятельно разрабатывают,
утверждают и исполняют местные
бюджеты, обладая правом устанавливать
местные налоги, самостоятельно определять
направления и объем расходов.
Муниципальные образования
Однако на практике
тезис о самостоятельности
Принцип реальности бюджетной системы относится прежде всего к доходной части бюджетов, которая должна обеспечиваться реальными поступлениями денежных средств в бюджет. В этом смысле особую важность приобретает налоговое законодательство РФ: бюджет должен основываться на конкретных источниках доходов, закрепленных в специальном законодательстве.
Кроме того, реальное осуществление доходной части бюджета зависит от добросовестности прогноза социально-экономического развития страны. Немаловажное значение в этом отношении имеет и сбалансированность бюджета. Превышение расходной части над доходной должно компенсироваться дополнительными поступлениями средств (например, от выпуска в обращение государственных ценных бумаг). В противном случае должен действовать механизм чрезвычайного расходования средств.
Возможно и другое понимание принципа реальности бюджетной системы: элементы бюджетной системы и система связей между ними законодательно закреплены и существуют в реальной действительности. В этом смысле принцип реальности проводится не всегда последовательно.
Принцип гласности обеспечивается открытым обсуждением бюджетов и итогов их исполнения на сессиях представительных органов, опубликованием законов о бюджете на предстоящий год, а также отчетов об их исполнении.
Любой бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. А. Доходы бюджета - это часть государственных или муниципальных доходов, выражающаяся в платежах юридических и физических лиц, поступающих в бюджет, и иных доходах.
Источники доходов можно классифицировать по различным основаниям.
По социально-экономическому признаку все доходы можно разделить на доходы от хозяйственной деятельности физических и юридических лиц, от внешнеэкономической деятельности, банковской и страховой деятельности, приватизации и т.д.
По юридическим формам доходы различных элементов бюджетной системы можно разделить на налоговые и неналоговые. Особое значение на сегодняшний день имеют налоговые поступления, так как в этой форме бюджет получает около 75% всех доходов.
Кроме того, источники
доходов бюджета можно
Наибольшее практическое значение имеет классификация по - порядку и условиям зачисления доходов. По этому основанию доходы бюджета можно разделить на закрепленные и регулирующие, дотации, субвенции и ссуды.
Закрепленные
доходы - это такие доходы, которые
в полном объеме или в твердо фиксированной
доле (в процентах) на постоянной или
долговременной основе в установленном
порядке зачисляются в