Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 17:02, реферат
Для того чтобы любое государство могло нормально функционировать, все его организационные ветви и структуры нужно своевременно обеспечивать. И обеспечение это напрямую связанно с наличием финансов. А для того чтобы этих самых финансов хватило на весь период обеспечения, и производится планирование бюджета. По своей сути государственный бюджет это детализированный финансовый план государства, в котором подробнейшим образом расписаны все статьи, как доходов, так и расходов. При этом он распространяется на все без исключения государственные предприятия.
Введение:
Для того чтобы
любое государство могло
Рассматривая
бюджетную систему Российской федерации,
следует отметить ее несколько существенных
особенностей. Вся бюджетная система
страны состоит из трех основных составляющих
– собственно государственно бюджета,
который формируется за счет государственных
налогов и сборов по всей стране
с помощью министерства финансов
и государственного казначейством.
Дальше идут внебюджетные фонды, которые
формируются частично из поступлений
денежных средств от государственного
бюджета, а частично из местных бюджетов.
И местных бюджетов, которые формируются
исключительно на местах за счет местных
налогов и сборов.
Как вы сами понимаете,
если в конечном итоге бюджет станы
призван соединить воедино
1.Экономическое содержание бюджетной системы РФ
1.1Понятия бюджета и его роль в социальном развитии
Бюджет - роспись доходов и расходов государства, учреждения, семьи на определенный срок. Государственный бюджет обычно составляется на год. С одной стороны, бюджет - это совокупность, масса финансовых ресурсов, средств, которыми располагает любой экономический субъект, будь то государство, территория, предприятие или семья. С другой стороны, это соотношение между доходами и расходами экономического субъекта, баланс его денежных средств, характеризующий соответствие их поступления и расходования в течение определенного периода, чаще всего одного года. Иначе говоря, бюджет определяет и содержимое «денежной сумки», наличие в ней денежных средств или их дефицит, и динамику ее наполнения и расходования, каналы прихода и расхода денег, соотношение между доходами и расходами.
Бюджеты и бюджетное
регулирование существуют в любой
социально-экономической
Важнейшим инструментом
государственного регулирования экономических
процессов, решения социальных, политических,
производственных, экологических задач
в условиях рынка выступает бюджетный
механизм. Именно путем перераспределения
Развитие бюджетного
механизма в условиях рынка должно
происходить в направлении все более
эффективного влияния бюджета на хозяйственную
конъюнктуру и уровень деловой активности
предпринимателей,
Посредством таких финансовых рычагов, как налоги, государственные инвестиции, бюджетные кредиты, объемы бюджетного финансирования создаются предпосылки для влияния государства на различные стороны хозяйствования, способствуя ускоренному обновлению основных производственных фондов, развитию АПК, инфраструктуры общественного производства, созданию нового механизма финансирования науки, здравоохранения, культуры, совершенствованию государственной системы подготовки и переподготовки кадров, развитию структуры рабочих мест на рынке труда.
Экономические
и политические реформы, проводимые
с начала девяностых годов, также
не могли не затронуть сферу
Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.
Изучение бюджетной
системы, бюджетного процесса, теоретических
и законодательных основ и
реальной практики функционирования бюджетного
механизма обрело в настоящее
время особую актуальность.
1.2 функции бюджета как финансовой категории
Сущность любой
финансово-экономической
Бюджету присущи следующие функции:
• распределительная функция бюджета;
• перераспределительная функция ВВП;
• регулирующая функция;
• стимулирующая функция;
• социальная функция;
• функция планирования;
• функция организации;
• контрольная функция.
Распределительная функция бюджета проявляется непосредственно через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням органов
власти государственного
и местного управления. Важное значение
в распределении бюджетных
мощью бюджетов и фондов государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономическое развитие территорий и отраслей производства, социальную сферу. Регулируя
экономическую сферу и отношения в ней, государство целенаправленно усиливает или сдерживает темпы роста производства, ускоряет или снижает рост капиталов и частных
сбережений, изменяет структуру спроса и предложения,
регулирует социальное обеспечение членов общества. Перераспределительная функция национального дохода
и ВВП проявляется непосредственно на стадиях образования
доходов бюджетов
и распределения бюджетных
федеральный бюджет перераспределяется около 20% ВВП.
Средства государственного бюджета в первую очередь направляются на финансирование структурной перестройки
экономической
сферы, комплексных целевых программ,
наращивание научно-
социальной защищенности наименее обеспеченных слоев населения.
Доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы существенно различаются по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия доходов и срокам уплаты. Вместе
с тем они объединены единством, так как преследуют единую цель — формирование доходной части бюджетов различных уровней. Доходы бюджетов могут носить налоговый и неналоговый характер.
Через бюджетные
расходы финансируются
бюджетных ресурсов занимаются бюджетополучатели. За счет
расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных ресурсов по уровням бюджетной системы через систему
дотаций, субсидий, субвенций и ссуд. Расходы бюджета в основном носят безвозвратный характер. На возвратной основе работают только кредиты и ссуды. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается бюджетным планом (сметой) и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической
ситуации и приоритетов государства.
Регулирующая
и стимулирующая функции
проявляются непосредственно через налоговые доходы и рас-
ходы бюджетов. То есть налоговые доходы и бюджетные рас-
ходы выступают в качестве инструмента регулирования и
стимулирования экономики и инвестиций, повышая эффективность производства, в первую очередь наиболее важные
отрасли народного хозяйства, атомной энергетики, машиностроения, агропромышленного комплекса, жилищного строительства.
Бюджетные средства содержат социальную направленность, проявляющуюся в непосредственной поддержке членов общества, в первую очередь, в поддержке наименее защищенных слоев населения, учреждений здравоохранения,
образования, культуры,
жилищно-коммунального
Функция планирования бюджетов предполагает:
• определение бюджетной политики, целей, задач и
выбора путей их достижения;
• разграничение полномочий и предметов ведения между органами власти всех уровней бюджетной системы;
• определение потребности денежных средств в целях
финансового обеспечения функций, возложенных на органы
власти, и решения задач, стоящих перед обществом и государством;
• разработку и обоснование оптимальных путей развития бюджетов с целью выработки предложений по укреплению бюджетов на основе прогнозных (расчетных) данных;
• разработку и обоснование проектов бюджетов, их доходной и расходной частей применительно к бюджетной политике, определенной в Послании Президента РФ федеральному Собранию РФ на очередной финансовый год;
• разработку конкретных мероприятий, обеспечивающих
исполнение бюджета в интересах реализации бюджетной политики на очередной финансовый год.
Функция организации бюджетов предполагает:
• определение бюджетного устройства и бюджетной классификации;
• определение порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов;
• выбор кредитных организаций, обеспечивающих бюджетный процесс с позиций обеспечения бюджетов финансовыми средствами;