Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 11:16, реферат
Больших разрушений такая бомбардировка не вызвала, но население было в панике
го опыты с крылатыми ракетами были прекращены33.
Особый толчок развитию беспилотных летательных аппаратов
дало изобретение радиотелеграфа профессором А.С. Поповым и
Гульельмо Маркони. Именно после этого многие ученые в раз_
ных странах начали работу над использованием беспроволочно_
го способа связи для дистанционного управления летательным
аппаратом. Из русских ученых Н.Д. Пильчиков, А.А. Холодков_
ский, Ф.С. Материкин, А. Щенснович и др. предложили ряд
весьма интересных схем управления на расстоянии самыми раз_
личными техническими объектами34.
Пионера авиации С.А. Ульянина можно считать первым изобрета_
телем, обосновавшим идею управления летательным аппаратом с
помощью электромагнитных волн. В 1903 г. К.Э. Циолковский
также предложил «реактивный прибор», который мог бы летать
«в атмосфере… по заранее намеченному плану» (программе)35.
Вопрос о приоритете создания крылатых ракет, как об этом бы_
ло сказано выше, остается открытым до сих пор. Однако, как по_
казывает проведенный авторами архивный и патентный поиск,
одним из первых создателей крылатых ракет стал незаслуженно
забытый русский ученый, член Конференции Михайловской
артиллерийской академии генерал_майор М.М. Поморцев36.
О нем и его ракетах речь пойдет во второй главе.
Прообразом современных крылатых ракет являются автоматиче_
ски управляемые беспилотные крылатые летательные аппараты
(БКЛА) с
винтомоторной группой. Идея
тов, судя по всему, впервые зародилась в конце 1909 г. одновре_
менно в США и Германии37. Эта идея, как уже говорилось выше,
основывалась на изобретении радио, развитии торпедного ору_
35 Создание и применение первых летающих бомб...
33 Сокольский В.Н. Ракеты на твердом топливе в России. М., 1963.
34 Ульянин Ю.А. Пионер русской авиации. М.: Пик, 2001.
35 Большая советская энциклопедия, 2_е изд.
36 Павлушенко М.И. Михаил Михайлович Поморцев. М.: Наука, 2003.
37 См.: Новичков Н.Н. Развитие крылатых ракет самолетных схем. Диссерта_
ция кандидата технических наук. М.: Институт истории естествознания и тех_
ники, 1982.
жия, результатах первых экспериментов по радиоуправлению и
первых результатах
практического использования
Один из таких проектов был предложен американским инжене_
ром Э. Берлинером в 1909 г. Но поскольку авиация тогда еще не
имела опыта боевого применения, БЛА Э. Берлинера предназна_
чался для запуска с кораблей по надводным морским целям38. По
существу, это была крылатая торпеда, напоминающая по внеш_
нему виду моноплан Блерио11, на котором его конструктор
француз Л. Блерио в 1909 г. впервые в мире перелетел Ла_Манш.
Боевая часть БКЛА Берлинера крепилась в носовой части. Ко_
манды на управление летающей торпедой передавались по про_
водам. Специальная
наклонная плоскость под
корпуса должна была обеспечить подпрыгивание торпеды при
ее периодических ударах о воду. Использование крыла обеспе_
чивало повышение дальности действия торпеды и увеличение ее
скорости. (На свое изобретение инженер Э. Берлинер взял па_
тент США только 5 июня 1917 г., несмотря на то, что подал заяв_
ку 30 сентября 1909 г.)
Проект крылатой торпеды для стрельбы по неподвижным целям
в 1911 г. предложил немецкий инженер К. Ниттингер. Интерес_
но, что в этой крылатой торпеде после запуска должны были
раскладываться в полете воздушный винт, который находился в
хвостовой части, киль и крылья, которые находились посереди_
не фюзеляжа.
Торпеда имела двигатель
жидкое взрывчатое вещество и часовой механизм для програм_
мирования дальности и скорости полета к объекту поражения.
В районе цели часовой механизм отклонял руль высоты в край_
нее положение, и торпеда переходила в пикирование на объект
поражения. Проект был заявлен 13 августа 1911 г., инженер
Ниттингер получил патент Германии 25 июля 1913 г.
Поворотным пунктом в создании беспилотных крылатых ракет
стало испытание в 1912–1913 гг. гиростабилизатора американ_
ского инженера Э. Сперри. Таким гиростабилизатором была
оборудована летающая лодка Г. Кертисса. В 1914 г. Э. Сперри на
этой лодке летал во Франции и официально в Аэроклубе зареги_
36 Беспилотные летательные аппараты
38 См.: Новичков Н.Н. Развитие крылатых ракет самолетных схем. Диссерта_
ция кандидата технических наук. М.: Институт истории естествознания и тех_
ники, 1982.
стрировал свой полет как «первый полет с брошенным управле_
нием». Полеты Э. Сперри доказали существенное повышение
устойчивости самолетов, оснащенных гиростабилизаторами.
Однако в то время из_за низкого развития радиотехники речь
еще не шла об управлении гиростабилизирующими устройства_
ми на расстоянии.
В 1913 г. австрийский инженер К. Варшаловский предложил про_
ект крылатой торпеды. Он предлагал оснастить обычную мор_
скую торпеду крыльями, которые отделялись при ударе о воду.
Цель, которую преследовал автор проекта, состояла в том, чтобы
увеличить дальность полета морской торпеды авиационного ба_
зирования, уменьшить скорость приводнения и перегрузок, а так_
же атаковать авиацией морские цели с безопасной дальности.
Крылатые поверхности располагались в середине корпуса тор_
педы, воздушный винт – в носовой части, гребной винт и руль
высоты – в хвостовой части. После приводнения торпеды кры_
лья отделялись и дальнейшее движение торпеды осуществля_
лось по воде за счет вращения гребного винта. Боковые поверх_
ности управления регулировали глубину погружения торпеды.
Идея же создания собственно крылатой ракеты впервые была
выдвинута французским инженером Рене Лореном. Француз_
ский артиллерийский офицер и инженер по образованию,
Р. Лорен в 1908 г. предложил конструкцию мотокомпрессорно_
го воздушно_реактивного двигателя. Собственно, на основе его
Лорен и разработал первый в мире проект крылатой ракеты.
Некоторые историки утверждают, что Рене Лорен выдвинул
идею крылатой ракеты еще в 1907 г. Н.Н. Новичков считает, что
такого не могло быть по следующим причинам39:
• Из_за малого практического опыта и полного отсутст_
вия опыта боевого применения самолета не могло воз_
никнуть необходимости в создании крылатых ракет до
конца первого десятилетия ХХ века.
• Р. Лорен вряд ли мог начать работу над созданием раке_
ты, не имея достаточно четких представлений об ее ос_
новном элементе – воздушно_реактивном двигателе.
37 Создание и применение первых летающих бомб...
39 Там же.
• После изобретения двигателя Лорену, безусловно, тре_
бовалось некоторое время для разработки самой крыла_
той ракеты.
В 1909 г. Р. Лорен начал рассматривать возможность примене_
ния своего реактивного двигателя на летательных аппаратах.
В том же году в мае французский инженер выдвинул идею созда_
ния крылатых реактивных аппаратов, управляемых с помощью
телемеханических устройств.
В начале 1910 г. в журнале «Аэрофиль» («L'Aerophile») Р. Лорен
опубликовал первый проект крылатой ракеты. Этот летатель_
ный аппарат должен был иметь длину 6 м, диаметр корпуса
0,35 м, крыло небольшого размаха, стартовый вес 79 кг, вес воз_
душно_реактивного двигателя 35 кг, вес приборов управления
10 кг, вес топлива 10 кг, вес полезной нагрузки 12 кг. Лорен рас_
считывал, что его крылатая ракета будет летать со скоростью
200 км/ч. Н.Н. Новичков считал, что на самом деле КР Лорена
должна была летать в несколько раз с большей скоростью40.
Могла ли быть в те года построена крылатая ракета Лорена?
Вряд ли. Его идеи заметно опередили свое время: высота полета
должна была
выдерживаться автоматически
приборами для измерения давления, а управление обеспечива_
лось гироскопическим стабилизатором, соединенным с серво_
моторами, приводящими в движение крыло и хвостовое опере_
ние. Когда автор КР в годы Первой мировой войны предложил
реализовать свой проект, французское военное командование
посчитало его проект фантастическим.
В 1913 г. Рене Лорен выдвинул идею прямоточного воздушно_
реактивного двигателя (ПВРД) и в том же году описал свое изо_
бретение в статьях, опубликованных в журнале «Аэрофиль».
ПВРД является одной из разновидностей воздушно_реактивных
двигателей (ВРД). Работа ПВРД заключается в том, что атмо_
сферный воздух, попадая во входное устройство двигателя со
скоростью, равной скорости полета, сжимается за счет скорост_
ного напора и поступает в камеру сгорания. Впрыскиваемое
топливо сгорает, повышается теплосодержание потока, который
38 Беспилотные летательные аппараты
40 Новичков Н.Н. Развитие крылатых ракет самолетных схем. Диссертация кан_