Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 11:16, реферат
Больших разрушений такая бомбардировка не вызвала, но население было в панике
Создание и применение первых летающих бомб,
планирующих торпед и самолетов_снарядов
История беспилотного воздушного оружия насчитывает уже бо_
лее полутораста лет. В 1849 г. Венецианская республика восста_
ла против австрийского владычества. Австрийские войска подо_
шли к Венеции и начали обстреливать город из осадных орудий.
Однако город, расположенный на островах в лагуне, был недо_
сягаем для артиллерии. Тогда по воздуху при подходящем ветре
на город поплыли воздушные шары с бомбами. За один час
10 станций
выпускали почти сотню
воздушный шар автоматически сбрасывал бомбу.
Больших разрушений такая бомбардировка не вызвала, но насе_
ление было в панике. Венецианский флот, как только австрий_
цы запускали аэробомбы, выходил в открытое море. Причина
страха заключалась как раз в том, что венецианцы знали о вися_
щем над ними воздушном шаре_бомбе. Неопределенность – ку_
да и когда эта бомба упадет – и вызывала страх. Ведь все пост_
ройки города да и флот были сплошь и рядом деревянными.
Словом, беспилотные воздушные шары, на современный
взгляд, были не военным средством, а средством устрашения.
Вторая половина XIX века в военном отношении была для Европы
неспокойной. В 1880_е гг. серб О.С. Костович, получивший боевой
опыт в русско_турецкую войну на стороне русской армии, разрабо_
тал «воздушное торпедо». «Воздушное торпедо» представляло со_
бой своеобразную гирлянду из воздушных шаров. К последнему
аэростату гирлянды посредством электромагнитного замка подве_
шивался разрывной снаряд. С помощью «воздушного торпедо»
предполагалось бомбить осажденные крепости. Такая бомбарди_
ровка в то время военным специалистам казалась «ужасной воен_
ной операцией», которой «нет возможности противиться» и кото_
рая вызовет «безграничную панику среди населения крепости».
Поэтому до применения «воздушного торпедо» дело не дошло.
Все_таки в войнах тогда еще сохранялись рыцарские отношения.
Другим беспилотным летательным аппаратом в то время были
ракеты. Перед их создателями стояли вопросы обеспечания ус_
тойчивости в полете ракеты. Наиболее простым способом ста_
билизации, применявшимся еще в ракетах позднего средневе_
ковья, было снабжение ракет продольным бруском (ракетным
хвостом). Именно этот тип стабилизации применяли как зару_
бежные, так и отечественные ракетчики, в частности Картмазов,
Засядко, Константинов.
Однако применение ракетных хвостов отличалось рядом не_
удобств. Полет таких ракет не был правильным, точность их бы_
ла недостаточной, кучность маленькой. Кроме того, длинные
ракетные хвосты, значительно превышавшие длину самой раке_
ты, были очень неудобны в эксплуатации, осложняли перевозку
и хранение ракет. Поэтому во многих странах предпринимались
попытки заменить ракетные хвосты другим видом стабилиза_
ции. Их снабдили крыльями.
В России первые опыты по ракетам с крыльями были проведены
в 1840_е гг. в Охтенской пороховой школе. Были изготовлены
сигнальные ракеты, в которых длинные хвосты заменялись либо
короткими стабилизирующими поверхностями, уже тогда полу_
чившими название крыльев, либо трехсторонними призмами из
тонкого картона.
Полковник К. Константинов по этому поводу в 1849 г. писал:
«Для отвращения неправильности полета, происходящей от не_
правильного перемещения центра тяжести, располагают на ни_
жней части ракетной гильзы крылья. (О таковых сигнальных ра_
кетах, употребляемых в Сардинской артиллерии, доставлены
были мною сведения из Турина в 1840 г.) Крылья эти увеличива_
ют боковое сопротивление воздуха на нижнюю часть ракеты и
этим утверждают ракету по направлению полета.
Вместо крыльев некий изобретатель Вайян из Болоньи приду_
мал употреблять трехстороннюю призму из тонкого картона, ка_
сательную и укрепленную к нижней части ракеты.
32 Беспилотные летательные аппараты
Сигнальные фунтовые ракеты с крыльями и с призмами приго_
товлялись неоднократно в лабораторном отделении Общей по_
роховой школы. Для спуска их укреплялись на поверхности ра_
кетной гильзы два кольца из проволоки, с помощью которых ра_
кета спускалась
с железного вертикального
ного на верхней части кола. Полет этих ракет оказывался посто_
янно совершенно удовлетворительным, в особенности полет ра_
кет с призмами, которые перед ракетами с крыльями имеют еще
важные преимущества, а именно: их легче делать, призму легче
укрепить на поверхности гильзы, сверх этого, перевозка ракет с
призмами несравненно удобнее перевозки ракет с крыльями»27.
В 1853 г. в «Артиллерийском журнале» была опубликована ста_
тья без подписи «О некоторых усовершенствованиях в фейерве_
рочном искусстве». Автор статьи утверждал, что с 1848 г. он не_
однократно и с успехом применял ракеты, полет которых стаби_
лизировался трапециевидными крыльями, изготовленными из
сложенного вдвое картона28.
В 1850_е гг.
во французском флоте
ракета с крыльями. Она состояла из бумажной гильзы с колпа_
ком, наполненным звездками (разновидностью пороха). К гиль_
зе прикручивалась проволокой деревянная призма. Она поддер_
живала три деревянных крыла.
В 1864 г. «кронштадтский лабораторный мастер» Вишняков раз_
работал конструкцию ракеты, у которой крылья крепились к
корпусу при помощи специальных проволочек. Опыты с этими
ракетами в 1864–1865 гг. положительных результатов не дали29.
В ноябре 1865 г. в Морской технический комитет поступило
предложение об испытании ракет со стабилизирующими по_
верхностями. Разработал эти ракеты капитан корпуса морской
артиллерии Калиников. Ракета Калиникова была похожа на ра_
кету Вишнякова. Однако в ней был применен другой способ
33 Создание и применение первых летающих бомб...
27 Родионов Б.И., Новичков Н.Н. Крылатые ракеты в морском бою. М.: Вое_
низдат, 1987.
28 О некоторых усовершенствованиях в фейерверочном искусстве. Артиллерий
ский Журнал. 1853, № 6, отд. I. С. 449.
29 Результаты опытов с крылатыми ракетами, предложенными Вишняковым и
Калиниковым. РГАВМФ, ф. 421, оп. 2, д. 39, лл. 1, 9 об.
крепления крыльев к корпусу. Опыты с этими ракетами также
не дали положительных результатов.
В 1866 г. штабс_капитан Скрипчинский предложил «пара_
шют_ракету и ракету с крыльями»30. Предложенные Скрип_
чинским крылья для ракет изготавливались из дерева. Они со_
стояли из стержня, служившего для прикрепления крыла к ра_
кете, и собственно крыла. Крыло имело в плане форму парал_
лелограмма. В ребре стержня, прилегающем к ракете, делался
желобок, а снаружи – два выреза, служившие для привязыва_
ния крыла к ракете.
С обеих сторон крыла были сделаны продольные желоба для об_
легчения крыла. Они располагались в шахматном порядке, их
число зависело от размеров крыла. Для уменьшения сопротив_
ления воздуха передней кромке крыла придавалась заостренная
форма. Автор статьи написал, что он проводил опыты с этими
ракетами.
Статья Скрипчинского привлекла внимание специалистов. За_
ведующий Рижской пиротехнической лабораторией, которая
занималась
изготовлением фейерверочных
лиц, опубликовал результаты своих исследований по ракетам с
крыльями. Автор утверждал, что крылатыми ракетами он зани_
мался с 1862 г., когда испытал крылья разных планов, изготов_
ленные из разных материалов. Лучшими были признаны кры_
лья, имевшие в плане форму параллелограмма31.
Несмотря на неудачу с первыми крылатыми ракетами в
1864–1866 гг., в 1867 г. Морское министерство снова верну_
лось к ним. Суть вопроса состояла в том, что на флоте ощуща_
лись большие неудобства, связанные с эксплуатацией ракет с
длинными хвостами. Были проведены сравнительные опыты
с крылатыми ракетами, предложенными Калиниковым и
Скрипчинским. Они показали некоторое преимущество ра_
кет Калиникова32.
34 Беспилотные летательные аппараты
30 Скрипчинский П.М. Парашют_ракеты и ракеты с крыльями. Артиллерийский
Журнал. 1866, № 12. С. 617–621.
31 Скрипчинский П.М. Парашют_ракеты и ракеты с крыльями. Артиллерийский
Журнал. 1867, № 1. С. 2031–2037.
32 Результаты
сравнительных опытов с
Калиниковым и Скрипчинским. РГАВМФ, ф. 421, оп. 2, д. 39, л. 1 об.
В 1868 г. крылатые ракеты А.И. Калиникова испытывались на
учебно_артиллерийском фрегате «Севастополь». На этот раз
удовлетворительных результатов достичь не удалось. После это_