Применение права

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 11:34, курсовая работа

Описание работы

Передо мной стоит цель охарактеризовать применение права, определить основные признаки этой особой формы реализации права. Дать определение пробелов в праве, показать основные способы восполнения пробелов.
В связи с поставленной целью я выделяю следующие задачи к исследованию: сформулировать понятие применения права, обозначить стадии применения права, рассмотреть акты применения права, их понятие и особенности, так же рассмотреть проблему пробелов в праве и способов их восполнения.

Содержание

1 Введение...…………………………………………………...3.
2 Понятие применения права…………………………….…..6.
3 Стадии применения права....................................................15.
4 Акты применения права: понятие и особенности..............25.
5 Пробелы в праве и способы их восполнения......................30.
6 Заключение.............................................................................38.
7 Список использованной литературы...................................39.

Работа содержит 1 файл

курсовик(11).doc

— 205.50 Кб (Скачать)

                   ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

         ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

            ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

                        (МГЮА)

                              ФИЛИАЛ МГЮА В Г. ВОЛОГДЕ 
 
 
 
 

      КАФЕДРА ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 
 
 
 
 
 

                        КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

                     «ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА» 
 
 
 
 
 
 

                                                     Научный руководитель: 
 
 
 
 
 

                                ПЛАН: 
 

1 Введение...…………………………………………………...3. 

2 Понятие применения  права…………………………….…..6. 

3 Стадии применения  права....................................................15. 

4 Акты применения  права: понятие и особенности..............25. 

5 Пробелы в  праве и способы их восполнения......................30. 

6 Заключение.............................................................................38. 

7 Список использованной  литературы...................................39. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                            ВВЕДЕНИЕ 

     Право создается для того, чтобы быть реализованным в

поведении и деятельности людей, чтобы воплотиться в жизнь. Без воплощения правовых предписаний в жизнь нормы права теряют свое социальное назначение.  «Право ничто, – замечает Л.С. Явич, – если его положения не находят своей реализации в деятельности людей и их организаций, в общественных отношениях. Нельзя понять право, если отвлечься от механизма его реализации в жизни общества»1

       В нашу эпоху кризисов и реформ, только государство в состоянии обеспечить оптимальное и эффективное регулирование общественных отношений. Целью применения права является удовлетворение потребностей всего общества, а так как потребности людей постоянно меняются в соответствии с изменчивыми условиями жизни.

     «Без  процесса реализации право утратило бы смысл, поскольку предписания, содержащиеся в нормативных актах, относятся  к сфере должного; а действительность, сущее – это то, каким образом  и насколько полно правовые нормы  претворены в жизнь».2

     Под реализацией права понимают претворение, воплощение предписаний юридических  норм в жизнь путем правомерного поведения субъектов общественных отношений (государственных органов, должностных лиц, общественных организаций  и граждан).

     Исходной  формой реализации права государством является законотворчество. Понятие правовых законов, формулирования в законах правовых предписаний. В цивилизованном обществе принимая новый закон, законодатель обязан проследить его соответствие конституции и всем ранее принятым законам, более того, в федеральном государстве законодатель следует не только собственным, но и федеральным законам, а так же законам всех субъектов федерации.

     Применение  права - это государственно-властная деятельность, осуществляемая по конкретным индивидуальным делам, которая завершается принятием решения компетентным органом государственной власти. Государство определяет в каких случаях правоприменение обязательно, каковы его границы в сфере регулирования и охраны общественных отношений, каков круг субъектов, применяющих право и т.д.

     Актуальность данной темы вызвана проводимой в России правовой реформой,  происходит изменение устоев правоприменения и основ доказывания. "Так как мы стоим как раз на рубеже двух эпох, между отходящими старыми порядками, которых несостоятельность не подлежит ни малейшему сомнению, и ещё не устоявшимся новым устройством, то нам всего удобнее сделать расчёт с прошедшим, разобрать по частям и проверить все пружины настоящего механизма судебных властей, дабы определить, какие из выбранных исторических форм должны уцелеть и какие должны измениться". Глядя на этот отрывок, не верится, что эти строки написаны еще в 1860 г., так актуально высказывание В.Д. Спасович для российской правовой системы на современном этапе. "На необходимость соотнесения теории с практикой в изучении права и государства обращали внимание ещё в первой половине ХIХ века русские учёные-правоведы", - отмечает этот факт профессор Т.В. Ивакина, ссылаясь на К.А.Неволина. 3

     Оценивая  степень разработанности данной темы,  следует указать на достаточно большой объём научных исследований в этой области юридических знаний. Основополагающими выступают взгляды таких выдающихся ученых-юристов в области общей теории государства и права, как А.А. Алексеева, А.Б. Венгерова, В.В. Лазарева, В.М. Сырых, Н.Я. Дюрягина, В.И. Горшенева и ряда других выдающихся российских теоретиков.

     Методология исследования основана на общенаучных  и общетеоретических принципах: объективности, конкретности, всестороннем подходе. При написании работы были использованы такие методы, как историко-юридический, относительно-аналитический, сравнительно-правовой и др., а также логические: анализ, синтез и др.

     Наиболее  полно и всесторонне раскрыть проблематику можно только с привлечением всех областей человеческих знаний, тесно связанных с исследуемой проблемой.  В  работе использованы научные знания из области философии, социологии, политологии и истории.

       Теоретическое и практическое  значение моей работы заключается  в исследовании проблем применения  права в Российской Федерации, попытке проанализировать проблему пробелов в праве и способов их восполнения.

     Передо мной стоит цель охарактеризовать применение права, определить основные признаки этой особой формы реализации права. Дать определение пробелов в праве, показать основные способы восполнения пробелов.

     В связи с поставленной целью я выделяю следующие задачи к исследованию: сформулировать понятие применения права, обозначить стадии применения права, рассмотреть акты применения права, их понятие и особенности, так же рассмотреть проблему пробелов в праве и способов их восполнения.  

  

                     
 

                        Понятие применения права. 

     Применение  права - это властная деятельность органов государства, их должностных лиц и их уполномоченных субъектов4. Данное определение указывает на два обстоятельства: 1) субъектами применения права выступают преимущественно государственные органы и их должностные лица, а в ряде случаев объединения граждан (и даже отдельные граждане); 2) применение права носит властный характер. Это означает, что правоприменительные органы наделяются государственно - властными полномочиями , их решения обязательны для всех, кому они адресованы, обеспечиваются принудительной силой. Властность - существенный отличительный признак применения права.

     В современном правовом государстве право действует, применяется в интересах всего общества. Поэтому применение права опирается в первую очередь на сознательность людей, на их уважение к законам, в которых выражена политика государства и которые соответствуют правосознанию народа. Применение права, конечно, обеспечивается также государственным принуждением, силой государственного аппарата, но это принуждение применяется к дезорганизаторам порядков и общественной дисциплины, к нарушителям законов.

     Применение  права происходит в том случае, если юридическая норма не реализуется  сама собой, а требует вмешательства  органов государственной власти. Например, совершение преступления - юридический  факт, с которым норма уголовного права связывает реализацию санкции, которую преступник вряд ли примет добровольно. Коль скоро обеспечение уголовно-правовых запретов, охраняющих устои коллективной жизни, - общее дело всего населения, применение санкции образует исключительную прерогативу государства.

     Формой правоприменения может быть принуждение, насилие над личностью, однако основанное на законе. Для предотвращения преступления может непосредственно осуществляться принуждение, например для предотвращения преступления, либо в чётко установленной процедурной форме. Последняя предполагает издание соответствующим государственным органом правоприменительных актов, в которых и реализуются их властные полномочия5.

     Властный  характер правоприменительных органов  следует отличать от властных действий граждан и их объединений. Это и реализация права на выдвижение кандидатов в депутаты, участие в референдуме, совершение гражданами односторонних сделок, реализация ими права на забастовку и др. Властный характер подобных акций граждан является безусловным. Решение принятое, например, гражданами по месту жительства о выдвижении конкретных лиц кандидатами в депутаты, подлежит (при отсутствии нарушений закона) безусловному осуществлению избирательными комиссиями (комиссиями по проведению референдума). Не меняет дела то обстоятельство, что такое решение подлежит последующему утверждению (окружной избирательной комиссией).

     В то же время природа властных действий граждан в отличие от деятельности должностных лиц государства, применяющих  право несколько отлична. Если граждане преследуют собственные интересы, то должностное лицо действует исключительно для того, чтобы обеспечить (удовлетворить) интересы граждан, их объединений. Иного (чем этого публичного) интереса у правоприменителя нет. Из этого вытекает, что властный характер применения права определяется тем, что правоприменение призвано обеспечить, гарантировать права и интересы граждан, властно подтверждая наличие у них субъективных прав, способствуя их реализации, либо устраняя препятствия к их реализации, и, в этой связи, защищая эти права, либо восстанавливая их вследствие нарушения. Различны также средства, механизмы осуществления такого рода действий.

     Главная отличительная особенность  применения права  заключается в том, что оно носит организующий характер,6 совершается в интересах других лиц и направлено на обеспечение нормального хода правового регулирования поведения граждан и организаций (эта особенность правоотношения наиболее точно подмечена проф. П.Е. Недбайло, одним из наиболее признанных авторитетов в исследовании данной проблемы). Назначение правоприменения, следовательно, сводится к тому, что оно выступает вслед за правом (общим правовым регулированием) средством индивидуальной правовой регуляции поведения. Властные правоприменительные действия, вклиниваясь в механизм правового регулирования, конкретизировано подкрепляют властность юридических норм, индивидуально регулируют общественные отношения и тем самым обеспечивают достижение целей правового регулирования (Н.Н. Вопленко). Наверное, поэтому С.С. Алексеев утверждал, что применение права есть нечто большее, чем это вытекает из самого термина. Оно означает властную индивидуально - правовую деятельность, целью которой является организация нормального процесса действия права, принятие актов, необходимых для обеспечения общего нормативно - юридического регулирования общественных отношений, обеспечения поведения участников этих отношений сообразно правовым предписаниям.

     Выступая  в качестве средства индивидуально - правового регулирования, применение права служит тем основанием (юридическим фактом), с которым нормы права связывают возникновение (изменение, прекращение)     правоотношений     между     гражданами,     организациями,

объединениями граждан и государством. Необходимость  в правоприменении появляется всякий раз, когда без организующих действий государственных органов такие правоотношения не могут возникнуть. Без такого индивидуального регулятора в целом ряде случаев не могут быть достигнуты цели и задачи общего нормативного регулирования, а значит, не могут быть реализованы вытекающие из закона права и обязанности граждан. Правоприменение обеспечивает, обслуживает реализацию права, и в этом состоит его основное предназначение в механизме действия права.

  Деятельность по применению норм права имеет государственно-властный характер.7 Решение принимается по одностороннему волеизъявлению уполномоченного органа, выступающего от имени государства. Вне зависимости от того, какой орган, государственный или негосударственный, осуществляет правоприменение, оно всегда имеет государственный характер, только во втором случае правоприменительные полномочия делегируются организации государством. Именно властность правоприменения позволяет уполномоченным органам претворять в жизнь конкретные меры государственного принуждения. Такова деятельность суда по осуществлению правосудия или следователя по расследованию уголовного дела.

Информация о работе Применение права