Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 11:16, реферат
Больших разрушений такая бомбардировка не вызвала, но население было в панике
Ее беспилотный самолет удерживался на заданном курсе с по_
мощью гидравлических гироскопов, высота полета фиксирова_
лась с использованием барометра. В 1932 г. беспилотный само_
лет фирмы «Siemens» после взлета доставил в заданный район
учебную авиабомбу, там ее сбросил и вернулся к месту старта.
26 июня 1928 г. немецкий инженер Р. Тилинг подал заявку на
твердотопливную крылатую ракету. Считается, что Р. Тилинг
создавал КР, способные с побережья Германии достичь терри_
тории Англии. В то время состояние развития ракетных двигате_
лей на твердом топливе было таково, что эту задачу можно было
решить только выведением ракеты на большую высоту с после_
дующим переводом ее в режим планирования.
Р. Тилинг впервые в мире объединил в одной конструкции каче_
ства крылатых и баллистических ракет. Баллистическая ракета
при тех же величинах тяги и продолжительности работы двига_
теля на активном участке траектории способна достичь большой
высоты. С этой высоты крылатая ракета, используя аэродина_
мическое качество, способна была пролететь более значитель_
46 Беспилотные летательные аппараты
ное расстояние, чем баллистическая ракета на пассивном участ_
ке траектории. Впоследствии эта идея будет реализована в годы
Второй мировой войны в фашистской Германии на ракете А4В.
Ракеты Тилинга имели металлический или деревянный корпус
обтекаемой формы, внутри корпуса находился заряд твердого
топлива. В
хвостовой части корпуса
вертываемые плоскости большой площади. На активном участ_
ке они работали как стабилизаторы. После полного выгорания
топлива плоскости раскрывались и превращались в крылья.
Р. Тилингом было запатентовано несколько конструкций сим_
биозных ракет. Их отличие состояло только в принципе дейст_
вия аэродинамических поверхностей. Эти ракеты были запатен_
тованы во Франции и США.
15 июня 1931 г. в Германии были проведены первые испытания
ракеты Тилинга. В 1932 г. Тилинг в очередной раз усовершенст_
вовал конструкцию своей ракеты: в полете раскрывались только
два крыла, а четыре стабилизатора в качестве хвостового опере_
ния оставались неподвижными. Тилинг не рассматривал воз_
можность установки на своей КР ни системы автоматического
управления,
ни жидкостного ракетного
История развития крылатых ракет в 1930_е гг. непосредственно
связана с работами советских ученых. К. Циолковский, Ф. Цан_
дер и Ю. Кондратюк обосновали возможность использования
подъемной силы крыла для полета ракет в нижних слоях атмо_
сферы. В их работах было показано преимущество перед ракето_
динамическим принципом авиационного принципа движения
ракет в атмосфере46. Они выдвинули идею срочной доставки
груза на большие расстояния с помощью крылатых ракет. Поис_
ки оптимальных путей разрешения этой проблемы привели
Б. Стечкина и В. Ветчинкина к разработке теории воздушно_ре_
активных двигателей и основных положений динамики полета
крылатых ракет.
В конце 1933 г. В.И. Дудаков разработал теорию полета твердо_
топливной КР, запускаемой с наземной пусковой установки или
47 Создание и применение первых летающих бомб...
46 Родионов Б.И., Новичков Н.Н. Крылатые ракеты в морском бою. М.: Вое_
низдат, 1987.
с самолета – для поражения наземных объектов на дальности
20–25 км или для ведения воздушного боя.
Большие практические работы, имевшие мировой приоритет,
по созданию управляемых крылатых ракет с жидкостными ра_
кетными двигателями были проведены в СССР в первой поло_
вине 1930_х гг. инженерами Группы изучения реактивного дви_
жения и продолжены ими в Реактивном НИИ. Важный вклад в
разработку различных крылатых ракет внесли С. Королев,
В. Глушко, Б. Раушенбах, Е. Щетинков, С. Пивоваров, М. Дряз_
гов и др. Об этих работах более подробно будет рассказано ниже.
Разрабатывая идею пуска торпед с самолетов, конструкторы ос_
нащали их небольшими крыльями. После отделения от самоле_
та такая торпеда самостоятельно планировала к цели. В начале
1930_х гг. в СССР проект планирующей торпеды дальнего дейст_
вия разработал инженер_конструктор комиссии минных опытов
Морского научно_технического комитета С.Ф. Валк («план_
торпеда»)47. Она предназначалась для удара по кораблям и пор_
там противника. «План_торпеда» представляла собой планер,
подвешиваемый под бомбардировщик и наводимый на цель
бортовой аппаратурой в луче инфракрасного прожектора, уста_
новленного на носителе.
Свою идею С.Ф. Валк обосновал следующими соображениями:
во_первых, невозможно обнаружить планирующую торпеду зву_
коулавливателями противника из_за бесшумности ее полета, во_
вторых, истребителям трудно перехватить торпеду из_за ее мало_
размерности. С.Ф. Валк предложил наводить планирующую тор_
педу на цель с помощью инфракрасных лучей.
Работы над реализацией проекта начались в 1933 г. в Научно_ис_
следовательском морском институте связи. Для разработки пла_
нирующей торпеды была создана лаборатория № 22, система на_
ведения создавалась в специальной лаборатории, занимавшейся
инфракрасной техникой.
Тема была объявлена важнейшей для Научно_исследователь_
ского морского института связи. Для проверки схемы и проект_
ных характеристик были построены модели планирующих тор_
48 Беспилотные летательные аппараты
47 Петров
Г. Планирующие торпеды. Военны
С. 84–86, 133–134.
пед в 1/10 и 1/4 натуральной величины. В 1933 г. были проведены
пуски модели «1/4» с высоты 1100 м. В ходе испытания модели
планирующей торпеды пролетели 10–11 км.
В 1934 г. промышленным способом были изготовлены экспери_
ментальные образцы торпед и стабилизатор автопилота. Надеж_
ность автопилота была проверена в лабораторных условиях.
В 1935 г. Особое конструкторское бюро военного отдела техни_
ческих изобретений начало разрабатывать специальные плани_
рующие торпеды. Они были следующих типов:
• Безмоторная
планирующая торпеда с
та 30–50 км («дальнобойная планирующая торпеда»,
кодовое название Волк).
• Торпеда, оборудованная поршневым или ракетным
двигателем с дальностью полета 100–200 км («летаю_
щая торпеда дальнего действия»).
• Безмоторная планирующая торпеда на жестком букси_
ре (буксируемый минный планер, кодовое название
Вепрь).
В 1935 г. Завод № 23 (Ленинград) изготовил первые четыре пла_
нирующие торпеды ПСН1 («Планер специального назначе_
ния»). Систему наведения, получившую название Квант, изго_
товил НИИ № 10 Наркомата оборонной промышленности. Ха_
рактеристики ПСН1 приведены в табл. 1.1.
Таблица 1.1
Характеристики планирующей торпеды ПСН_1
Размах крыльев 8000 мм
Высота 2020 мм
Масса конструкции 970 кг
Полезная нагрузка 1000 кг
В августе 1934
г. проводилась контрольная
ПСН1 без отцепления за самолетом Р5. Для полномасштабных
летных испытаний планирующей торпеды в качестве самолета_
матки были выделены два самолета – ТБ3 и М17. Под каждым
крылом этих самолетов были смонтированы специальные дер_
жатели. Эксперименты проводились над одним из озер в районе
Новгорода. Самолеты взлетали с аэродрома Кречевицы. На озе_
49 Создание и применение первых летающих бомб...
ре проходили
буксировочные испытания
с подлетом на небольшую высоту на буксире за самолетом Р6.
Мировой приоритет таких испытаний заключается в том, что,
вероятнее всего, впервые в мировой практике произошли бук_
сировка и взлет планера с воды при нагрузке 75 кг на 1 м2 несу_
щей поверхности. 30 августа 1935 г. были проведены первые
опытные взлет и полет самолета ТБ3 с подвешенным под пра_
вое крыло планером_торпедой с учебными бомбами.
Интересно, что на этапе испытания опытных образцов плане_
ры_торпеды имели кабину для пилота_наблюдателя, который
вел наблюдения за автоматикой. Пилот не вмешивался в дейст_
вия автопилота и других механизмов, если в том не было необхо_
димости. После отработки телемеханической системы наведе_
ния намечалось сделать беспилотные планирующие торпеды.
В 1936 г. в документах, посвященных ПСН1, часто употребляет_