Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 21:46, лекция
1. Понятие и виды применения норм права.
2. Характеристика основных стадий (этапов) применения норм права.
3. Понятие, способы и виды толкования норм права.
4. Акт применения права: содержание, признаки, структура.
ТЭМА 8. ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА
1. Понятие и виды применения норм права.
2. Характеристика основных стадий (этапов) применения норм права.
3. Понятие, способы и виды толкования норм права.
4. Акт
применения права: содержание, признаки,
структура.
1.
Правоприменение - особая форма реализации
права. В форме применения права государство
еще раз (после издания нормативно-правового
акта) властно подключается к процессу
правового регулирования.
Правоприменение
требуется в тех случаях, когда юридическая
норма не может быть реализована без властного
содействия органов государства. К таким
случаям можно отнести следующие:
а) когда необходимо официально установить
юридически значимые обстоятельства (признание
гражданина в судебном порядке умершим
или безвестно отсутствующим);
б) когда диспозиция нормы вообще не реализуется
без индивидуального государственно-властного
веления (право на пенсию);
в) когда речь идет о реализации санкции.
Признаки правоприменения:
1) особый субъект - специально уполномоченный
государственный орган (должностное лицо).
В порядке исключения это может быть общественный
орган (например, по уполномочию государства
профсоюзы применяют некоторые нормы
трудового законодательства). Не могут
применять нормы права граждане, хотя
существует и обратная точка зрения (проф.
П.Е. Недбайло);
2) имеет государственно-властный характер;
3) является деятельностью по вынесению
индивидуально-конкретных предписаний;
4) выступает формой управленческой деятельности
государства;
5) осуществляется в определенных процедурных
формах: порядок применения права регламентирован
специальными (процедурными) юридическими
нормами. В системе права имеются целые
процедурные отрасли - гражданское процессуальное
право и уголовно-процессуальное право;
6) представляет собой сложный, стадийный
процесс;
7) имеет творческий характер;
8) результаты правоприменения оформляются
индивидуальным юридическим актом - актом
применения права.
С учетом отмеченных признаков правоприменение
можно определить, как государственно-властную
деятельность, осуществляемую компетентными
субъектами в определенных процедурных
формах и направленную на содействие в
реализации юридических норм путем вынесения
индивидуально-конкретных решений.
Таким
образом, применение права – это властная
организующая деятельность компетентных
государственных органов или по уполномочию
государства и негосударственных организаций,
должностных лиц, осуществляемая в специально
установленных законом формах, по реализации
правовых норм при разрешении конкретных
дел и принятии обязательных индивидуально-правовых
решений.
2. Применение права выражается в императивных действиях должностных лиц государственных органов в пределах их компетенции по реализации права.
Государство в целях упорядочения общественной жизни, установления четких организационных начал взаимоотношений между людьми сосредоточивает решение определенных вопросов, по существу, в руках заранее определенных органов. Таким образом, применение права относится к сфере управления процессами в обществе в лице государственных органов и организаций. Применение права – это правовая функция государства, одна из форм государственной деятельности.
Применение права обладает рядом конкретных черт:
Характеристика основных стадий (этапов) применения норм права
Процесс правоприменения осуществляется в определённой последовательности. Как отмечается в юридической литературе, применение права – сложная, многоступенчатая деятельность, в которой могут быть выделены главные звенья – стадии, характеризующие саму логику и последовательность действий при рассмотрении и решении юридического дела2.
Можно выделить следующие основные стадии процесса реализации юридических норм в форме их применения:
Рассмотрим каждую из названных стадий.
Установление, анализ и оценка фактических обстоятельств дела. Юридические нормы применяются с учетом конкретных жизненных обстоятельств, фактов. Эти факты и являются той основой, в соответствии с которой принимается правоприменительное решение. Поэтому применение правовых норм предполагает тщательное исследование, анализ всех обстоятельств, относящихся к данному жизненному делу и имеющих юридическое значение.
Эта стадия заключается, прежде всего, в обнаружении, сборе, анализе, оформлении и оценке доказательств по делу с точки зрения их достоверности и достаточности для принятия решения.
Выбор (отыскание) правовой нормы, подлежащей применению. Эта стадия заключается в правовой квалификации жизненного факта, т.е. в решении вопроса о том, на основании какой нормы должно решаться данное дело. Это осуществляется на основе оценки фактических обстоятельств дела и их сопоставления с содержанием определенной юридической нормы. В результате сопоставления решается вопрос, подпадает ли данный случай под ее действие. При этом уточняется отраслевая принадлежность нормы, ее системные связи с другими нормами, поскольку нередко правовую основу для решения дела могут создать лишь несколько норм в комплексе.
Проверка подлинности текста правовой нормы. После выбора правовой нормы (комплекса норм) правоприменитель обязан убедиться в подлинности ее текста, нет в ли в тексте ошибок, в случаях, если норма содержится в акте, помещенном в неофициальном источнике, выяснить, не внесены ли в нее изменения. Чтобы избежать применения неподлинных норм и тем самым нарушения законности, следует пользоваться официальными текстами нормативных правовых актов.
Толкование правовой нормы, разрешение возможных коллизий между нормами. Данная стадия применения правовой нормы заключается в уяснении ее точного смысла, содержания. Только на основе верно принятой нормы может быть правильно разрешено дело.
В ходе выбора, отыскания правовых норм, подлежащих применению, и уяснения их смысла нередко обнаруживается, что в отношении конкретного случая могут применяться две или более норм, противоречащих друг другу, т.е. обнаруживается их коллизия. В таких случаях правоприменительный орган должен руководствоваться нормой, изданной вышестоящим органом. Если же сталкивающиеся нормы изданы одним и тем же органом, то применяется норма, изданная позже.
Принятие решения по делу и издание акта применения правовой нормы, доведение его содержания до сведения исполнителей. Вынесение решения по делу и издание акта, закрепляющее это решение, является, по существу, ключевой стадией применения норм права. Именно в этой деятельности и проявляется вовне применение как форма реализации права. Все предшествующие стадии нацелены на обеспечение принятия всесторонне обоснованного решения.
Вынесение решения представляет собой связующее звено между применяемой нормой права и конкретным жизненным случаем. При его помощи действие нормы распространяется на конкретные отношения субъектов права.
3. Под толкованием правовых норм понимается деятельность государственных органов, негосударственных организаций, отдельных лиц по уяснению и разъяснению смысла правовых норм, вложенного в них законодателем, действительного содержания находящихся в них правовых положений (предписаний, определений) в целях их правильной реализации.
По способам, приемам толкование правовых норм принято подразделять на грамматическое, систематическое, историко-политическое.
Грамматическое толкование состоит в выяснении смысла правовой нормы на основе грамматического анализа текста статьи нормативного акта, в котором она содержится. В процессе такого анализа выясняется смысл каждого термина, каждого слова текста, устанавливаются синтаксические связи между словами. при этом следует особо учитывать специфику юридической терминологии.
Систематическое толкование основано на уяснении смысла статей нормативного правового акта с позиции обращения к другим статьям, в которых содержаться необходимые юридические определения. Правовые нормы являются составными частями единой системы права и находятся в тесном взаимодействии. Поэтому при систематическом толковании важно установить место нормы в этой системе, в конкретной отрасли, правовом институте. Важно также определить ее место в том нормативном правовом акте, где она содержится (в законе, указе, постановлении). Затем определяются логические связи толкуемой нормы с другими нормами, близкими к ней по содержанию.
Систематический способ толкования позволяет выявить и противоречия в законодательстве, т.е. коллизии, столкновения норм.
Историко-политическое толкование используется в тех случаях, когда возникает необходимость уяснить содержание норм права на основе анализа исторических причин, условий и целей их принятия. Данный способ основывается на источниках, находящихся за пределами права, путем сопоставления общественно-политической обстановки, в которой принималась норма права, и той ситуации, в которой эта норма применяется.
Выделяются и иные приемы толкования юридических норм. Например, логический, специально-юридический. Однако по существу они так или иначе сводятся к трем рассмотренным выше способам толкования.
Следующим видом толкования является толкование норм права по объему. Это такой вид толкования, который дает возможность определить, в какой мере содержание, смысл правовой нормы соответствует ее текстуальному выражению.
Толкование по объему может быть буквальным, распространительным и ограничительным.
Буквальное (адекватное) толкование. При этом толковании устанавливается, что содержание нормы права соответствует ее текстуальному выражению. Это толкование наиболее характерно для норм уголовного права. Отступление от буквального смысла уголовно-правовой нормы недопустимо, так как это может повлечь ошибку в правоприменении, привести к нарушению законности.
В
одних случаях в процессе исследования
нормы права может быть установлено,
что действительное содержание нормы
шире, чем ее буквальное выражение,
и ей следует придать
В
других случаях при анализе правовой
нормы может быть установлено, что
ее действительное содержание уже текстуального
выражения. Здесь возникает необходимость
ограничительной трактовки
Распространительное или ограничительное толкование правовых норм допустимо только в тех случаях, когда для этого есть достаточные основания. Произвольное изменение смысла норм при их толковании недопустимо, ибо оно ведет к нарушению законности.
В зависимости от субъектов, толкующих правовую норму, и соответственно юридической силы результатов толкования оно подразделяется на официальное и неофициальное.
Официальное толкование представляет собой разъяснение смысла юридической нормы, исходящее от уполномоченных на то органов и являющееся обязательным для субъектов, осуществляющих применение этой нормы.
Толкование этого рода в свою очередь подразделяется на аутентическое и делегированное (легальное). Под аутентическим толкованием понимается разъяснение правовой нормы, исходящее от того органа, который сам издал данную норму. Такое толкование вправе давать любой правотворческий орган в отношении изданных им нормативных правовых актов (Парламент, Президент и др.). Результат такого толкования обычно (хотя и есть исключения) облекается в ту же юридическую форму, что и сам толкуемый акт.