Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 11:16, реферат
Больших разрушений такая бомбардировка не вызвала, но население было в панике
ся выражение «человеко_торпеда»48. Этот тип торпеды предназ_
начался для визуального наведения на крупную цель – линей_
ный корабль или военно_морскую базу. После сброса боевого
заряда пилот должен был уводить планер в сторону на 4–6 миль
и сажать на воду. После этого крылья «отстегивались» и планер
превращался в катер. Используя имевшийся на борту подвесной
двигатель, пилот уходил от пораженной цели. Учитывая военно_
политическую обстановку в мире и уровень военно_патриотиче_
ского воспитания молодежи в СССР, можно предположить, что
некоторые пилоты могли стать и смертниками.
28 июля 1936 г.
был проведен полет планера_
днищу была подвешена болванка весом 250 кг (массо_габарит_
ная копия бомбы ФАБ250). Произведены взлет, полет, отцеп_
ление и посадка на озеро Ильмень. 1 августа 1936 г. выполнен
полет планера с грузом 550 кг (массо_габаритная копия бомбы
ФАБ550). 2 августа 1936 г. выполнен полет планера с грузом
1000 кг (фугасная бомба со стабилизатором). В полете планер
отцепился от носителя и сбросил бомбу с пикирования при ско_
рости 340–350 км. 10 августа были закончены испытания и при_
50 Беспилотные летательные аппараты
48 Петров
Г. Планирующие торпеды. Военны
С. 84–86, 133–134.
емка первых четырех планеров_торпед. Дальность их планиро_
вания с различными грузами составила 27 км.
Среди вышеуказанного конструкторы предложили вариант воз_
вращения планера на самолет_носитель. Такой планер мог бы
иметь двигатель. В этом случае он представлял бы собой неболь_
шой подвесной самолет_торпедоносец.
В 1937–1938 гг. Управление морских сил РККА планировало из_
готовить небольшую серию «план_торпед» («крылатых торпед»)
для окончательной отработки траектории полета путем опытных
пусков с самолета_носителя. К началу 1938 г. специалисты
опытного завода НИИ № 12 произвели 138 пусков торпед. Лет_
ные эксперименты показали возможность пуска таких торпед на
скоростях до 270–320 км/ч. Расчетная скорость планера_торпе_
ды при этом составила 360 км/ч. Отрабатывались также вопросы
поведения «план_торпед» на виражах, при выравнивании и
сбросе торпеды, автоматическая посадка на воду.
Система подвески и оборудование для пуска с самолета_носите_
ля при испытаниях действовали безотказно, за исключением не_
скольких случаев, происшедших из_за ошибок технического
персонала. Трудности возникли с функционированием системы
управления.
По этой причине испытания
и гидродинамическими опытами планеров_торпед.
В 1938 г. были проведены испытательные полеты с автоматичес_
кой посадкой на воду. Для наведения торпед по инфракрасному
лучу на самолете ТБ3 была оборудована специальная поворот_
ная рама, на которой устанавливались три инфракрасных про_
жектора. Эта система получила название Квант.
Уже во время
испытаний экспериментальных
тых торпед» заводу № 23 было выдано техническое задание на
постройку боевого образца торпеды, получившей название
ПСН2. Носителем ПСН2 должны были стать самолеты ТБ3 со
специальными подвесками.
В 1940 г. планировалось провести испытания как опытных тор_
пед (ПСН1), так и боевых – ПСН2. На ПСН1 должны были
определяться
эллипсы рассеивания и
ность. Кроме этого, в 1940 г. планировалось запустить в серию
боевые «крылатые торпеды» и организовать учебный центр для
подготовки специалистов по обслуживанию и применению
51 Создание и применение первых летающих бомб...
52 Беспилотные летательные аппараты
ПСН2 в войсках. Завод № 23 уже начал создавать задел для се_
рийного производства боевых образцов «план_торпед».
Что касается конструкторов, то они продолжали совершенство_
вать «план_торпеды». Прорабатывались проекты торпед типа
«летающее крыло» в двух вариантах: пилотируемая – трениро_
вочно_пристрелочный вариант с полной автоматикой (ППТ) и
беспилотная – с полной автоматикой (БПТ). В конце 1939 г. был
представлен проект беспилотной летающей торпеды с дальнос_
тью полета от ста и выше километров со скоростью полета до
700 км/ч. Носителем такой «план_торпеды» должны были стать
самолеты ДБ3.
В довольно содержательной статье Геннадия Петрова утверж_
дается, что «этим разработкам не было суждено воплотиться в
реальные конструкции из_за начавшейся войны»49. Но
1939 год – это не 1941 год. Авторы помещенных в Интернете
публикаций по этой теме выдвинули другую версию, почему
работы по «крылатым торпедам» не получили своего дальней_
шего развития: «После 1937 г. авторы план_торпеды были ре_
прессированы, и хотя работы какое_то время еще велись, но
практического выхода не дали. Их направление несколько из_
менилось – основой работы стала тематика планирующих уп_
равляемых авиабомб и торпед».
В 1937–1940 гг. в нашей стране велись и другие работы по управ_
ляемому воздушному оружию. Например, в 1938 г. в НИИ_3
Наркомата боеприпасов была разработана планирующая ракет_
ная авиабомба ПРАБ203. Она предназначалась для поражения
площадных целей50. Применение двигателя и планирующего
участка полета позволяло наносить удар по цели, не входя в объ_
ектовую ПВО. Опытный образец авиабомбы имел фюзеляж дли_
ной 2,58 м и диаметром 0,203 м. В фюзеляже опытной авиабом_
бы располагались твердотопливный двигатель, баллон со сжа_
тым воздухом для раскрутки маховика автопилота, макет боевой
части, автопилот и парашют. Над фюзеляжем на пилоне крепи_
49 Петров
Г. Планирующие торпеды. Военны
С. 84–86, 133–134.
50 Кузнецов
К. Ракетные бомбы Второй
С. 38–44.
лось стреловидное V_образное крыло. Из_за несовершенства си_
стемы управления работы над ПРАБ203 были прекращены.
В эти же годы было построено несколько опытных образцов
дистанционно управляемых самолетов на базе ТБ1 и ТБ3. Их
тогда называли «телемеханическими»51. В начале 1941 г. голо_
вной «телемеханический» ТБ3 Бомба конструкции Р.Г. Чачикя_
на успешно прошел государственные испытания.
Два других «телемеханических» самолета – ТБ3 и СБ – находи_
лись на заводских регулировочных испытаниях на аэродроме
Летно_испытательного института Народного комиссариата авиа_
ционной промышленности в Раменском. Еще два «телемеханиче_
ских» самолета – СБ инженера Неопалимого и УТ2 инженера
Никольского – находились на заводских испытаниях в Ленингра_
де. Государственные испытания для них были намечены на июль_
август 1941 г. В дальнейшем планировался выпуск серии «телеме_
ханических» самолетов_мишеней и самолетов_бомб.
С началом Великой Отечественной войны работы по изготовле_
нию шести опытных «телемеханических» самолетов на ленин_
градском заводе № 379 были законсервированы. Аппаратура уп_
равления была эвакуирована в Казань. Два отработанных образ_
ца «телемеханических» ТБ3 были переданы в НИИ ВВС РККА
для использования в боевых действиях52.
В конце 1941 г. один полностью боеготовый комплект самолетов,
состоящий из снаряженного 3500_килограммовой бомбовой на_
грузкой повышенного взрывного действия ТБ3 (№ 22707) и ко_
мандного самолета ДБ3Ф, находился на аэродроме подскока в
Иваново. Второй комплект, состоящий из самолета_бомбы ТБ3
(№ 22685) и командного самолета СБ, находился в Казани на ба_
зе 81_й авиационной дивизии. На нем проводились заключи_
тельные операции перед боевым применением.
Руководство ВВС особого интереса к «телемеханическим» само_
летам не проявило и не торопилось применять самолеты_бомбы
в боевых действиях. Тогда Р.Г. Чачикян обратился с письмом к
секретарю ЦК ВКП(б) Г.М. Маленкову. Тот дал указание ко_
53 Создание и применение первых летающих бомб...
51 Рапшин В. Боевой счет ТБ_3. Мир Авиации. 1997, № 2.
52 Фомичев
А. «Оружие возмездия» для
№ 1–2. С. 2–9.
мандующему ВВС генерал_полковнику П.Ф. Жигареву обеспе_