Разработка антикризисной программы предприятия и оценка инвестиций для ее реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 15:43, магистерская работа

Описание работы

Целью магистерского диссертационного исследования является разработка эффективной антикризисной программы для ООО «ВЕРиС», выявление резервов по преодолению кризисных явлений на предприятии и улучшению его финансового состояния.
Для достижения поставленной цели в работе потребовалось решить следующие основные задачи:
- рассмотреть концептуальные подходы возникновения, разработки и формирования антикризисной программы;
- выявить основные причины возникновения кризисов на предприятии;
- рассмотреть сущность антикризисной программы и основные ее составляющие;
- определить роль и место прибыли предприятия при формировании антикризисной программы;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...….
8
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ……………………………………………………………….

12
1.1 Понятие кризиса и причины его возникновения на предприятии ……….
12
1.2 Сущность антикризисного управления предприятием……………………
23
1.3 Виды антикризисных стратегий.………………………………………........
29
2 КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ФГУП «КАРАЧЕВСКИЙ ЗАВОД «ЭЛЕКТРОДЕТАЛЬ»……………………….. …

42
2.1 Общая характеристика производственной деятельности предприятия……………………………………………………………………...

42
2.2 Анализ и оценка финансово-экономической деятельности предприятия……………………………………………………………………...

54
2.3 Анализ факторов, влияющих на кризисное состояние предприятия…….
72
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗРАБОТКИ АНТИКРИЗИСНОЙ ПРОГРАММЫ ФГУП «КАРАЧЕВСКИЙ ЗАВОД «ЭЛЕКТРОДЕТАЛЬ»…..

76
3.1 Формирование стратегической программы на основе стратегии маркетинга……………………………………………………………………….

77
3.2 Бизнес-план по производству электрических соковыжималок и оценка инвестиций для его реализации………………………………………………...

82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
101
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 20 файлов

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ЛИСТЫ К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ.doc

— 31.50 Кб (Открыть, Скачать)

Доклад Олеся_исправл.doc

— 60.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лист 1.doc

— 31.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лист 10.doc

— 48.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лист 2.doc

— 43.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лист 3.doc

— 39.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лист 4.doc

— 59.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лист 5, 6.doc

— 36.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лист 7.doc

— 42.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лист 8.doc

— 45.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лист 9.doc

— 61.50 Кб (Открыть, Скачать)

Аннотация.doc

— 29.50 Кб (Открыть, Скачать)

ВВЕДЕНИЕ+.doc

— 39.00 Кб (Открыть, Скачать)

Глава 1+.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

При высокой оборачиваемости средств причины экономического кризиса заключаются в рентабельности товара. Если объем продаж уменьшается, то причину следует искать в реализации продукции. Наличие запасов готовой нереализуемой продукции, потребительские свойства товара, ценовая политика и система распределения и продвижения товара могут быть причинами кризиса предприятия.

Для того чтобы хорошо разбираться в кризисах, необходимо знать их типологию, потому что классификации основаны на выделении каких-либо признаков, что само по себе является подсказкой.

В зависимости от того, правильно ли определен вид кризиса, зависит эффективность антикризисной программы. Классификация кризисов предприятия представлена на рисунке 2.

Исходя из рисунка 2, существуют общие и локальные кризисы. Общие охватывают все предприятие, а локальные - только часть его.

По структуре отношений на предприятии выделяют:

- экономические кризисы - отражают острые противоречия в экономическом состоянии отдельного предприятия. В группе экономических кризисов отдельно можно выделить финансовые кризисы, которые характеризуют противоречия в состоянии финансовой системы предприятия;

- социальные кризисы возникают при обострении противоречий или столкновении интересов различных групп: работников и работодателей, профсоюзов и предпринимателей, персонала и менеджеров и т.п. Особое положение в этой группе занимает политический кризис - кризис власти, кризис реализации в этой группе занимает политический кризис - кризис власти, кризис реализации интересов различных групп;

- организационные кризисы - проявляются как кризисы разделения и интеграции деятельности, распределение функций, регламентации деятельности отдельных подразделений;

- психологические - кризисы в социально-психологическом климате коллектива или отдельной группы. Они проявляются в виде стресса, чувства неудовлетворенности работой, страха за будущее;

- технологический кризис - кризис новых технологических идей в условиях явно выраженной потребности в новых технологиях. Это может быть кризис технологической несовместимости изделий [40].

 

 

Рисунок 2- Виды кризисов предприятия

 

По непосредственным причинам возникновения кризисы разделяются на следующие:

- природные - вызваны природными условиями жизни и деятельности человека;

- общественные - причинами кризиса являются общественные отношения во всех видах;

- экологические - возникают при изменении природы условий, вызванных деятельностью человека [11, 32].

Кризисы также могут быть предсказуемыми и неожиданными. Предсказуемые кризисы наступают как этап развития, они могут прогнозироваться и вызываться объективными причинами накопления факторов возникновения кризиса - потребности реструктуризации производства и т.п. Неожиданные кризисы часто бывают результатом или грубых ошибок в управлении, или каких-либо природных явлений, или экономической зависимости, способствующей расширению и распространению локальных кризисов. Разновидностью предсказуемых кризисов является циклический кризис. Он может возникать периодически.

Явные кризисы протекают заметно и легко обнаруживаются. Скрытые (латентные) - протекают относительно незаметно и поэтому наиболее опасны. Глубокие кризисы часто ведут к разрушению предприятия, протекают сложно, неравномерно. Легкие кризисы протекают более последовательно и безболезненно, их можно предвидеть, ими легче управлять.

Вся совокупность возможных кризисов разделяется на затяжные и кратковременные. Затяжные кризисы проходят болезненно и сложно, они часто являются следствием неумения управлять кризисными ситуациями, непониманием сущности и характера кризиса, его причин и возможных последствий [13].

В распознавании кризиса большое место принадлежит взаимосвязи проблем. Как правило, причиной кризиса не является одна проблема, это сочетание (накопление) различных ситуаций, приведших к кризисному состоянию. В управленческой структуре должен существовать антикризисный мониторинг - комплекс мероприятий, направленных на контролирование процессов развития и деятельности и анализ их динамики в понятии антикризисного управления.

При кризисе важной является проблема управления. Высокая комплексность управления в условиях кризиса позволяет, с одной стороны, оказывать влияние на развитие автономных процессов и охватывает, с другой стороны, специфическую проблематику руководства: необходимость его высокого качества и наличие только двух вариантов конечного результата действий менеджмента, т.е. возможно либо банкротство, либо успешное преодоление кризиса.

Можно сделать вывод, что выход из кризиса российских предприятий связан с устранением причин, вызвавших его, а сам процесс планирования этого выхода можно назвать стратегией (антикризисное стратегическое планирование) и тактикой (оперативное планирование) антикризисного управления.

 

 

1.2 Сущность антикризисного управления предприятием

 

Управление осуществляется в социально-экономической системе, которая представляет собой объект управления. Любое управление в определенной мере должно быть антикризисным или становится таковым по мере вступления организации в полосу кризисного развития. Игнорирование этого положения имеет отрицательные последствия, а его учет способствует безболезненному прохождению кризисных ситуаций.

Антикризисное управление - это система управленческих мер по диагностике, предупреждению, нейтрализации и преодолению кризисных явлений и их причин на всех уровнях экономики.

Антикризисное управление в качестве понятия может применяться в двух значениях: в широком и узком смысле. В широком смысле антикризисное управление - это системное управление объектом хозяйствования на том или ином уровне экономики, под углом зрения противодействия кризису. В узком смысле антикризисное управление - это система организационно-управленческих мер в отношении отдельного предприятия, попавшего в состояние кризиса, что обычно выражается в неплатежеспособности, которая в случае ее затяжного непреодолимого характера нейтрализуется через процедуру банкротства.

Суть антикризисного управления выражается в следующих положениях:

- кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;

- кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;

- к кризисам можно и необходимо готовиться;

- кризисы можно смягчать;

- управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных

знаний, опыта и искусства;

- кризисные процессы могут быть до определенного предела

управляемыми;

- управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.

Кризисы различны, и управление ими также может быть различным. Это многообразие проявляется в системе и процессах управления (алгоритмах разработки управленческих решений) и особенно в механизме управления. Не все средства воздействия дают необходимый эффект в предкризисной или кризисной ситуации.

Проблематика антикризисного управления обширна и разнообразна; ее можно разделить на четыре группы.

Первая группа проблем включает распознавание предкризисных ситуаций, предотвращение кризиса. Однако не все кризисы можно предотвратить, бывает, что их надо пережить, преодолеть. И это возможно посредством управления. Оно решает проблемы деятельности организации в период кризиса, способствует выходу из него и ликвидации его последствий.

Вторая группа проблем связана с ключевыми сферами деятельности организации. Это, прежде всего, методологические проблемы. В процессе их решения формулируются миссия и цель, определяются пути, средства и методы управления в кризисной ситуации. В эту группу входят проблемы финансово-экономического характера. Например, при антикризисном управлении возникает необходимость определить типы диверсификации производства или конверсии. Это требует дополнительных ресурсов, поиска источников финансирования. Существуют также проблемы организационного и правового содержания, социально-психологические проблемы.

Третья группа проблем касается технологии антикризисного управления. Она включает в самом общем виде проблемы прогнозирования кризисов и вариантов поведения социально-экономической системы в кризисном состоянии, поиска необходимой информации и разработки управленческих решений. Проблемы анализа и оценки кризисных ситуаций также имеют большое значение. Здесь существует множество ограничений по времени, квалификации персонала, недостаточности информации и др. В этой же группе можно рассматривать и проблемы разработки инновационных стратегий, которые способствуют выводу организации из кризиса.

Четвертая группа проблем включает конфликтологию и селекцию персонала, которые всегда сопровождают кризисные ситуации, инвестирование антикризисных мер, проблемы банкротства и санации предприятий [36].

Состав типичных проблем антикризисного управления подчеркивает, что оно является особым типом управления, обладающим как общими для управления чертами, так и специфическими характеристиками.

Система антикризисного управления должна обладать особыми свойствами:

- гибкость и адаптивность, которые чаще всего присущи матричным системам управления;

- склонность к усилению неформального управления, мотивация энтузиазма, терпения, уверенности;

- диверсификация управления, поиск наиболее приемлемых типологических признаков эффективного управления в сложных ситуациях;

- снижение централизма для обеспечения своевременного ситуационного реагирования на возникающие проблемы;

- усиление интеграционных процессов, позволяющих концентрировать усилия и более эффективно использовать потенциал компетенции.

Антикризисное управление имеет особенности и в части его технологий:

- мобильность и динамичность в использовании ресурсов, проведении изменений и преобразований, реализации инновационных программ;

- осуществление программно-целевых подходов в технологиях разработки и реализации управленческих решений;

- повышенная чувствительность к фактору времени в процессах управления, осуществлению своевременных действий по динамике ситуаций;

- усиление внимания к предварительным и последующим оценкам управленческих решений и выбору альтернатив поведения и деятельности;

- использование антикризисного критерия качества управленческих решений при их разработке и реализации. Механизм управления, характеризующий средства воздействия, также имеет свои особенности. Не всегда обычные средства воздействия дают необходимый эффект в предкризисной или кризисной ситуации.

В механизме антикризисного управления приоритеты должны быть отданы:

- мотивированию, ориентированному на антикризисные меры, экономии ресурсов, избежанию ошибок, осторожности, глубокому анализу ситуаций, профессионализму и пр.;

- установкам на оптимизм и уверенность, социально-психологическую стабильность деятельности;

- интеграции по ценностям профессионализма и компетентности;

- инициативности в решении проблем и поиску наилучших вариантов развития;

- корпоративности, взаимоприемлемости, поиску и поддержке инноваций.

Все это в совокупности должно найти отражение в стиле управления, который надо понимать не только как характеристику деятельности менеджера, но и как обобщенную характеристику всего управления. Стиль антикризисного управления должен характеризоваться профессиональным доверием, целеустремленностью, антибюрократичностью, исследовательским подходом, самоорганизацией, принятием ответственности [15, 47].

Выделим основные подсистемы антикризисного управления предприятием.

1. Подсистема диагностики и прогнозирования финансового состояния предприятия в единстве с оценкой технико-технологических параметров производства с учетом морального и физического износа. Важна диагностика кризисных явлений на самом предприятии, что позволяет быстрее и с меньшими потерями осуществить антикризисное вмешательство. Еще более эффективным является прогнозирование возможных кризисных явлений и принятие предупредительных мер.

2. Подсистема маркетинга, включающая в себя разработку антикризисной маркетинговой стратегии и тактики как относительно профиля деятельности предприятия в целом, так и применительно к конкретным видам продукции.

3. Подсистема антикризисной инвестиционной политики, нацеленная на разработку эффективной инвестиционной программы сразу в нескольких разрезах: технико-технологической обоснованности и эффективности инвестиционных проектов; их финансовой окупаемости и рентабельности; нахождение источников финансирования и инвесторов, в том числе, и при помощи получения гарантий под заемные средства со стороны достаточно мощных и надежных экономических структур или органов власти.

4. Подсистема управления персоналом (предполагает обновление части кадров, повышение квалификации работников, изменение системы управления персоналом, разработку более эффективных стимулов и санкций, улучшение трудовой и особенно технологической дисциплины, создание благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе).

Глава 2+.doc

— 384.50 Кб (Открыть, Скачать)

Глава 3+.doc

— 727.50 Кб (Открыть, Скачать)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ+.doc

— 40.50 Кб (Открыть, Скачать)

Содержание+.doc

— 38.50 Кб (Открыть, Скачать)

Титульники+.doc

— 48.00 Кб (Открыть, Скачать)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ+.doc

— 39.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Разработка антикризисной программы предприятия и оценка инвестиций для ее реализации