Разработка антикризисной стратегии предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 10:53, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - изучение, разработка антикризисной стратегии предприятии на примере ООО «Рош строй».
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
• изучить роль стратегии в антикризисном управлении;
• рассмотреть классификацию и методологию формирования экономических стратегий антикризисного управления;
• дать характеристику процессу разработки и реализации антикризисной стратегии организации;
• дать характеристику предприятия ООО «Рош строй»;
• Провести анализ внутренней и внешней среды
• разработать стратегию ООО «Рош строй»

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…2
Глава 1. Теоретические аспекты разработки антикризисной стратегии предприятия…………………………………………………………………...…..4
1.1 Роль стратегии в антикризисном управлении………………………..……..4
1.2 Виды стратегии……………………………………………………………….7
1.3 Подходы к разработке антикризисной стратегии организации…….…….11
Глава 2. Анализ деятельности ООО «Рош-строй»……………………...……..14
2.1. Характеристика предприятия………………………………..……………..14
2.2. Анализ имущественного положения…………………………………..…..17
2.3. Анализ ликвидности и платежеспособности………………………...……21
2.4. Анализ финансовой устойчивости…………………………………………27
2.5. Анализ деловой активности ……………………………………………….33
2.6. Анализ прибыльности и рентабельности …………………………………34
2.7. SWOT-анализ предприятия …………………………………………….....37
Глава 3. Разработка стратегии ООО «Рош-Строй» …………………………..42
3.1 Выбор стратегии ……………………………………………………….…… 42
3.2 Оценка эффективности внедрения предложенных мер …………………. 44
Заключение …………………………………………………………………..….49
Список использованных источников ………………………………………….53

Работа содержит 1 файл

АУ .docx

— 191.55 Кб (Скачать)

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…2

Глава 1. Теоретические  аспекты разработки антикризисной  стратегии предприятия…………………………………………………………………...…..4

    1. Роль стратегии в антикризисном управлении………………………..……..4
    2. Виды стратегии……………………………………………………………….7
    3. Подходы к разработке антикризисной стратегии организации…….…….11

Глава 2. Анализ деятельности ООО «Рош-строй»……………………...……..14

2.1. Характеристика  предприятия………………………………..……………..14

2.2. Анализ  имущественного положения…………………………………..…..17

2.3. Анализ  ликвидности и платежеспособности………………………...……21

2.4. Анализ  финансовой устойчивости…………………………………………27

2.5. Анализ  деловой активности ……………………………………………….33

2.6. Анализ  прибыльности и рентабельности …………………………………34

2.7.  SWOT-анализ предприятия …………………………………………….....37

Глава 3. Разработка стратегии ООО «Рош-Строй» …………………………..42

    1. Выбор стратегии ……………………………………………………….…… 42
    2. Оценка эффективности внедрения предложенных мер …………………. 44

Заключение  …………………………………………………………………..….49

Список использованных источников ………………………………………….53

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В развитии любой организации существует вероятность наступления кризиса. Характерной особенностью рыночной экономики является то, что кризисные  ситуации могут возникать на всех стадиях жизненного цикла предприятия. Краткосрочные кризисные ситуации не меняют сущности предприятия как  производителя прибыли, они могут  быть устранены с помощью оперативных  мероприятий. Если предприятие в  целом неэффективно, экономический  кризис приобретает затяжной характер, вплоть до банкротства. Остроту кризиса  можно снизить, если учесть его особенности, вовремя распознать и увидеть  его наступление. В том отношении  любое управление должно быть антикризисным, т.е. построенным на учете возможности  и опасности кризиса. В антикризисном  управлении решающее значение имеет  стратегия управления. Когда становится явной неизбежность кризиса, невозможность  его устранить или замедлить, в стратегии антикризисного управления главное внимание уделяется проблемам  выхода из кризиса, все усилия сосредотачиваются  на путях и средствах выхода из него. Стратегия позволяет готовиться к кризисным ситуациям, распознавать характер слабых сигналов кризисного развития, снижать количество тактических  ошибок уверенно ориентироваться в  проблемах, имеющих последствия  в будущем, разрабатывать и использовать эффективные технологии управления, находить позитивные элементы в сложных  кризисных ситуациях.

Стратегия антикризисного управления охватывает все запланированные, организуемые и контролируемые перемены в области  существующей стратегии, производственных процессов, структуры и культуры любой социально-экономической системы, включая частные и государственные  предприятия. Предприятие должно постоянно  следить за основными факторами  окружающей среды и делать своевременные  и правильные выводы относительно своих  потребностей в изменениях. Толчком к изменениям являются кризисные ситуации. В зависимости от того, в какой области они представляют опасность для достижения целей предприятия, выбирается соответствующая антикризисная стратегия.

Есть все основания утверждать, что антикризисное управление немыслимо  без стратегии, определяющей и его  тактику.

Объектом исследования данной курсовой работы является общество с ограниченной ответственностью «Рош строй». Предметом исследования является стратегия развития предприятия

Цель данной курсовой работы - изучение, разработка антикризисной стратегии предприятии на примере ООО «Рош строй».

Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:

  • изучить роль стратегии в антикризисном управлении;
  • рассмотреть классификацию и методологию формирования экономических стратегий антикризисного управления;
  • дать характеристику процессу разработки и реализации антикризисной стратегии организации;
  • дать характеристику предприятия ООО «Рош строй»;
  • Провести анализ внутренней и внешней среды
  • разработать стратегию ООО «Рош строй»

Структурно курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка информационных источников и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты разработки антикризисной стратегии предприятия

 

    1. Роль стратегии в антикризисном  управлении

 

Антикризисные стратегии - это стратегии, оптимизирующие поведение  организации  в условиях спада в отрасли, устойчивого  снижения основных финансовых показателей  деятельности организации и угрозы банкротства. Они включают комплекс мер в области планирования, управления персоналом, финансов, взаимоотношений  с группами поддержки, а также  юридических и других мероприятий  с целью обезопасить фирму  от угрозы банкротства или существенного  спада и создать условия для  поворота к оздоровлению корпорации. Спад в производственных, финансовых и других важных показателях, определяющих эффективность действия фирмы на рынке, носит закономерный, детерминированный  характер; его причины можно исследовать  и сделать соответствующие коррективы в страсти поведения, смягчающей последствия спада1.

Как показывает теория и подтверждает опыт, нарушение платежеспособности в современных условиях является следствием несоответствия стратегии  предприятия тенденциям развития рыночной ситуации.

Любую ситуацию, в которой предприятие  не успевает подготовиться к изменениям можно считать кризисной. Чтобы этого не произошло, необходимо вовремя понять причины кризиса экономики предприятия и принять меры еще до внешнего проявления трудностей (финансовых сложностей).

Причины, в силу которых предприятие  попадает в кризис, можно разделить  на две группы2:

  • внешние, которые не зависят от предприятия или на которые предприятие может повлиять в незначительной степени (табл. 1);
  • внутренние, которые возникли в результате деятельности самого предприятия.

 

Таблица 1. Анализ внешних факторов кризисного развития

Факторы

Проявление кризисных факторов

Возможные последствия

Состояние национальной экономики

Правительство пытается сгладить последствия  ухудшения экономической политики регулированием налогов, денежной массы, ставки банковского процента

Ужесточение налогообложения, удорожание кредита, рост издержек

Политические факторы

Отношение государства к предпринимательской  деятельности запретительного или  ограничительного характера; нестабильность деятельности правительства и т.д.

Ухудшение инвестиционного климата, вывоз капитала из страны

Правовые факторы

Недостаточное антимонопольное регулирование; ограниченное регулирование ВЭД; неразвитость законодательной базы

Повышение предприятиями-монополистами  доходов за счет повышения цен  на продукцию; спад производства; отсутствие необходимой законодательной базы; трудности выхода на внешний рынок

Социальные факторы

Традиции, жизненные ценности; менталитет административно-плановой экономики; отсутствие навыков управления финансами; невысокий уровень культуры

Низкий уровень руководства; тяга к расточительству; преступность, коррупция

Технологические факторы

Низкие расходы государства на науку и технику; низкий технический  уровень

Технологический застой, низкое качество и высокая себестоимость продукции, низкий уровень производительности и конкурентоспособности предприятий

Взаимоотношения с покупателями и  поставщиками

Медленный темп роста выручки; задержки поставок сырья и материалов; их низкое качество

Рост неплатежей; снижение объема производства и качества продукции


 

Исследования подтвердили, что  внутренние факторы усиливают действие внешних. Логическую цепочку поиска внутренних причин экономического кризиса на российских предприятиях можно построить, исходя из увеличения или уменьшения объема продаж за последние два года.

Если проблемы с продажей продукции  отсутствуют, то причина не в самой  продукции, а в оборачиваемости  оборотных средств. Если оборачиваемость  малая, то проблема связана с большой  длительностью производственного  цикла. Необходимо выявить слабое звено  цикла. Это могут быть задержки с  оплатой отпущенных товаров -тогда причины кризиса связаны с ценовой политикой и контролем цен, с условиями договора на продажу товара (например, поставки товара осуществляются без предоплаты). Высокие цены могут быть связаны с издержками производства - тогда следует выяснить динамику изменения затрат на производство товара и причины роста издержек. Для российских предприятий, как правило, высокие составляющие издержек - это затраты на энергоносители.

При высокой оборачиваемости средств причины экономического кризиса заключаются в рентабельности товара. Если объем продаж уменьшается, то причину следует искать в реализации продукции. Наличие запасов готовой нереализуемой продукции, потребительские свойства товара, ценовая политика и система распределения и продвижения товара могут быть причинами кризиса предприятия.

Можно сделать вывод, что выход  из кризиса российских предприятий  связан с устранением причин, вызвавших  его, а сам процесс планирования этого выхода можно назвать стратегией (антикризисное стратегическое планирование) и тактикой (оперативное планирование) антикризисного управления.

В настоящее время для выживания  на рынке и сохранения конкурентоспособности  все предприятия должны время  от времени вносить изменения в свою хозяйственную деятельность. Стратегия антикризисного управления позволяет установить3:

  • каким образом предприятие может противостоять изменениям внешней среды (возникающим часто, нерегулярно и практически непредсказуемо);
  • с помощью каких предварительных мер можно сохранить свою жизнеспособность и достигнуть намеченных целей.

Как уже говорилось, стратегия - это  принцип эффективной адаптации  к изменениям окружающей среды. Внешние  условия окружающей среды меняются быстро, поэтому весьма важно получение  оперативной обратной связи с  внешним миром в виде показателей, которые характеризовали бы будущее - например, показателей роста доли рынка, роста удовлетворенности  покупателей. Ведь предупреждающее воздействие гораздо эффективнее, нежели воздействие по устранению последствий.

 

1.2. Виды стратегии

 

Антикризисные стратегии - это стратегии, оптимизирующие поведение предприятия  в условиях спада, устойчивого снижения основных финансовых показателей деятельности корпорации и угрозы банкротства. Они  включают комплекс мер в области  планирования, управления персоналом, финансов, взаимоотношений с группами поддержки, а также юридических  и других мероприятий с целью  обезопасить фирму от угрозы банкротства  или существенного спада и  создать условия для поворота к оздоровлению корпорации.

Антикризисное управление заключается в выработке и применении комплекса мер, способных обеспечить качественные изменения в производстве и сбыте. На предприятиях подобная система мер реализуется с помощью разработки экономических стратегий, направленных прежде всего на упорядочение финансовых потоков и получивших название финансового оздоровления. При этом стратегия рассматривается как долгосрочное развитие предприятия и системы его взаимоотношений с внутренней и внешней средой, ведущее предприятие к достижению намеченных целей.

Разработка стратегии должна основываться на глубоком понимании рынка, оценке позиции предприятия на рынке,  осознании своих конкурентных преимуществ. В рыночных отношениях сложившихся, на настоящей момент,  в  нашей стране руководство предприятий должно само определять и прогнозировать: параметры внешней среды, ассортимент продукции и услуги, цены, поставщиков, рынки сбыта. А самое главное – свои долгосрочные цели и стратегию их достижения. Разработка стратегии развития способствует формированию новых целевых установок интересов предприятия и его работников. Все многообразие стратегий, которые используют фирмы, являются различными модификациями нескольких базовых, каждая из которых эффективна при определенных условиях и состояния среды.

Выделяют  четыре базовые стратегии:

  1. Ограниченный рост
  2. Рост
  3. Сокращение
  4. Комбинированная стратегия

Рассмотрим каждую из них.

1. Стратегия ограниченного роста  – цели устанавливаются «от достигнутого» и корректируются на изменяющиеся условия. Ее выбирают большинство фирм в сложившихся отраслях со стабильной технологией. Наиболее удобный и наименее рискованный способ действия.

2. Стратегия роста – применяется,  чаще всего в динамично развивающихся  отраслях с быстро меняющейся  технологией. Филипп  Котлер выделяет три уровня стратегии роста:

Информация о работе Разработка антикризисной стратегии предприятия