Ревизия расходов на реализацию торговой организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 23:26, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы — дать объективную оценку расходов ОАО “Дом обуви”, выявить и измерить влияние основных факторов на их размер, поиск резервов сокращения расходов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
1 Расходы на реализацию как объект анализа хозяйственной деятельности…6
1.1 Расходы на реализацию: экономическая сущность, значение и резервы оптимизации……………………………………………………………………….6
1.2 Источники информации и показатели оценки расходов на реализацию розничной торговой организации………………………………………………..9
1.3 Организационно-экономические особенности деятельности ОАО «Дом обуви»…………………………………………………………………………….12
2 Анализ расходов на реализации розничной торговой организации……….17
2.1Анализ расходов на реализацию по общему их объему, составу и структуре торговых расходов…………………………………………………..17
2.2 Факторный анализ расходов на реализацию розничной торговой организации……………………………………………………………………...20
2.3 Выявление и обобщение возможностей и прогнозных резервов оптимизации расходов на реализацию при повышении качества обслуживания покупателей……………………………………………………..26
2.4 Разработка рекомендаций по использованию в анализе расходов на реализацию розничной торговой организации современных информационных технологий…………………………………………………..29
Заключение………………………………………………………………………32
Список использованных источников…………………………………………..33

Работа содержит 1 файл

АХД.docx

— 118.12 Кб (Скачать)

Так как расходы на реализацию один из важнейших элементов, определяющий размер прибыли торговой организации, важнейшее значение имеет их анализ с целью выявления резервов снижения.

Задачи анализа расходов по реализации:

         - изучить выполнение плана и  дать объективную оценку соблюдению  их сметы; 

-  выявить резервы сокращения  расходов и разработать меры  по их использованию путем  устранения непроизводительных  затрат, бесхозяйственности, расточительства  и обеспечения наиболее экономного, целесообразного и эффективного  использования средств и труда;

-  изучить динамику  расходов по реализации, выявить  и измерить влияние основных  факторов на их размер.

Таким образом, расходы на реализацию товаров торговым организациям представляют собой затраты, связанные  с доведением товаров от производства до потребления, включая их реализацию конечным потребителям. Основной целью  анализа расходов на реализацию является выявление резервов сокращения расходов.

 

1.2 Источники информации  и показатели оценки расходов  на реализацию розничной торговой  организации.

 

 

Анализ расходов по реализации проводят по данным бухгалтерской и  статистической отчетности, текущего их учета, первичных и сводных  документов, внеучетных источников информации и личных наблюдений.

В балансе по строке «расходы на реализацию» приводятся суммы  издержек обращения и коммерческих расходов, приходящиеся на остаток  нереализованных товаров организации, учитываемые по счету 44 «Расходы на реализацию».

  Фактическая сумма расходов по реализации показывается в квартальных и годовом «Отчете о прибылях и убытках» (форма № 2), «Отчете о финансовых результатах (форма № 5-Ф) и «Отчете о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия» (форма № 5-З).

Месячные данные о расходах по реализации (в целом по торговому  предприятию, хозрасчетным подразделениям и отдельным статьям расходов) можно получить из регистров их синтетического и аналитического учета и машинограмм. Для изучения причин выявленных отклонений от плана и в динамике по расходам по реализации используются данные первичных документов (товарно-транспортных накладных, расчетно-платежных ведомостей на оплату труда и др.), материалы проверок, обследований, личных наблюдений.

Анализ расходов на реализацию обычно начинают с сопоставления  фактических данных с плановыми  и  данными прошлых периодов:

фактическая сумма расходов -  плановая сумма расходов по реализации =абсолютное отклонение (экономию или перерасход).

На основе абсолютных данных нельзя давать объективную оценку выполнения плана и динамики расходов на реализацию. С увеличением объема товарооборота  растет сумма расходов на реализацию и, наоборот, уменьшение товарооборота, как правило, приводит к абсолютной их экономии. Следовательно, анализ торговых расходов следует увязывать с  изучением товарооборота, то есть давать оценку расходам не по сумме, а по их уровню в процентах к товарообороту. Уровень издержек обращения рассчитывается как отношение суммы издержек обращения к объему товарооборота, выражается в %.

Отклонение по уровню расходов на реализацию (от плана или от данных прошлых периодов) называется размером снижения или повышения их уровня. Он показывает, на сколько процентов  к товарообороту фактический  уровень расходов выше или ниже базисного (планового или фактического за прошлый  период).

Темп изменения (снижения или повышения) уровня расходов на реализацию рассчитывается следующим образом:

                                             (1.1)

Где -размер снижения (или) повышения уровня расходов на реализацию, -базисный уровень расходов на реализацию.

Темп изменения показывает, на сколько процентов снизился или  повысился фактический уровень  расходов отчетного периода по отношению  к базисному (плановому или фактическому уровню за прошлый период), если последний  принять за100%.

Для изучения изменений расходов по реализации в динамике фактические  торговые расходы за анализируемый  период сопоставляют не только с данными  за прошлый год (квартал или месяц), но и за ряд прошлых периодов.

Далее переходят к анализу  состава и структуры расходов по реализации, выполнения плана и  динамики отдельных статей расходов. Причем оценку выполнения плана и  динамики статей расходов, сумма которых  находится в прямой зависимости  от изменения объема розничного, следует  давать по их уровню. Статьи расходов, сумма которых не находится в  пропорциональной зависимости от степени  выполнения плана и динамики товарооборота (условно-постоянные расходы), изучают  прежде всего по абсолютным данным.

Изменение тарифов и ставок за услуги, цен на материалы, электроэнергию, топливо и горючее оказывает  влияние на соответствующие статьи и виды расходов. При повышении  или снижении тарифов, ставок и цен  пересчет расходов в сопоставимые показатели производится по каждому виду расходов в отдельности (индексным методом):

                                                                  (1.2)

Где  - фактические расходы отчетного периода (года), - средний индекс цен (тарифов или ставок).

Повышение производительности труда ведет к высвобождению  численности работников и, следовательно, к сокращению расходов на оплату труда.

После изучения влияния факторов на расходы по реализации производят обобщение результатов проведенного факторного анализа и определяют их реальную экономию или перерасход. Чтобы установить причины допущенного перерасхода или экономии, выявить и использовать возможности и резервы снижения расходов, необходимо изучить их в разрезе отдельных статей и видов расходов.

Одной из основных статей расходов являются расходы на оплату труда. Их анализ обычно начинают с изучения и оценки показателей по труду  и заработной плате. Определяют соблюдение запланированной численности работников, изучают ее динамику, эффективность  использования рабочего времени, применяемой  системы организации и оплаты труда, анализируют закономерности изменения товарооборота и израсходованных  средств на оплату труда или темпов роста (снижения) производительности труда  и средней заработной платы на одного работника. Если будет установлено, что темпы роста товарооборота  опережают темпы увеличения суммы  расходов на оплату труда, это значит, что торговое предприятие получило относительную экономию по расходам на заработную плату. Для оценки эффективности использования средств на содержание персонала рассчитывают зарплатоотдачу:

                                                              (1.3)

Где т/о – товарооборот, - сумма израсходованных средств на оплату труда.

Значительный удельный вес  в расходах торговых предприятий  занимают транспортные расходы. Они  учитываются на двух  статьях  «Транспортные расходы, связанные с доставкой товаров в организации торговли и общественного питания» и «Транспортные расходы, по доставке товаров покупателям». Анализ транспортных расходов проводят в целом по статье и по видам используемых транспортных средств. Это позволяет более глубоко изучить и оценить транспортные расходы. Товары от иногородних поставщиков могут поступать как на условиях франко-вагон станция отправления, так и на условиях франко-вагон станция назначения.

Расходы на содержание материально-технической  базы торговли в планировании и учете  отражаются на четырех статьях издержек обращения: «Расходы на аренду на содержание сооружений, помещений и инвентаря», «Расходы на аренду основных средств  и нематериальных активов», «Амортизация основных средств и нематериальных активов», «Затраты и отчисления на ремонт основных средств».

Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений и  инвентаря изучают в разрезе  двух видов затрат:

а) расходы на аренду;

б) расходы на содержание основных средств.

Расходы на содержание основных средств включают целый комплекс затрат, анализ которых проводится по каждому их виду в отдельности.

Анализ расходов на торговую рекламу проводят по общей сумме  и отдельным их видам. По каждому  виду изучают целесообразность и  эффективность расходования средств.

По статье  «Налоги, отчисления и сборы, включаемые в издержки обращения» учитываются экологический налог, налог  на землю, другие обязательные платежи. При проведении анализа  определяют правильность расчета затрат по статье, своевременность уплаты налогов и возможность их оптимизации.

По затратам, связанным  с управлением предприятием (расходы  на содержание административно-управленческого  аппарата, оплата информационных и  вычислительных услуг, канцелярские и  командировочные расходы, оплата услуг  почтовой, телефонной, телеграфной  и факсимильной связи, расходы на повышение квалификации работников, расходы по лизинговым операциям, износ  нематериальных активов и др.), определяют их целесообразность, проведение режима экономии, эффективность произведенных  затрат труда и средств. Особое внимание уделяется выявлению и мобилизации резервов снижения расходов при повышении качества управления предприятиями.

Следовательно, можно сделать  вывод о том, что анализ расходов на реализацию направлен на поиск  резервов снижения их по перечисленным  выше факторам.

 

 

 

 

 

1.3 Организационно-экономические  особенности деятельности розничной  торговой организации.

 

 

Открытое акционерное  общество «Дом обуви» зарегистрировано решением Могилевского облисполкома от 26 июля 2003 г.

Директором ОАО «Дом обуви» является Л. И. Стахейко.

Юридический адрес общества: Республика Беларусь, г. Бобруйск, ул. Горького, д. 41. Учетный номер плательщика: 700089660.

Основным видом деятельности ОАО «Дом обуви» является розничная  торговля обувью. Организация оснащена необходимым оборудованием и  инвентарем, необходимым для розничной  реализации товаров. В организации  имеется 2 автомобиля для перемещения  товаров. Магазин оснащен соответствующим  оборудованием для размещения, экспонирования и продажи товаров (витрины, прилавки, стеллажи), а также кассовым оборудованием. В магазине ОАО «Дом обуви» представлен  широкий ассортимент обуви.

Уставный фонд общества составляет 830000000 (восемьсот тридцать миллионов) рублей.

К органам управления ОАО  «Дом обуви» относятся:

- общее собрание акционеров;

- наблюдательный совет;

- исполнительные органы (директор).

Контрольным органом общества является ревизионная комиссия.

Общее собрание акционеров является высшим органом управления общества. Наблюдательный совет является органом управления, осуществляющим общее руководство деятельности Общества в период между собраниями акционеров. Члены органов общества в соответствии с их компетенцией несут ответственность перед  обществом за убытки, причиненные  обществу их виновными действиями (бездействием), в порядке, установленным законодательством. Директор осуществляют текущее руководство  деятельностью общества.

Контроль за финансовой деятельностью Общества осуществляет ревизионная комиссия.

Основными органами управления в ОАО «Дом обуви» являются общее  собрание акционеров, наблюдательный совет, ревизионная комиссия и директор.  Им подчинены следующие отделы:

- торговый отдел (во  главе с начальником торгового  отдела);

- кадровый отдел (во  главе с начальником сектора  по кадровым вопросам);

- бухгалтерия (во главе  с главным бухгалтером);

 

 

 

 

 

Таблица 1.1- Динамика основных показателей деятельности ОАО «Дом обуви» за 2008-2010гг.

 

Показатель

Фактически за годы

Базисные темпы роста  в% к 2008 году

Цепные темпы роста, %

2008

2009

2010

2009

2010

2009/2008

2010/2009

1

2

3

4

6

7

9

10

Выручка от реализации товаров, услуг, млн р.                                                           в действующих ценах

4606

6174

7050

134,04

153,06

134,04

114,19

в сопоставимых ценах

4606

5607,6

5296,3

121,75

114,99

121,75

94,45

Налоги, включаемые в выручку  от реализации, млн р.

704

921

1057

130,82

150,14

130,82

114,77

Выручка от реализации товаров, услуг (за вычетом налогов, включаемых в выручку) млн р.                                                      

в действующих ценах

3902

5253

5993

134,62

153,59

134,62

114,09

в сопоставимых ценах

3902

4771,1

4502,3

122,27

115,38

122,27

94,37

Себестоимость реализованных товаров, услуг, млн р.

3090

4119

4681

133,30

151,49

133,30

113,64

Валовая прибыль, млн р.

812

1134

1312

139,66

161,58

139,66

115,7

Уровень валовой прибыли  в % к выручке от реализации товаров, услуг

17,629

18,367

18,610

104,19

105,56

104,19

101,32

Расходы на реализацию, млн р.

669

909

1049

135,87

156,80

135,87

115,4

Уровень расходов на реализацию, %

14,52

14,72

14,88

101,38

102,48

101,38

101,09

Прибыль (убыток) от реализации товаров, услуг, млн р.

143,00

225,00

263,00

157,34

183,92

157,34

116,89

Уровень рентабельности продаж, %

3,10

3,64

3,73

117,42

120,32

117,42

102,47

Прибыль (убыток) от внереализационных  доходов и расходов, млн р.

-52

-96

-98

184,62

150,00

184,62

81,25

Прибыль(убыток) за отчетный период, млн

91

127

165

139,56

181,32

139,56

129,92


Окончание таблицы 1.1

Налоги и прочие платежи  из прибыли, млн р.

63

85

122

134,92

193,65

134,92

143,53

Чистая прибыль (убыток). млн р.

28

42

43

150,00

153,57

150,00

102,38

Среднесписочная численность  работников, чел.

42

44

41

102,38

97,6

102,38

93,18

Выработка на 1 работника, млн р.                             в действующих ценах

109,67

140,31

171,95

127,94

156,79

127,94

122,55

в сопоставимых ценах

109,67

127,45

129,18

116,21

117,79

116,21

101,36

Среднегодовая стоимость  основных средств, млн р.

2415

2506

2620

103,77

108,49

103,77

104,55

Фондоотдача, р.

1,91

2,46

2,69

128,80

140,84

128,80

109,34

Среднегодовая стоимость  товарных запасов, млн р

684

752

760

 

 

 

1,09

 

 

 

1,11

1,09

1,01

Товарооборачиваемость, дни

53,46

43,85

38,8

 

82,02

 

72,58

82,02

88,48

Коэффициент текущей ликвидности

1,15

1,14

1,13

99,13

98,26

99,13

99,12

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

0,13

0,12

0,12

92,31

92,31

92,31

100,00


 

Примечание – источник: собственная разработка на основе данных приложения А, Б, В, Г, Д.

 

Как видно из данных таблицы 1.1, выручка от реализации товаров, услуг ОАО «Дом обуви» за 2008 год составила 4606 млн. руб.,  за 2009 – 6174 млн. руб., за 2010- 7050 млн. руб. Темп роста выручки от реализации  2009 г. к 2008 г. в действующих ценах составил 134,04 %, в сопоставимых ценах - 121,75; 2010г. к 2008 г.153,06%, в сопоставимых ценах – 114,99%  . Это произошло за счет увеличения числа покупателей.

Себестоимость реализованных  товаров, услуг за 2008 год составила 3090 млн. руб., за 2009г.-4119 млн. руб., за 2010 г.- 4681 млн. руб.. Темп роста себестоимости товаров 2009 г. к 2008 г. в действующих ценах составил 133,3, 2010г. к 2008 г.151,49%.

Расходы на реализацию 2008 года по сравнению с 2009г.  увеличились  на 240 млн. руб., или на 35,87 %, в 2010 г. по сравнению с 2009г. увеличились на 149 млн руб., или на 15,4 % , что и обусловило увеличение их уровня в 2009г. на 0,2 % к обороту, в 2010г. на 0,16% к обороту. Такая ситуация свидетельствует об ухудшении эффективности использования текущих затрат. В результате увеличения уровня расходов на реализацию продукции сумма относительного перерасхода составила в 2009г. 12,348 млн. руб. (+0,2 × 6174/ 100).,в 2010г. 11,28 млн. руб.( +0,16×7050/100)

Информация о работе Ревизия расходов на реализацию торговой организации