Планирование и прогнозирование деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Сущность планирования в рыночной экономике состоит в том, чтобы наилучшим образом обосновать такие виды, объемы, сроки и другие показатели производства и продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг, которые при умелом использовании имеющихся ресурсов могут принести предприятию наибольший доход. Из этого экономического положения вытекают два важных в теории планирования метода обоснования и максимизации плановой прибыли на каждом предприятии: сокращение расхода применяемых ресурсов и приращение используемого капитала.

Содержание

Содержание:
Введение…………………………………………………………………………1
Глава I: Планирование и прогнозирование деятельности предприятия
1.1 Предмет, методы и принципы планирования предприятия………………2
1.2 Виды и содержание внутрихозяйственного планирования……………….4
1.3 Выбор стратегии……………………………………………………..............7
1.4 Прогнозирование как начальный этап планирования…………….............9
1.5 Прогноз как условие снижения рисков предприятия……………………11
1.6 Сбалансированность долгосрочных и текущих планов…………………12
Глава II: Управленческий учет
2.1. Виды информации управленческого учета………………………………14
2.2. Организация управленческого учета……………………………………..15
Глава III: Бюджетирование в системе планирования предприятия
3.1. Планирование как функция управления…………………………………16
3.2.Организация бюджетирования. Бюджетный цикл……………………….17
3.3. Понятие «бюджет». Особенности и разновидности бюджетов………...19
Заключение…………………………………………………………………….22
Список литературы……………………………………………………………23
Приложения

Работа содержит 1 файл

курсовая_2_курс.docx

— 70.36 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Бюджетирование в системе планирования предприятия

 

3.1. Планирование как функция управления

Прежде чем начать какое-то дело, руководитель предприятия должен тщательно продумать, что именно, к какому сроку, какими способами и средствами он должен достичь своей цели. Конечным результатом должно стать построение модели производственного (торгового) процесса, направленного на достижение этой цели. Таким образом, управлениеэто воздействие на процесс труда или иной деятельности, направленное на достижение поставленной цели путем наиболее эффективного использования ресурсов11.

Процесс управления складывается из прогнозирования, планирования, организации, координации и регулирования, учета, анализа и контроля. Эти составляющие можно назвать функциями управления.

Планирование как одна из важнейших функций управления включает два основных типа деятельности:

  1. подготовка программ процесс принятия решений по основным направлениям деятельности, в который входит разработка среднесрочных и долгосрочных планов для реализации принятой стратегии;
  2. разработка бюджетов (смет) процесс планирования деятельности отдельных подразделений или функций и всей организации в целом на последующий период, обычно год.

 

В процессе планирования рассматриваются  и оцениваются альтернативные варианты будущего развития, из которых выбирается наилучший.

Выбор той или иной формы  планирования зависит от многих факторов. Главный фактор – специфика предприятия. На форму планирования оказывают  влияния и факторы внешней  среды.

Основная задача планированияразработка мероприятий, которые необходимо выполнить, чтобы предприятие могло эффективно работать в будущем. Поэтому средства и методы, применяемые для принятия плановых решений, служат связующим звеном в процессе планирования. Они в значительной мере определяют научно-технический уровень планирования и качество планов.

 

3.2. Организация бюджетирования. Бюджетный цикл.

Бюджетирование (budgeting), является самым детализированным уровнем планирования, представляет собой процесс подготовки отдельных бюджетов по структурным подразделениям или функциональным сферам организации, разрабатываемых на основе утвержденных высшим руководством программ.

Главная цель бюджетирования – формирование информации для управления предприятием с целью увеличения прибыли при финансовой стабильности предприятия. Бюджетирование является одной из составных частей планирования, поэтому оно необходимо в системе управления предприятием и конкретизирует цели планирования.

Для того чтобы процесс  бюджетирования стал эффективным, необходимо провести подготовительные работы. Основные из них:

  • Проектирование и утверждение финансовой структуры предприятия.
  • Разработка структуры генерального бюджета предприятия.
  • Утверждение бюджетной политики. Сама бюджетная политика по форме аналогична учетной политике и разрабатывается с целью определения и закрепления принципов формирования показателей бюджетных статей, методов их оценки
  • Разработка регламента бюджетирования. Это установление временного периода бюджетирования, процедур планирования, форматов бюджетов, программы действий каждого из участников процесса бюджетирования.

Можно представить систему планирования и бюджетирования на предприятии в виде схемы (рис. 1. 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.1. Система планирования и бюджетирования на предприятии12

Полноценное бюджетное планирование на предприятии невозможно без учета цикла деловой активности, отраслевого цикла, цикла развития предприятия и жизненного цикла продукта. Анализ разных моделей роста и стабилизации предприятия показал, что на каждом этапе его развития должны формироваться своя финансовая политика и данные, предоставляемые управленческим учетом в соответствии с основополагающей моделью развития предприятия.

Главные факторы, которые необходимо учитывать при построении соответствующей модели бюджетирования, должны быть разделены на основные внутрифирменные факторы, оказывающие влияние на построение модели бюджетирования, и факторы, имеющие значение при влиянии собственника на процесс бюджетирования.

Основные внутрифирменные  факторы – это следующие виды ресурсов:

  1. финансовые ресурсы (собственные и заемные);
  2. человеческие ресурсы (особенно на исполнительском и высшем управленческом уровнях);
  3. бизнес-ресурсы (отношения с покупателями и поставщиками, производственный процесс, доля рынка, репутация и др.)
  4. информационные ресурсы

Факторы, имеющие значение при влиянии собственника на процесс бюджетирования:

  1. цели собственника в бизнесе;
  2. степень делегирования собственником своих полномочий наемным работникам;
  3. умение собственника сочетать личные цели с целями своего предприятия;
  4. предпринимательские способности собственника предприятия.13

 

Система бюджетирования, как  и любая система, не может функционировать  без соблюдения определенных условий

Первым компонентом бюджетирования выступает аналитический блок, который включает в себя определенную методическую базу разработки, контроля, анализа, исполнения сводного бюджета.

Второй компонент – учетный блок бюджетного процесса. Для бюджетирования на предприятии должна существовать система управленческого учета, то есть система количественной информации о деятельности хозяйствующего субъекта, позволяющая отслеживать реальные финансовые состояния, движения товарно-материальных ценностей, финансовые потоки, и хозяйственные операции.

 Организационная структура и система управления между подразделениями составляют третий компонент бюджетного процесса — организационный блок.

Четвертый компонент инфраструктуры бюджетирования — программно-технический блок. Это все используемые на данном предприятии программно-технические средства, задействованные в бюджетном процессе.

 

Таким образом, инфраструктура бюджетного процесса состоит из четырех тесно взаимосвязанных  блоков.

 

Бюджетный цикл включает в себя следующие этапы:

  1. постановка целей на бюджетный период;
  2. сбор информации для разработки проекта бюджета;
  3. анализ и обобщение собранной информации, формирование проекта бюджета;
  4. оценка проекта бюджета и при необходимости его корректировка;
  5. утверждение бюджета;
  6. исполнение бюджета и текущая корректировка его показателей;
  7. текущий и итоговый анализ отклонений;
  8. представление отчета о выполнении бюджета и анализ достижения целей предприятия за отчетный период;
  9. выработка рекомендаций для корректировки бюджета текущего периода и создания будущих бюджетов.

Информация о работе Планирование и прогнозирование деятельности предприятия