Планирование и прогнозирование деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 21:14, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования определяется следующими обстоятельствами. На современном этапе экономических преобразований одной из важнейших задач формирования эффективной системы управления хозяйствующими субъектами является дальнейшее развитие теории и практики внутрифирменного планирования и регулирования производства. Недооценка внутрифирменного планирования в деятельности субъектов рыночной экономики привела к резкому снижению конкурентоспособности предприятий, разбалансированию их производственного потенциала, нарушению принципов и методов управления, созданию конфликтных ситуаций с работниками и партнерами и в целом негативно повлияла на конечные результаты их работы. В современных условиях значение планирования и прогнозирования резко возрастает, так как только их проведение позволяет эффективно достигать приоритетных целей развития предприятия.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….…3
ГЛАВА1. Теоретические основы планирования и прогнозирования
1.1. Сущность, виды и методы прогнозирования……………….5
1.2 Сущность, структура, принципы и методы планирования...7
1.3 Система планов предприятия………………………………...15
ГЛАВА 2. Анализ процессов планирования и прогнозирования на предприятии
2.1. Характеристика предприятия и виды выпускаемой продукции ОАО « МКС»………………………………………....22
2.2. Анализ процессов планирования и прогнозирования на ОАО «МКС»……………………………………………………………...24
ГЛАВА 3. Совершенствование системы планирования и прогнозирования ОАО « МКС»………………………………………....30
Заключение…………………………………………………………..……39
Список литературы…………………...…………………………………..41
Приложение……………………………………………………………….43

Работа содержит 1 файл

старая версия Планирование и прогнозирование деятельности предприятия.doc

— 266.50 Кб (Скачать)

     Содержание

     Введение  ……………………………………………………………….…3

    ГЛАВА1. Теоретические основы планирования и прогнозирования

      1.1. Сущность, виды и методы прогнозирования……………….5

      1.2 Сущность, структура, принципы и методы  планирования...7

      1.3 Система  планов предприятия………………………………...15

    ГЛАВА 2. Анализ процессов планирования и прогнозирования на предприятии

      2.1. Характеристика предприятия и виды выпускаемой продукции ОАО « МКС»………………………………………....22

      2.2. Анализ процессов планирования и прогнозирования на ОАО «МКС»……………………………………………………………...24

         ГЛАВА 3. Совершенствование системы планирования  и прогнозирования ОАО « МКС»………………………………………....30

     Заключение…………………………………………………………..……39

     Список  литературы…………………...…………………………………..41

     Приложение……………………………………………………………….43 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Актуальность  темы исследования определяется следующими обстоятельствами. На современном этапе экономических преобразований одной из важнейших задач формирования эффективной системы управления хозяйствующими субъектами является дальнейшее развитие теории и практики внутрифирменного планирования и регулирования производства. Недооценка внутрифирменного планирования в деятельности субъектов рыночной экономики привела к резкому снижению конкурентоспособности предприятий, разбалансированию их производственного потенциала, нарушению принципов и методов управления, созданию конфликтных ситуаций с работниками и партнерами и в целом негативно повлияла на конечные результаты их работы. В современных условиях значение планирования и прогнозирования резко возрастает, так как только их проведение позволяет эффективно достигать приоритетных целей развития предприятия. 

     Целью выполнения курсовой работы является закрепление полученных

теоретических знаний, сопоставление  теории с практикой.

     Основной  задачей является выработка навыков работы с учебной и научной литературой, знакомство с проблемами планирования и прогнозирования в экономической деятельности предприятий, приобретение опыта по разработке и реализации управленческих решений в сфере деятельности предприятия.

     Предметом работы является планирование и прогнозирование  деятельности предприятия, объектом исследования являются отношения по поводу деятельности предприятия  ОАО Молочный комбинат «Ставропольский».

     В курсовой работе рассмотрены следующие теоретические вопросы: 

     - сущность, виды и методы прогнозирования;

     - сущность, структура, принципы и методы планирования;

     - система планов предприятия.

     А также в практической части был сделан анализ процессов планирования и прогнозирования деятельности предприятия на примере ОАО «МКС».

     Планирование  призвано обеспечить взаимодействие между  отдельными структурными подразделениями  предприятия, включая всю технологическую  цепочку: научные исследования и  разработки, организацию производства продукции, ремонтно-эксплуатационные работы. Внутрифирменное планирование опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной рыночной конъюнктуры.

     Все это говорит о необходимости  проведения научных исследований, связанных с разработкой направлений и методов совершенствования внутрифирменного планирования с учетом особенностей развития и управления экономикой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ.

     1.1 СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ.

     В условиях рыночной экономики деятельность предприятий в значительной степени  зависит от того, насколько достоверно они могут предвидеть перспективы  своего развития в будущем, т.е. от прогнозирования. Прогноз - предположительная оценка будущего состояния предприятия. Предприятия используют прогнозы с целью предусмотрения возможных вариантов развития своего бизнеса, они прогнозируют будущие события или условия их возникновения.

     Различают три основных вида прогноза: технологический, экономический и прогноз объема продаж (спроса).

     Технологические прогнозы охватывают уровень развития НТП или технологическое развитие в сферах, непосредственно влияющих на производство, в котором осуществляется прогноз. Например, предприятие, выпускающее  компьютеры, интересует перспективы расширения объема памяти на дискетах, т.к. они являются дополнительной продукцией для использования компьютеров, а предприятие, использующее вредные, токсичные вещества в своем производстве, интересует разработка технологий по очистке и утилизации отходов.

     Развитие  НТП приводит к появлению новых  товаров и услуг, а те, в свою очередь, составляют серьезную конкуренцию  существующим предприятиям. Грамотно сделанный прогноз позволит сэкономить финансовые ресурсы, предскажет развитие новых технологий даже если научно-технические изменения не повлияли на производство продукции.

     Экономический прогноз позволяет предусмотреть  будущее состояние экономики, процентные ставки и другие факторы, влияющие на развитие любого предприятия. От результатов экономического прогноза зависят такие решения как: расширение или сокращение производственных мощностей; заключение новых договоров; увольнение или наем рабочих и т.д.

     Представление о реальном уровне спроса на продукцию  предприятия на конкретный период в будущем дает прогноз объема продаж. Такой прогноз является основой для планирования и проведения экономических расчетов. На спрос влияют множество факторов, учет которых можно выявить с помощью составления прогноза объема продаж (спроса). В качестве базы для будущего прогноза используются такие показатели, как уровень спроса в предшествующем периоде, демографические изменения, изменения рыночных долей отраслевых организаций, динамику политической ситуации, интенсивность рекламы, конкурентов и др.

     Составление прогнозов осуществляется с помощью  следующих методов прогнозирования. Экстраполяционные методы основаны на предположении, что будущие события  определяются прошлым. Например, анализ изменения объема продаж во времени  предлагает выделение трех составляющих: тренда; сезонных колебаний; случайных изменений. Тренд описывает общую тенденцию развития; сезонные колебания показывают колебание спроса от времени года; случайные изменения - изменения трудно определяемых случайных факторов. В условиях нестабильности и неопределенности внешних факторов методы экстрополяции редко применяются.

     Методы  экспертных оценок основаны на статической  обработке оценок, полученных путем  опроса высококвалифицированных специалистов в соответствующих узких областях. К ним относят такие методы как метод Дельфи, методы коллективной генерации идей, последовательного выбора, парных сравнений, балльной оценки, оценки вероятностей, ранжирования ряда. Все эти методы базируются на разнообразных спроектированных алгоритмах оценки субъективных мнений экспертов (специалистов).

     Метод Дельфи предполагает проведение опроса членов группы экспертов и дальнейшее циркуляционное ознакомление членов группы с мнением коллег и лиц, заинтересованных в итогах экспертизы с целью достижения группового консенсуса.

     Метод коллективной генерации идей (“мозговая  атака”) предполагает проведение дискуссии, в которой допускаются высказывания любых, самых парадоксальных мнений, оригинальных идей и предложений. После  проведения опроса производится оценка его качества и обработка суждений экспертов.

     Причинно-следственные методы основаны на применении регрессиональных математических методах и нейросетевых моделей (НСМ). Регрессионные модели базируются на составлении статистических уравнений, позволяющих определить значения некоторых переменных и оценить их влияние на искомую величину. Например, разрабатывается регрессионная модель прогнозирования объема продаж в зависимости от уровня цен и от затрат на рекламу. НСМ получили в последнее время наибольшее распространение, чем регрессиональные модели, т.к. позволяют получить более достоверные результаты, с помощью выявления нелинейных взаимосвязей между параметрами. НСМ позволяют выявлять неочевидные, существенные системные связи при моделировании сложных систем. С помощью НСМ можно учитывать при составлении объема продаж такие неопределенные факторы как: поведение конкурентов; время года; изменение рыночных долей; интенсивность рекламы и т.д. 
 
 
 
 

     1.2 СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ.

     Планирование  является одним из наиважнейших процессов, от которого зависит эффективность деятельности компании.

     Планирование  представляет собой функцию управления. Сущность этого процесса заключается  в логичном определении развития предприятия, постановке целей для  любого сектора деятельности и работы каждого структурного подразделения, что необходимо в современных условиях. При осуществлении планирования ставятся задачи, определяются материальные, трудовые и финансовые средства для их достижения и сроки исполнения, а также последовательность их реализации.

     Кроме того, анализируются и выявляются факторы, имеющие влияние на развитие деятельности предприятия, для своевременного предотвращения их на стадии возникновения  в случае их негативного влияния.

     Таким образом, можно сказать, что планирование как функция управления означает стремление учитывать заблаговременно все внешние и внутренние факторы, которые обеспечивают подходящие условия для нормального функционирования и развития предприятия. Оно также определяет разработку комплекса мероприятий, устанавливающих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее результативного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всем предприятиям. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимосвязь между отдельными структурными подразделениями предприятия, которые содержат всю технологическую цепочку. Такая деятельность основывается на обнаружении и прогнозировании спроса потребителей, анализе и оценке имеющихся в наличии ресурсов и перспектив развития конъюнктуры. Отсюда следует необходимая увязка планирования с маркетингом и контролем для постоянной корректировки показателей производства и сбыта в связи с изменениями спроса на рынке. Планирование охватывает как текущий, так и перспективный временной период и осуществляется в виде прогнозирования и программирования.

     Процесс планирования подразумевает постановку определенных целей, разработку мероприятий  по достижению этих целей, а также  политику предприятия на долгосрочную перспективу.

     Для управления планирование являет собой этап, от которого во многом зависит развитие.

     Большое влияние на планирование оказывает  грамотность руководства, квалификация специалистов, вовлеченных в данный процесс, достаточность ресурсов, необходимых  для осуществления процесса (компьютерная техника и пр.), информативная база.

     Конечно, иногда факторы, оказывающие влияние  на процесс планирования на предприятии, зависят от специфики деятельности, от региональной принадлежности, но при  наличии квалифицированного кадрового состава и компетентного руководства все недостатки могут быть ликвидированы в короткие сроки.

     Структура планов зависит от таких факторов, как функция предприятия, а также  его внутренняя административно-хозяйственная  структура. Каждое структурное подразделение разрабатывает собственный план, который в итоге сводится в общий план предприятия. Необходима отлаженная система сбора информации с каждой службы для более точного планирования. Это сложный процесс, но его отладка приводит к прогнозированию с наименьшим процентом отклонений в дальнейшем от фактических данных, что сокращает риск возникновения негативных факторов, влияющих на снижение финансового результата в целом.

     Как правило, ситуация иногда складывается таким образом, что одна служба предприятия  не осведомлена о том, что входит в обязанности другой.

     Эти структурные подразделения работают по одному заданию, указанному в плане, что и связывает их. Наиболее эффективным  направлением планирования является такое, которое учитывает все необходимые  правила, а именно:

     1) обоснование всех элементов и  этапов плана;

     2) контроль четкого исполнения  плана его участниками;

     3) постоянный учет и контроль, а  также внесение корректировок  в план и его исполнение.

     Планы можно сгруппировать следующим  образом.

     По  срокам исполнения:

     1) оперативно-календарные;

     2) текущие;

Информация о работе Планирование и прогнозирование деятельности предприятия