Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 21:14, курсовая работа
Актуальность темы исследования определяется следующими обстоятельствами. На современном этапе экономических преобразований одной из важнейших задач формирования эффективной системы управления хозяйствующими субъектами является дальнейшее развитие теории и практики внутрифирменного планирования и регулирования производства. Недооценка внутрифирменного планирования в деятельности субъектов рыночной экономики привела к резкому снижению конкурентоспособности предприятий, разбалансированию их производственного потенциала, нарушению принципов и методов управления, созданию конфликтных ситуаций с работниками и партнерами и в целом негативно повлияла на конечные результаты их работы. В современных условиях значение планирования и прогнозирования резко возрастает, так как только их проведение позволяет эффективно достигать приоритетных целей развития предприятия.
Введение ……………………………………………………………….…3
ГЛАВА1. Теоретические основы планирования и прогнозирования
1.1. Сущность, виды и методы прогнозирования……………….5
1.2 Сущность, структура, принципы и методы планирования...7
1.3 Система планов предприятия………………………………...15
ГЛАВА 2. Анализ процессов планирования и прогнозирования на предприятии
2.1. Характеристика предприятия и виды выпускаемой продукции ОАО « МКС»………………………………………....22
2.2. Анализ процессов планирования и прогнозирования на ОАО «МКС»……………………………………………………………...24
ГЛАВА 3. Совершенствование системы планирования и прогнозирования ОАО « МКС»………………………………………....30
Заключение…………………………………………………………..……39
Список литературы…………………...…………………………………..41
Приложение……………………………………………………………….43
Содержание
Введение ……………………………………………………………….…3
ГЛАВА1. Теоретические основы планирования и прогнозирования
1.1. Сущность,
виды и методы прогнозирования…
1.2 Сущность, структура, принципы и методы планирования...7
1.3 Система
планов предприятия………………………………
ГЛАВА 2. Анализ процессов планирования и прогнозирования на предприятии
2.1. Характеристика предприятия и виды выпускаемой продукции ОАО « МКС»………………………………………....22
2.2. Анализ процессов
планирования и прогнозирования на ОАО
«МКС»……………………………………………………………..
ГЛАВА 3. Совершенствование системы планирования и прогнозирования ОАО « МКС»………………………………………....30
Заключение………………………………………
Список
литературы…………………...…………………………
Приложение………………………………………
Введение
Актуальность темы исследования определяется следующими обстоятельствами. На современном этапе экономических преобразований одной из важнейших задач формирования эффективной системы управления хозяйствующими субъектами является дальнейшее развитие теории и практики внутрифирменного планирования и регулирования производства. Недооценка внутрифирменного планирования в деятельности субъектов рыночной экономики привела к резкому снижению конкурентоспособности предприятий, разбалансированию их производственного потенциала, нарушению принципов и методов управления, созданию конфликтных ситуаций с работниками и партнерами и в целом негативно повлияла на конечные результаты их работы. В современных условиях значение планирования и прогнозирования резко возрастает, так как только их проведение позволяет эффективно достигать приоритетных целей развития предприятия.
Целью выполнения курсовой работы является закрепление полученных
теоретических знаний, сопоставление теории с практикой.
Основной задачей является выработка навыков работы с учебной и научной литературой, знакомство с проблемами планирования и прогнозирования в экономической деятельности предприятий, приобретение опыта по разработке и реализации управленческих решений в сфере деятельности предприятия.
Предметом работы является планирование и прогнозирование деятельности предприятия, объектом исследования являются отношения по поводу деятельности предприятия ОАО Молочный комбинат «Ставропольский».
В курсовой работе рассмотрены следующие теоретические вопросы:
- сущность, виды и методы прогнозирования;
- сущность, структура, принципы и методы планирования;
- система планов предприятия.
А также в практической части был сделан анализ процессов планирования и прогнозирования деятельности предприятия на примере ОАО «МКС».
Планирование призвано обеспечить взаимодействие между отдельными структурными подразделениями предприятия, включая всю технологическую цепочку: научные исследования и разработки, организацию производства продукции, ремонтно-эксплуатационные работы. Внутрифирменное планирование опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной рыночной конъюнктуры.
Все
это говорит о необходимости
проведения научных исследований, связанных
с разработкой направлений и методов совершенствования
внутрифирменного планирования с учетом
особенностей развития и управления экономикой.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ.
1.1 СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ.
В условиях рыночной экономики деятельность предприятий в значительной степени зависит от того, насколько достоверно они могут предвидеть перспективы своего развития в будущем, т.е. от прогнозирования. Прогноз - предположительная оценка будущего состояния предприятия. Предприятия используют прогнозы с целью предусмотрения возможных вариантов развития своего бизнеса, они прогнозируют будущие события или условия их возникновения.
Различают три основных вида прогноза: технологический, экономический и прогноз объема продаж (спроса).
Технологические
прогнозы охватывают уровень развития
НТП или технологическое
Развитие НТП приводит к появлению новых товаров и услуг, а те, в свою очередь, составляют серьезную конкуренцию существующим предприятиям. Грамотно сделанный прогноз позволит сэкономить финансовые ресурсы, предскажет развитие новых технологий даже если научно-технические изменения не повлияли на производство продукции.
Экономический
прогноз позволяет
Представление о реальном уровне спроса на продукцию предприятия на конкретный период в будущем дает прогноз объема продаж. Такой прогноз является основой для планирования и проведения экономических расчетов. На спрос влияют множество факторов, учет которых можно выявить с помощью составления прогноза объема продаж (спроса). В качестве базы для будущего прогноза используются такие показатели, как уровень спроса в предшествующем периоде, демографические изменения, изменения рыночных долей отраслевых организаций, динамику политической ситуации, интенсивность рекламы, конкурентов и др.
Составление
прогнозов осуществляется с помощью
следующих методов
Методы
экспертных оценок основаны на статической
обработке оценок, полученных путем
опроса высококвалифицированных
Метод Дельфи предполагает проведение опроса членов группы экспертов и дальнейшее циркуляционное ознакомление членов группы с мнением коллег и лиц, заинтересованных в итогах экспертизы с целью достижения группового консенсуса.
Метод
коллективной генерации идей (“мозговая
атака”) предполагает проведение дискуссии,
в которой допускаются
Причинно-следственные
методы основаны на применении регрессиональных
математических методах и нейросетевых
моделей (НСМ). Регрессионные модели
базируются на составлении статистических
уравнений, позволяющих определить
значения некоторых переменных и оценить
их влияние на искомую величину. Например,
разрабатывается регрессионная модель
прогнозирования объема продаж в зависимости
от уровня цен и от затрат на рекламу. НСМ
получили в последнее время наибольшее
распространение, чем регрессиональные
модели, т.к. позволяют получить более
достоверные результаты, с помощью выявления
нелинейных взаимосвязей между параметрами.
НСМ позволяют выявлять неочевидные, существенные
системные связи при моделировании сложных
систем. С помощью НСМ можно учитывать
при составлении объема продаж такие неопределенные
факторы как: поведение конкурентов; время
года; изменение рыночных долей; интенсивность
рекламы и т.д.
1.2 СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ.
Планирование является одним из наиважнейших процессов, от которого зависит эффективность деятельности компании.
Планирование представляет собой функцию управления. Сущность этого процесса заключается в логичном определении развития предприятия, постановке целей для любого сектора деятельности и работы каждого структурного подразделения, что необходимо в современных условиях. При осуществлении планирования ставятся задачи, определяются материальные, трудовые и финансовые средства для их достижения и сроки исполнения, а также последовательность их реализации.
Кроме того, анализируются и выявляются факторы, имеющие влияние на развитие деятельности предприятия, для своевременного предотвращения их на стадии возникновения в случае их негативного влияния.
Таким образом, можно сказать, что планирование как функция управления означает стремление учитывать заблаговременно все внешние и внутренние факторы, которые обеспечивают подходящие условия для нормального функционирования и развития предприятия. Оно также определяет разработку комплекса мероприятий, устанавливающих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее результативного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всем предприятиям. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимосвязь между отдельными структурными подразделениями предприятия, которые содержат всю технологическую цепочку. Такая деятельность основывается на обнаружении и прогнозировании спроса потребителей, анализе и оценке имеющихся в наличии ресурсов и перспектив развития конъюнктуры. Отсюда следует необходимая увязка планирования с маркетингом и контролем для постоянной корректировки показателей производства и сбыта в связи с изменениями спроса на рынке. Планирование охватывает как текущий, так и перспективный временной период и осуществляется в виде прогнозирования и программирования.
Процесс планирования подразумевает постановку определенных целей, разработку мероприятий по достижению этих целей, а также политику предприятия на долгосрочную перспективу.
Для управления планирование являет собой этап, от которого во многом зависит развитие.
Большое влияние на планирование оказывает грамотность руководства, квалификация специалистов, вовлеченных в данный процесс, достаточность ресурсов, необходимых для осуществления процесса (компьютерная техника и пр.), информативная база.
Конечно, иногда факторы, оказывающие влияние на процесс планирования на предприятии, зависят от специфики деятельности, от региональной принадлежности, но при наличии квалифицированного кадрового состава и компетентного руководства все недостатки могут быть ликвидированы в короткие сроки.
Структура планов зависит от таких факторов, как функция предприятия, а также его внутренняя административно-хозяйственная структура. Каждое структурное подразделение разрабатывает собственный план, который в итоге сводится в общий план предприятия. Необходима отлаженная система сбора информации с каждой службы для более точного планирования. Это сложный процесс, но его отладка приводит к прогнозированию с наименьшим процентом отклонений в дальнейшем от фактических данных, что сокращает риск возникновения негативных факторов, влияющих на снижение финансового результата в целом.
Как правило, ситуация иногда складывается таким образом, что одна служба предприятия не осведомлена о том, что входит в обязанности другой.
Эти
структурные подразделения
1) обоснование всех элементов и этапов плана;
2) контроль четкого исполнения плана его участниками;
3) постоянный учет и контроль, а также внесение корректировок в план и его исполнение.
Планы можно сгруппировать следующим образом.
По срокам исполнения:
1) оперативно-календарные;
2) текущие;
Информация о работе Планирование и прогнозирование деятельности предприятия