Прогнозирование и планирование деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Планирование у многих людей в нашей стране ассоциируется с понятием «плановая экономика» и представляется как нечто противоположное рыночной экономике. На самом же деле планирование не является понятием, присущим лишь советской модели хозяйствования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

ГЛАВА I. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………....5

1.1. Понятие планирования и прогнозирования………….......………5

1.2. Формулирование программы предприятия……….……………17

1.3. Стратегия планирования………………………….......…............18

1.4. Разработка стратегии роста предприятия………………..……..21

ГЛАВА II. ПЛАНИРОВАНИЕ МАРКЕТИНГА……………..………….24

2.1. Понятие бизнес-плана………………………..…………………..24

2.2. Разработка бизнес-плана………………………………...……….25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………….......…......33

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ-алия 67.37.doc

— 156.50 Кб (Скачать)
 

                                          СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

ГЛАВА I. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………....5

           1.1. Понятие планирования и прогнозирования………….......………5

           1.2. Формулирование программы предприятия……….……………17

           1.3. Стратегия планирования………………………….......…............18

           1.4. Разработка стратегии роста предприятия………………..……..21

ГЛАВА II. ПЛАНИРОВАНИЕ МАРКЕТИНГА……………..………….24

           2.1. Понятие бизнес-плана………………………..…………………..24

          2.2. Разработка бизнес-плана………………………………...……….25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………….......…......33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                        ВВЕДЕНИЕ 

          Планировать – значит разработать схему будущей деятельности фирмы для получения заданных результатов при установленных затратах в определенный период времени.

К.Л. Хатсон, английский ученый в области управления

      Планирование  у многих людей в нашей стране ассоциируется с понятием «плановая экономика» и представляется как нечто противоположное рыночной экономике. На самом же деле планирование не является понятием, присущим лишь советской модели хозяйствования.

Планирование  деятельности предприятия сулит им немалые выгоды:

  • поощряет руководителей постоянно мыслить перспективно;
  • способствует лучшей координации предпринимаемых предприятием усилий;
  • заставляет более четко формулировать свои цели и задачи;
  • облегчает установление показателей деятельности предприятия для последующего контроля.

     Чтобы достичь поставленных целей, предприятия при планировании своей деятельности должны соблюдать следующие принципы:

  • планирование должно предусматривать необходимую гибкость и способность своевременно реагировать на изменения внешней среды предприятия;
  • планированием должны заниматься в основном те лица, которые должны соответствовать профессиональному уровню тех, кто распоряжается ресурсами предприятия.

     В самом общем виде  планирование предполагает формулирование целей, разработку плана для достижения этих целей и оценку времени, необходимого для выполнения этого плана. При этом цели предприятия носят, как правило, долгосрочный стратегический характер.

     Эффективная деятельность предприятия и фирм в условиях рыночной экономики в значительной степени зависит от того, насколько достоверно они предвидят дальнюю и ближнюю перспективу своего развития, то есть от прогнозирования.

           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  I. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                          

                                           ПРЕДПРИЯТИЯ

               

                   1.1. Понятие планирования и прогнозирования 

           Планирование следует рассматривать как важнейшую функцию управления любой экономической системой, в том числе экономикой рыночного типа, поскольку формирование рыночных отношений связано с развитием предпринимательской деятельности, стратегического менеджмента и систем планирования.

      Планирование – это определение целей развития управляемого                         хозяйственного объекта, методов и  способов его достижения, разработка программ деятельности различной степени детализации на ближайшую и  будущую перспективу.

      Планирование  деятельности предприятий в условиях конкурентной экономики прошло в своем развитии три основных этапа, соответствующих определенным формам организации систем планирования: бюджетно-финансового планирования и контроля, долгосрочного, стратегического планирования.

      Для бюджетно-финансового планирования – главного инструмента управления ресурсами предприятия в основных областях его деятельности (производстве, сбыте, содержании управленческого аппарата) – характерны краткосрочность и внутренняя направленность.

      Системы долгосрочного планирования направлены на внесение в деятельность организации видения перспективы развития. В основе данной системы планирования заложена разработка долгосрочных прогнозов развития внешней экономической среды предприятия и формирование на их основе перспективных целей деятельности.

      Исходным пунктом планирования выступает составление прогноза продаж на несколько лет вперед. Соответственно, все функциональные планы (по маркетингу, производству, материально-техническому обеспечению кадрами и др.) разрабатываются на основе контрольных цифр, определенных в прогнозе продаж, а затем включаются в единый финансовый план организации, который содержит те же показатели, что и традиционный годовой финансовый бюджет, только на больший период времени.

      Методология планирования включает в себя совокупность принципов и методов планирования.

      Принципы  планирования отражают основные правила  организации системы планирования и требования к процессу принятия плановых решений.

      В современных условиях основополагающими  принципами являются:

      - научность планирования - использование инженерных и экономических расчетов, системы норм и нормативов, методики и технологии планирования;

      - комплексность – план должен отражать взаимосвязь основных сфер деятельности предприятия: научно-технической, маркетинговой, производственной, экономической и социальной;

      - информативность – все плановые решения принимаются на основе объективной информации;

      - гибкость – планирование должно обладать способностью менять свою направленность в соответствии с характером возникших непредвиденных обстоятельств;

      - точность – все планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, которая требуется с учетом внешних и внутренних условий функционирования предприятия;

      - принцип участия – означает, что каждый работник предприятия становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемых функций;

      - оптимальность – план должен ориентироваться на максимальное использование внутренних резервов предприятия, что обусловлено наличием многовариантных путей достижения поставленных целей. Предполагает оптимизацию параметров производственной программы предприятия, ассортиментной политики, затрат, направленных на экономное расходование финансовых ресурсов.

      Основные  методы планирования:

      - балансовый метод – увязка потребности и ресурсов предприятия с учетом выбранных приоритетов. Предусматривает составление различных балансов (материальных, производственных мощностей, полуфабрикатов, трудовых ресурсов и рабочих мест, балансов доходов и расходов предприятия);

      - нормативный метод – означает использование в качестве важнейшего инструмента планирования систем норм и нормативов.

      - программно-целевой метод – предназначен для разработки сложных научно-технических программ развития, экологических программ, финансовых программ и программ антикризисного управления, т.е. исходя из стратегических целей развития предприятия;

      - экономико-математические методы – используются при разработке многовариантных планов и оптимизации плановых решений (выбора оптимальной партии и серии выпуска продукции, закрепление ассортимента выпускаемой продукции за оборудованием, оптимизация транспортных потоков);

      - прогнозирование – направлено на изучение перспектив развития макро- и микроэкономики, связано с планированием научно-технического развития предприятия, маркетингом. В практической плоскости оно принимает форму рыночной стратегии предприятия.

      В зависимости от целей, задач и  иерархии управления принято выделять следующие виды планирования:

      - общефирменное (корпоративное) планирование, когда план охватывает деятельность предприятия в целом;

      - внутрифирменное планирование, которое может осуществляться как на уровне предприятий, отделений, филиалов, так и на уровне цехов, участков, рабочих мест.

      В зависимости от целевой направленности планов, методов и подходов, масштаба привлекаемых ресурсов различают:

      - стратегическое планирование – отражает совокупность основных целей предприятия и способов их достижения;

      - тактическое планирование – охватывает более короткий временной горизонт и более ограниченный круг привлекаемых ресурсов;

      - оперативное планирование – заключительный этап процесса непрерывного планирования работы предприятия. Оно дает точную последовательность и взаимосвязь действий и результатов, ведущих к решению тактических плановых задач. Призвано обеспечить бесперебойную, ритмичную и согласованную текущую работу всех подразделений предприятия. Объектами оперативного планирования являются цеха, участки, рабочие места.

      По  содержанию, учитывающему временной  горизонт планирования, выделяют:

      - долгосрочное (перспективное) планирование, охватывающее период свыше трех лет;

      - среднесрочное планирование, в рамках которого период планирования составляет от одного до трех лет;

      - краткосрочное планирование, календарное планирование и диспетчеризация (декада, месяц, квартал, год).

    Эффективная деятельность предприятий в условиях рыночной экономики возможна лишь при  условии разработки планов развития, производственных программ, бизнес-планов.

    Разработка  и обоснование планов развития предприятия  осуществляется на основе системы прогрессивных технико-экономических норм и нормативов.

    Наиболее  совершенный метод разработки норм – расчетно-аналитический, при котором  нормы и нормативы технически обосновываются путем всестороннего  критического анализа состояния  производства, возможных изменений в нем изучения влияния различных факторов. Используются также и такие методы как: хронометраж, фотография рабочего дня и др.

    В основу норм закладываются технико-экономические  и организационные условия работы в плановом периоде.

    Технико-экономические  нормы и нормативы разрабатываются по следующим основным группам:

    - нормы затрат живого труда  (нормы затрат рабочего времени  на единицу продукции, нормы  выработки продукции в единицу  времени, нормы обслуживания, нормативы  численности);

  • нормы материальных затрат (удельные нормы затрат сырья, материалов, топлива, энергии, комплектующих изделий);
  • нормативы использования орудий труда (нормативы использования машин, оборудования, механизмов, сооружений, инструментов);
  • нормативы организации производственного процесса (длительность производственного цикла, объемы незавершенного производства, запасы сырья, материалов, топлива);
  • нормы продолжительности освоения проектных мощностей вводимых в действие предприятий, цехов, агрегатов, установок, производств.

    Назначение  отдельных групп норм и нормативов различно. Нормы затрат живого труда служат в основном для определения уровня производительности труда, использования рабочего времени, установления размеров заработной платы. На основе удельных норм расходов материальных ресурсов и производственной программы определяется потребное количество отдельных видов и марок материальных ресурсов. Нормативы использования орудий труда позволяют рассчитывать уровень использования производственных мощностей. Нормы и нормативы служат для определения издержек производства (себестоимости продукции).

Информация о работе Прогнозирование и планирование деятельности предприятия