Планирование и прогнозирование деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Сущность планирования в рыночной экономике состоит в том, чтобы наилучшим образом обосновать такие виды, объемы, сроки и другие показатели производства и продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг, которые при умелом использовании имеющихся ресурсов могут принести предприятию наибольший доход. Из этого экономического положения вытекают два важных в теории планирования метода обоснования и максимизации плановой прибыли на каждом предприятии: сокращение расхода применяемых ресурсов и приращение используемого капитала.

Содержание

Содержание:
Введение…………………………………………………………………………1
Глава I: Планирование и прогнозирование деятельности предприятия
1.1 Предмет, методы и принципы планирования предприятия………………2
1.2 Виды и содержание внутрихозяйственного планирования……………….4
1.3 Выбор стратегии……………………………………………………..............7
1.4 Прогнозирование как начальный этап планирования…………….............9
1.5 Прогноз как условие снижения рисков предприятия……………………11
1.6 Сбалансированность долгосрочных и текущих планов…………………12
Глава II: Управленческий учет
2.1. Виды информации управленческого учета………………………………14
2.2. Организация управленческого учета……………………………………..15
Глава III: Бюджетирование в системе планирования предприятия
3.1. Планирование как функция управления…………………………………16
3.2.Организация бюджетирования. Бюджетный цикл……………………….17
3.3. Понятие «бюджет». Особенности и разновидности бюджетов………...19
Заключение…………………………………………………………………….22
Список литературы……………………………………………………………23
Приложения

Работа содержит 1 файл

курсовая_2_курс.docx

— 70.36 Кб (Скачать)

Стратегическое  планирование задает перспективные направления развития предприятия, определяет основные виды его деятельности, позволяет увязать в единую систему маркетинговую, проектную, производственную и финансовую деятельность. Стратегический план обеспечивает адаптацию предприятия к внешней среде, к распределению ресурсов и внутреннюю координацию деятельности с целью выявления сильных и слабых сторон.5

Стратегическое планирование призвано обеспечить необходимый экономический  рост и желаемый уровень развития предприятия на предстоящий долгосрочный период.

Каждая фирма уникальна  в своем роде, поэтому и процесс  выработки стратегии специфичен, так как зависит от позиции  фирмы на рынке, динамики ее развития, потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых услуг, состояния  экономики, культурной среды и др. В то же время есть основополагающие моменты, позволяющие говорить о  некоторых обобщенных принципах  выработки стратегии деятельности.

Из ключевых факторов, прежде всего, исследуются сильные стороны  отрасли и сильные стороны  фирмы. Необходимо стремиться к максимальному  использованию имеющихся возможностей. При этом важно искать возможности  развертывания бизнеса в новых  отраслях, обладающих потенциальными задатками для роста.

Анализ ключевых факторов осуществляется по методу SWOT (Strengths, Weakness. Opportunities, Threats - сильные и слабые стороны, возможности и опасности). SWOT - это метод анализа всего предприятия, позволяющий точно определить, какие внутренние аспекты и внешние условия могут послужить основой будущего роста. Стратегия разрабатывается на основе сильных сторон (с одновременным подавлением недостатков), при этом учитываются источники возможностей и опасностей, выявленные во внешней среде.

Оценка стратегии проводится по следующим направлениям:

а) соответствие выбранной  стратегии состоянию и требованиям  окружения. Проверяется то, насколько  стратегия увязана с требованиями со стороны основных субъектов окружения, в какой степени учтены факторы  динамики рынка и жизненного цикла  продукта, приведет ли реализация стратегии  к появлению новых конкурентных преимуществ и т.д.;

б) соответствие выбранной  стратегии потенциалу и возможностям фирмы. В данном случае оценивается  то, насколько выбранная стратегия  соответствует возможностям персонала, финансовым ресурсам фирмы, позволяет  ли существующая структура фирмы  успешно реализовать стратегию, выверена ли программа реализации во времени и т.п.;

в) приемлемость риска, заложенная в стратегии. Оценка оправданности  риска проверяется по трем направлениям: реалистичность предпосылок, заложенных в основу выбора стратегии; негативные последствия для фирмы, к которым  может привести провал стратегии; оправданность  при возможном положительном  результате риска потерь от провала  в реализации стратегии.

Эффективность стратегии. Для ее оценки используют критерии и показатели:

•     экономический  эффект - воздействие стратегии на массу и норму прибыли, чистой прибыли, срок окупаемости инвестиций, объем продаж на внутреннем и внешнем  рынках;

•     социальный эффект - влияние на условия и  привлекательность труда, развитие культуры и образования, качество жизни;

•     экологический  эффект - воздействие на степень  загрязнения окружающей среды, комплексность  использования природных ресурсов;

•     технический (качественный) эффект - изменение уровня новизны, качества, конкурентоспособности  продукции;

•     системный (синергический) эффект - дополнительный доход от продажи  и эксплуатации взаимодополняющих  и сопряженных изделий, систем машин  и т.п.

На основе приведенного анализа  и оценки возможных вариантов  принимается окончательное решение  о выборе наиболее целесообразной стратегии.6

 

 

    1. Прогнозирование как начальный этап планирования

Прогнозирование как любая  хозяйственная деятельность осуществляется на основе упорядоченных правил и  концентрируется на решении целевых  задач, вытекающих из цели предпринимательства.

Прогнозирование деятельности предприятий и фирм – это оценка перспектив их развития на основе анализа конъюнктуры рынка, изменения рыночных условий на предстоящий период.

Основная функция  прогноза – обоснование возможного состояния объекта в будущем и определение альтернативных путей и сроков достижения поставленной цели

Практическая  задача прогнозирования как одного из элементов хозяйственного управления – определить реальность и целесообразность намеченной стратегии, поэтому прогнозирование имеет значительное сходство с планированием.

Начальным этапом экономического прогноза на предприятии является определение  социально-экономического заказа со стороны  общества на выпускаемую продукцию  и выявление на рынке спроса.

Определяя конкретные пути и направления развития предприятия  и сроки осуществления проектов прогнозирование делится на:

  • научно-технический прогноз: основные эксплуатационные параметры нового изделия (материалы, необходимые для производств, оборудование, инструменты, которые потребуются для выпуска изделия, трудоемкость изготовления изделия)
  • экономический прогноз: Потребность рынка в новом изделии (себестоимость изготовления изделия, цена изделия на рынке, объем инвестиций, необходимых для организации производства)

Взаимосвязь технических  и экономических прогнозов помогает определить новые возможности предприятия  в соответствии с потребностями  рынка.

Наиболее общими показателями, которые должен давать прогноз, являются:

  • Вероятность достижения поставленной цели;
  • Капитальные вложения, необходимые на программу;
  • Затраты труда (в человеко-часах);
  • Текущие издержки производства;
  • Прибыль предприятия, получаемая в результате достижения поставленной цели.

Информация о работе Планирование и прогнозирование деятельности предприятия